Экзаменационный материал по обществознанию для 10 класса


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ учащихся 10 класса
МБОУ ЗЕЛЕНОВСКАЯ СОШ
В 2013-2014 УЧЕБНОМ ГОДУ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО_____
Протокол №___
от «__» _____ __г.
____________________
Обухова Т.И.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
__________________
«___»__________ ____г.
Саввина Е.М.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Зеленовская сош
_________________
«___»__________ ____г.
Ковалева Р.И.

Пояснительная записка к экзаменационным билетам по обществознанию 10 класс.
Экзамен по обществознанию проводится по выбору учащихся.
Экзаменационные билеты:
- соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236);
- подготовлены с учётом федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования(приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 108Э)
- составлены на основе:
Авторская программа по обществознанию среднего (полного) общего образования под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н.Боголюбова.
Учебники:
Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов. Обществознание. Учебник для 10 класса. М.: Просвещение, 2010г.
2. Никитин А.Ф. Право: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Базовый уровень образования
Издательство «Просвещение», 2009 г.

3. Липсиц А. И. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений – 11-е изд. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010;

Экзаменационные билеты охватывают содержание курса по обществознанию за 10 класс.
Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся.
Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме.
Структура экзаменационных билетов
Число билетов – 20. Каждый билет включает 3 вопроса.
Первые и вторые вопросы воспроизводят важнейшие тематические единицы курса. Они направлены на проверку теоретических знаний, а также знания моральных и правовых норм, что одновременно предполагает проверку умений их логично излагать, перестраивать, аргументировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников.
Владение знанием на теоретическом уровне предполагает:
знание определений основных понятий курса, их существенных признаков, умение привести правильные примеры для конкретизации отдельных признаков понятия, употребление понятий в правильном контексте;
понимание функциональных и причинно-следственных связей между общественными явлениями, социальными процессами, умение раскрыть эти связи, обоснование связи между причиной и следствием;
понимание содержания социальных норм, умение назвать общее и различное между определенными социальными нормами, привести примеры социальных норм, раскрыть роль различных социальных норм в системе регуляции общественных отношений;
умение раскрывать на примерах теоретические положения, используя при этом и собственные примеры;
умение логически стройно излагать в соответствии с вопросом билета соответствующие факты, идеи, делать выводы.
Третьи вопросы представляют практические задачи, требующие от ученика адекватных практических решений и планирования собственных действий. Они направлены на выявление и оценку не только уровня овладения предметным содержанием обществознания, но и сформированности предметной компетентности, то есть способности решать средствами обществознания проблемы, которые могут встретиться учащемуся в повседневной жизни и практической деятельности.
Для того чтобы человек был способен выполнять определенный вид социальной деятельности, необходимо, чтобы он:
знал ту область, в которой будет происходить его деятельность, те процессы, которые протекают в ней, условия, в которых они происходят; типичные проблемы данной области;
владел обобщенными способами, выработанными человеческим опытом деятельности в данной области;
имел собственный опыт творческого решения проблем, относящихся к данной области;
знал и был готов соблюдать правовые и моральные нормы, а также традиции, регулирующие общественные отношения в целом и поведение людей в конкретной области;
имел ценностные ориентации, позволяющие придерживаться определенного направления этой деятельности;
владел общими компетенциями, относящимися к самоорганизации в любой деятельности, взаимодействию с другими людьми, решению проблем;
имел желание действовать, порождаемое потребностями, интересами, установками, относящимися к определенной области.
В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы умения:
анализировать предложенную условную ситуацию;
понимать смысл требований (предписания) задания:
определять, какие знания необходимы для выполнения задания, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных обстоятельств и обществоведческими понятиями;
применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения практических задач, планирования собственных действий;
доказывать обоснованность предлагаемого решения;
предвидеть последствия определенных социальных действий и собственного поведения в конкретной ситуации.
Рекомендации по подготовке к ответу
На подготовку выпускника к ответу целесообразно отвести примерно 30 минут. При устной форме ответа экзаменуемые могут предварительно составлять письменный план ответа, тезисы.



Билет 1.

Общество в узком и широком смысле слова. Основные сферы жизни общества. Общество как совместная жизнедеятельность людей.

Налоги принципы налогообложения.

Реши задачу по праву.






Билет 2.

Социальные институты общества.

Виды налогов. Регулирование неравенства.

Реши задачу по праву.




Билет 3.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Уголовное право. Правоотношения и правонарушения.

Реши задачу по праву.








Билет 4.

Человек как духовное существо.

Социальная структура общества.

Реши задачу по праву.







Билет 5.

Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Социальная стратификация и социальная мобильность.

Реши задачу по праву.






Билет 6.

Основы конституционного строя.

Социальные взаимодействия.

Реши задачу по праву.







Билет 7

Познание и знание.

Социальные нормы.

Реши задачу по праву.







Билет 8.

Истина и ее критерии.

Отклоняющееся (девиантное) поведение

Реши задачу по праву.






Билет 13.

1. Понятие об экономической науке, микро- и макроэкономике, круг изучаемых ими проблем.

2. Общие признаки государства. Внешние и внутренние функции государства.

3. Реши задачу по праву.







Билет 9.

Культура и духовная жизнь общества.

Нации и межнациональные отношения.

3. Реши задачу по праву.






Билет 10.

Формы и разновидности культуры.

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа.

3. Реши задачу по праву.







Билет 11.

Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире.

Молодежь как социальная группа.

3. Реши задачу по праву.




Билет 12.

Тенденции духовной жизни современной России.

Политическая система: структура и функции. Государство в политической системе.

3. Реши задачу по праву.





Билет 14

Роль экономики в жизни общества.


Политические режимы. Сущность и классификация политических режимов.


3. Реши задачу по праву.





Билет 15.

Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности.

Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства.

3. Реши задачу по праву.




Билет 16.

1.Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения.

2. Гражданское общество. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства.

3. Реши задачу по праву.






Билет 17.

1. Понятие о спросе и предложении. Факторы формирования величины спроса и предложения.

2. Избирательная система. Типы избирательных систем.

3. Реши задачу по праву.






Билет 18.

Деньги и их функции. Виды денег.

Политическая партия. Многопартийность и партийные системы.


3. Реши задачу по праву.



Билет 19.

Рынок труда. Спрос на труд и его факторы.

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны.

3. Реши задачу по праву.




Билет 20.

1. Понятие о безработице. Виды безработицы и причины их возникновения.

2. Право в системе социальных норм. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности.

3. Реши задачу по праву.



Задачи по праву (номер задачи соответствует номеру билета)

1. Женщина, выходя замуж, приносит в дом приданое.

Что это за норма, которая раньше исполнялась практически неукоснительно?

2. Иванов, уезжая в отпуск, передал по доверенности право на управление личным автомобилем своему другу Петрову. К сожалению, случилось несчастье: Петров, управляя автомобилем, попал в аварию, разбил машину и погиб сам. У него остались жена и двое малолетних детей. Иванов, вернувшись их отпуска, немедленно предъявил иск о взыскании ущерба к вдове Петрова.

Как вы оцениваете действия Иванова с юридической и моральной точек зрения?

3. Во время прогулки два молодых человека обратили внимание на проходивших мимо двух симпатичных девушек и решили с ним познакомиться. Они их догнали и предложили посидеть в кафе. Девушки смерили их презрительным взглядом и быстро пошли прочь. «Они нас не поняли», - решили ребята и бросились их догонять. Остановив девушек они повторили свое предложение и для убедительности назвали адрес, где располагалось популярное кафе. Перепуганные девушку, увидев полицейский патруль, обратились за защитой. В отделении полиции ребята рассказали все как было. Составили протокол, где они расписались, что все, написанное в нем, соответствует действительности. Их доставили в суд, где судья вынес решение об их аресте на 15 суток, квалифицировав их поведение как мелкое хулиганство.

Ознакомившись со статьей 20.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ и комментариев к ней, скажите: правильно ли решено дело? Проанализируйте данную статью на предмет точности ее формулировок и ответьте на вопрос: нуждается ли она в изменении, дополнении или выполняет свою роль?


4. Семья Селивановых наконец-то купила автомобиль. Чтобы защитить машину от осадков и угона, было решено приобрести гараж-«ракушку» и поставить его под окном. Для установки гаража пришлось спилить дерево. Соседи сообщили об этом в полицию. Был составлен протокол о совершении правонарушений.

Нормы каких отраслей права были нарушены?

5. Мама Наташи Сизиковой, уходя на работу, оставила деньги и попросила дочь сходить после школы за хлебом. Придя домой уже поздно вечером, она обнаружила, что хлеба нет. Наташа объяснила, что весь день делала уроки.

Какое правонарушение совершила Наташа и можно ли ее поведение признать виновным?

6. Одиннадцатиклассники отдыхали в спортивном лагере. Петя Калашников, отец которого был бизнесменом, привез с собой видеокамеру. Когда он был на очередной тренировке, соседи по комнате Андрей и Сергей взяли видеокамеру и, пытаясь в ней разобраться нечаянно сломали.

Какое правонарушение они совершили и какой вид юридической ответственности к ним можно применить?

7.Государственная Дума на одном из своих заседаний приняла решение послать в Югославию воинский контингент для поддержания мира и порядка.

Как выдумаете, не оказался ли нарушенным в данном случае принцип разделения властей? К чьей компетенции относится руководство внешней политикой и управление воинскими подразделениями России?


8. Ивановы попросили соседей по даче Петровых спилить липу, росшую на их участке: дерево так сильно разрослось, что загораживало от солнца большую часть участка Ивановых. В ответ Петровы заявили: «Земелтьный участок и все, что на нем находится, авляется нашей собственностью, и мы вправе сами решать, спиливать нам дерево или нет.

Как вы думаете, кто прав в данной ситуации?

9. Валя Кондратьева пыталась после школы поступить в юридический институт, но не прошла по конкурсу. Узнав, что в районном суде освободилась должность секретаря судьи, валя обратилась к председателю суда с просьбой о приеме на работу. Ей было отказано, и председатель пояснил, что суду нужны опытные работники. «Но у меня, согласно статье 37 Конституции, есть право на труд!» - воскликнула Валя. Однако председатель суда не стал вступать с ней в дискуссию и дал понять, что разговор окончен.

Оцените данную ситуацию.

10. В двух комнатной квартире Артемьевых проживали трое: родители и их сын Юрий. Юрий женился и привел в семью свою молодую жену. Вскоре у них родилась тройня. Жилой площади стало катастрофически не хватать, и сослуживцы Юрия, сочувствуя ему, всегда уставшему и невыспавшемуся, посоветовали обратиться в местный орган исполнительной власти с просьбой предоставить его семье отдельную квартиру, поскольку каждый гражданин, согласно ст. 40 Конституции РФ, имеет право на жилище.

Разрешите данную ситуацию, учитывая, что на каждого члеа семьи Юрия стало приходиться по 6 кв. м.

11. В классе произошло неприятное событие. Олег Смирнов, фактически лидер класса, повредил глаз однокласснику, использовав при «выяснении отношений» с ним газовый баллончик. Директор школы, созвав собрание класса, чтобы осудить безобразное поведение Олега. На собрании многие решили отмолчаться, чтобы не портить отношений со Смирновым. Тогда директор стал поочередно вызывать учеников и предлагать им высказаться. Один из них заявил: « Но у нас свобода слова!» «Вот именно, - подхватил директор, - подхватил директор. – Вот и высказывайтесь!»

Оцените ситуацию и скажите, кто прав.

12. Комарова похоронила мужа, умершего от опухоли головного мозга. Врач, наблюдавший больного, в разговоре высказал мнении, что причиной заболевания могла быть плохая экология (семья Комаровых всю жизнь проживала в центре города, где практически нет зелени и всегда было очень интенсивное автомобильное движение). Желая прояснить ситуацию с экологической обстановкой, Комарова обратилась с запросом к местным властям. «Данные об экологической обстановке являются секретными», - пояснил чиновник.

Прав ли чиновник? Ваши действия в этой ситуации.

13. Около дома в день выборов Президента России собралась маленькая компания пенсионеров. Мнения из о том, за кого нужно голосовать, разошлись.
Иван Петрович сказал, что будет голосовать за того кандидата, который выражает его интересы как человека воевавшего, проработавшего 40 лет.
Василий Гаврилович предлагал не вспоминать прошлое и не гадать о будущем, тем более не верить никому из кандидатов, поскольку каждый из них не скупился на обещания. По его мнению, в президенты сгодится любой, лишь бы человек был хороший».
А вот Игорь Николаевич заявил, что, на его взгляд, надо выбирать профессионала – управление страной требует специальный знаний и умений, а без них с этой работой не справиться.

Как вы думаете, кто из них прав?

14. На избирательный участок подъехал кортеж машин, в одной из которых прибыл на выборы директор металлургического комбината. Директора этого градообразующего предприятия хорошо знали все жители города, поскольку большинство из них трудились на этом комбинате. Директор со всеми поздоровался, ему без предъявления паспорта дали бюллетени, и он, зайдя ненадолго в кабину для голосования, опустил их в ящик для бюллетеней.

Какие нарушения избирательных норм вы заметили.? Скажите, оказался ли здесь нарушен принцип равенства?

15. Депутат Государственной думы Полетаев, торопясь на заседание, совершил наезд на пешехода, который в результате полученных травм скончался. Было возбуждено уголовное дело, и Генеральный прокурор обратился в Государственную думу с просьбой дать согласие на привлечение депутата Полетаева к уголовной ответственности. Депутаты заслушали объяснения Полетаева, который случившееся объяснил тем, что он очень торопился на голосование по важному законопроекту. Депутаты решили дать отказ в привлечении депутата к уголовной ответственности.

Законно ли и справедливо ли поступили депутаты? Ознакомьтесь со ст. 264 УГ РФ и нормами Закона, касающегося статуса депутата.

16. Самохин, служивший на Тихоокеанском флоте, стал собирать информацию об ущербе, нанесенном Дальнему Востоку срывом программы утилизации ядерных подводных лодок, снятых с эксплуатации и брошенных в дальневосточных бухтах. Против него было возбуждено уголовное дело и проведено расследование. Судья, принимая дело к слушанию, вынес постановление о закрытом судебном разбирательстве, поскольку оно связано с государственной тайной.

Законно ли постановление судьи?

Сидоров по договоренности со своим родственником Спиркиным передал последнему в пользование по доверенности новый автомобиль «Жигули» сроком на три года. По истечении срока действия доверенности Сидоров выписал новую доверенность, также на три года. Спустя шесть лет Спичкин отказался вернуть автомобиль, мотивируя это тем, что он владел автомобилем открыто, законно и непрерывно более пяти лет, поэтому автомобиль по праву приобретаемой давности принадлежит не Сидорову, а ему, Спичкину. Сидоров обратился в суд с иском об истребовании автомобиля у Спичкина.

Как суд должен разрешить данный спор? Каковы условия для приобретения права собственности по праву приобретаемой давности?

Корова Дяди Федора, которой тот пользовался по договору аренды, отелилась.
Кому принадлежит право собственности на теленка – Дяде Федору или собственнику коровы?

Никишина, у которой были похищены некоторые ценные вещи, в том числе каракулевая шуба обнаружила свою шубу в городском ломбарде, куда шуба была сдана под залог ссуды, полученной Петровым. Петров, как выяснилось, купил эту шубу в комиссионном магазине.

К кому Никишина может предъявить виндакционный иск? Имеются ли основания для удовлетворения такого иска?


20. Господин Сомов купил в магазине сметану. Придя домой и вскрыв упаковку, он увидел, что цвет сметаны не соответствует обычному, и усомнился в ее качестве. Он опять отправился в магазин, показал продавцу цвет сметаны в открытой упаковке и потребовал вернуть уплаченные деньгиза нее деньги. Продавец отказался это сделать, поскольку сметана была продана в пределах срока реализации. Сомову посоветовали обратиться на молочный завод, поскольку, по мнению продавца, магазин в этом случае упрекнуть не в чем и отвечать он должен.
Кто должен нести ответственность за проданный товар?


Критерии оценивания ответов на экзаменационные билеты по обществознанию
Критерии оценивания ответа на первый и второй вопросы билета
При ответах по билетам для оценивания знаний учащихся целесообразно исходить из ряда критериев, определяющих уровень овладения теоретическим материалом обществоведческого курса:
Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сделал обоснованный вывод.
Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся (не допуская ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно или допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий, теоретических положений, правовых и моральных норм. Примеры, приведенные учеником, воспроизводили материал учебников. На заданные экзаменаторами уточняющие вопросы ответил правильно.
Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения.
Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные экзаменаторами вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.
Критерии оценивания ответа на третий вопрос билета
Отметка «5» по третьему вопросу ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.
Отметка «4» ставится если при выполнении задания допущены незначительные ошибки.
Отметка «3» ставится, если экзаменуемый справляется с заданием лишь при помощи экзаменатора.
Отметка «2» ставится, если экзаменуемый не может выполнить задание даже при помощи экзаменатора.
Общая отметка по ответу ученика на экзамене выводится как среднее арифметическое из отметок, определяемых отдельно по каждому из трех вопросов билета.

Заголовок 215