Исследование на тему: «Общая теория способностей. Задатки – предпосылки возможного развития способностей. Содержание и структура способностей к изобразительной деятельности»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО" ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) В Г.ЯЛТЕ

Кафедра педагогического мастерства учителей начальных классов
и воспитателей дошкольных учреждений




Дата
Подпись

Методист



Преподаватель






Контрольная работа
по дисциплине: «Теория и технология изобразительной деятельности».
на тему: «Общая теория способностей. Задатки – предпосылки возможного развития способностей. Содержание и структура способностей к изобразительной деятельности».




Студентка группы: 21зДО
Специальность: Дошкольное образование
ФИО: Буркова Н.Б.
Проверил:_______________
Оценка _________________








Ялта 2016


ПЛАН РАБОТЫ
Введение
1. Общая теория способностей....5
2. Задатки – предпосылки возможного развития способностей......8
3. Содержание и структура способностей к изобразительной деятельности....12
Заключение
Список использованной литературы























Введение
Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.
Термин «способность» употребляется  в жизни очень широко. Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая специфическая деятельность требует от личности специфических качеств, т.е. способностей. Способность должна включать в себя различные психологические свойства, качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.
Так что же  такое «способности»? Данный вопрос остается дискуссионным до настоящего времени.
Проблема выявления способностей, одарённости и таланта постоянно ставится перед человеком жизнью. Постоянно обнаруживается, что даже в относительно одинаковых условиях жизни и деятельности психические свойства детей неодинаковы и развиваются в разной степени. Поэтому проблема выявления способностей, одаренности и таланта, а также взаимосвязи и различия этих явлений актуальны и в наше время.
В разные периоды человечества, в зависимости от представлений о природе людей, к способностям и одаренности относились по-разному.
В наше время, в период научно-технического прогресса современным детям приходится многое вмещать в свою память. Кроме этого, родители хотят видеть своё чадо всесторонне развитым и стараются записать одновременно в несколько кружков или секций. Иногда их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Порой это становится причиной эмоциональных срывов и подавленности. А в школе – учебная нагрузка. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.





























1. Общая теория способностей.
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Например, когда два ученика примерно одинаково отвечают на уроке, педагог может по-разному отнестись к их ответам: одним он может быть доволен, другим – нет. Учитель может объяснить это разными способностями у этих детей. Другой пример: два абитуриента сдают вступительные экзамены. Один справляется с испытаниями, другой – нет. Можно ли поэтому судить об их способностях? На этот вопрос нельзя ответить, пока не будет выяснено, сколько времени потратил на подготовку каждый абитуриент. Поэтому способности нельзя определить одним лишь фактом успеха (приобретением знаний). Итак, что же такое способности?
Способности  это индивидуальные свойства [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Таким образом, способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности.
А.В. Петровский в своем учебнике по общей психологии дал такое определение «способности»:
«Способности это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся».
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М.Теплов. Он выделил три признака способностей, которые легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:
1) способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или несколько деятельностей;
3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.
По мнению Теплова, способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Когда мы говорим о способностях человека, то имеем в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.
При равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми, а высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств и требованиям деятельности.
В своих трудах Б.М.Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. По мнению ученого, врождёнными могут быть только задатки. Под задатками он понимал некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если же способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в течении всей жизни (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый»  проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»  формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека).
Способности формируются в деятельности. Таким образом, к способности можно отнести то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Продукт деятельности и влияет на успешность выполнения данной деятельности.
Способность начинает существовать только вместе с деятельностью, она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности, они в ней создаются.
Говоря о способностях, необходимо упомянуть то, что они у каждого человека разные. Каждый человек имеет индивидуально-своеобразное сочетание способностей, и его успешность определяется наличием того или иного сочетания способностей. Одни способности могут заменяться другими, отличающимися по своему происхождению, но схожими по проявлениям. На успешность одной и той же деятельности могут влиять разные способности, поэтому, отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой.
Способности делятся на общие и специальные. Ученые выделяют следующие виды специальных способностей:
- учебные и творческие;
- умственные и специальные;
- математические;
- конструктивно-технические;
- музыкальные;
- литературные;
- художественно- изобразительные.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Когда мы изучаем психологическую характеристику способностей, можем выделить качества, которые отвечают требованиям не одной, а одновременно нескольких видов деятельности, и специальные качества, которые отвечают более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть очень ярко выражены. Это говорит о наличии у людей разносторонних способностей, а также об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.

2. Задатки – предпосылки возможного развития способностей.
Вопрос о природе и о происхождении способностей - один из наиболее сложных в психологии. Существуют два диаметрально противоположных подхода к решению данного вопроса.
Еще со времен Платона разрабатывается концепция, утверждающая врожденность (наследственность) способностей. В качестве аргументов приводятся данные о раннем проявлении способностей у ребенка. Так, у Моцарта музыкальные способности обнаружились в трехлетнем возрасте. Доказательством наследственности способностей выступают также факты повторения их у потомков выдающихся людей, приводятся примеры одаренных семей и целых династий.
Экспериментальные исследования на животных, в которых скрещивались только особи, справлявшиеся с поставленной задачей успешнее других, свидетельствовали о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.
С точки зрения другого подхода к вопросу о происхождении способностей, способности не есть нечто данное от природы, врожденное, они формируются под воздействием условий социальной среды, обучения и воспитания.
Если первая концепция о врожденности способностей, по сути дела, игнорирует необходимость напряженной деятельности по развитию способностей, раз они появились сами по себе, то вторая, напротив, утверждает, что всякой деятельности можно научиться даже при отсутствии желания и увлеченности ею. Поэтому более приемлемым является представление, согласно которому способности подчиняются закону развития, но основы их заложены генетически. Например, люди могут, а животные не могут овладеть членораздельной речью и логическим мышлением. Предел здесь кладут задатки, которые морфологически, генетически детерминируют предельные возможности совершенствования мышц гортани, коры больших полушарий головного мозга и т.д. Так и относительно способностей психология не отрицает врожденности анатомо-психофизиологических особенностей человеческого организма, которые могут оказываться условиями успешного выполнения какой-либо деятельности.
Морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются задатками.
Способность - это задаток в развитии. Таким образом, человек рождается только с задатками, этими природными предпосылками развития способностей. К врожденным задаткам относятся, например, такие свойства зрительного анализатора, как точное определение пропорций, цвета и т.п., необходимые для успешного развития способностей к художественному творчеству, или очень тонкая чувствительность обонятельного анализатора, на основе которой развиваются профессиональные способности парфюмеров-создателей новых сортов духов.
Само по себе наличие задатков еще не решает вопроса о проявлении и развитии способностей. Чтобы это случилось, необходимо занятие соответствующей деятельностью. Даже самые ярко выраженные задатки могут развиться в способности лишь в процессе труда, обучения, игры. Многие выдающиеся люди, про которых обычно говорят, что у них талант от Бога, в своих воспоминаниях подчеркивали ведущее значение труда в их творчестве.
В упорном труде и при огромном желании можно развить способности даже в тех случаях, когда, кажется, нет никаких задатков к тому или иному виду деятельности. В качестве примера обратимся к жизни выдающегося оратора античности Демосфена. Когда Демосфен поставил перед собой цель стать оратором, он был хилым молодым человеком со слабым голосом и прерывистым коротким дыханием, кроме того, он шепелявил и картавил. Все это противоречило сложившемуся в Древней Греции образу оратора, который должен был обладать красивой фигурой, величавой внешностью, артистической мимикой и жестами, иметь красивый громкий голос. Но Демосфен не отступил от поставленной цели и начал напряженно работать над своей внешностью, голосом, дикцией, дыханием. Перед зеркалом он учился актерской игре, вкладывал в рот камешки и так читал на память стихи, во время бега, не переводя дыхания, произносил несколько стихов или какую-нибудь длинную фразу. Упорно развивая плохо выраженные от рождения задатки, Демосфен по сути сотворил себя заново. Это стало возможным благодаря тому, что поставленная Демосфеном цель стать оратором, побуждаемая к осуществлению его горячим желанием словом воздействовать на огромную массу людей, превратилась в самостоятельную побудительную силу, мотив.
Таким образом, повышенная мотивация и вызываемая ею напряженная активность личности являются необходимыми условиями развития способностей.
Разглядеть задатки порой бывает очень трудно. То, насколько проявятся задатки, зависит от условий индивидуального развития личности. Неблагоприятные условия препятствуют оформлению задатков. Например, обедненная среда, в которой ребенок лишен разнообразных впечатлений и возможности активно действовать, уменьшает возможности формирования у него способностей. Частые психические травмы, наносимые ребенку в процессе неправильно организованного обучения и воспитания, также создают неблагоприятные условия для развития способностей. Фактором, тормозящим становление способностей, может стать некорректное обращение с мотивацией. Так, излишнее принуждение к какому-либо виду деятельности вызывает, как правило, негативные переживания, которые затрудняют проявление специальных способностей.
Неразвитые вовремя задатки могут атрофироваться. Известно, что дети, попавшие в силу тех или иных обстоятельств в логово зверей и лишенные, таким образом, возможности развить свои задатки и способности, теряли их навсегда.
Человек может обнаружить и развить свои способности к определенному виду деятельности благодаря не только упорному труду, но и методике обучения.
Совершенствование приемов формирования соответствующих знаний и умений приведет в конечном итоге к тому, что такие способности, как поэтические, музыкальные, артистические, организаторские и т. п., о которых принято говорить как о «врожденных», будут развиваться так же, как, скажем, грамматические или арифметические способности. Другими словами, как сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что любого нормального ребенка можно научить читать и писать, так обычным делом будет учить всех детей писать стихи, сочинять музыку, рисовать и т.д. И сегодня в этом направлении уже многое делается. Например, существуют экспериментальные школы, в которых у абсолютно немузыкальных детей путем системы индивидуальных тренировок формируют музыкальный слух.
Важным фактором развития способностей человека являются склонности и интересы.
Склонность - это особенность личности, проявляющаяся в предпочтительном выборе занятий какой-либо конкретной деятельностью. Повышенная склонность ребенка к изобразительной деятельности служит показателем пробуждающихся у него способностей к художественному творчеству. Как правило, склонность к занятиям живописью сопровождается проявлением интереса к цвету, особенностям формы окружающих предметов, ко всему, что так или иначе связано с изобразительным искусством, к художественному творчеству в целом.
Однако наличие интересов и склонностей само по себе не всегда говорит о том, что человек обладает соответствующими способностями. Но то, что интересы и склонности, как и другие черты характера, например настойчивость и целеустремленность, благоприятствуют формированию и развитию способностей в процессе самой деятельности, является неоспоримым фактом.

3. Содержание и структура способностей к изобразительной деятельности.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют психологов и педагогов уже не одно столетие.
Чтобы наглядно понять, что же такое «детская одаренность», представим частные способности человека в виде ветвей дерева: чем больше этих частных способностей, чем выше уровень развития каждой - тем мощнее это воображаемое дерево, пышнее, ветвистее его крона. Чем гармоничней развиты эти частные способности (ветки), тем дерево выглядит более органичным. И подобно тому, как у дерева, и крона в целом, и каждая из многочисленных ветвей в отдельности вырастает и питается от единого, общего основания - корня, в человеческой психике все частные способности произрастают и в дальнейшем питаются из единого, общего основания, именуемого одаренностью, или иначе - интеллектуально-творческим потенциалом.
В процессе роста и развития ребенка растёт, совершенствуется общее основание человеческих способностей. И если частные способности формируются преимущественно в том виде деятельности, на который они ориентированы, то такая характеристика как интеллектуально-творческий потенциал личности формируется во всех без исключения контактах ребенка со средой.
Среди них не случайно особая роль отводится искусству и художественной практике.
В высших своих проявлениях искусство - всегда творчество. Именно поэтому, занимаясь художественно-практической деятельностью с детьми, мы решаем не только частные задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные - развиваем интеллектуально-творческий потенциал ребенка.
Способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Другими словами, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и её осуществления. Т.е., способности нельзя отделять от личности.
Поэтому вполне правомочно сделать следующий вывод: развитие способностей, в том числе и изобразительных, это, прежде всего, развитие личности.
В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. Задатки являются предпосылками возможного развития способностей.
Значение задатков состоит в следующем:
- значительно облегчают формирование способностей;
- ускоряют темп продвижения в развитии способностей;
- определяют высоту достижения;
- обуславливают ранние проявления способностей.
Сами способности формируются в процессе деятельности при взаимодействии ребенка с другими людьми, в наиболее концентрированной форме такого взаимодействия - обучении.
Изобразительная деятельность - это отражение окружающего мира в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов.
Созданный образ (в частности рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью.
Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
Н.П.Сакулина выделяла две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.
Способность к изображению состоит из трёх компонентов:
1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в то же время расчлененно (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).
2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве). Без овладения этими графическими умениями способность к изображению нельзя сформировать.
3. Овладение техникой рисунка.
Способность к образному выражению состоит из следующих компонентов:
1. Эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. не просто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать выразительность предмета помогает делать рисунок не просто изображением, позволяющим узнать явление, а дает последнему яркую характеристику, подчеркивает в нём особенно впечатляющее, т.е. создается художественный образ, а не просто графическое изображение. В этом свойстве наиболее ярко появляются личностные моменты (ценностные ориентиры, мотивы личности).
2. Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувство, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно - выразительного образа. Необходимое условие этой активности - наличие осознанной цели: стремления создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков.
Не смотря на то, что не у каждого ребёнка есть способности к изобразительной деятельности, активные занятия этим видом творчества будут благотворно влиять на развитие его личностных качеств и изобразительных знаний и умений. Особенно большое значение здесь играет поощрение. Еще одно непременное условие развития способностей - создание атмосферы радости и понимания на занятии.

Заключение
На основании проведенного теоретического анализа психологической литературы можно сделать следующие выводы.
Способности – это свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов деятельности.
Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. То есть, человек не рождается способным к той или иной деятельности, а участием в деятельности формирует у себя способности к ней.
Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей с задатками, интересом и склонностями.
Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. Но задатки – лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей.
Благоприятная среда, воспитание и обучение способствуют раннему пробуждению задатков.
Интерес проявляется в стремлении к познанию объекта, основательному изучению его во всех деталях. Интерес проявляется в склонности человека к деятельности, по преимуществу связанной с предметом интереса.

















Список использованной литературы
1. В.В. Лукашевич, Е.Н. Пронина: Психология личности: учебное пособие, М: МГУП, 1999.
2. Шадриков В.Д. «Деятельность и способность», Москва, 1994 г.
3. «Общая психология» под ред. Р.Х.Тугушева и Е.И.Гарбера, Саратов, 2003г.
4. Немов Р.С. «Общие основы психологии» в двух книгах, книга 1, Москва, 1994 г.
5. Теплов Б.М. «Способности и одаренность», хрестоматия по возрастной психологии, Москва, 1994 г.
6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2002.
7. Дружинин В.Н., Психология общих способностей. 3-е изд.- СПб.: Питер, 2008.
8. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982.
9. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М.: Прометей, 1993.
10. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2005.
11. Богоявлевская Д. Б.: Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
12. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей – М:  Учпедгиз, 1961.
13. Изобразительная деятельность в детском саду – под ред. Н.П. Сакулиной и  Т.С. Комаровой. М: Просвещение, 1973.
14. Ковалёв А.Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной  деятельности. В сб. Проблемы способностей – М: Академия пед. наук  РСФСР, 1962.
15. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения  социального опыта – М: Педагогика, 1981.
16. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве – М: Просвещение, 1965.



 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 Теплов Б.М. «Способности и одаренность», хрестоматия по возрастной психологии, - М: 1994 г.

 Дружинин В.Н., Психология общих способностей. 3-е изд.- СПб.: Питер, 2008.

 В.В. Лукашевич, Е.Н. Пронина Психология личности: учебное пособие, М: МГУП, 1999.
 Изобразительная деятельность в детском саду – под ред. Н.П. Сакулиной и  Т.С. Комаровой. М: Просвещение, 1973.









13PAGE 15


13PAGE 14215