Статья Современный урок музыки в свете внедрения ФГОС второго поколения

Замалетдинова Венера Исламутдиновна,
ГБОУ «Чистопольская кадетская школа-
интернат имени Героя Советского
Союза Кузьмина С.Е.»
Чистопольского муниципального района РТ
Учитель музыки

Современный урок музыки
в свете внедрения ФГОС второго поколения
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский

Стремительные изменения в обществе и в экономике требуют от
человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, существенный для настоящего времени. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: "Давно уже пора сменить цель
образования - не просто давать практические навыки, а учить учиться".
Новый стандарт отвечает современным требованиям. Ученик центральная фигура, роль учителя - выстроить вместе с учеником, зная его возможности, его стартовый уровень, зону ближайшего развития, его личностную образовательную траекторию, учебно-познавательную деятельность. [1]
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников – ключевое
требование ФГОС. «Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и к музыке, чёрствых к добру, беспамятных к прошлому,» – писал академик Д.С.Лихачев, – «а для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками...». Наиболее гибкими и подвижными дисциплинами в освоении социокультурных компетенций школьника можно считать предметы образовательной области «Искусство». Методика курса
«Искусство. Музыка» направлена на воспитание читателя, зрителя, слушателя, на развитие способности детей воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир через общение с прекрасным.
Основные задачи реализации содержания предметов области искусства:
-развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений;
-выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру. [6,26]
Внедрение ФГОС предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Для получения высоких результатов в образовании в программе разработаны универсальные учебные действия (УУД): личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Работа на уроке должна вестись так, чтобы ученик не принимал в готовом виде знания, а прикладывал усилие к поиску нового, проявлял свои знания и умения в различных видах художественно-творческой деятельности, владел приёмами анализа, сравнения и обобщения музыкальных произведений. [6,7-8]
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
На уроках музыки эффективным методом является обращение к опыту учащихся и их размышлениям, т.к. опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных переживаний, затрагивающих его личностные ценности. На уроках учащиеся выявляют функции музыки в жизни общества, в своей жизни, ассоциативные связи с разными видами искусства в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, осваивают процесс организации досуга и самообразования.
При решении проблемных задач и ситуаций необходимо создать такую обстановку, чтобы возникла личная заинтересованность в её решении, проснулось внутреннее «Я». Использование проблемных ситуаций превращают знания обучаемых в умственное действие, материал надолго запоминается. В процессе дискуссий дети сравнивают, делают выводы, подкрепляя их примерами из жизни. Поиск новых знаний убеждает ученика, что прежнего багажа музыкальных знаний недостаточно. Тогда у него возникает потребность в приобретении новых знаний о музыке и других видах искусства, появляется интерес к предстоящей работе. На уроках можно использовать следующие задания: «Как лучше исполнить?», выбрать музыкальный инструмент, интервьюирование, работа со словарями и энциклопедиями, подборка музыкальных заставок, видеороликов, названий, из нескольких музыкальных произведений найти искомое, составление кроссвордов, схем-опор, тесты, творческие задачи, защита проектов. [5,30]
Организационно-деятельностные игры (ОДИ) построены так, что одним из основных процессов на протяжении всей игры является процесс самоопределения. У ученика возникают ответы на вопросы: «Чего я на самом деле хочу?», «Что я реально могу в силу полученной подготовки и своих способностей?», «Что я буду делать как участник игры по заданной теме?». На уроках я активно внедряю игровые ситуации, изобразительную деятельность, эмоциональное восприятие музыки, коллективные творческие работы, музицирование, инсценирование песен, музыкальных пьес программного характера, написание детьми рассказов, стихов, синквейна по пройденному материалу, создание газет по материалам творческих заданий.
Интегрированные уроки повышают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, способствуют развитию коммуникативных способностей. Именно такая подготовка обеспечивает конкурентоспособного специалиста в интегрированном информационном пространстве современного общества. На уроках мы говорим не только о взаимодействии музыки с разными видами искусства. Активно внедряются в работу циклы интегрированных уроков по музыке и хореографии по темам: «История народных танцев», «Историко-бытовые танцы», «История развития Татарстана и культуры татарского народа», «Бальная танцевальная музыка». Учащиеся знакомятся с зарождением танцев, народными костюмами, национальным своеобразием, культурными традициями, проводится взаимосвязь между географическим положением, бытом, обрядами народов, а также характером музыки и движениями. Учащиеся получают биографические сведения об основателях танцев, на уроке звучат стихи А.Пушкина, М.Лермонтова. Ученик, освоив движения, переходит к созданию собственных композиций, учится самостоятельно применять систему знаний и умений на практике, вносить новые элементы. Просмотр видеозаписей и исполнение танцев активизирует рефлексивную деятельность, рождает собственные суждения о музыкальных явлениях, о вечных проблемах в искусстве.
Информационно-коммуникационные технологии способны вовлекать учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательный интерес, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.
Возможности применения ИКТ на уроках музыки велики: электронные энциклопедии, мультимедийные приложения к учебникам, развивающие компьютерные игры, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека; формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки; расширение представлений о концертно-музыкальных традициях страны, региона, программы - тесты, использование информации в проектно-исследовательской деятельности. Важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу, т.к. лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и "потрогает", т.е. сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует), применит на практике.
Организация проектной деятельности в образовании школьников способствует развитию творческого потенциала обучающихся, проведению самостоятельных исследований, принятию решений, развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда.
В области изучения предмета «Музыка» выделяются следующие виды проектов: ролевые (инсценирование), исследовательские (изучение биографий, жанров), сценарные (создание сценариев), творческие (театрализованные представления музыкальных произведений), информационные (изготовление стендов, публичные выступления с сообщениями), практико-ориентированные (изготовление дидактического материала, презентаций к уроку, создание музыкальных игр, физкультминуток). [3,192]
Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка является одной из важнейших задач обучения и воспитания. Создание портфолио позволяет систематизировать проделанную учеником работу, отразить его достижения и активность, раскрыть его личностные данные, создать ситуацию успеха, повысить самооценку и уверенность в собственных возможностях, сформировать мотивацию к дальнейшему творческому росту, приобрести навыки рефлексии. [4,65-67]
Главной целью для меня является развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы ребёнка, становление нравственной позиции. Путь такого развития я вижу только во включении ребёнка в любую форму активной музыкальной деятельности. В заключении было бы уместным процитировать китайскую пословицу: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».



Список использованной литературы
1.Ерёменкова Т.Ю. Актуальные вопросы введения ФГОС//Справочник заместителя директора школы № 2, 2012.
2.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
3.Портфолио достижений ученика – шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа, 2004, № 5. – 65 – 67 с. 
4.Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991.- 30 с.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Просвещение, 2009. -7-8 с., 26 с.
15