Статья на тему Особенности организации занятий по физической культуре студентов специальной медицинской группы в средних профессиональных образовательных организациях


Акопов Эрнест Арсеновичпреподаватель высшей категории ГПОУ «Донецкий техникум промышленной автоматики», г. Донецк.
Статьяна тему: «Особенности организации занятий по физической культуре студентов специальной медицинской группы в средних профессиональных образовательных организациях»
Актуальность. Организация и планирование занятий физической культурой для студентов специальных медицинских групп (далее – СМГ) является актуальной проблемой в виду того, что в последнее время все больше студентов имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья, с выраженными структурными и функциональными нарушениями в организме.
Проблема снижения уровня здоровья современной студенческой молодежи занимает особое место в исследованиях последних лет, в которых утверждается, что число студентов, отнесенных к СМГ в последнее время значительно возросло [2]. Согласно исследованиям Р.Т. Раевского, Г.М. Казантинова, О.В. Котова, Г.А. Канышевского, Н.А. Линьковой и А.В. Евсеева количество студентов, отнесенных к СМГ ежегодно возрастает на 10-15 % [7], учитывая тот факт, что молодежь имеет отклонения в состоянии здоровья уже по окончании общеобразовательных учебных заведений [3].
Негативным тенденциям резкого ухудшения состояния здоровья студенчества способствует умственное и психоэмоциональное напряжение, систематическое увеличение нагрузок в процессе обучения, развитие гиподинамических технологий, нерационально организованный образ жизни студентов [6, 11]. Однако, Е.Д. Хомская, И.В. Ефимов, П. Холст отмечают, что увеличение двигательной активности студентов приводит к улучшению способности к мобилизации памяти и эмоциональной устойчивости [8].
Учебно-воспитательная работа по физической культуре со студентами имеющими отклонения в состоянии здоровья имеет некоторые особенности, что предъявляет к специалистам ряд требований по организации занятий физической культурой со студентами, отнесенных к СМГ. Авторы А.Ю. Осипов, Л.А. Гольм, С.А. Михайлова и А.И. Завьялов обращают внимание на зависимость занятий от характера заболеваний, прерывистость занятий в связи с частыми обострениями хронических болезней, недостаточность современных технологий организации учебного процесса в СМГ по конкретным заболеваниям [4, 5].
Анализ научно-методической литературы, опыт работы кафедры физического воспитания по организации занятий физической культурой студентов, отнесенных к СМГ, свидетельствует об актуальности данного исследования.
Цель исследования – охарактеризовать и раскрыть содержание занятий физической культурой со студентами специальных медицинских групп.
Результаты исследования.
Анализ литературы по вопросам организации занятий физической культурой со студентами СМГ, позволяет выявить ряд подходов к формированию групп:
по нозологическому признаку, исходя из однородности имеющихся у студентов заболеваний [10];
по уровню функционального состояния физического развития и физической подготовленности [9];
на основе физкультурно-оздоровительной деятельности (оздоровительное плавание, ритмическая гимнастика и т.д.) [1].
На практике, формирование СМГ для занятий по физической культуре осуществляется с адресной нозологической коррекцией отклонений в состоянии здоровья студентов, учитывая функциональное и физическое состояние студентов. Состав группы не должен превышать 10 человек. В связи с этим, комплектование СМГ возможно по следующим признакам:
Группа А – студенты с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
Группа B – студенты с заболеваниями, при которых нагрузка лимитируется состоянием органов брюшной полости;
Группа С – студенты с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
В связи с тем, что студенты, относящиеся к этим группам, характеризуются слабым физическим развитием низким уровнем функциональной работоспособности, организовывать занятия по физической культуре необходимо при соблюдении ряда определенных принципов:
1. Принцип индивидуализации, в соответствии с состоянием здоровья, уровнем физического развития и возрастных особенностей студентов СМГ;
2. Принцип непрерывности процесса воспитания функциональных возможностей студентов СМГ;
3. Принцип системности воздействий физических упражнений на студентов СМГ и постепенности увеличения нагрузок;
4. Принцип цикличности физической нагрузки и отдыха;
5. Принцип многообразия применяемых физических упражнений;
6. Принцип всестороннего воздействия на организм студентов СМГ;
7. Принцип личностной-ориентации, обусловленный выбором студентами двигательной деятельности, на основе индивидуальных предпочтений.
При организации занятий физической культуры со студентами СМГ необходимо соблюдать следующие компоненты данного процесса:
Гностический компонент – оценка физического развития, физической подготовленности и функционального состояния систем организма студентов.
Конструктивный компонент – определение задач и форм физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также подбор оптимальных методик для конкретной группы студентов СМГ;
Деятельностный компонент – проведение учебных занятий со студентами СМГ;
Мотивационный компонент – привлечение студентов к активной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Контрольный компонент – осуществление контроля за ходом процесса физического воспитания и его коррекция, оценка влияния избранной методики.
Программа по физической культуре со студентами СМГ состоит из теоретических и практических занятий, а также, самостоятельной работы студентов, под контролем преподавателей. Теоретическую часть составляют лекции и семинары с использованием интерактивных методов обучения, для формирования у студентов СМГ глубоких знаний и способностей к обобщению информации и анализу предстоящей физкультурно-оздоровительной деятельности. Практикуется написание студентами контрольных работ или составление рефератов по своему заболеванию
Проведение практических занятий необходимо осуществлять с учетом индивидуальных особенностей, уровня физического развития и подготовленности студентов СМГ. Физическую подготовку студентов СМГ на практических занятиях составляют ее общая и специальная направленность. Общая физическая подготовка должна основываться, прежде всего, на создании «фундамента» здоровья студентов, направленная на укрепление организма в целом. Специальная подготовка содействует коррекции отклонений в состоянии здоровья студентов СМГ, адресно воздействуя на имеющиеся заболевания.
Для сохранения здоровья и увеличения двигательной активности, помимо традиционных методик, возможно включение нетрадиционных средств и методов, с учетом их оздоровительной направленности. Введение раздела «Практическое выполнение методик коррекции заболевания» позволит систематизировать комплекс нетрадиционных оздоровительных средств. На практических занятиях со студентами СМГ целесообразно применение:
дыхательных упражнений по методике А.Н. Стрельниковой, которые благоприятно воздействуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы;
физических упражнений системы «Хатха-йога», оказывающее общеукрепляющее и тонизирующее воздействие на весь организм;
упражнений с элементами специального назначения (избирательно воздействующие на ту или иную часть организма студентов);
элементов подвижных и спортивных игр по упрощенным правилам и т.д.
средства закаливания, массаж и самомассаж.
В связи с противопоказаниями к занятиям физической культурой во время обострения заболеваний студентов СМГ, необходимо исключить из практических занятий упражнения скоростно-силового характера (прыжки, метания и т.д.), упражнения с большой амплитудой движений, с резкой сменой направления движения.
Самостоятельная работа студентов, помимо закрепления теоретического и практических разделов, должна включать самоанализ в виде ведения дневника самоконтроля, в котором студенты должны отмечать ЧСС, самочувствие после занятий физической культурой, и самостоятельно оценивать воздействие применяемых нагрузок с положительной или отрицательной стороны.
Оценка показателей физического состояния студентов СМГ должна осуществляется с учетом отклонений в состоянии здоровья, ориентирована на достижение каждым студентом этапной цели, используя для этого не конкретное значение показателя в данный момент (нормативную таблицу), а величину его изменения за определенный срок.
Вывод. Таким образом, разработанные и рационально построенные занятия физической культурой с оздоровительной направленностью на основе их индивидуализации и формирования здорового образа жизни студентов СМГ способствуют повышению уровня знаний и активизации интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности, восполнению недостатка двигательной активности, повышению адаптационных возможностей организма, уровня функциональной и физической подготовленности студентов СМГ, формированию осознанного отношения к своим силам, самосовершенствованию.
Список использованной литературы.
1. Батова Е.А. Организационно-педагогические условия и факторы, определяющие адаптацию студентов к учебно-профессиональной деятельности средствами ритмической гимнастики [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Батова. М., 2003. 152 с.
2. Булич Э. Б. Физическое воспитание в специальной медицинской группе. — М., 1986.
3. Вайнбаун Я. С., Коваль В. И., Родионова Т. А. Гигиена физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов. — М., 2002.
4. Завьялов А.И. Педагогический контроль в системе физического воспитания студентов : дис. … д-ра пед. наук. Омск, 1997. 359 с.
5. Осипов А.Ю., Гольм Л.А., Михайлова С.А. Формирование здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов средствами физического воспитания // Вестник ЧГУ. № 2 (39). Череповец. 2012. С. 178–182.
6. Перевозчиков А.С., Шапошникова М.В. Оздоровительный потенциал двигательной активности студентов нефизкультурных вузов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 1. С. 59-61.
7. Серебряков Г.О., Егоров В.Н. Анализ заболеваемости и физкультурной активности студентов вуза // Физкультура и здоровье: молодежная наука и инновации : сборник научных трудов участников Международной научно-практической конференции / под ред. Е.Д. Грязевой. Тула, 2011. С. 155–157.
8. Хомская Е.Д. Динамические характеристики интеллектуальной деятельности у студентов с различным уровнем двигательной активности [Текст] / Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, П. Холст //Вопросы психологии. 1986. № 5. С. 141-148.
9. Чабан И.П. Аспекты оптимального программирования занятий по физической культуре со студентами специального медицинского отделения [Текст] / И.П. Чабан // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2002. № 6. С. 37-42.
10. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст] : учебное пособие / под. ред. Л.В. Шапковой. М.: Сов.спорт, 2003. 464 с.
11. Чогвадзе А.В., Рыжак М.М. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов // Теория и практика физической культуры. 1993. № 7. С. 8-10.