Использование ментальных карт на уроках в начальной школе


МОУ «Кадетская школа № 16» Заводского района города Саратова
Особенности использования
ментальных карт на уроках
в начальной школе
учитель начальных классов
Пьяникина Н.Н.
2015 – 2016 уч.г.
Увлекательные, интересные уроки проходят перед младшими школьниками, формируя новые учебные умения. Но зачастую, маленький ученик не видит взаимосвязи между уроками, воспринимая их, как череду ярких картинок калейдоскопа, которые не связаны между собой. Помочь структуировать учебный материал, представив его в виде стройной системы, и призваны ментальные карты. Составление ментальных карт является вместе с тем и способом формирования универсального учебного умения – моделирования. Обучать составлению ментальных карт, думаю, нужно с начальной школы.
Принципы составления ментальных карт
Главная тема помещается в центре листа.
Записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к переферии.
К основным веткам могут быть добавлены картинки, схемы.
Радиальная структура.
Письмо печатными буквами.
Каковы же особенности работы с ментальными картами в начальной школе?
На первом этапе, объясняя новый материал, прибегаю к ментальной карте, как к демонстрационной, опорной таблице, размещая её на доске.
Затем первоклашки пытаются составить карты по образцу и под руководством учителя. Для того чтобы изображения у них получились более аккуратными, раздаю шаблоны кружков, подсказываю, каким цветом делать надписи. Следующий этап заключается в обсуждении с детьми, что они считают важным, необходимым для размещения на карте по изучаемой теме, нахождении ключевых слов. И, наконец, самостоятельное создание своих ментальных карт. Происходит самостоятельное конструирование знаний, результатом которого выступает деятельностный образовательный продукт. Учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Выполнение деятельностных  заданий создаёт условие для развития у учащихся не только продуктивных речевых умений (предметный результат), но и способствует достижению личностных и метапредметных результатов.
На каких этапах урока можно использовать ментальные карты?
Ментальные карты можно использовать на этапе изучения новой темы, на этапе закрепления и при проверке изученного на уроке. При изучении нового, дети создают свою ментальную карту или слушают объяснение учителя с опорой на ментальную карту.
При закреплении изученного материала можно предложить восстановить ментальную карту или разместить на карте элементы, явлющиеся примером содержания. Так, например, изучая птиц, дети классифицируют их (зимующие, перелетные, насекомоядные, хищные и т.д.) и размещают картинки с изображением птиц на ментальной карте. Изучая разделительный мягкий знак, ученики учатся отличать разделительный мягкий знак от мягкого знака – показателя мягкости согласного и размещают карточки со словами на определенном месте ментальной карты.
Можно на этапе обобщения предложить установить взаимосвязь между словами на карточках с ключевыми словами, объединив их на одной схеме.
Метод ментальных карт созвучен содержанию ФГОС и деятельностному подходу в обучении. Думаю, его использование в системе обязательно даст результаты.
Пример ментальной карты по теме «Птицы»