Статья Теоретические и методологические основы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Развитие инклюзивного образования в России


Салихьянова Ляйсан Тауатовна МБОУ башкирская гимназия им. Н. Наджми г. Дюртюли
Теоретические и методологические основы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие инклюзивного образования в России
Основным документом, регулирующим социальную политику в отношении ребенка с ограниченными возможностями, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Именно в этом законе дети-инвалиды определяются как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», а «социальная адаптация ребенка» как «процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы» [7]. Этот закон констатирует, что политика государства в отношении детей является приоритетной. Осуществление государственной политики в отношении детей-инвалидов этот закон относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В 2008 году Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов, государства-участники которой обязуются развивать инклюзивное образование, то есть обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми. Совместное обучение здоровых детей и детей с ограничениями физического развития в обычных общеобразовательных школах - одна из форм активной интеграции детей с ограниченными физическими возможностями в общество. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом наиболее гуманным, поэтому это направление стало одним из главных в российской образовательной политике.
Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в школах, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.
Цель инклюзии - не только интеграция детей с ограниченными образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы учреждения.
На протяжении XX века несколько раз принимались важнейшие документы о правах ребенка, послужившие социально-политическими ориентирами для всего человечества. Необходимость в такой особой защите ребенка, в том числе и больного, «неполноценного», была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека. В Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. В Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, отмечено: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества» [4, с. 230-239].
Положения инклюзивного образования закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).
На необходимость включения детей с отклонениями в развитии в среду обычных детей указывал еще Л.С. Выготский: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми»; и далее: «...глубоко антипедагогично правило, сообразно которому мы, в целях удобства, подбираем однородные коллективы умственно отсталых детей. Делая это, мы идем не только против естественной тенденции в развитии этих детей, но, что гораздо более важно, мы лишаем умственно отсталого ребенка коллективного сотрудничества и общения с другими, стоящими выше него, детьми, усугубляем, а не облегчаем ближайшую причину, обусловливающую недоразвитие его высших функций» [2]. Данные слова ученого, несомненно, относятся ко всем детям с нарушениями развития. В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешённых социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. Лица с ОВЗ - это, люди имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.
Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях является не только веянием времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование представляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Развитие инклюзивного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организация обучения таких детей в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в учреждение интернатного типа. Создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество. Современный этап функционирования системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в России характеризуется диалектическим единством традиционного и инновационного, когда, с одной стороны, необходимо сохранять ранее сложившуюся инфраструктуру, а с другой - выстраивать принципиально новую. Именно в этом контексте и определяются основные векторы развития и модернизация системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в стране. В качестве которых выступают: развертывание инфраструктуры ранней помощи как нового базисного элемента, образовательная интеграция, создание учреждений комбинированного типа, расширение функций специальных коррекционно-образовательных учреждений и специальных дошкольных учреждений, модернизация содержания специального образования, технологическая модернизация содержания специального образования на основе широкого внедрения информационных технологий [5]. Рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы населения, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их трудовой адаптации. Признавая особенные нужды ребенка-инвалида, государства - участники Конвенции разделяют мнение, что помощь ему представляет собой обеспечение эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха. Инклюзивная образовательная среда базируется на методологии, направленной на развитие личности ребенка и признающей его уникальность, неповторимость. И право на реализацию различных потребностей в организации совместной, ведущей для определенного возраста деятельности (игровой, учебной), совместного мира жизни детей.
Развитие инклюзивного образования - процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы.
На сегодняшний день развитие инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.

Литература
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы М., 2003.2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М., 1983. - С. 389. 3. Данилюк Л.Е. Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2011. 4. Конвенция о правах ребенка. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение № 49 (А/44/49). 5. Малофеев Н.Н. Стратегия модернизации отечественной системы специального образования // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции. - СПб. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 6. Смирнова Р.А. Факторы формирования адаптационных стратегий социально уязвимых слоев населения Беларуси // СОЦИС. - 2005. - № 10. 7. Федеральный закон № 124 от 24.07.98. Глава 1, статья 1. - URL: www.rg.ru. 8. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Текстнаучной работы на тему "Механизмы психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья". Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика"
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала профессионального образования. Изменение парадигмы профессионального образования означает необходимость разработки такого его содержания, которое позволит ориентировать учебный процесс на Н.В. Гаврилова, социальный педагог Строительного колледжа № 30 (г. Москва) развитие и всестороннее раскрытие личностного потенциала обучающихся, в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На сегодняшний момент можно выделить следующие проблемы в образовании учащихся с ОВЗ: • отсутствие гибких образовательных стандартов; • несоответствие учебных планов и содержания обучения особым образовательным потребностям лиц с ОВЗ; • отсутствие специальной подготовки педагогических коллективов в плане коррекционной педагогики и специальной психологии; • недостаточное материально-техническое оснащение большинства образовательных учреждений для обучения лиц с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.); • неготовность общества, работодателей к принятию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Каждое образовательное учреждение может моделировать процесс обучения обучающихся с ОВЗ по-разному, используя различные организационные формы, конкретные условия, разрабатывая свой учебный план. При этом особое внимание должно уделяться вопросам проектирования механизмов психологопедагогического сопровождения учащихся с ОВЗ. «Проектирование есть идеальное “промыслива-ние” того, что может быть; а точнее — мысленное конструирование и практическая реализация того, что возможно, или того, что должно быть. Идеальное конструирование (замысел, проектная идея) воплощается во вполне определенном продукте — образовательном проекте, а практическая реализация выступает в качестве целенаправленной деятельности по формированию разного рода ресурсов, делающих данный проект реалистичным и реализуемым» [3]. Под проектированием механизмов психологопедагогического сопровождения лиц с ОВЗ понимается разработка основных процессов, средств, методов, технологий, принципов, которые необходимы для дальнейшего взаимодействия субъектов педагогической деятельности по реализации задач профессионального обучения и максимальной самореализации таких лиц в современных социально-экономических условиях. Были определены следующие принципы проектирования механизмов психолого-педагогического сопровождения и реабилитации лиц с ОВЗ. 1. Принцип ориентации на человека: • подчинение проектируемых механизмов — средств, методов, форм, принципов, технологий реальным потребностям, интересам и возможностям лиц с ОВЗ; • умение отступить, заменить имеющиеся средства, методы другими, наиболее адаптированными для этой категории лиц; • возможность для импровизации; • умение прогнозировать поведение, чувства, действия лиц с ОВЗ. 2. Принцип саморазвития проектируемых механизмов означает, что они должны быть динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению [2]. Логическая структура проектной деятельности включает в себя следующие компоненты: субъект, объ- ект, механизмы (формы, средства, методы, технологии, принципы, результат). Анализ механизмов проектирования предполагал рассмотрение каждой составляющей в отдельности и связей между ними. В ходе анализа выявлялись их сильные и слабые стороны, недостатки, противоречия. При проектировании содержания воспитательнообразовательной деятельности для лиц с ОВЗ учитывались: • адекватное развитие личности; • организация и формирование нового социального опыта; • психолого-педагогическая помощь и поддержка в индивидуальном развитии; • объемы и темпы усвоения программ [1]. Проектирование механизмов психолого-педагоги- ческого сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями включало: • изучение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; • обобщение передового педагогического опыта работы с данным контингентом учащихся; • новые методы, средства, формы обучения и воспитания; • специальные стандарты, учебники, концепции и программы. Дифференциация воспитательного процесса является важной особенностью учреждений, обучающих подростков с ОВЗ. Она связана с уровнями сложности реализуемых программ. Индивидуализация воспитательного процесса выступает как регулирование времени, темпа и организации пространства при освоении социального опыта и содержания образования. Оптимизация учебного процесса при обучении лиц с ОВЗ происходит на основе личностно ориентированной, субъект-субъектной модели педагогического взаимодействия, предполагающей создание условий для психолого-педагогического сопровождения студентов в рамках образования единого психологического пространства для успешного достижения конечного результата обучения. В колледже разработаны рекомендации для преподавателей по изменению методов преподавания в зависимости от особенностей различных групп лиц с ОВЗ, а также по оптимизации взаимодействия с отдельными обучающимися. Составлены рекомендации, касающиеся способов выполнения заданий, которые позволяют избежать в дальнейшем специальной коррекционной работы. При обучении лиц с ОВЗ в колледже используются коррекционные технологии, тренинги общения носят смешанный и развивающе-коррекционный характер, что предупреждает излишнее психическое напряжение, психофизиологические перегрузки, которые могут отрицательно влиять на общее состояние здоровья и успеваемость обучающихся. Ведущими направлениями построения новой парадигмы специальной педагогики становятся гумани- зация, дифференциация, личностно ориентированное обучение, мониторинг, корпоративное волонтерство, сетевое взаимодействие. Разработка и реализация личностно ориентированного обучения требует содержания образования, включающего не только научные знания, но и приемы и методы познания. При этом особое внимание должно уделяться специальным формам взаимодействия субъектов образовательного процесса, характеру и направленности развития обучающегося с ОВЗ, созданию благоприятных условий для формирования его индивидуальности. В содержание заданий включается описание приемов их выполнения в виде алгоритмов действий, правил и т.п. Дидактическая обеспеченность личностно ориентированного образовательного процесса подчинялась следующим требованиям: • учебный материал должен выявлять субъектный опыт обучающихся; • изложение содержания дисциплины преподавателем должно быть направлено на его структурирование, обобщение, на постоянное преобразование личного субъектного опыта обучающегося; • учащемуся должна быть предоставлена возможность выбирать содержание учебного материала, вид и форму выполнения заданий, решения задач; • необходимо, чтобы выявление и оценка способов учебной работы были адекватны способам усвоения знаний, умений и навыков данной категорией обучающихся. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ предполагает: • создание условий для мотивации обучения, проявления индивидуальности и самостоятельности обучающегося, реализации его потребностей в самоутверждении и повышении самооценки (методы, формы, технологии, принципы, средства обучения); • взаимодействие на основе доброжелательности, понимания и принятия обучающегося, сочетающееся с разумной требовательностью, спокойной и аргументированной оценкой деятельности обучающегося [4]; • формирование эмоционально-положительного отношения к учебной и внеучебной деятельности в пространстве личных возможностей, социализацию (корпоративное волонтерство, сетевое взаимодействие); • выявление и развитие потенциальных возможностей лица с определенными ограничениями по здоровью, помощь в организации познавательной деятельности, адаптацию через корпоративное волонтерство; • отработка приемов учебной деятельности, поддержание необходимого уровня работоспособности на уроках (дифференцированные программы, индивидуальные тетради, алгоритмические рабочие карты, вариативные задания). Психолого-педагогическое сопровождение включает разнообразные механизмы работы с обучающимися, выступает как комплексная технология, особая поддержка и помощь в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации (табл.). Таблица Механизмы психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ № Механизмы Виды Результат 1 Методы обучения Информационно- рецептивные. Репродуктивные объяснительно- иллюстративные. Интеграционные. Активные Восприятие и осознание знаний, их запоминание. Воспроизведение необходимых знаний и способов деятельности. Произвольное и непроизвольное запоминание. Комплексное изучение предмета как коррекционного. Мотивация обучения и взаимодействия, раскрытие потенциала обучающегося 2 Формы Индивидуальные. Групповые Качество усвоения материала, приемов и методов выполнения задания. Коррекция отношений, социализация 3 Технологии Личностно ориентированные. Игровые. Диалоговые Обучение в соответствии с возможностями учащегося, развитие мотивации и самостоятельности. Усвоение материала и достижение результата в процессе моделирования труда на основе положительных эмоций. Нахождение решения на основе развития коммуникативного взаимодействия Окончание таблицы 4 Принципы Наглядности. Доступности. Гуманности. Соответствия Поэтапное формирование умственных действий, доступное постижение и восприятие задачи. Усвоение материала согласно реальным возможностям учащегося без интеллектуальных и эмоциональных перегрузок. Терпимость, принятие и понимание другого человека и самого себя. Усвоение согласно уровню познавательных возможностей и личностного развития 5 Средства Дифференцированные программы обучения. Индивидуальные тетради. Алгоритмические рабочие карты. Вариативные задания Обучение в соответствии с возможностями, способностями и склонностями учащихся. Сокращение времени на оформление задания, предложение доступных для выполнения заданий. Отработка операционных последовательностей. Самооценка собственных возможностей при выборе задания 6 Содействия Мониторинг. Корпоративное волонтерство. Сетевое взаимодействие Информация, анализ, коррекция планов, учебно-воспитательной деятельности. Толерантность, гуманность, сочувствие, интеграция. Общение, социализация, коммуникация Литература 1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с нарушениями интеллекта. М., 1999. 2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М., 1998. 3. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан, 2003. 4. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995.
Оглавление
Введение
Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья
Поддержка и ее функции лицам с ограниченными возможностями здоровья
Формы и виды помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Основные сферы жизнедеятельности человека - труд быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.
С отклонением в развитии можно родиться, а можно "приобрести" его, стать инвалидом уже в преклонные годы. От недееспособности никто не застрахован. Ее причинами могут выступать различные неблагоприятные факторы внешней среды и наследственные влияния. Степень тяжести расстройств психофизического здоровья человека может варьировать от легкой (почти незаметной со стороны) до тяжелой, ярко выраженной (например, церебральный паралич, синдром Дауна). В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешённых социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
Лица с ОВЗ - это, люди имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды. ОВЗ-ограниченные возможности здоровья. Организация социально - педагогической деятельности в условиях нарушения развития приобретает специфический коррекционно-компенсаторный характер и является мощным адаптирующим фактором. Важным аспектом социально-педагогической деятельности является социальная реабилитация-процесс восстановления основных социальных функций личности. Многообразие функций деятельности социального педагога обусловливает и многообразие ее средств. Интерес к проблеме социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, к их социальным проблемам, а также к трудностям, с которыми сталкивается семья, воспитывающего такого ребенка, постоянно растет, что подтверждается увеличением числа исследований, монографий, книг, статей, посвященных этим актуальным проблемам во всем мире. В системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ существуют специальные учреждения для детей и взрослых с инвалидностью, в которых дети и подростки программы развития познавательных возможностей, навыков самообслуживания, бытовой ориентации, формирования элементов нравственного и основ эстетического воспитания:
дома - интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью;
детские дома для детей с тяжелыми физическими отклонениями;
специальные профессионально-технические училища;
дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
психоневрологические интернаты. Одной из самых тревожных тенденций конца XX века стало неуклонно увеличивающееся число лиц с проблемами здоровья, в том числе лица с ограниченными возможностями. В зависимости от болезни или характера отклонения в развитии выделяют различные категории таких детей: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и ряд других.
Объектом данной выпускной квалификационной работы являются лица с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом данной квалификационной работы являются методы работы с данной категорией лиц.
Цель работы
реализация методов и практическое решение проблем инвалидности.
Задачи:
теоретические и методологические основы и технологии организации психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в системе специального образования;
особенности и возможности обучения, воспитания и развития лиц с ОВЗ с позиции системного подхода
Гипотеза: Важным аспектом в системе образования лиц с ОВЗ - это процесс успешной социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации - семья.
Методологической основой исследования явились труды: Акатова Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы М., 2003, Сорокина В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии / под ред. Л.М. Шипиционой-СПБ., 2003, Нестерова Г.Ф. психолого-социальная работа с инвалидами: реабилитация при синдроме Дауна.
Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешённых социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
Лица с ОВЗ - это, люди имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды. ОВЗ-ограниченные возможности здоровья. Организация социально - педагогической деятельности в условиях нарушения развития приобретает специфический коррекционно-компенсаторный характер и является мощным адаптирующим фактором. Важным аспектом социально-педагогической деятельности является социальная реабилитация-процесс восстановления основных социальных функций личности. Многообразие функций деятельности социального педагога обусловливает и многообразие ее средств. Интерес к проблеме социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, к их социальным проблемам, а также к трудностям, с которыми сталкивается семья, воспитывающего такого ребенка, постоянно растет, что подтверждается увеличением числа исследований, монографий, книг, статей, посвященных этим актуальным проблемам во всем мире. В системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ существуют специальные учреждения для детей и взрослых с инвалидностью, в которых дети и подростки программы развития познавательных возможностей, навыков самообслуживания, бытовой ориентации, формирования элементов нравственного и основ эстетического воспитания:
дома - интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью;
детские дома для детей с тяжелыми физическими отклонениями;
специальные профессионально-технические училища;
дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
психоневрологические интернаты. Одной из самых тревожных тенденций конца XX века стало неуклонно увеличивающееся число лиц с проблемами здоровья, в том числе лица с ограниченными возможностями. В зависимости от болезни или характера отклонения в развитии выделяют различные категории таких детей: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и ряд других.
Инвалиды составляют особую категорию граждан, в отношении которых предусматриваются дополнительные меры социальной защиты. Согласно Социальная помощь (по определению Л.И. Аксеновой) - это система гуманитарных услуг (правоохранных здравоохранительных, образовательных, психотерапевтических, реабилитационных, консультационных, благотворительных) представителям экономически не обеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию. Социальная помощь оказывается учреждениями социального обслуживания. Ь Социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических. Социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-педагогическая деятельность (по определению В.А. Никитина) состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче индивиду (и освоении им) социального опыта человечества, обретении или восстановлении социальной ориентации социального функционирования.
В социально-педагогическую деятельность входят процессы:
образования, обучения и воспитания;
интериоризации (преобразование строения предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания);
экстериоризации (процесс перехода от внутренней психической деятельности к внешней, предметной) социо-культурных программ и общественного наследия.
Организация социально-педагогической деятельности в условиях нарушения развития приобретает специфический коррекционно-компенсаторный характер и является мощным адаптирующим фактором.
Важным аспектом социально-педагогической деятельности является социальная реабилитация - процесс восстановления основных социальных функций личности.
Социальная интеграция (по определению Л.И. Аксеновой) полное, равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус, достижение возможности полноценной независимой жизни и самореализации в обществе.
Социальная интеграция - показатель эффективности организации социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности.
Основное положение современной системы социально-педагогической помощи - приоритет личности и семьи. Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ) социальную защиту инвалидов можно определить как систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих данным людям условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Как известно, в соответствии с Конституцией 1993 г. Российская Федерация демократическом социальным государством, обеспечивающим равенство прав и свобод гражданина, то есть осуществляющим борьбу с дискриминацией, основанной на состоянии здоровья. Таким образом, социальная политика российского государства должна базироваться на полной социальной защите детей с ограниченными возможностями здоровья, переходящих в разной степени под его попечительство.
Благотворительные организации, включая общество Красного Креста - материальная, натуральная помощь, организация общения; торговые организации - снабжение продуктами питания, детскими товарами, мебелью, техникой, книгами и др.
Предприятие работающих родителей оказывают материальную поддержку, по возможности улучшают жилье, организуют неполный рабочий день, неполную рабочую неделю для работающей матери, надомную работу, защиту от увольнения, предоставляют льготы по отпуску.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам до 18 лет - категория "ребенок - инвалид".
Структура социально - педагогической помощи в России:
государственный сектор - учреждения, предприятия, службы, федеральных министерств и ведомств: Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования и науки. Министерство культуры и массовых коммуникаций др.;
муниципальный сектор - учреждения, предприятия, службы, создаваемые общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями. Социальный педагог оказывает помощь детям с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также детям, имеющим физические, психические или интеллектуальные нарушения развития.
Л.И. Аксенова выделяет следующие инновационные направления стратегии социально-педагогической помощи:
становление государственно-общественной системы социально-педагогической помощи;
совершенствование процесса социального воспитания (в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений на основе внедрения вариативности и разноуровневости образования, продолжения образовательного процесса за рамками специальной школы и за рамками школьного возраста);
создание принципиально новых (межведомственных) форм учреждений для оказания социально-педагогической помощи;
организация служб ранней диагностики и ранней помощи в целях профилактики нарушения развития и снижения степени инвалидности;
появление опытных моделей интегрированного обучения;
переориентация системной организации управления воспитательным процессом на основе формирования субъектных отношений всех его участников: ребенок - специалисты - семья.
Реабилитация инвалидов определяется как система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или, возможно, более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Ее цель - восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Реабилитация включает:
медицинскую реабилитацию (восстановительную терапию,
реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование);
профессиональную реабилитацию (профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессионально-производственную адаптацию и трудоустройство);
социальную реабилитацию (социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию).
В случаях, когда речь идет о детях с врожденными или рано приобретенными нарушениями здоровья, используют понятие ибилитации. Абилитация - это система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах. [3] Абилитация предполагает создание, формирование возможностей и связей, обеспечивающих интеграцию в общество людей, практически не имевших опыта нормального функционирования, и позволяет сформировать социофункциональный потенциал индивида на
основе диагностики и дальнейшего развития его психических и социальных возможностей. [4] С установлением советской власти главным и определяющим субъектом в разработке государственной политики и оказании социальной помощи нуждающимся становится государство. В 1918г произошло закрытие всех благотворительных учреждений и обществ, ломка всех систем благотворительности, в том числе был полностью ликвидирован институт монастырской и церковно-приходской благотворительности как идеологически несовместимый с монополией воинствующего атеизма и диктатуры пролетариата. Новая государственная политика, прежде всего, была направлена на предоставление инвалидам материального обеспечения в виде пенсий и разнообразных пособий, сначала - увечным воинам, а позже - при всех видах потери трудоспособности, при наступлении инвалидности. Размеры и виды материальных пособий в разные исторические периоды советской власти соответствовали реальным экономическим возможностям государства. Были утрачены многие виды социальной поддержки нуждающихся, оказавшихся в тяжелом положении людей, возникшие на почве благотворительности и меценатства.
Первые формы государственных служб по уходу за немощными в России появились лишь в период правления Иоанна Грозного (1551). С 1861 по 1899 г. происходит резкий подъем благотворительного движения. В этот период возникли частные и сословные благотворительные общества создавались фонды, предназначенные для нужд общественного призрения. Каждое сословие на правах самоуправления заботилась об оказании помощи своим нетрудоспособным гражданам. [7]
В 1930-е гг. начали создаваться кассы общественной взаимопомощи колхозников. На кассы возлагались функции оказания различной помощи лицам, утратившим трудоспособность. В 1932 г. эти кассы трудоустроили только в РСФСР на различных работах в колхозах, а также в организованных ими мастерских 40 тыс. инвалидов.
В этот период начала создаваться сеть домов для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатов, развивалась система специализированных образовательных учреждений для лиц с нарушениями здоровья, росло количество учебно-производственных мастерских и производственных мастерских и производственных предприятий органов социального обеспечения, обществ взаимопомощи слепых и глухих. Создавалась протезная промышленность. В настоящее время отношение к инвалидам продолжает оставаться неоднозначным. При всем сострадании и стремлении общества оказать помощь лицам с физическими дефектами воспринимаются как психологически не способные приспособиться к окружающей обстановке, бесполые, слабоумные, нуждающиеся в защите и приюте. Люди обычно видят инвалидное кресло, белую трость или наушники, а не самого человека. Они чаще проявляют жалость или отторжение к людям с инвалидностью, нежели воспринимают их как равных себе. [5]
инвалидность ограниченный здоровье обучение
Поддержка и ее функции лицам с ограниченными возможностями здоровья
Деятельность МУ Центр социальной помощи семье и детям, согласно уставу учреждения, направлена на социальное обслуживание граждан, реализацию прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института, на улучшение социально-экономических условий жизни граждан, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизацию связей семьи с обществом и государством, установление гармоничных внутрисемейных отношений, в связи с чем Центр осуществляет:
мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей;
выявление и дифференцированный учёт семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;
определение и периодическое предоставление (постоянно, временно, на разовой основе) конкретных видов и форм социально-экономических, социально - медицинских, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;
поддержку семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
социальную реабилитацию детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;
участие в привлечении государственных, муниципальных, негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы и т.п.), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранов, инвалидов, комитетов.
Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных, неполных семей и т.п.) к решению вопросов оказания социальной помощи гражданам и координацию их деятельности в этом направлении;
апробацию и внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера и нуждаемости семьи и детей в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;
проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра, увеличению объёма предоставляемых социальных услуг, и улучшению их качества.
Направления деятельности Центра могут корректироваться в зависимости от социально-демографической и экономической ситуации в районе, национальных традиций, нуждаемости населения в конкретных видах социальной поддержки и других факторов. [8]
Центр социальной помощи семье и детям возник на базе отделения реабилитации для детей с ограниченными умственными и физическими способностями "Радуга", которое было открыто 06 марта 2002 года. 14 января 2008 года Отделение реорганизовано в Центр социальной помощи семье и детям. На базе Центра организована работа 2 отделений: отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями и отделение психолого-педагогической помощи семье и детям.
Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями
. Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями создается для оказания в условиях дневного пребывания несовершеннолетним с отклонениями в физическом и умственном развитии социальных услуг, а также обучения родителей особенностям их воспитания и методикам реабилитации.
. Несовершеннолетние школьного возраста посещают отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями в свободное от учёбы время в течение необходимого для реабилитации срока в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.
. Услуги, предоставляемые отделением:
Социально-педагогические
обеспечение возможности ранней диагностики отклонений в развитии;
оказание дифференцированной психолого-коррекционной помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями;
психолого-педагогические обследования детей, анализ их поведения; обследование интеллектуального и эмоционального развития детей, изучение их склонностей и способностей, определение готовности к школе;
социально-педагогическое консультирование семей, воспитывающей детей и подростков с ограниченными возможностями; содействие в создании условий для полноценного отдыха, активного занятия спортом, приобщения к достижениям культуры, выявление и развитие индивидуальных способностей детей с ограниченными возможностями, креативная реабилитация (творческое самовыражение). [9]
Социально-медицинские:
санитарно-просветительская работа с семьей;
обучение родственников ребёнка практическим навыкам общего ухода за ребёнком;
содействие в направлении в специализированные учреждения здравоохранения детей и подростков с ограниченными возможностями для получения узкой специализированной медицинской помощи;
организация обучения родителей знаниям, навыкам и умениям для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;
Социально-бытовые и социально-экономические:
помощь родителям в обучении детей навыкам самообслуживания, поведения в быту, в общественных местах, самоконтролю и другим формам жизнедеятельности;
содействие родителям в налаживании быта;
прокат реабилитационного оборудования;
содействие в получении материальной и оказании гуманитарной помощи малообеспеченным семьям, воспитывающим детей и подростков с ограниченными возможностями;
формирование у детей навыков обучения, общежитейских навыков и умений, подготовка к самостоятельной жизни;
трудовое воспитание, трудотерапия и организация до профессионального обучения.
Социально-правовые:
консультирование по социально-правовым вопросам детей и подростков, их родителей (либо лиц их заменяющих);
оказание помощи в оформлении и получение положенных по законодательству прав, льгот и гарантий лицам, осуществляющим уход за детьми и подростками с ограниченными возможностями.
Штатное расписание отделения на 2010 год: всего - 6,75 штатных единиц:
заведующая отделением;
специалист по социальной работе;
социальный педагог;
социальный работник - 3 (из них 2 - сопровождающие детей со сложной структурой нарушения).
психолог;
дефектолог;
медсестра по массажу.
Группа дневного пребывания рассчитана на 15 детей от 5 до 18 лет, по состоянию здоровья не посещающие дошкольные учреждения, и дети школьного возраста, которые обучаются по индивидуальным программам.
Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям
Деятельность отделения психолого-педагогической помощи семье и детям осуществляется в целях повышения психологической устойчивости и формирование психологической культуры населения, в первую очередь в сферах межличностного, семейного, родительского общения.
Специалисты осуществляют патронаж семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия, содействуют в социально-психологической адаптации граждан к изменяющимся социально-экономическим условиям, предотвращают эмоциональный и психологический кризис, содействуют гражданам в преодолении конфликтных ситуаций в семье. [10]
Специалисты ведут работу в семьях с детьми, изучают проблемные ситуации, определяют причины возникновения конфликтов и оказывают помощь в их устранении, консультируют по вопросам воспитания и обучения
детей, способствуют профессиональной ориентации, получению специальности и трудоустройству несовершеннолетних.
Молодые мамы получают психолого-педагогическую помощь, умения и навыки по воспитанию и развитию детей.
Социальный работник организует досуг детей и подростков и содействует в получении юридической, психологической, педагогической, медицинской, материальной, а также продуктовой и вещевой помощи.
Психологи проводят различные диагностики для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи, анализирует поведение, занимаются коррекцией для достижения результата.
Таким образом, анализ устава, других документов позволил нам сделать вывод о том, что основным направлением работы Центра является оказание педагогического содействия детям и подросткам с ограниченными возможностями района и города и их семьям, в квалифицированной психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной адаптации к жизни. В целях осуществления комплексной медико-социальной и профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в их структуре по решению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения создаются структурные подразделения и (или) специальные классы (группы), реализующие образовательные программы соответствующего уровня, и мастерские трудового обучения в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. [11]
Стационарное учреждение социального обслуживания осуществляет коррекцию ограничений возможностей здоровья проживающих в нем лиц, оказывает консультативно-диагностическую и методическую помощь их родителям (законным представителям) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, разрабатывает индивидуально-дифференцированные программы обучения, реализуемые им самостоятельно либо с привлечением государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы соответствующего уровня.
Примерная форма договора об организации обучения в условиях стационарного учреждения социального обслуживания утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.
С учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в стационарных учреждениях социального обслуживания организуются постоянная, пятидневная и дневная формы пребывания.
Учреждения, обслуживающие детей-инвалидов. Дети-инвалиды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети до 4 лет с поражением опорно-двигательного аппарата и снижением умственного развития находятся в специализированных домах ребенка Министерства здравоохранения РФ, где получают уход и лечение. Дети с не резко выраженными аномалиями физического и умственного развития обучаются в специализированных школах-интернатах Министерства общего и профессионального образования РФ. Дети в возрасте от 4 до 18 лет с более
глубокими психосоматическими нарушениями проживают в домах-интернатах системы социальной защиты населения. В 158 детских домах-интернатах находится 30 тыс. детей с тяжелыми умственными и физическими недостатками, половина из них - дети-сироты. Отбор в эти учреждения осуществляют медико-педагогические комиссии (врачи-психиатры, дефектологи, логопеды, представители социальной защиты населения), осматривая ребенка и устанавливая степень заболевания, затем оформляя документацию. На 1 января 2004 г. в 150 детских домах-интернатах находилось 70607 детей; их обучали по специально разработанным программам навыкам самообслуживания и труду с 12 лет. Овладевая некоторыми профессиональными навыками (швеи, плотника, санитарки-уборщицы, дворника, грузчика и т.д.), получали педиатрическую, неврологическую, психиатрическую помощь. [12]
Дети, которые не могут обслуживать себя сами, находятся в специализированных домах-интернатах системы социальной защиты населения, нуждаются в уходе. В России всего 6 таких учреждений, где на 2010 г. находилось 876 детей от 6 до 18 лет.
Медицинская реабилитация оставляет желать лучшего. В реабилитационных учреждениях дети обучаются по программе общеобразовательной школы. В соответствии с федеральной целевой программой "Дети-инвалиды", президентской программой "Дети России" создаются территориальные реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и территориальные центры социальной защиты семье и детям.
В 1997 году в системе организаций социальной защиты действовало 150 специализированных центров, где находилось 30 тыс. детей с тяжелыми умственными и физическими недостатками и 95 отделений реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. 34,7 % этих учреждений занимаются реабилитацией детей с детскими церебральными параличами; 21,5 % - с нарушениями умственного и психического развития; 20 % - с соматической патологией; 9,6 % - с нарушением зрения; 14,1 % - с нарушением слуха. [6]
Федеральная целевая программа "Дети-инвалиды", входящая в президентскую программу "Дети России", предусматривает комплексное решение проблем детей с отклонениями в развитии. Она имеет следующие задачи: предупреждение детской инвалидности (обеспечение соответствующей литературой, диагностическими средствами); скрининг-тест новорожденных на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, аудиологический скрининг, совершенствование реабилитации (развитие центров реабилитации); обеспечение детей техническими средствами для бытового самообслуживания; укрепление кадров с систематическим повышением квалификации, укрепление материально-технической базы (строительство домов-интернатов, реабилитационных центров, обеспечение их оборудованием, транспортом), создание культурных и спортивных баз. [13]
Формы и виды помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья
Государственные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специальные (коррекционные) образовательные учреждения и дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие коррекцию ограничений возможностей здоровья, оказывают лицам с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям) комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, направленную на:
) выявление, психолого-медико-педагогическую диагностику и коррекцию ограничений возможностей здоровья;
) разработку индивидуальных учебных программ и организацию индивидуальных и (или) групповых занятий, направленных на формирование навыков самообслуживания, общения, элементарных трудовых навыков у лиц со сложными и (или) тяжелыми ограничениями возможностей здоровья;
) осуществление психолого-педагогической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей);
) консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям (законным представителям) лиц с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;
) информационную и методическую поддержку педагогических и иных работников образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья;
) реализацию комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В 1997 году в 70 регионах РФ действовали региональные программы. В ряде регионов создавались квотированные рабочие места для женщин, воспитывающих детей-инвалидов (Астрахань, Курск), в Москве создавались рабочие места для подростков-инвалидов (профессиональное образование по 13 специальностям) и т.д.
В последнее время снизился уровень материально-технической базы детских домов из-за недостатка финансирования, приостановлено строительство новых детских домов. [14]
Опыт Псковского лечебно-педагогического центра для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями, работающего в режиме дневной (приходящей) школы показывает, что если понимание учения только как овладения навыками письма, чтения, счета переосмыслить и рассматривать обучение как процесс формирования жизненно необходимых способностей у детей с глубокими и множественными нарушениями, то их можно научить:
познавать себя и управлять своим физическим и психическим "Я"; обслуживать себя и принимать помощь других;
вступать в контакт и поддерживать его с окружающими;
ориентироваться в пространстве и познавать окружающий мир; участвовать в созидательной деятельности.
Атмосфера домашнего уюта и присутствие родных (большинство педагогов этой школы - родители этих детей) способствуют мотивации активной деятельности учеников.
Анализируя современную ситуацию в России в сфере социально - педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, можно выделить инновационные направления в ее стратегии:
становление государственно-общественной системы социально - педагогической помощи (создание образовательных учреждений, социальных служб государственного и общественного секторов);
совершенствование процесса социального воспитания в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений на основе внедрения вариативности и разноуровневости образования, продолжения образовательного процесса за рамками специальной школы и за рамками школьного возраста в зависимости от особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка;
создание принципиально новых (межведомственных) форм учреждений для оказания социально-педагогической помощи (постоянно действующих психолого-медико-социальных консультаций, реабилитационных и медико-психолого-социальных центров и др.);
организация служб ранней диагностики и ранней помощи в целях профилактики нарушений развития и снижения степени инвалидности;
появление опытных моделей интегрированного обучения (включение одного ребенка или группы детей с ограниченными возможностями в среду
здоровых сверстников);
переориентация системной организации управления воспитательным процессом на основе формирования субъект-субъектных отношений всех его участников ребенок-специалист-семья). [15]
Заключение
В последние годы количество инвалидов увеличилось на 15 %. В основном это нервно-психические заболевания. Причинами являются экологическая обстановка, травматизм, заболевания или состояния матери во время беременности.
На первый взгляд ребенок с ОВЗ должен быть центром внимания своей семьи. В действительности же этого может не происходить в силу конкретных обстоятельств каждой семьи и определенных факторов: бедность, ухудшение здоровья других членов семьи, супружеские конфликты и т.д. В этом случае родители могут неадекватно воспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родители рассматривают реабилитационные услуги в первую очередь как возможность получить передышку для самих себя: они испытывают облегчение, когда ребенок начинает посещать школу или реабилитационные учреждения, потому что в этот момент могут, наконец, отдохнуть или заняться своими делами. При всем этом важно помнить, что большинство родителей хотят участвовать в развитии своего ребенка.
Родители должны находиться в тесном контакте с социальным работником и всеми специалистами, принимающими участие в процессе социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Все методы и технологии социальной реабилитации способствуют тому, чтоб выбрать совместно с родителями одну линию проведения социальной реабилитации. Наработанный специалистами отделения опыт работы с такими семьями свидетельствует о низкой правовой, медицинской, психолого-педагогической грамотности родителей и необходимости проведения систематической, планомерной работе с родителями и детьми. Социальная работа с семьей должна быть неформальной и разносторонней, это поможет детям с ограниченными возможностями здоровья в социальной реабилитации. Таким образом, идет совместное обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни.
Литература
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы _М., 2003.
. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы /под ред.В.С. Кукушкина_М., н/д, 2004.
. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии/под ред.Л.М. Шипициной-СПБ., 2003.
. Нестерова Г.Ф., Безух С.М., Волкова А.Н. Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна.
. Т.В. Зозуля. Комплексная реабилитация инвалидов.
. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей / Л.П. Боровая // Социально-педагогическая работа. - 1998. - №6. - С.57 - 64.
. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей / А.Р. Малер. - М.: Дело, 1996. - 328 с.
. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Е.Р. Смирнова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №2. - С.51-56.
. Обучение и медико-социальная реабилитация детей с нарушениями.
. Дементьева Н.Ф. Старовойтова Л.И. Социальная работа.
. О положении детей в РФ: Государственный доклад - Калуга 1997. С 45-488. О мерах государственной социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством людям с ограниченными возможностями. Информационный справочник. - Петрозаводск, 2008. - 274 с.
. Федеральный закон от 17.07.1999г. № 178 - ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122 - ФЗ). развития / Под. ред. М.В. Бельгесовой.А.М. Царёва. Псков, 2008. - 295 с.
. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика
. Эйдемиллер Э.Г., Юстикий В.В. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстикий. - СПб: Питер, 2002.
15. http: www.gov. karelia.ru/gov/info/2009/eco_social09.html
. #"justify">. #"center">ПриложениеАнкета
Уважаемые родители!
МУ Центр социальной помощи семье и детям, отделение реабилитации несовершеннолетних просит Вас ответить на вопросы и заполнить анкету. Анкета анонимна. Для нас очень важно ваше мнение о работе нашего отделения.
1. Как долго Ваш ребенок посещает отделение?
менее 6 месяцев;
от 6 мес. и до года;
от 1 года и до 2 лет;
более 2-х лет.
. Как, по вашему мнению, ваш ребёнок относится к отделению?
положительно;
затрудняюсь ответить;
безразлично;
__________________________________________
. Как далеко, по масштабам вашего города (района), Вам с ребёнком приходится добираться до отделения?
отделение находится очень близко, рядом или почти с домом;
отделение находится относительно близко;
отделение находится далеко;
отделение находится очень далеко.
. Устраивает ли Вас, как организована учреждением работа специалистов с вашим ребёнком?
устраивает полностью;
устраивает частично;
не устраивает совсем.
. Знакомы ли Вы с планом мероприятий реабилитации вашего ребёнка?
да;
нет.
. Присутствуете ли Вы на занятиях Вашего ребёнка?
да;
нет;
_________________________________________
. Участвуете ли Вы вместе со специалистами в корректировке мероприятий по реабилитации Вашего ребёнка?
да;
нет;
для меня это неважно.
. Насколько Вы оцениваете успешность реабилитационных мероприятий для вашего ребёнка?
вижу реальные сдвиги в лучшую сторону;
никаких результатов;
для меня это неважно.
. Насколько в деятельности отделения уделяется работе с родителями?
работе с родителями уделяется большое внимание;
работа с родителями осуществляется эпизодически;
работа с родителями совсем не ведется.
. КакВы оцениваете собственную осведомлённость о работе отделения?
об отделении знаю всё;
только из информации, размещенной на стендах отделения;
ничего не знаю;
_____________________________________________
. Как Вы думаете, что нужно изменить, чтобы повысить эффективность работыотделения?
улучшить материальную базу учреждения;
повысить квалификацию специалистов;
ввести новые формы, методы работы;
повысить качество социальной реабилитации детей;
больше внимания уделять работе с родителями;
другое __________________________________________________
Благодарим за участие!