Конспект урока по русскому языку «Закрепление по теме: «Написание слов с заглавной буквы» (2 класс)


Конспект урока во 2 «А» классе
Тема: «Закрепление знаний по теме: Написание слов с заглавной буквы»
(именах, фамилиях, отчествах людей)
Цель урока:
обобщить и закрепить знания о правописании заглавной  буквы
в именах собственных,
узнать об истории возникновения фамилий, имён, отчествах.
развивать свою речь, грамотно и красиво писать.
Задачи: предметные
Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной  буквы в именах собственных.
метапредметныеразвитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений;
учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;
побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения.
Основные понятия имя собственное, имя, полное имя, тёзки, фамилия, отчество.
Тип урока: Урок закрепления знаний
Дети закрепляют знания о правописании имён собственных. Урок построен в игровой форме, с использованием заданий поискового, творческого характера, способствующих развитию логического мышления.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;
Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.
Планируемые результаты: учащиеся обобщат знания об именах собственных; закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных; научатся
применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Оборудование: дневники наблюдений (рабочие тетради), карточки, компьютер
Форма урока: урок-путешествие.
ХОД УРОКА.
Организационный момент. Психологический настрой на урок.
-Здравствуйте, ребята! Громко прозвенел звонок, начинаем наш урок!
Актуализация знаний.
Словарная работа.
Минутка чистописания. Посмотрите на экран. Найдите одинаковый звук в этих словах:
Галина, Григорий, город, гриб, гроза, газета.
- Звук [г]
- Дайте характеристику этому звуку?
- Согласный, твердый, звонкий, парный.- Какой буквой этот звук обозначается на письме?
- Буквой «гэ»
Запишите Большую и маленькую букву Г г в строчку.
3.Физминутка.
Напишите красиво и правильно заглавную букву Г столько раз, сколько хлопну в ладоши (4 раза), пропишите рядом строчную букву «гэ» столько же раз.
Молодцы! С заданием справились.
III. Определение темы урока и целей.
- Сегодня тема нашего урока: «Закрепление по теме: «Написание слов с заглавной буквы».
- Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (формулировка задач учащимися)
- Да, действительно, сегодня на уроке русского языка мы будем:
закрепить знания о правописании заглавной  буквы в именах собственных;
узнать об истории возникновения фамилий, имён, отчествах;
развивать свою речь, грамотно и красиво писать.
- Послушайте, какое замечательное стихотворение о заглавной букве написал Е. Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,
 Выросла выше всех букв – подруг.
 Смотрят с почтеньем на букву подруги,
 Но почему? За какие заслуги?
 Буква расти не сама захотела,
 Букве поручено важное дело.
 Ставится буква у строчки в начале,
 Чтобы начало все замечали.
 Имя, фамилия пишутся с нею,
 Чтобы заметней им быть и виднее.
 Чтобы звучали громко и гордо
 Имя твоё, имя улицы, города.
 Буква большая – совсем не пустяк!
 В букве большой уважения знак!
Повторение изученного.
-Посмотрите на слайд, перед нами группа слов. По какому признаку можем объединить эти слова? Или (К какой части речи относятся эти слова?)
Папка, кисть, Пушкин, рисунок, дедушка, солнце, Виталий.
-К имени существительному.
- Докажите?
-Все слова обозначают предмет и отвечают на вопрос: КТО? И ЧТО?
- На какие 2 группы можно разделить данные слова?
-Одушевленные и неодушевленные.
- Как вы думаете, почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?
-Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.
 - Какие слова относят к именам собственным?
- К именам собственным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.- Как нужно писать имена собственные?
- С заглавной буквы.
Поиграем в игру.
«Нарицательное топай, ну а собственное хлопай!»
Собака, Дружок, корова, Буренка, село, река, Свирь, Иванов, Олег, фамилия, заяц, медведь, город.Работа по теме урока. Упражнения в написании заглавной буквы в фамилиях людей.
- Образуйте от этих слов фамилии и запишите их. Слайд.
Воробей, медведь, сорока, заяц.
Взаимопроверка. Воробьёв, Медведев, Сорокин, Зайцев. 
- Как записали фамилии?
- С заглавной буквы.
- Подчеркните заглавную букву в словах.
Происхождение фамилий.
Слайд. Фамилии на Руси появились сравнительно недавно.
Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия даётся человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали по месту, где жил человек.
Например: Рязанов, Донской, Болотин.
Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников.
Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Носов.
- С красной строки запишите каждый свою фамилию. Подчеркните заглавную букву.
- Запомните, что фамилии пишутся с большой буквы.
Упражнения в написании заглавной буквы в именах людей.
Что такое имя? Слайд. Имя – отличительное название, которое дается человеку при рождении. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя что-то обозначает.
Например: Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям.
Работа с учебником. Упр. 90, 91.
- Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы.
Упражнения в написании заглавной буквы в отчествах людей.
 - Ребята, как следует обращаться к взрослым?
- По имени и отчеству.
- Откуда же появились отчества? Слайд.
Слово «отчество» означает имя по «отцу». Человек получает отчество от отца. Давным-давно так говорили: Дарья, Александрова дочь или Максим, Русланов сын. Так и появились отчества. Отчество всегда даётся по полному имени.
- Запишите имя, фамилию и отчество своего соседа по парте. Как записали? Подчеркните заглавную букву в отчестве.
- Запомните: Отчества людей пишутся с заглавной буквы.
Работа над предложением. –Какие правила написания предложения вы знаете?
- Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка.
Запись на доске под диктовку.
На сосне сидит пушистая белка.
Собака Белка сторожит дом
–Что вы можете сказать о словах в предложениях, которые произносятся одинаково?
- В 1 предложении слово «белка» нарицательное, а во 2 предложении это слово собственное.
– Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи являются главные члены в предложении?
IV.Итог урока.
Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо потрудились. Давайте вспомним, чему мы учились на уроке?
- Какова была цель нашего урока?
обобщить и закрепить знания о правописании заглавной  буквы
в именах собственных;
узнать об истории возникновения фамилий, имён, отчествах;
развивать свою речь, грамотно и красиво писать.
- Достигли мы своей цели? Докажите.
- Сегодня мы с вами говорили только о некоторых группах, которые относятся к собственным именам – имена, фамилии, отчества людей. Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы?
- Наша работа обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, которые пишутся с заглавной буквы. Вы очень хорошо поработали.
Домашнее задание
Учебник, с. 57, упр. 98.
Рефлексия.
- Все вы были внимательными, активными, Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием. Покажите красный цвет, если урок вам не понравился или что-то осталось для вас непонятным. Покажите зеленый, если вам все понятно и урок вам нравится.
Сегодня на уроке я
Узнал, открыл для себя…
Научился, смог…
Могу похвалить себя и своих одноклассников за …
Спасибо за работу. Урок окончен.