Технологическая карта по русскому языку. Перенос слов с буквами «Ь» и «Й» в середине слов.


Тема: Перенос слов с буквами «Ь» и «Й» в середине слов.
Задачи: в совместной деятельности сформулировать вывод о переносе слов с буквами «Й» и «Ь» в середине слова; учить применять основные  правила переноса слов в практической деятельности.
Развивать навыки самоконтроля, речь обучающихся, орфографическую зоркость, умение анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.
Воспитывать аккуратность, культуру общения, взаимопомощь.
Решаемая проблема: как переносить слова с буквами «Ь» и «Й» в середине слова.
Планируемые результаты:
Предметные Универсальные учебные действия Личностные
Сформулировать правило переноса слов с буквами «Ь» и «Й» в середине слова.
Регулятивные:
Учить удерживать учебную задачу, проговаривать вслух последовательность производимых действий;
В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
Осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя и оценивать результат выполнения задачи Формирование интереса к познанию языковых явлений
Представление о значении изучаемого материала для практических ситуаций
Рефлексия своего эмоционального состояния на уроке
Научиться применять на практике новые правила переноса слов, закрепить ранее изученные основные правила переноса слов.
Познавательные:
На основе наблюдений и анализа группировать языковой материал по самостоятельно определенному признаку, осуществлять рефлексию способов и условий действий.
Соотносить изучаемый материал с собственным опытом Развивать орфографическую зоркость. Коммуникативные:
Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Аргументировать собственное мнение, строить высказывания, договариваться;
Участвовать в разных формах работы (индивидуальной, коллективной, парной) № Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1 Организационный момент Проверка готовности класса к уроку. Психологический настой. Организуют рабочее место Регулятивные
2 Актуализация знаний Мотивация
Введение в тему урока.
Спишите с доски слова: Календарь, комната, кружево, курица. Давайте разделим слова на слоги, но прежде вспомним правило переноса!
Откройте домашнее задание стр.29 № 3.Все ли слова перенесли? Почему?
Ребята записывают число, классная работа
1. Слова переносятся по слогам.
2. Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
Регулятивные:
Учить удерживать учебную задачу, проговаривать вслух последовательность производимых действий;
В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
Коммуникативные:
Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Повторение известных правил переноса, практическое выполнение переноса слов.
3. Постановка учебной задачи. - Ребята, как вы думаете, все правила переноса мы с вами знаем?
А кому хочется узнать другие правила? Зачем?
- Итак, какие задачи мы поставим перед собой на уроке? Тогда за работу! Высказывают предположение, что, скорее всего, не все, ведь знают только два правила.
Узнать новые правила переноса и научиться переносить слова правильно. Регулятивные:
В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Формирование интереса к познанию языковых явлений
Представление о значении изучаемого материала для практических ситуаций
Рефлексия своего эмоционального состояния на уроке
4. «Открытие» нового знания.
Парная форма работы.
У меня на доске записаны слова.
май, чай, капель, ель, ручей, уголь, окунь.
-Ребята, работая в паре, необходимо разделить данные слова на 2 группы по самостоятельно выявленному признаку. Работа в паре. Учащиеся делят слова на 2 группы: 1.май,чай,капель,ель,ручей,уголь.
2.окунь. Регулятивные:
В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Формирование интереса к познанию языковых явлений
Представление о значении изучаемого материала для практических ситуаций
Рефлексия своего эмоционального состояния на уроке
Классификации материала, самостоятельно выбирая признак.
Повторение программного материала:
имя существительное, как часть речи;
гласные и согласные звуки;
слогообразующая роль гласных.
Коллективная форма работы. -Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Составь слово» . Её правила таковы: при помощи слогов -КА,- НИК, -КИ составить новые слова.
- Сейчас, ребята, постараемся разделить для переноса те слова, которые у нас получились. Что же для этого нам необходимо сделать?
Давайте запишем слова, отделив слоги
Самопроверка
май-ка ель - ник
чай-ник уголь - ки
ручей - ки ру-чейки
капель - ка ка- пелька …
- Посмотрите внимательно на слова. Что вы заметили?
- Как же мы разделили слова с буквами «Й» и «Ь» в середине для переноса?
Работа по учебнику.
- Давайте еще раз повторим правило.
-Что вы можете сказать о нашем выводе про перенос слов с буквами «Й» и «Ь» знаком в середине?
- Сформулируйте общий вывод о переносе слов с буквами «Й» и «Ь» в середине слова. Дети составляют слова:
майка, майки, чайка, чайки, чайник, капелька, капельки, капельник (старинное название месяца «март»), ельник, ручейки, угольки, угольник, окуньки - Вспоминают и повторяют алгоритм
Идет письменное комментированное выполнение задания. Дети образуют слова при помощи слогов, поэтому при переносе они уверенно отделяют их от предшествующего слога.
Дети формулируют правило о переносе буквы «Й» и буквы «Ь» в совах.
Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Формирование интереса к познанию языковых явлений
Познавательные:
На основе наблюдений и анализа группировать языковой материал по самостоятельно определенному признаку, осуществлять рефлексию способов и условий действий.
Соотносить изучаемый материал с собственным опытом
Научиться применять на практике новые правила переноса слов, закрепить ранее изученные основные правила переноса слов.
5. ФизпаузаМы листики осенние, На ветках мы сидим. (присесть) Дунул ветер - полетели, Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) И на землю тихо сели. (присесть) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (легкий бег по кругу) Закружились, полетели И на землю тихо сели. (присесть) 6. Первичное закрепление. Проверим, правильно ли незнайка сделал перенос?
УЛИ-ЦА
МОЛНИ-Я
КАПЕЛ-ЬКА
МУРАВЕЙ-НИК
СТРО-ЙКА
ЛУЖ-АЙКА
ПАЛЬ-ЧИК
О-ГОНЬ
ЗАЙ-КА
ДЕ-НЬКИДети выполняют упражнение с комментированием. Выполняют взаимопроверку. Регулятивные:
Учить удерживать учебную задачу, проговаривать вслух последовательность производимых действий;
В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
Коммуникативные:
Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Повторение известных правил переноса, практическое выполнение переноса слов.
Научиться применять на практике новые правила переноса слов, развитие орфографической зоркости
Участвовать в разных формах работы (индивидуальной, коллективной, парной)
7. Самостоятельная работа.
( слайд 15 -17)
Каждый ученик выполняет №9
-Кто сумел выполнить верно все задание ? Кто допустил одну ошибку? …
-Каким алгоритмом пользовались при выполнении задания? Какими правилами ?Самопроверка.
Повторяют алгоритм, все известные и используемые правила переноса слов. Взаимопроверка.
Регулятивные контроля
(самоконтроля)
Закрепить ранее изученные основные правила переноса слов, а также вновь «открытые» правила.
Умение правильно делить слова на слоги в соответствии с правилами орфографии.
Личностные : Представление о значении изучаемого материала для практических ситуаций
8. Словарная работа. - Назовите, какие словарные слова сегодня нам встретились? Какие буквы требуют запоминания? - Огонь, муравейник, улица, муравей, капель, береза, коньки. Запоминание написания словарных слов. Развитие
орфографической зоркости
9. Рефлексия. (слайд 18) Все ребята на уроке с увлечением трудились. А давайте расскажем Незнайке , что главное для себя открыли. на уроке.
-Незнайка принес нам два слова
( «КОНЬКИ», «РУЧЬИ»). Он разделил эти слова для переноса так: КОНЬ-КИ, РУ-ЧЬИ. Верно ли это?
-Почему же так по-разному разделены для переноса слова с буквой «Ь» в середине ?Дети повторяют новые правила переноса.
Обсуждение, возвращение к правилу, которому такое деление не противоречит
( Сравнив слова, дети приходят к выводу, что здесь различна функция мягкого знака, что и влияет на перенос. Важно, чтобы при переносе буква «Ь» не отделялась от предшествующей буквы).Регулятивные саморегуляцииПознавательные Коммуникативные (строить высказывания, аргументируя)
Повторение правил переноса
10. Домашнее задание -стр.31 № 10 Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
11. Подведение итогов.
- Что было на уроке главное? Какие правила запомнили о переносе слов?
- Что было на уроке интересное?
- Оцените свою активность на уроке. Самооценка детьми своей деятельности (активности) на уроке и своих одноклассников.
Молодцы. Спасибо. Регулятивные саморегуляции: контролировать