Разделительный мягкий знак. Написание слов с разделительным мягким знаком.


Конспект открытого урока по русскому языку 2 классТема Разделительный мягкий знак. Написание слов с разделительным мягким знаком.
Цели и задачи урока
Образовательные: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством введения мягкого знака; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
установить тематические рамки урока: работа с буквой «Ь».
Развивающие: способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, умения сравнивать, анализировать, обобщать.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат Предметные:
- правильно называют звуки в слове, ставят ударение;
- производят звуко-буквенный анализ слов и соотносят количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
- воспринимают на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
- умеют оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД:
- умеют ориентироваться в своей системе знаний:
- отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия Мягкий знак – показатель мягкости, мягкий знак –разделительный
Ресурсы:
- основные
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» (2-й кл.);
- раздаточный материал
- тетрадь
Организация пространства Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Технологическая карта урока «Разделительный мягкий знак»
№ Этап урока Цели этапа Название используемых средств и ЦОР Деятельность учителя. Деятельность ученика. Время.
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. - создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке;
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности
Система Votum  Стихотворение:
Вот и прозвенел урок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь садитесь!
(Пожелание плодотворной работы на уроке.)
- Как вы понимаете слово «успех»?

- Что необходимо для создания ситуации успеха?

- Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?
- В каких случаях пишется разделительный мягкий знак?
- Все ли из вас поняли, в каких случаях мы должны писать в словах разделительный мягкий знак? Давайте проверим.
В конце урока мы посмотрим, каких успехов добились.
Откройте тетради и запишите число.
- Что мы пишем далее?
- Как пишется слово «классная»? Настраиваются на работу
Отвечают на вопросы учителя
- Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо.
- Надо внимательно слушать учителя и одноклассников, хорошо работать.
- Разделительный мягкий знак.
Рассказывают правило
Голосуют с помощью системы Votum
Солнышко – я не испытываю затруднений в написании слов с разделительным Ь.
Тучка – мне надо ещё поработать над этой темой
Записывают в тетради:
Тринадцатое марта.
Классная работа.
Слово «классная» пишется с удвоенной буквой н. 1 мин.
1 мин.
2 мин.
2 мин.
2. Минутка чистописания - совершенствовать навыки правильного написания буквы Ь в сочетаниях с другими буквами - С чего мы начинаем каждый урок русского языка? Сегодня мы повторим написание буквы Ь и её соединения с другими буквами.
ь ьь ььь
нь нья мь мья
бь бьи вь вьи
- Какую работу выполняет Ь в сочетаниях мь,нь, бь, вь?
- Какую роль выполняет этот же знак в буквосочетаниях нья, мья, бья, вья?
Пропишите эти буквосочетания, соблюдая высоту, наклон и ширину букв.
- С минутки чистописания.

- обозначения мягкости согласных;

- разделительный Ь.
отрабатывают каллиграфическое написание букв и сочетаний букв в тетради 4 мин
3. Актуализация опорных знаний. Формулирование цели урока.
  - формирование умений классифицировать слова на группы;
- создание условий для самостоятельного формулирования цели урока. Выполняется задание на интерактивной доске
 
  Давайте перечислим функции мягкого знака.
Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтоб семья не стала семя,
Колья – Колей никогда
Вы видите на доске слова. На какие две группы их можно разделить? Запишите эти слова в два столбика, добавьте в каждый столбик по одному слову.
Варенье, ружьё, пальцы, вьюга, рельсы, мальчик, братья, коньки, пеньки, ручьи
Выделите орфограммы в словах. Допишите в каждый столбик ещё по одному слову.
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Учитель обобщает и корректирует  ответы учащихся, помогает учащимся сформулировать цель урока:
- Какова же будет цель нашего урока? 1. Ь - показатель мягкости
2. Разделительный мягкий знак
Распределяют слова по группам, записывают в тетрадь.
Выделяют орфограммы, дописывают по одному слову, зачитывают записанные слова.
О правописании слов с мягким знаком.
Учащиеся формулируют цель урока – научиться определять, в каких словах пишется разделительный мягкий знак 8 мин
2 мин.
4. Закрепление изученного материала. - формирование умения правильно записывать слова с разделительным Ь;
- совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ в доступных двусложных словах;
- повышение познавательной активности обучающихся http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/80d2d69b-b32a-4317-9d63-9e23bc22cd82/%5BNS-RUS_2-14%5D_%5BIG_034%5D.swf Прослушайте задание.
Вставьте буквы в иллюминаторы ракеты
С этим заданием вы справились хорошо.
2) Следующее задание: выполните звуко-буквенный анализ слова платье - слушают и выполняют задание
Вписывают слова: льёт, стулья, муравьи, вьюга, платье, поёт.
Платье – [п л а т’й’э] – 2 сл., 6 б., 6 зв. Пла - тье 5 мин.
  Физкультминутка. - здоровьесбережение;
- повышение активности обучающихся.  Руки в стороны, в кулачок (руки в стороны, пальцы в кулак)Разожмём и на бочок. (руки на пояс)Руки вверх, в кулачок (руки вверх, пальцы в кулак)Разожмём и на бочок. (руки на пояс)На носочки поднимайся (встать на носки)Приседай и выпрямляйся (присесть и встать)Чтобы вырасти быстрей (руки вверх, подтянуться)Потянулись посильней (руки расслабленно вниз) 1 мин.
- создание условий для формирования речевой деятельности обучающихся (для высказывания суждений и выводов, полученных в результате работы в парах) Работа в парах
На карточках зелёного цвета даны задания. Вам необходимо в каждой строке определить лишнее слово.
задания для игры “Четвёртое лишнее”: *Осен…ю, ноч…ю, кол…ёса, в…юга. *Здоров…е, п…енал, мыт…ё, л…ётся. *Счаст…е, пт…ицы, в…ют, крыл…я. *Бел…ё, руч…и, кл…юшка, брат…я. *Жил…ё, с…ёстры, ш…ют, сынов…я.
Выводит «лишние» слова на экран.
- Посмотрите на эти слова. Что вы заметили? Обучающиеся работают парами, затем объясняют выбор
- лишнее слово – «колёса»
- лишнее слово – «пенал»
- лишнее слово – «птицы»
- лишнее слово – «клюшка»
- лишнее слово – «сёстры»
В этих словах согласные звуки, стоящие перед буквами е, ё, и, ю – мягкие. 5 мин
5. Работа по учебнику - создание условия для закрепления полученных знаний Упр. 205, с. 132 Откройте учебники на с. 132, упр. 205.
- Что вам нужно сделать?
- Какое задание можно сформулировать к упражнению?
1…… желтеют ….
2. В лужах купаются ……
3. … дружно строят свой дом-муравейник.
4. Весной так чудно поют ….
Слова: осенью, воробьи, муравьи, на деревьях, листья, соловьи.
Запишите получившиеся предложения, выделите орфограмму. Открывают учебники, самостоятельно формулируют задание: вставить подходящие по смыслу слова, записать, выделить орфограммы.
Дети работают по учебнику, вставляют нужные слова.
Обучающиеся комментированно записывают первые два предложения.
3 и 4 предложения записывают самостоятельно 7 мин.
6. Итог урока - создание условий для самоорганизации и саморегуляции  Работа с интерактивным плакатом «Разделительный Ь»
- Я предлагаю вам ответить на вопросы теста.
Скоро прозвенит   звонок,
Пора заканчивать урок.
Предлагает вспомнить, какую цель ставили перед собой на уроке.
- Какие вопросы у вас возникли в начале урока? Смогли мы на них ответить?
Отвечают на вопросы теста
Используя полученные знания, самостоятельно формулируют выводы по теме:
Для чего нужен разделительный Ь?
- Разделительный мягкий знак нужен для того, чтобы правильно употреблять слова.
2. Когда надо писать разделительный мягкий знак?
- Разделительный Ь пишется вкорне слова после букв согласных перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (ВЬЮГА, БУРЬЯН, ЛИСЬИ СЛЕДЫ) 5 мин.
9. Рефлексия с использованием системы голосования Votum - создание условий для оценивания эмоционального состояния обучающихся, оценивания своей деятельности на уроке  
 
  Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
- А теперь давайте вернёмся к солнышку и тучке. Кто из вас после сегодняшнего урока уверен, что знает, в каком случае пишется разделительный знак – выберите солнышко, а кто не совсем уверен и считает, что надо ещё поработать над этой темой – выбирает тучку.
Проголосуйте.
- Мы видим, что ( в зависимости от ответов) ваши результаты улучшились – ещё несколько человек разобрались с этим вопросом или не так просто некоторым ребятам приходится с разделительным Ь. Продолжим работу на следующем уроке.  
Голосуют при помощи системы Votum
Солнышко – не испытываю затруднений в написании слов с разделительным Ь.
Тучки – надо ещё поработать над этой темой 3 мин.
10. Домашнее задание Упр. 192 (д/м)