Конспект по русскому языку в 3 классе на тему: Написание слов с разделительным мягким знаком.


Тема урока : Написание слов с разделительным мягким знаком.
Программа(УМК)- "Гармония"
Задачи:
I. Образовательная: продолжить знакомство с буквой Ь; познакомить с разделительной функцией Ь; формировать навыки чтения слов с этой буквой
II. Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку
III. Развивающая: буквой развивать орфографическую зоркость, речь учащихся
IV. Здоровьесберегающие: следить за осанкой, провести физминутку.
Универсальные учебные действия:
Личностные: проявлять интерес к изучаемой теме, ответственно подходить к решению учебной задачи.
Регулятивные: выполнять задание по плану в соответствии с цель, соотносить учебные действия с известным правилом.
Познавательные: формирование умений поиска, отбора и структурирования информации
Коммуникативные: : формулировать речевые высказывания, взаимодействовать в парах при выполнении учебных заданий.
Оборудование: Наглядное оформление доски, раздаточный материал (карточки), ИКТ презентация.
Оформление доски:
20 сентября
Классная работа

Сем_я Руч_и Мурав_иЭтапы Деятельность учителя Деятельность ученика Примечание
I. Органи-зация уча-щихсяII. Актуали-зация знаний
III. Языковой анализ слов
1. Выявле-ние существен-ных признаков
2. Работа с карточка-ми
3.Физминут-ка
IV. Работа с какографи-ческими упражне-ниями1. Работа с текстом
2. Работа с иллюстра-тивным материалом
V. Подве-дение итогов.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Алексеевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Присаживайтесь, пожалуйста.
Ребята, сегодня у нас с вами не простой урок. Обратите внимание на доску, здесь представлены слова и иллюстрации к ним.
Прочтите, пожалуйста, первое слово.
Ребята, подходит ли данная иллюстрация к слову?
А что не так?
А что нам нужно вставить в квадратик, чтобы получилось слово ручьи?
Выйди, пожалуйста, к доске и открой квадратик.
Какое слово получилось? Всё ли правильно?
Хорошо. Давайте теперь посмотрим на следующее слово. Семя. Подходит ли иллюстрация к этому слову?
Выйди, пожалуйста, к доске и раскрой квадратик.
Правильно ли теперь написано слово?
А что у нас с третьим слово? Прочитай, пожалуйста, слово.
Существует ли такое слово?
Какие вы молодцы! А кто, ребята, скажет мне, зачем здесь нужен мягкий знак?
А что именно разделяет мягкий знак?
Давайте с вами посмотрим внимательней, перед какими гласными стоит у нас мягкий знак?
Сейчас я вам прочту про разделительный мягкий знак, а вы постарайтесь запомнить, перед какими буквами ставится.
Перед е, ё, и, ю, я,
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё —
Перед я, ю, и, е, ё.
Так, перед какими гласными ставится разделительный мягкий знак?
Правильно, ребята. Вы справились! И для того, чтобы лучше узнать про разделительный мягкий знак, мы с вами отправляемся в страну слов!
Обратите внимание на экран. Здесь представлены слова, в них пропущена буква. Вам нужно выбрать только те слова, в которых пропущен разделительный мягкий знак!
Почему ты выбрал именно это слово?
А зачем нам в этом слове он нужен?
Перед какой гласной ставится мягкий знак в этом слове?
Ребята, откройте свои тетради и давайте запишем число и Классная работа. Сегодня у нас 20 сентября.
Ребята, вы отлично справились с этим заданием. И мы с вами отправляемся по стране слов.
Обратите внимание, на партах у вас лежат карточки. У кого-то они синие, у кого-то- красные и зелёные. На карточках слова в форме единственного числа. Вам нужно поставить слова в множественное число и записать только те слова, в которых будет разделительный мягкий знак.
Вам задание понятно? Приступаем.
1 карточка:
улей
уголёк
кол
воробей
звено
прут
2 карточка:
крыло
дерево
огонёк
друг
колос
брат
3 карточка:
стул
денёк
перо
соловей
лист
пенёк
Итак, ребята, давайте проверим, поднимите руки те, у кого карточка красным цветом?
Прочитай слова, которые ты записал.
Почему именно в этих словах пишется разделительный мягкий знак?
Перед какими гласными ты написал разделительный мягкий знак?
Правильно, молодцы!
Так проверяем все три карточки.
Раз - руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два - три нагнулись. пол достали
А четыре - прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики
Мы немного отдохнули, и продолжаем дальше путешествовать по стране слов. Обратите внимание на экран. Здесь представлен текст.
Очень красивы деревя ранней осеню! Как хороши осины и клёны !
Пылают гроздя ягод на рябите. Вот на дерево налетела стая дроздов. Рябина для них – любимая ягода.
Аня, прочти, пожалуйста, первое предложение.
Всё ли правильно написано?
А что в этом предложении не так?
Так, хорошо, что не хватает в слове деревья?
А почему здесь ставится разделительный мягкий знак?
Правильно, молодцы.
А что же нам надо вставить в слове осенью?
Почему?
Правильно! Прочитай, пожалуйста, второе предложение.
Все ли слова тут правильно написаны?
Хорошо, тогда мы переходим к третьему предложению.
( Так анализируем весь текст. Когда учащиеся разбирают неправильно написанное слово, на это место появляется слово с правильным написанием.)
Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
Обратите внимание на доску. Здесь представлены предложения.
Прочитай, пожалуйста, первое предложение.
Кол...я приготовил кол...я для палатки.
Как вы уже заметили, здесь нужно вставить мягкий знак там, где он необходим. Кто догадался, где не хватает мягкого знака?
Прочитай предложение уже со вставленной буквой. Какое слово у нас получилось? Зачем нам нужен здесь мягкий знак?
А что за первое слово?
Правильно, ребята. Отступите, пожалуйста, одну строчку вниз в тетради и запишите это предложение.
Прочитай, пожалуйста, мне второе предложение.
Я сол…ю борщ сол…ю.
(Разбираем это предложение так же, как предыдущее. Записываем в тетрадь.)
Прочитай нам, пожалуйста, последнее предложение.
П…еро написал письмо п…ером.
( Так же разбираем это предложение. Записываем в тетрадь.)
Ребята, вы молодцы. Замечательно сегодня работаете. Отложите тетради на край стола. Сейчас мы будем с вами работать в парах. Обратите внимание у вас на партах лежат листки с прикреплёнными конвертами. Обратите внимание, на листке в центре стоит мягкий знак. Вы должны разделить слова на две группы и записать их. Одна из групп будет содержать слова с разделительным мягким знаком. После того, как вы выполните эту работу, посмотрите в конверты. Там представлены иллюстрации. Вы должна приклеить только те иллюстрации, в названии которых пишется разделительный мягкий знак.
Задание всем понятно? Приступаем!
Слова: уголь, бьёт, ходьба, семья, судьба, братья, друзья, банька, церковь, листья, статья, судья, шью, пью, пальто.
Проверяем.
Почему здесь стоит разделительный мягкий знак?
Поднимите руки те, у кого всё правильно? ( прохожу и ставлю печать на всех листах, где задание выполнено правильно)
Итак, ребята, наш урок русского языка подходит к концу. Мы сегодня с вами выяснили где и почему пишется разделительный мягкий знак.
Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак?
А почему он там пишется?
Правильно! Вы сегодня хорошо справлялись на уроке! Спасибо вам за работу. До свидания!
Учащийся читает первое слово- руч и.
Нет.
Такого слова не существует. Существует слово ручьи.
Мягкий знак.
Учащийся выходит к доске и открывает квадратик.
Слово ручьи. Иллюстрация подходит к слову.
Нет. Нужно вставить мягкий знак.
Учащийся выходит к доске и раскрывает квадратик.
Да. Иллюстрация подходит.
Мурави.
Нет, нужно вставить мягкий знак. Учащийся выходит к доске и раскрывает квадратик.
Он разделяет.
Он разделяет гласную и согласную.
Перед и и я.
Перед е, ё, ю, я, и.
Потому что там пишется разделительный мягкий знак.
Он разделяет согласную от гласной.
Записывают число и классная работа.
Записывают слова с разделительным мягким знаком.
Учащиеся ставят слова во множественное число и записывают в тетрадь только те слова, в которых пишется разделительный мягкий знак.
Читают слова.
Он разделяет согласную от гласной.
Перед е, ё , ю, и , я.
Читают первое предложение.
Нет.
Неправильно написаны слова деревья и осенью.
Разделительного мягкого знака.
Потому что он разделяет согласную от гласной я.
Разделительный мягкий знак.
Разделяет согласный от гласной ю.
Читают 2 предложение.
Да.
Читают первое предложение.
Во втором слове.
Колья. Он разделяет согласную от гласной я.
Коля.
Записывают предложение в тетрадь.
Делят слова на две группы, записывая в два столбика.
Приклеивают те иллюстрации, в названии которых употребляется разделительный мягкий знак.
Е, ё, ю, я,и.
Он разделяет гласную от согласной.
На доске иллюстрации слов: ручьи, семья, муравьи.
5 слайдов со словами, в которых пропущен мягкий знак.
Слайд 6: текст с неправильным написанием слов
На экране появляется слово деревья с правильным написанием.