Открытый урок по русскому языку «Отработка умения выделять ОСП (орфограмму слабой позиции гласной и согласной) в процессе письма» (2 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Гимназия № 64» городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Урок русского языка во 2 классе
Тема: «Отработка умения выделять ОСП
(орфограмму слабой позиции гласной и согласной)
в процессе письма»
Разработала учитель
начальных классов
Климова Татьяна Сергеевна
Уфа-2016
Цели: создание на уроке русского языка условий формирования коммуникативной и языковой компетенции; применения знаний и умений средствами технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; формировать у учащихся совместную деятельность по совершенствованию умения выделять ОСП(орфограмму слабой позиции гласной и согласной) в процессе письма.
Цели урока по содержанию
Образовательные
- продолжить совершенствование умения выделять ОСП в процессе письма на практических примерах (предложения, пословицы, поговорки и т.д.).
Развивающие
- создавать компоненты учебной деятельности (целеполагание, планирование, самооценку, рефлексию);
- создавать условия для развития речи, умения полно и последовательно излагать свои мысли;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление, фонематический слух у учащихся.
Воспитательные:
- воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире;
- воспитывать культуру письменной речи, прививать интерес к русскому языку.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Средства обучения:
Учебник русского языка 2 класса 1 четверть. Авторы В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова.
Орфографические словари.
Карточки для индивидуальной и самостоятельной работы.
Дидактический материал на доске.
Формируемые УДД:
личностные: самоопределение; смыслообразование;
регулятивные: целеполагание; контроль, оценка, коррекция; выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
познавательные: логические - анализ объекта с целью выделения признаков, постановка вопросов; формулирование проблемы, рефлексия; общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; знание способов взаимодействия с окружающими, практическое овладение диалогической и монологической речью; умение использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения, владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения, способность к осуществлению учебного сотрудничества: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности; умение регулировать конфликты, понимать точку зрения другого, координировать разные точки зрения и достигать общего результата, умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Организационный момент Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь. Учитель говорит, учащиеся показывают, как они это делают
2.Целеполагание и мотивация успеха на уроке Учитель сообщает тему урока.
Учащиеся записывают число, проводят минутку чистописания
Ч чл чв чгч чИчЛучше хлеба с водой, чем пирог с бедой Дети записывают в тетради.
Учащиеся должны объяснить смысл этой пословицы. Выслушиваются все ответы
3.Актуализация знаний. Работа в группах 1, 2 группе дано слово метель
3, 4 – красивый
5, 6 – бежать
Задание: написать как можно больше синонимов.
Учащиеся написали такие слова:
Метель – вьюга, буран, пурга. Учащиеся доказывают, почему не подходит слово тайфун.
Красивый – прекрасный, пригожий, хорошенький, великолепный.
Бежать – нестись, лететь (как…), мчаться,
Ребята получают оценку «5» Дети работают в группах. Всего 6 групп.
Задача: как можно больше придумать синонимов.
4.Воспроизведение учащимися знаний и способов действий Учитель просит уч-ся вспомнить, как можно проверить ОСП гласных и согласных на моделях.
А)
Б)
В)
Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Дети работают в группах. Самые правильные модели выставляются у доски
5.Выполнение упражнений реконструктивно-вариативного типа. Работа в парах.
Даны две пословицы. Уч-ся считают задание. Объясняют смысл пословиц. Должна получиться такая запись
А) Г2то1ь, сани лет?м, а т2легу з1мой.
Готовь сани лет__ом, а телегу зимой .Б) Лучш2 хле1 с в1дой, чем п2ро1 с б1дой.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Пояснение: цифры обозначают способы проверки
1 – по сильной позиции
2 – по словарю
? – неизвестная орфограмма Дети работают в тетрадях. Затем кто-либо выходит к доске, записывает предложение. Уч=ся комментируют, где правильно, где ошибочный ответ.
6.Постановка учебной задачи на следующий урок На доске запись:
Слов? Не воробей, вылетит, не поймаешь.
Учитель спрашивает, каким способом проверить орфограмму в слове «слово»? Дети дают свои ответы. Возможны неправильные ответы. Приходят к выводу, что ОСП наход-ся в окончании.
7.Обобщение. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция Чему учились на этом уроке?
Что было нового?
Учитель выставляет оценки наиболее активным учащимся.
УП. Домашнее задание