Формирование познавательной познавательной активности на уроках путём использования современных информационных технологий»


«Формирование познавательной активности на уроках путём использования современных информационных технологий»
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 2» г. Поворино
Агапова Галина Константиновна
    
Очень часто учитель, готовясь к урокам, задумывается о том, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету и активность на протяжении всего урока. Как сделать так, чтобы процесс обучения стал творческим, интересным, приносил удовлетворение и радость?
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. В традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер и компьютерное обучение.
В настоящее время внедрение новых технологий стало неотъемлемой частью современного образования. Применение современных информационных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также даёт широкие возможности для развития самостоятельной деятельности обучающихся.
Развивать информационную культуру необходимо с начальной школы. Начальная школа – это фундамент образования. От того, каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика.
Для формирования познавательной активности, необходимо:
добиваться включенности каждого ученика в активную учебную деятельность на уроке;
учитывать индивидуальные способности каждого ребёнка;
выявлять условия для успешного развития познавательной активности учащихся.
Сегодня утверждается новый тип культуры, в которой информация занимает одно из главных мест в жизнедеятельности людей, способствует формированию материальной и социальной среды жизни человека.
Жизнь в информатизированном обществе открывает перспективы для безграничных и свободных коммуникаций, содействует раскрытию интеллектуальных возможностей людей, высвобождению человеческих ресурсов.
Информационные технологии – это всевозможные способы и методы обмена знаниями, фактами, правилами. Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу процесса обучения составляет получение и преобразование информации.
В настоящее время появляется возможность создания зрелищных компьютерных средств обучения с элементами графики, звука, видео, мультимедиа, гипертекста.
Уроки с использованием информационных технологий особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
Основные цели использования информационных технологий:
1) применение информационных технологий на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
2) использование информационных технологий позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
3) повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
4) расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
5) обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
На уроках математики в начальной школе используются:
1) электронные и интерактивные энциклопедии, мультимедийные приложения;
2) проведение уроков с мультимедийной поддержкой;
3) тестирование с помощью компьютера.
Информационные средства обучения используются на различных этапах урока:
- при объяснении нового материала:  
- при отработке и закреплении навыков:
 - на этапе контроля знаний:
- в самостоятельной работе учащихся:
- в исследовательской деятельности учащихся.
Следует сделать вывод: эффективность уроков с использованием информационных технологий очень высока. Они выполняют определенную образовательную функцию: помогают ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, формируют познавательную активность на уроках математики.
Применение информационных технологий позволило повысить у учащихся компьютерную грамотность, формировать информационную, коммуникативную, межкультурную компетенции, необходимые для творческой социально-ориентированной личности информационного общества.
Дети на уроках заинтересованы, приобщены к творческому поиску и процесс обучения становится не скучным и однообразным, а творческим.