Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе. Урок по теме «Обеспечение городского и сельского жилища. Возможные опасные и аварийные ситуации»






Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе.
Урок по теме «Обеспечение городского и сельского жилища.
Возможные опасные и аварийные ситуации»











Учитель Старченко И.А.

















I. Организационный момент. Приветствие.

II.Актуализация опорных знаний: «Системы обеспечения безопасности города» (кроссворд, для наглядности использовать картинки).
1.


1.
к
а
н
а
л
и
з
а
ц
и
я

2.
т
е
п
л
о
с
е
т
ь


3.
м
и
л
и
ц
и
я


4.
л
и
ф
т



5.
в
о
д
о
с
н
а
б
ж
е
н
и
е

6.
э
л
е
к
т
р
о
с
н
а
б
ж
е
н
и
е


7.
т
р
а
н
с
п
о
р.
т


По горизонтали:
Комплекс сооружений для приема, отвода и очистки сточных вод (11 букв).
Система трубопроводов для передачи на расстояние горячей воды, пара (9 букв).
Система охраны правопорядка (7 букв).
В многоэтажном здании вертикально движущийся подъемник с кабиной для перемещения людей, грузов (4 буквы).
Система трубопроводов для передачи на расстояние горячей и холодной воды (13 букв).
Доставка электрической энергии потребителю (16 букв).
Отрасль, связанная с перевозкой людей и грузов, а также тот или иной вид перевозочных средств. Бывает наземный, водный, воздушный, подземный (9 букв).
По вертикали:
Условия жизни, которые обеспечивают удобство, спокойствие и уют.

III. Ситуационная задача. Вася пришел со школы. Помыл в ванной руки, пообедал и отправился на спортплощадку играть в хоккей. Придя со спортплощадки, сделал уроки, помог маме помыть посуду, выбросил мусор в мусоропровод, почитал книгу, сыграл с папой партию в шахматы, посмотрел телевизор и лег спать.
Коля пришел со школы. Помыл руки, пообедал, затопил печь, наносил воды из колодца, покормил кроликов и пошел на каток играть в хоккей. Придя с катка , сделал уроки, покормил кроликов, помог маме помыть посуду, почитал книгу, сыграл с папой партию в шахматы, посмотрел телевизор и лег спать.
- Определите где живет Вася, а где Коля?
- Одинаковы ли условия жизни в городе и сельской местности?
- Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать (попробуйте сформулировать тему урока)?

Тема: «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО ЖИЛИЩА.
ВОЗМОЖНЫЕ ОПАСНЫЕ И АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ»
Постановка цели: Узнать различия обеспечения городского и сельского жилища. Предвидеть опасности, которые могут возникнуть (записывается на доске).
Мотивация: - Для чего это надо знать? (Чтобы уметь предвидеть возможные опасности)
- Как мы можем узнать об этом? (прочитать в учебнике, из своих наблюдений)
- Давайте сравним городское и сельское жилище. Что значит «сравнить»? (в чем сходство, в чем различия)




IV.
·- Сравните городское и сельское жилище с точки зрения комфорта.

Что общего? Какие различия?
Электроснабжение Водоснабжение
Газ Теплосеть
Телефон Канализация
Телевидение Транспорт
Использование бытовых приборов

V. –Назовите опасные ситуации, которые могут возникнуть в квартире и сельском доме. (пожар, затопление и т.д.) Предлагаю заполнить таблицу с указанием опасных ситуаций и причинах их возникновения (работа с таблицей, графа «меры профилактики» не заполняется)
№ п/п
Опасная ситуация
Квартира
Сельский дом
Причины
Меры профилактики

1.
ПОЖАР
+
+
Неисправность эл.проводки и эл.приборов, неосторожное обращение с огнем


2.
ВЗРЫВ ГАЗА
+
+
Утечка газа, небрежность


3.
ЗАТОПЛЕНИЕ
+
-
Неисправность водопровода, небрежность


4.
ПОРАЖЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ
+
+
Нарушение правил безопасности при использовании эл.приборов


5.
РАЗРУШЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
+
-
В результате ЧС


-Для чего мы заполняли таблицу?
- Что она позволяет определить?

VI. - Одна графа таблицы у нас осталась незаполненной. Сможете вы сами заполнить ее? Что вам в этом поможет? (учебник, полученные знания, .)
Д/З прочитать параграф 2.1. (стр.13-15). Выписать в таблицу меры профилактики необходимые для того, чтобы не допустить опасной ситуации.

VII. Подведение итогов:
-Что делали? (ставили цель, разгадывали кроссворд, составляли таблицу, сравнивали, .).
-Чему научились? (составлять таблицу, разгадывать кроссворд, ...).
-Что узнали? (особенности обеспечения городского и сельского жилища, опасные ситуации, которые могут возникнуть в квартире и сельском доме, ).
- Достигли цели урока?
- Можем оценить вашу работу на уроке?

15