Урок русского языка на тему Буквы О, Ё после шипящих в корнях слов

Зачётный конспект по русскому языку
Зомаревой Ангелины Григорьевны

Учебник – Русский язык. 5 кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.:Дрофа,2012

Тема: Буквы О, Ё после шипящих в корнях слов
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Технологии. Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, личностно-ориентированного обучения (дифференцированный подход).
Решаемые проблемы. При каких условиях происходит чередование о-ё в корнях слов?
Виды деятельности. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный – слабый Понаблюдайте! По составлению текста-рассуждения на лингвистическую тему (стр. 111, 112), групповая работа по объяснению орфограмм (упр. 313 – 316, стр. 112, 113), составление конспекта статьи для портфолио с последующей самопроверкой по памятке выполнения задачи.
Планируемые результаты:
Предметные. Научиться применять знания о чередовании о-ё в корнях слов на практике.
УУД. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания

Используется презентация на этапах актуализации, постановки проблемы и открытия новых знаний
1. – Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера):
Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.
Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ь после букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после букв шипящих». (Это материал, изученный в начальных классах.)
2. Проверка проводится с помощью следующего слайда:
ночь чаща
дрожь круча
роскошь жизнь
луч шило
ключ щавель
пустошь чудо
– Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы.
– Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм – наличие буквы шипящего.)
– Обозначьте в словах этот опознавательный признак.
– Назовите условия выбора орфограмм.
– На основе графических обозначений сформулируйте правила.
3. – Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (Щавель.)
– С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.)
– Опираясь на подобранный дома материал, проведите самопроверку домашнего задания.
Несколько человек записывают на доске по 3–4 слова из своих личных орфоэпических мини­словариков, не делая никаких дополнительных обозначений (это слова, в которых возможны ошибки в произношении или ударении). Остальные учащиеся читают их вслух, при необходимости объясняются орфоэпические особенности данных слов.
Познавательные УУД
Владеть приёмами анализа и систематизации материала.














Коммуникативные УУД
Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.


III. Постановка проблемы (основного вопроса урока)


Проблемная ситуация.
Ученики читают материал и выполняют задания под рубрикой «Определяем основной вопрос урока». (Этот материал представлен в презентации, в этом случае работа проводится при закрытых учебниках.)
При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего? Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике.

Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать проблему урока.
3. Искать пути решения проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.







IV. Открытие нового знания
1. На слайде с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения (два столбика слов из упр. 313), используются вопросы и задания перед упр. 313.
2. Далее учащиеся самостоятельно подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1­го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов:
жёлтый – желтеть,
шёпот – шептать,
чёрный – чернеть
и существительные щёлка – щель.
Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2­м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике.
Отдельно проводится работа с графическими моделями орфограммы.


Познавательные УУД
Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).



V. Развитие учебно­языковых, правописных и речевых умений

1. Выполнение упражнений для первичного развития умений.
Упр. 314 – развивается умение объяснять условия выбора орфограммы – буквы Ё, О после букв шипящих в корне слова, ориентируясь на мнемоническое правило (заучивание слов­исключений), а также подбор (устно) однокоренных слов с Е.
Выборочное списывание с графическим обозначением условий выбора орфограммы.
Упр. 314 – развивается умение писать букву О или Ё в корне слова после букв шипящих, а также слова с ранее изученными орфограммами – буквами гласных, согласных, Ь.
Можно провести как предупредительный диктант.
Упр. 316 – развивается «обратное» умение – подбирать и писать слова с орфограммой –буквой Ё после буквы шипящего в корне на основе приведённых однокоренных слов с Е в корне.
Работа с материалом рубрики «Возьмите на заметку!» - самостоятельно приходят к выводу, что в суффиксах и окончаниях глаголов и образованных от них словах с суффиксом –ённ- (-ён-) после шипящих никогда не пишется О.
Упр. 317 – развивается лексическое умение – соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения – писать слова с орфограммой – буквой О или Ё после буквы шипящего в корне, а также устно и графически обозначать условия выбора этой орфограммы.
Первую часть задания ученики выполняют коллективно устно (к слову подбирается толкование и наоборот – сначала читается толкование, потом ученики называют слово).

На слайде с помощью компьютера или на доске записаны два предложения:
Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный.
Вопросы и задания к ним:
– Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].)
– Сравните их написание. Что необычного заметили?
– Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.)

П. – Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся по­разному.) Предположите, почему слова пишутся по­разному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.)
Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения.
– Какой частью речи является слово ожог со значением «обожжённое место на ткани организма»?
– Какую букву после буквы шипящего вы напишете?
2. Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой – буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова.
На доске записаны слова: ш_ссе, ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр, ж_нглёр.
– Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.)
– Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой – буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова? Почему?
– Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой из упр. 313-317? (Выбор написания – О или А (а не Ё), безударное положение гласного.)
– Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему?
– Проверим себя. Прочитайте правило на с. 112.
– Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.)
Следует обратить внимание учащихся на графическое обозначение – знак ударения в словах.
– Как вы думаете, почему это правило включено в §39? (Здесь есть два сходных условия выбора с орфограммой О/Ё – это написание после букв шипящих в корне слова.)
Осложнённое списывание слов с доски с графическим обозначением условий выбора орфограммы – непроверяемой буквы безударного гласного в корне слова.




















Познавательные УУД
1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
2. Строить логические рассуждения.
3. Производить анализ, синтез, сравнение.


VI. Итог урока


– Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О.)
– Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые слова урока.
1) шёлк, шов (искл.);
2) ожог (сущ.), ожёг (гл.);
3) шоссе, жонглёр.



VII. Домашнее задание


1. Составить схемы правил §6, выучить слова­исключения.
2. Упр. 318 – составление словосочетаний, графическое объяснение написания гласных о-ё в корнях слов.
Познавательные УУД
Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.








15