Выступление на областной научно-практической конференции на тему История ВОв.


Выступление на областной научно-практической конференции
«История Великой Отечественной войны: формирование общероссийской гражданской идентичности»
Тема: «Зал Боевой Славы как один из факторов патриотического воспитания»
Важнейшее сокровище каждого народа – его историческая память. Память многих народов политики сейчас пытаются стереть. И тогда случается страшное. Почему стала возможной война на Украине, потерявшей в борьбе с фашизмом пятую часть всего населения? Потому что там заокеанским манипуляторам почти удалось подменить историческую память целого народа, в первую очередь молодого поколения.
На Россию ведётся наступление по многим фронтам. И важнейшую роль тут играет наступление идеологическое и информационное. Мы с вами, учителя истории, должны противостоять этому, учить детей так, чтобы они знали и любили историю своей Родины, чтобы не оторвали нас от корней, не лишили героического прошлого, способного вдохновить на борьбу со злом. Коллеги, давайте поставим перед собой такой вопрос: «Знают ли мои ученики имена героев Краснодона, Зои Космодемьянской, Талалихина и Гастелло, Матросова и Маринеску, героев района, области? Всё ли я сделала для этого?» Ответ, думаю, будет неутешительным.
18 лет назад, в 1997 году, мы в школе на педсовете обсудили статью Фридмана «Подлое безмолвие», опубликованную в «Кировской правде», в которой уже тогда поднимались вопросы забвения нашего героического прошлого в обществе. Мы поставили во главу всей воспитательной работы патриотическое воспитание, воспитание любви к малой родине. Для этого начали работу по созданию школьного музея, и в первую очередь, Зала Боевой Славы. Целью такой работы стало формирование осознанного чувства патриотизма в процессе соприкосновения с общественными ценностями, идеалами, традициями через знакомство с материалами школьного музея.
Постепенно ресурс музея дополнился следующими отделами:
Комнатой русского быта
Комнатой истории школы
Фотозалом Лобовикова С.А.
Кабинетом литературного краеведения
Используем в работе так же ресурсы предметных кабинетов: истории, изобразительного искусства, музыки в целях эффективной интеграции и осуществления межпредметных связей во время проведения мероприятий, в том числе, компьютерные технологии
Организация патриотического воспитания с помощью музея предоставляет широкие возможности, где можно использовать краеведческий материал, экспозиции, выставки.
В плане работы обязательно предусматривается празднование знаменательных дат в истории страны, проведение их с использованием ресурсов музея, тем самым приближая событие к жизни учащихся, их родителей, односельчан.
Планируя воспитательную работу, выбираем
разнообразные формы организации детей (индивидуальную, по группам, по классам, общешкольную)
формы организации мероприятия
коллективное творческое дело
экспедиции за краеведческим материалом
линейки «Свеча Памяти»
вечер встречи поколений
урок Мужества
урок-концерт
устный журнал
краеведческий смотр
защита проектов и исследовательских работ
викторина
КВН
читательская конференция
конкурс стихов
концерт перед населением, в т.ч. на дому ветеранов
посещение ветеранов, тематические беседы с ними
шефская помощь ветеранам
тематическая неделя
классный час
экскурсии по залам музея
подготовка экскурсоводов из числа учащихся
оформление совместно с детьми стендов, выставок, альбомов
музейный день
встречи с выпускниками и другие.
Какие же конкретно мероприятия мы проводим? Вот примеры мероприятий, посвящённых подвигу народа, проведённые в течение последних трёх лет:
Линейки «Свеча памяти», посвящённые 70-летию подвига молодогвардейцев, Матросова, защитникам Москвы, начала Сталинградской битвы, прорыва блокады Ленинграда, подвига Зои Космодемьянской, героям-кировчанам, Маршалу Коневу
Уроки Мужества - «Пионеры-герои», «Не забудем ту войну!», «Мы Родине отдали всё сполна» (об односельчанах, участниках войны), «Негасимый огонь памяти» (о памятниках погибшим воинам), «Покрышкин – трижды Герой Советского Союза», «Пароль - Афган», «Афганистан болит в душе моей»
Выступление агитбригады школьников на улицах села
Встречи поколений: «Дети войны», «В тылу, как на фронте!», «День Победы моего детства», «Деревни Бельского с/с в годы войны»
Интегрированные уроки музыки «Песни М.Исаковского на пути к Победе», «Композитор Блантер: его песни всегда в строю», «Песни военных лет Соловьёва-Седого», «Музы всегда в строю», «Высоцкий и война», «Песня в военной шинели»
Утренник младших школьников и детского сада «На парад Победы равняйсь!», «Наша Армия родная бережёт покой страны»
Месячники и декады Мужества, тематические недели
Вечера поэзии (Ю.Друниной, О.Любовикова), авторской песни (Окуджава, Высоцкий)
Экскурсии по музею: «Ветераны-учителя нашей школы», «Вклад жителей села в Победу», «Искусство для Победы. Плакаты военного времени», «Школа во время войны», «Они нашли приют на Вятке. Детский дом ленинградцев»
На базе Зала Боевой Славы школьники ведут исследовательскую работу, которую представляют на районных и областных конференциях «Шаг в будущее». В этом году работа шестиклассницы Сыркиной Анны «По следам подвига Ивана Снигирева» заняла первое место.
Каковы же результаты нашей работы?
Патриотизм, как качественное образование личности, должно пройти через воспитание убеждений, утвердившись в сознании школьника, и реализоваться в деятельности. Поэтому структура патриотического воспитания выглядит следующим образом:
Структура патриотического воспитания
Патриотическое Патриотическое Патриотическая
убеждение сознание деятельность
(знание) (отношения) (готовность поступать)
Таким образом, промежуточные результаты можно отслеживать на каждом из этих этапов работы: есть ли у ребят знания, каково их отношение к изучаемым событиям, людям, а так же, готовы ли они поступать, как патриоты. При этом должна соблюдаться система работы, взаимосвязь звеньев структуры. Но конечный результат невозможно отследить сразу, так как он носит отсроченный и личностный характер, проявится в поступках человека в будущем, в его гражданской позиции. В настоящее время мы можем оценить качество мероприятий, степень активности участия в них.
В процессе работы по проекту стало видно, что у ребят расширяется их исторический кругозор, по другому воспринимаются кинофильмы исторического содержания, изменяется отношение к односельчанам-ветеранам, участникам многих событий в истории страны, т.к. информация, полученная из материалов школьного музея, прошла через душу ребят, их чувства, эмоции. Всё это пробуждает и воспитывает на ярких образах исторического прошлого нашего народа чувство патриотизма и гражданственности, любовь к Родине.
Мероприятия, будучи связаны с программой исторического курса, способствуют более глубоким, осмысленным и прочным знаниям по истории нашей Родины, большей активности учащихся на занятиях, лучшему развитию самостоятельного мышления, речи и т.д.
Они не только производят сильное впечатление на учащихся, но и пробуждают и усиливают интерес к предметам истории, изобразительного искусства, литературе, развивают навыки художественного чтения, умение заниматься исследовательскими работами и выступать с краткими докладами, сообщениями, прививают вкус умелого оформления зала, сцены, комнаты.
Всё это вызывает у них желание подражать хорошим примерам, следить за речью, лучше вести себя. Эта работа сближает учащихся между собой, а так же с учителями и с жителями села, помогает идентифицировать себя как часть большого русского народа, любящего Родину.
Патриотизм проявляется в поступках и деятельности гражданина. Можно провести параллель с выпускниками прошлых лет , так как подобная работа в нашей школе проводилась всегда на высоком уровне.
Многие выпускники честно работают на благо Родины, добиваются хороших результатов, награждаются государством. Юноши, служа в армии, стараются не посрамить честь дедов и отцов. Из воинских частей в адрес родителей и школы идут благодарственные письма. Например, трое сыновей семьи Фофановых несут службу в вооружённых силах по контракту, избрав своей профессией защиту Отечества. В музее есть альбом «Пресса о наших выпускниках», который свидетельствует о том, что школа воспитала достойных граждан страны. Тот факт, что много лет учащиеся школы являются законопослушными гражданами, не стоят на учёте как нарушители законов, а среди выпускников нет осуждённых, тоже говорит о хороших результатах работы.
Всё, что вкладываем мы в детей сегодня, завтра даёт соответствующие плоды. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении гражданского общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход педагогов к делу воспитания молодёжи, к формированию общероссийской гражданской идентичности.