Доклад на областной научно-практической конференции посвящённой Году кино


Роль киноискусства в воспитании художественной культуры школьников.
Слайд - 1
Добрый день уважаемые коллеги! Я учитель музыки и тема моего выступления связана с преподаваемым мной предметом «Воспитательные возможности музыки в киноискусстве»
Слайд - 2
Итак, разрешите представиться я Алеханова Марина Николаевна, учитель музыки Вознесенской средней общеобразовательной школы, педагог-экспериментатор. Высшая квалификационная категория, предмет «Музыка» преподаю 23 года, работаю по программе В.В. Алеева,
Слайд 3
В течение четырёх лет, я занималась разработкой сценариев уроков к электронным образовательным ресурсам, к учебникам «Музыки» для начальной школы, авторы учебников В.В. Алеев и Т.Н. Кичак.
Работа эта проходила в рамках регионального эксперимента тема «Разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов в начальной школе, на уроках музыки». Научный руководитель экспериментальной площадки кандидат философских наук, доцент кафедры словесности и культурологии Е.П. Рябчикова.
Результат работы - электронные образовательные ресурсы для начальной школы. Это готовый мультимедиа урок на экране и сценарии к каждому уроку, которые уже применяются на практике. Какое же отношение всё это имеет к киноискусству?
Слайд - 4
Для многих детей знакомство с киноискусством начинается с мультипликации: с рисованного или кукольного фильма.
Опросы показали, что у 60% родителей дети начинают смотреть видео уже с годовалого возраста. После 3-х лет, как это рекомендуют психологи, не начинает смотреть мультфильмы ни один ребёнок. Лишь 15% родителей сказали, что дети смотрят мультики менее 30 минут в день. 50% - смотрят до часа и более.
Слайд -5
И что же наши дети смотрят.?В июле 2015 года самое большое число зрителей привлек мультфильм "Миньоны", который за первые четыре недели проката посмотрели более семи миллионов человек. А в 2016 году во втором летнем месяце наиболее посещаемым оказался мультфильм "Ледниковый период: «Столкновение неизбежно". За три недели с начала проката его посмотрели почти 4 миллиона зрителей.
Ни для кого не секрет, что современные мультфильмы совершенно лишены следов эстетической ценности. Об этом сегодня много говорят и пишут.
Понятно, что ни о каком художественном воспитании и воспитании вообще речи быть не может. Поэтому необходимо всеми доступными способами привлечь внимание детей к другой, кинопродукции.
Слайд 6
Занимаясь разработкой сценариев уроков к электронным образовательным ресурсам, я практически в сценарий каждого урока, включала фрагменты детских кинофильмов, художественных фильмов, фильмов сказок, в том числе и мультипликационных фильмов, И сейчас расскажу, что из этого получилось.
Слайд – 7
Итак, тема урока четвёртой четверти в первом классе «Но на свете, почему то существует доброта» представлена мультипликационным фильмом про кота Леопольда, известного всем крылатой фразой «Ребята, давайте жить дружно».
Слайд -8 -9 С МУЗЫКОЙ !Задание к просмотру,.. «Посмотри фрагмент мультфильма и ответь на вопрос о чём пойдёт сегодня речь на уроке?»
Кроме того, содержание мультфильма несёт в себе воспитательную функцию. И на уроке мы обязательно говорим об этом.
Тема урока «Музыкальное эхо»
Слайд -10 С МУЗЫКОЙ!
Представим, что прошло больше половины урока. Дети, отвечали, пели, играли, устали. Нужна разрядка. Предлагаем посмотреть фрагмент мультфильма. Не просто посмотреть, а даем задание придумать название мультфильму. Развиваем творческую фантазию, ассоциативное мышление.
В том, что раньше вряд ли кто то из детей этот мультфильм видел, уверена , на 99 %.
Кстати, а вы помните этот мультфильм, знаете, как он называется?
Слайд – 11 «Эхо» (фрагмент)
Этот старый добрый забавный мультик про дядюшку Ау а называется он «Эхо». Здесь дети знакомятся с окружающим миром, наблюдают красоту природы. А так же обращаю внимание на воспитательный аспект и задаю вопрос : какой добрый поступок совершил дядюшка Ау? Помог заблудившейся девочке.
Слайд - 12
Тема урока «Что ты поздно осень в гости к нам пришла»
На уроке есть момент, когда мы говорим о настроении музыки и сопоставляем настроение музыки с настроением природы.
Слайд - 13 (смайлик)
« Осень, грустное время года. Ведь с каждым днём всё холоднее, дни становятся короче, птицы улетают на юг, до весны. Кто, ни будь, из вас читал рассказ, о Серой Шейке, которая не смогла улететь в тёплые края?
Слайд -14
Давайте посмотрим фрагмент мультфильма и познакомимся с уточкой, которую звали Серая Шейка» После просмотра фрагмента спрашиваю
Понравился мультфильм? Видели его раньше? Ответ очевиден (нет, конечно кто ж такие мультики сейчас смотрит)
Спрашиваю, хотите узнать, что было дальше? Тогда, запомните или запишите название.
Слайд -15
И вопрос по теме, урока «Какую, осень мы увидели в мультфильме, раннюю золотую или хмурую позднюю? Закрепиляем материал и воспитываем умение замечать красоту окружающего мира…
Слайд -16
Узнать о культуре какого народа пойдёт речь, на уроке в 4 классе, так же можно с помощью мультфильма.
Слайд -17
Просмотрев мультфильм «Как казаки соль покупали», дети безошибочно отвечают после просмотра, что речь пойдёт о музыке украинского народа и просят показать мультфильм ещё раз.
Слайд - 18
Узнать о традициях и обычаях праздника «Масленица», можно из мультфильма «Смешарики». Например, почему блин круглый, и почему на масленицу сжигают чучело и другие не менее интересные традиции и обычаи этого праздника.
Слайд – 19
Мультфильм «Ишь, ты масленица», который дети с удовольствием смотрят в конце урока, поучительно показывает, что не хорошо быть жадным и забирать у людей последнее, потому, что за это непременно последует наказание.
Слайд – 20 (Хачатурян)
В настоящее время мы сталкиваемся с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, надо назвать однообразие уроков.
У детей младшего и среднего школьного возраста более активным является эмоциональное восприятие, непосредственное выражение чувств.
Слайд -21 (Качественное и умное кино…)
Фильмы дают школьнику широкий выбор проблемных ситуаций изложенных эмоционально и увлекательно.
Не всегда учитель может в столь яркой и доходчивой форме показать учащемуся без помощи экрана в будничной реальности: героизм открытий, опасность путешествий, мужество и самопожертвование в военных подвигах. Нельзя также не учитывать, что воспитательный смысл гуманитарных предметов находят своё развитие и углубление на экране. Это один из способов развития познавательной активности учащихся. Качественное и умное кино было и остается прекрасным способом донести до ребенка высшие общечеловеческие ценности, под его воздействием формируется личность.
Слайд -22
Используя фрагменты старого доброго кино можно облегчить восприятие учебного материала. Место фильма на уроке определяется в каждом конкретном случае и зависит от методической направленности киноленты, ее содержания, логики изложения учебного материала учителем, и избранных им методов.
Связь музыки и киноискусства раскрывают темы урока, Что такое мюзикл? Музыка в театре, кино и на телевидении. Где это видано...» (смешные истории о музыке) , Музыка в детских кинофильмах и другие.
На уроках музыки, в старших классах изучая темы: Эпические образы в музыке. Мир сказочной мифологии. Искусство начинается с мифа, знакомясь с операми Н. Римского - Корсакова «Снегурочка», «Садко», оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила» старшеклассники с удовольствием смотрят фрагменты старых сказок, экранизации мифов, исторических фильмов.
Слайд -23
Сегодня снимается множество кино- и телефильмов. Военных, детективов, фантастических, бытовых. Попробуйте назвать хотя бы один по силе воздействия на зрителя, эстетичности равный таким как: «17 мгновений весны», «Офицеры», «Горячий снег», «А зори здесь тихие», «Человек-амфибия», «Война и мир» и т.п.
Изучая кантату «Александр Невский» в начальной школе дети, не отрываясь, смотрят на сражение с тефтонскими рыцарями, на Чудском озере, не обращая внимания на чёрно-белое изображение. Здесь и музыка, и история, и литература.
На уроке «Музыка Украины», в 4 классе дети знакомясь с украинской народной песней «Нич яка мисячна». Смотрят фрагмент кинофильма «В бой идут одни старики», где эту песню исполняет Василий Лановой.
Слайд – 24 МУЗЫКА (В бой идут …)
В классе абсолютная тишина, мальчишки широко распахнутыми глазами смотрят на экран, когда самолёт лётчика идёт на таран с немецким эшелоном.
А после просмотра вопрос: Как называется фильм? И где его можно посмотреть?
Слайд – 25
Детям необходимо наглядно напоминать о таких немаловажных вещах как патриотизм, вера в чудо, ценность дружбы. Ведь именно в фильме ребенок видит пример для подражания и этот пример должен стать для них действительно положительным, чтобы в них были присущи качества настоящего Человека: доброта, верность, отзывчивость
Слайд -26
Можно много приводить примеров, очевидно одно, нравится детям старое доброе кино, советские фильмы и сказки, а значит необходимо, привлекать внимание детей и подростков к высокохудожественным произведениям киноискусства, которые имеют огромное воспитательное значение. Киноклассика не должна оставаться неизвестной подрастающему поколению. В ней заключена история нашей страны, история самого киноискусства, с его помощью мы можем решать проблемы воспитания и образования школьников.
Слайд -27 Спасибо за внимание!