Исследование физического здоровья учащихся по антропометрическим данным и медико-биологическим показателям

Исследовательская работа по теме:
Исследование физического здоровья учащихся по антропометрическим данным и медико-биологическим показателям. Научный руководитель: Орехова Светлана Павловна учитель биологии МОБУСОШ №9

Содержание
Введение......................................................................................................2
Литературный обзор...................4
1.1. Влияние экологических факторов на здоровье населения 4
1.2. Исследование физического развития учащихся..................................5

1.3.Что такое норма роста и веса, и как ее определить..............................6
Контингент и методы исследования......7
2.1.Правила выполнения антропометрических измерений........................7

2.2. Определение индекса Кетле (индекс массы тела)...............................8

2.3. Сравнение роста и веса учащихся со среднестатистическими показателями используя антропометрические (центильные) таблицы.................8
III. Результаты исследований......8
3.1. Антропометрические измерения........................................................8

3.2.Определить степень физического развития с помощью расчетных формул.........................................................................................................9
3.3. Результаты сравнение роста и веса учащихся со среднестатистическими показателями....................................................11
3.4. Сравнительный анализ заболеваемости учащихся по медицинским картам..12
Заключение.................................................................................................13
Литература...................................................................................................15
Приложение.....16-20




Введение
Проблема снижения уровня здоровья населения страны стоит сегодня чрезвычайно остро. Человек, безусловно – абсолютная ценность общества. А его здоровье – гарантия гармоничного развития общества, залог политической стабильности и экономического прогресса государства. Вряд ли кто может это оспорить. Однако одного лишь признания актуальности этого – недостаточно. Если за ним не следует практические шаги к решению самой проблемы здоровья.[1]
Изучение физического развития школьников в настоящее время является одной из актуальных проблем, что связано с ухудшением экологической обстановки, широким распространением вредных привычек среди школьников, ухудшением питания и др. Все это сказывается на состоянии физического развития школьников. Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используются как показатель состояния здоровья детей. [2]
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей, увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончанию школы. В настоящее время к так называемой «первой группе здоровья» (практически здоровых) может быть отнесено лишь 14% школьников. Остальные имеют те или иные отклонения от нормы. [4]
Результаты диспансеризации школьников страны подтвердили тенденции ухудшения состояния здоровья детей. За прошедший десятилетний период в целом в стране произошло снижении доли здоровых детей с 45,5 до 33,9% с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность.
В последнее время у многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, дефицит или избыток массы тела - акселерация, (или акцелерация это ускоренное развитие организма подростка в период полового созревания), все это влияет на состояние здоровья. [5]
Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при квалифицированном врачебном контроле. Однако существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения.
Большое значение в оценке физического состояния человека имеют и антропометрические исследования.
Исходя из выше указанного с целью разработки мер по улучшению здоровья в подростковом возрасте и устранения отрицательных факторов окружающей среды представляется актуальным изучение антропометрических данных учащихся и сравнение их со среднестатистическими для данного возраста.
Цель исследовательской работы: исследование состояния здоровья школьников 11 класса по антропометрическим и медико-биологическим показателям в период 2012-2017г.г. Исходя из поставленной цели, для решения были выдвинуты следующие
ЗАДАЧИ: 1. Изучить литературу по данному вопросу;
2. Подобрать методики;
3. Провести исследование по антропометрическим и медико-биологическим показателям;
4. Проанализировать полученные результаты;
5. Сделать выводы и дать рекомендации.
ГИПОТЕЗА: мы предполагаем, что состояние здоровья школьников 11 класса по некоторым антропометрическим и медико-биологическим показателям изменилось в худшую сторону в период 2012-2017 г.г.
ПРОБЛЕМА: желательно, чтобы физическое здоровье выпускников
школы соответствовало нормативам, но условия обучения в школе и образ жизни старшеклассников не позволяют этого.
ОБЪЕКТ: состояние здоровья школьников.
ПРЕДМЕТ: показатели здоровья.
Методы исследования:
1. Соматометрический метод нахождения индекса Кетле
(весо-ростовой показатель).
2. Метод сравнения соответствия возрастным нормам по антропометрическим (центильным) таблицам.
3. Анализ и статистическая обработка данных, полученных из медицинских карт.
Практическая значимость работы: состоит в подготовке информации о некоторых антропометрических показателях учащихся 11 класса и их соответствии среднестатистическим данным, а также в разработке практических рекомендаций группе риска.

Ожидаемый результат: наша работа поможет обратить внимание учащихся, родителей, педагогов на проблемы связанные с профилактикой заболеваний школьников и гармоничностью физического развития, как важного показателя здоровья и социального благополучия.
Данную работу можно использовать как дополнительный материал на уроках биологии, внеклассных мероприятиях, родительских собраниях.

Глава 1. Литературный обзор

1.1. Влияние экологических факторов на здоровье населения[4]
Мир находится в начале XXI века, имея как несомненные достижения в науке, так и трагические неудачи (природные катаклизмы, смена политических и экономических режимов, смертоносные войны, эпидемии от неизвестных и известных заболеваний и т. д.).
Неоспоримо, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать трудности.
Известно, что здоровье зависит от биологических возможностей человека, социальной среды, природно-климатических условий. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов показа что влияние экологических факторов на здоровье человека оцениваем примерно в 20-25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы, на долю организации здравоохранения отводится 10%. 50-55% удельного веса факторов, обусловливающих здоровье населения, составляет образ жизни человека [3].
В XX веке естественная смена поколений проходила и проходит в сложных экологических, экономических и политических условиях, что отрицательно сказывается на здоровье и ухудшает генофонд нации.
Ежегодно в России регистрируется от 33 до 44 млн. инфекционных заболеваний. Экономические потери от инфекционных заболеваний составляют ежегодно около 15 млрд. рублей.
Растет число больных новорожденных детей, 20% детей дошкольного возраста страдает хроническими заболеваниями, только 15% выпускников школ считаются практически здоровыми. За последние 10 лет число здоровых девушек - выпускниц школ уменьшилось с 28,3% до 6,3%, т. е. более чем в 3 раза. Соответственно с 40% до 75% увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. А это будущие матери - носительницы генофонда нации. За последние 6 лет годность к воинской службе при призыве упала почти на 23%.
Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного и неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма.
Пренебрежительное отношение к здоровью, незнание и нежелание вести здоровый образ жизни говорит о болезни общества, его экономики, экологии, производства, социального быта и здравоохранения. Чтобы сохранить главную ценность жизни - здоровье человека, его надо оберегать смолоду.
Исследования по оценке здоровья детей и подростков позволяет понимать и находить причины наступления болезней. Участие в исследовании поможет формированию у учащихся жизненной позиции, нацеленной на здоровый образ жизни, стремление не только самому быть здоровым, но и иметь здоровое будущее поколение - детей, внуков и правнуков.
1.2. Исследование физического развития учащихся
Для оценки влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность); уровень заболеваемости и травматизма; оценку функционального состояния организма, соответствующую его возрасту и др.
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. Физическое развитие осуществляется по объективным законам: единства организма и условий жизни, условий наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфологических характеристик, по законам возрастной смены фаз и периодов развития.
В первую очередь оно оценивается с использованием антропометрии по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, и определение антропометрических показателей физического развития. Это позволяет дать оценку индивидуального здоровья и коллектива учащихся, их соответствия возрастным нормам.
Антропометрия (соматометрия)[8]
Уровень физического развития определяют совокупностью методов, основанных на измерениях морфологических и функциональных признаков. Различают основные и дополнительные антропометрические показатели. K первым относят рост, массу тела, окружность грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе), силу кистей и становую силу (силу мышц спины). Kроме того, к основным показателям физического развития относят определение соотношения «активных» и «пассивных» тканей тела (тощая масса, общее количество жира) и других показателей состава тела. K дополнительным антропометрическим показателям относят рост сидя, окружность шеи, размер живота, талии, бедра и голени, плеча, сагиттальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук и др. Таким образом, антропометрия включает в себя определение длины, диаметров, окружностей и др.
Рост стоя и сидя измеряется ростомером (см. рис. Измерение роста в положении стоя и сидя). При измерении роста стоя пациент становится спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Планшетку опускают до соприкосновения с головой.

1.3.Что такое норма роста и веса, и как ее определить[5]
В настоящее время средним ростом мужчин считается 176 см, женщин - 164. Девушки растут до 17 - 19 лет, юноши - до 19 - 22 лет. Довольно интенсивный рост наблюдается в начале полового созревания (этот процесс длится у девочек от 10 до 16, у мальчиков - от 11 до 17 лет). Быстрее всего девочки растут в период от 10 до 12, а мальчики - от 13 до 16 лет.
Известно, что колебания роста наблюдаются в течение дня. Наибольшая длина тела регистрируется утром. Вечером рост может быть меньше на 1 - 2 см.
Основными факторами развития являются полноценное питание (для роста нужно питание), соблюдение режима сна (спать нужно ночью, в темноте, не менее 8 часов), занятия физкультурой или спортом (неактивному, чахлому организму - чахлое тело).
ВАЖНО ПОМНИТЬ, что:
1. В подростковом возрасте (с 11 до 16 лет ) происходит скачок роста. Т.е. один человек может начать расти в 11 лет, и к 13 годам вырасти до своего окончательного роста, а другой в 13-14 лет только начинает расти. Одни растут медленно, в течение нескольких лет, другие вырастают за одно лето. Девочки начинают расти раньше мальчиков.
2. Этот скачок роста обусловлен половым созреванием и напрямую зависит от него.
3. Часто в процессе роста организм не успевает набрать достаточные вес, или наоборот, сначала набирается вес, а потом тело вытягивается в рост. Это нормальное состояние и не требует немедленного похудения или набора веса.
4. Худеть и голодать в подростковом возрасте очень опасно, поскольку растущий организм, особенно мозг, нуждается в ресурсах для роста и развития. И недоразвитый мозг потом труднее вылечить, чем недоразвитое тело.
ДЛЯ ТОЛСТЫХ И ХУДЫХ
Прежде всего, ВЕС и ОБЪЕМ - не одно и то же. Потому что МЫШЦЫ ВЕСЯТ 4 РАЗА БОЛЬШЕ ЖИРА при одинаковом объеме. К тому же мышц, как и жиров, существует несколько видов (курс биологии 8 класс). Поэтому, если вес вроде в норме или ниже нормы, а выглядит толстым - это потому что жира много, мышц мало. Тут понадобятся правильное питание и физические усилия, чтобы превратить жир в мышцы - вес не изменится, в пухлость исчезнет. Это же касается и тех, у кого вес ниже нормы - а выглядит это нормально, ну разве что мышц не видно.
Также, если вес ниже нормы и выглядит худым - это также недостаток мышечной массы. Такое часто бывает в период активного роста , когда скелет растет быстрее мышц. В общем, это нормально и пройдет само, если нормально питаться.
Особо хочу отметить подростков, юношей и девушек, страдающих от "животика". Причина появления "животика" - слабость мышц брюшины и неправильное питание. Помогают, как следствие, физические упражнения для мышц живота и установление режима питания, употребление питательных и полезных продуктов и потребление пищи небольшими порциями.

Глава 2. Контингент и методы исследования
Мы провели исследования направленные на изучение гармоничности
физического развития учащихся, так как известно, что здоровье человека зависит от его физического развития.
Свои исследования мы провели среди учащихся 11 класса, которым соответствует возраст 16-17 лет, 9 мальчиков и 6 девочек 11 класса (всего в классе 15 учащихся).
Для своего исследования мы использовали соматометрическую методику индивидуальной оценки физического развития(длина и масса тела) методом индексов. Индексы физического развития представляют собой соотношение отдельных антропометрических показателей, выраженное в математических формулах.
При выполнении и оформлении работы использовали методы исследования, предусмотренные в методическом пособии под редакцией Ашихминой Т.Я. Школьный экологический мониторинг[1],[10]
Время проведения: работу проводили в течение 2016-2017 учебного года.

2.1.Правила выполнения антропометрических измерений
Измерения желательно проводить в утренние часы в одни и те же месяцы года. Учащиеся работают в парах. Исследуемый находится в верхней одежде (при подсчетах приблизительно вес ее отнимается) и без обуви.
При измерении роста обследуемый должен стоять на платформе ростомера, выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Голова должна располагаться так, чтобы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились на одной вертикальной линии.
Масса тела определяется с помощью медицинских весов, можно воспользоваться напольными весами.
2.2. Определение индекса Кетле (индекс массы тела)

Для этого использовали формулу. Формула расчета индекса массы тела (ИМТ).
ИМТ = Масса / (рост)2
где:
масса тела измеряется в килограммах, рост – в метрах.

Величина индекса Кетле Таб. №1.
Возраст
Юноши
Девушки

6-8 лет
16
16

9-10 лет
17
17

11-12 лет
19
19

13-14 лет
20
20

15-16 лет
20
21

17 лет
20-22
21-23


Сравнение роста и веса учащихся со среднестатистическими показателями.
Рост и вес учащихся сравнивали и оценивали, используя (антропометрические (центильные) таблицы) (см.приложение №1)
Глава 3. Результаты исследования.
3.1. Антропометрические измерения .
Антропометрические измерения проводили в утренние часы (на первом уроке) в медицинском кабинете школы. Исследуемый находится в верхней одежде (при подсчетах отнимали приблизительный вес одежды) и без обуви. При измерении роста использовала ростомер, массу тела определила с помощью напольных весов. Все данные занесла в таблицу 2.( Результаты антропометрических измерений учащихся)
Таб. № 2

Ф.И.учащихся
пол
возраст
Рост,см
Вес,кг

1
С. К.
ж
17
166,8
54,6

2
В. Е.
ж
17
163
55,8

3
Б. Ю.
ж
17
162,5
64,2

4
Л.Я.
ж
17
162,8
55,6

5
С. А.
ж
17
174,6
121,1

6
·
Я. О.
ж
17
160,6
55,1

7
П.Р.
м
17
174,7
75,2

8
К.А.
м
17
168,9
66,1

9
Д.П.
м
17
177,4
70,6

10
Т. Д.
м
17
190,9
103,8

11
А.К.
м
17
170,2
74,5

12
С. Д.
м
17
164
59,9

13
М. Н.
м
17
178,2
65,2

14
И. В.
м
17
171,1
91,3

15
М. К.
м
17
173,8
93,7


3.2.Определить степень физического развития с помощью расчетных формул (на основе данных о росте, весе):
индекс Кетле (весо-ростовой показатель) используя формулу расчета индекса массы тела- ИМТ = Масса / (рост)2
Сравнили полученную величину с должной величиной индекса Кетле.
Величина индекса Кетле учащихся 11 класса
Данные занесли в таблицу №3.
Таб. №3
№ п/п
Ф.И.
пол
Индекс Кетле
Должная величина индекса Кетле
Результат

1
С. К.
ж
19
23
Дефицит массы тела

2
В. Е.
ж
21
23
Нормальная масса тела. Развита гармонично, масса тела соответствует росту

3
Б.Ю.
ж
25
23
Избыток массы тела

4
Л. Я.
ж
21
23
Нормальная масса тела. Развита гармонично, масса тела соответствует росту

5
С. А.
ж
40
24
Избыток массы тела

6
Я.О.
ж
21
22
Нормальная масса тела. Развит гармонично, масса тела соответствует росту

7
П.Р.
м
25
22
Избыток массы тела

8
К. А.
м
24
22
Избыток массы тела

9
Д. П.
м
23
22
Избыток массы тела

10
Т. Д.
м
28
22
Избыток массы тела

11
А. К.
м
26
22
Избыток массы тела

12
С. Д.
м
23
20
Избыток массы тела

13
М. Д.
м
20
22
Нормальная масса тела. Развит гармонично, масса тела соответствует росту

14
И. В.
м
31
22
Избыток массы тела

15
М.К.
м
32
22
Избыток массы тела



В результате с помощью индекс Кетле (весо-ростовой показатель) выяснилось, что только
26,6 % учащихся развиты гармонично ,с нормальной массой тела соответствующей росту.
Из них среди мальчиков 11% мальчиков развиты гармонично, масса их тела соответствует росту и 88,8 % имеют избыток массы тела.
Среди девочек 50 % развиты гармонично, масса тела соответствует росту, а у 50 % наблюдается отклонения в физическом развитии, так 33% девочек с избытком массы тела и 16% с недостатком массы тела.
Составлена общая диаграмма. Приложение №2.

3.3. Результаты сравнение роста и веса учащихся со среднестатистическими показателями (см.Приложение №1).

Таблица изменения роста и веса учащихся от 16 до 17 лет
(Антропометрические (центильные) таблицы)

На основании сравнения данных, выявленных с помощью антропометрических измерений, с величинами, полученными с помощью расчетных формул и среднестатистическими данными таблиц, я установила, что у всех 30 % мальчиков рост соответствует среднестатистическим данным, у 50 % выше среднего , у 10 % мальчиков ниже нормы, у 10% очень высокий. Это свидетельствует о тенденции к опережению в росте (акселерация)

Рост мальчиков 11 класса (9 человек)

Возраст
Показатель


очень
низкий
низкий
ниже
среднего
средний
выше
среднего
высокий
очень
высокий


17
-
-
10%
30%
50%
-
10%


Рост у 83% девочек соответствует среднестатистическим данным, у 17 % девочек выше нормы.
Рост девочек

Возраст
Показатель


очень
низкий
низкий
ниже
среднего
средний
выше
среднего
высокий
очень
высокий


17
-
-
-
83%
-
-
17%


Расчёт индекса массы тела показал, что у 40 % мальчиков средние показатели масса тела. А у 60 % выше среднего и очень высокие показатели. То есть у большинства избыток массы тела.
Вес мальчиков 11 класса

Возраст
Показатель


очень
низкий
низкий
ниже
среднего
средний
выше
среднего
высокий
очень
высокий


17
-
-
-
40%
30%
-
30%


Индекс массы тела у 66% девочек соответствует норме, а у 1 девочки (17%) высокий показатель масса тела и еще 17 % очень высокий. Это обусловлено заболеванием с нарушением гормонального фона ( по результатам мед.осмотра).
Вес девочек 11 класса

Возраст
Показатель


очень
низкий
низкий
ниже
среднего
средний
выше
среднего
высокий
очень
высокий


17
-
-
-
66%
17%
-
17%


Сравнительный анализ заболеваемости по медицинским картам учащихся.
Познакомившись с медицинскими картами учащихся, и проанализировав их, мы узнали, что % заболеваемости среди 11 класса большой - более 90 %.
Около 30% заболеваний приходится на нарушение осанки. Мы считаем, что это вызвано тем, что в классах неправильный подбор мебели, т.е. для каждого ученика необходим подбор парт, стульев, которые подходили бы к росту учеников. При высоких или же, наоборот, низких партах школьникам сидеть все уроки неудобно, напрягаются в основном мышцы шеи и спины, что и может вызвать нарушение осанки.
Также около 40% школьником имеют плохое зрение, которое портится из-за недостаточно яркого освещения. Нарушение зрения, конечно, зависит и от домашних условий, но всё - таки, большое влияние на него оказывает школа, т.к. большую часть времени мы проводим в ней.
В классах, которые занимают 50 кв.м., имеется недостаточное освещение,а это и может негативно сказываться на зрении учащихся. А также большая нагрузка на зрение происходит из-за компьютера и телефона.
Так же у 15 % ребят развита патология органов пищеварения. Низкое качество пищи и питьевой воды, несбалансированность питания, являются существенными факторами в развитии гастритов, функциональных расстройств желудка и желчно-выводящих путей.
У 7 % учащихся есть заболевания и в сердечно - сосудистой системе. Нарушения могут быть хроническими, а также наследственными, и из-за вредных продуктов употребления.
Около 14 % подростков, а это чаще всего девушки имеют плоскостопие, т.к. носят не правильную обувь. Сейчас многие ребята носят обувь на плоской подошве, считая её более удобной, но в результате этого и может развиваться плоскостопие, что потом в дальнейшем приводит к болям в ногах и их быстрой усталости.
Поле анализа медицинских карт по выбранным показателям, мы провели сравнение данных 11 класса по этим же показателям, с их результатами в 7 классе, для того, чтобы выяснить, как в течение этих лет изменилось состояние школьников и в какую сторону.
Таким образом состояние осанки учащихся показывает, что из 100% исследуемых около 30% имеют незначительные нарушения, что приводит к сколиозу, причем количество ребят с этой патологией в течение этих школьных лет не изменилось.
Сравнив результаты по состоянию зрения учеников, можно сделать вывод о том, что у ребят 7 класса - около 15% имеют плохое зрение, а к 11 классу % заболевания увеличился почти в 2 раза, что составляют 36%.
Результаты заболеваний по ЖКТ показывают, что в 7 классе на заболевания жаловались около 7%, а к 11 классу с болями в ЖКТ обратились к врачу более 14% учеников.
С нарушениями в органах кровообращения и в 7, и в 11 классе обратились 7%.
Также наблюдается одинаковый % учеников в 7 и 11 классе по выработке плоскостопия, что составляет около 14%.
Вследствие этого сравнения, мы выяснили, как школьные годы с 2012 по 2017 год повлияли на учеников моего класса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, мы провела исследование по состоянию здоровья школьников 11 класса по антропометрическим и медико-биологическим показателям.
В данной работе были поставлены несколько задач, которые удалось выполнить:
- изучены литературные источники, относящихся к данной теме и несколько интернет ресурсов.
- проведено исследование по выявлению антропометрических и медико-биологических показателей(15 уч-ся, 11 кл.) и получены необходимые результаты;
- проанализировали и сравнили каждый результат, составили для этого таблицы.
Выполнив всю свою работу, мы сделали вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась, т.е. действительно состояние здоровья школьников 11 класса по некоторым антропометрическим и медико-биологическим показателям изменилось в худшую сторону в период 2012-2017 г.г
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. При обсуждении результатов измерений следует пояснить, что отличия их данных от приведенных в таблицах совершенно естественны и не всегда говорят об отклонениях в здоровье. Однако, зная средние величины, можно корректировать питание, интенсивность физических нагрузок. Человек может решить, что ему делать: худеть, поправляться, заниматься дыхательными упражнениями или чем-то другим.
2.Объяснить необходимость формирования правильной осанки. Рекомендовать не поднимать тяжести, правильно сидеть за столом выполнять упражнения для формирования правильной осанки .
3.Установлено, что растяжение зон роста вызывает их раздражение и усиление интенсивности деления клеток, образующих кость. Чем большее растяжение испытывает кость, тем быстрее растет она в длину. Зная это, можно определить, какие физические упражнения могут способствовать ускорению роста. Прыжки любого рода, упражнения на перекладине, занятия волейболом, баскетболом, плаванием ведут к раздражению точек и роста и к его ускорению. Зоны роста располагаются на концах длинных костей и суставных головок.
А также в целях дальнейшей работы по охране здоровья детей необходимо продолжить работу по следующим разделам:
1. Формирование здорового образа жизни.
2. Оптимизация внешней среды (температурный режим, проветривание, освещение, борьба с пылью, шумом, витаминизация).
3. Санация хронических очагов инфекции у школьников.
4. Увеличение числа детей, питающихся в школе.
5. Своевременная изоляция больных, проведение карантинных мероприятий.
6. Иммунизация детского коллектива, персонала школы.
7. Повышение общей реактивности детей (закаливание, соблюдение режима дня, питания, физическое и трудовое воспитание).
8. Проведение санпросвет работы среди детей, педагогического коллектива, родителей.
9. Продолжать совместную работу с участковой службой по оздоровлению диспансерных больных школьников.



Литература
Колесов Д.В. Здоровье школьников: новые тенденции. Ж.Биология в школе №2\2006

Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.,АГАР, 2000.
Брехман И. И. Валеология наука о здоровье. М., 1990.
Колбанов В. В. Валеология. СПб., 1998.
Макеева А.Г. О формировании основ культуры здоровья у подростков. Ж.Биология в школе №1\2008
Мирская Н.Б. Обучающая программа по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата. Ж.Биология в школе 7\2002
http://familyandbaby.ucoz.ru/publ/zdorove/ocenka_sostojanija_zdorovja/55-1-0-287 -Оценка антропометрических показателей с использованием центильных таблиц
http://www.fiziolive.ru/html/fiz/statii/physical_growth.htm - Антропометрия (соматометрия)
http://www.ourbaby.ru/img/article_top.gif- Использование центильных таблиц для оценки физического развития ребенка
http://smartnsmall.com/ves/Calculator_normalnogo_vesa_rebenka.php- Как определить норму веса ребенка?








Приложение 1

Таблица изменения роста и веса ребенка от 7 до 17 лет (Антропометрические (центильные) таблицы)

В таблицах роста и веса деление показателей на "низкие", "средние" и "высокие" очень условно.
Средний рост и вес должны находится в пределах зеленой и голубой величин (25-75 центилями). Такой рост соответствует среднему росту человека для указанного возраста.
Рост, величина которого находится в пределах желтой величины тоже нормальный, но свидетельствует о тенденции к опережению (75-90 центилями) или к отставания (10 центилей) в росте, и может быть обусловленным как особенностями, так и заболеванием с нарушением гормонального фона (чаще эндокринологического или наследственного). В таких случаях необходимо обратить на это внимание педиатра.
Рост, величина которого находится в красной зоне (<3 или >97 центиля) свидетельствует про патологию роста. В данной ситуации необходимо проконсультироваться с соответствующими специалистами: педиатром, терапевтом, эндокринологом.

Как пользоваться таблицей?
Сначала в таблице Роста находим в левом столбике свой возраст и в найденной строке ищем соответствующий своему рост.
Если ячейка голубая - идеально средний показатель, если зеленая, не идеально, но показатель роста в норме.
Если ячейка желтая - значит "есть тенденцию к опережению или к отставания" и хорошо бы посоветоваться с эндокринологом. Если - красная, просто необходимо сходить к эндокринологу.
Далее в таблице Веса находим в левом столбике свой возраст и в найденной строке ищем соответствующий своему вес.
Если ячейка голубая - идеально средний показатель, если зеленая, не идеально, но показатель веса в норме.
Если ячейка желтая - значит "есть тенденцию к опережению или к отставания" и хорошо бы посоветоваться с эндокринологом. Если - красная, просто необходимо сходить к эндокринологу.
ЕЩЕ НЕ ВСЕ. Теперь надо посмотреть соответствует ли показатель роста показателю веса. И привести Вес в соответствие.

Таблица изменения роста и веса ребенка от 7 до 17 лет
(Антропометрические (центильные) таблицы)
Рост мальчиков от 7 до 17 лет (см)
Возраст
Показатель


очень низкий
низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
очень высокий

7 лет
менее 111,0
111,0-113,6
113,6-116,8
116,8-125,0
125,0-128,0
128,0-130,6
более 130,6

8 лет
менее 116,3
116,3-119,0
119,0-122,1
122,1-130,8
130,8-134,5
134,5-137,0
более 137,0

9 лет
менее 121,5
121,5-124,7
124,7-125,6
125,6-136,3
136,3-140,3
140,3-143,0
более 143,0

10 лет
менее 126,3
126,3-129,4
129,4-133,0
133,0-142,0
142,0-146,7
146,7-149,2
более 149,2

11 лет
менее 131,3
131,3-134,5
134,5-138,5
138,5-148,3
148,3-152,9
152,9-156,2
более 156,2

12 лет
менее 136,2
136,2-140,0
140,0-143,6
143,6-154,5
154,5-159,5
159,5-163,5
более 163,5

13 лет
менее 141,8
141,8-145,7
145,7-149,8
149,8-160,6
160,6-166,0
166,0-170,7
более 170,7

14 лет
менее 148,3
148,3-152,3
152,3-156,2
156,2-167,7
167,7-172,0
172,0-176,7
более 176,7

15 лет
менее 154,6
154,6-158,6
158,6-162,5
162,5-173,5
173,5-177,6
177,6-181,6
более 181,6

16 лет
менее 158,8
158,8-163,2
163,2-166,8
166,8-177,8
177,8-182,0
182,0-186,3
более 186,3

17 лет
менее 162,8
162,8-166,6
166,6-171,6
171,6-181,6
181,6-186,0
186,0-188,5
более 188,5


Вес мальчиков от 7 до 17 лет ( кг )
Возраст
Показатель


очень низкий
низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
очень высокий

7 лет
менее 18,0
18,0-19,5
19,5-21,0
21,0-25,4
25,4-28,0
28,0-30,8
более 30,8

8 лет
менее 20,0
20,0-21,5
21,5-23,3
23,3-28,3
28,3-31,4
31,4-35,5
более 35,5

9 лет
менее 21,9
21,9-23,5
23,5-25,6
25,6-31,5
31,5-35,1
35,1-39,1
более 39,1

10 лет
менее 23,9
23,9-25,6
25,6-28,2
28,2-35,1
35,1-39,7
39,7-44,7
более 44,7

11 лет
менее 26,0
26,0-28,0
28,0-31,0
31,0-39,9
39,9-44,9
44,9-51,5
более 51,5

12 лет
менее 28,2
28,2-30,7
30,7-34,4
34,4-45,1
45,1-50,6
50,6-58,7
более 58,7

13 лет
менее 30,9
30,9-33,8
33,8-38,0
38,0-50,6
50,6-56,8
56,8-66,0
более 66,0

14 лет
менее 34,3
34,3-38,0
38,0-42,8
42,8-56,6
56,6-63,4
63,4-73,2
более 73,2

15 лет
менее 38,7
38,7-43,0
43,0-48,3
48,3-62,8
62,8-70,0
70,0-80,1
более 80,1

16 лет
менее 44,0
44,0-48,3
48,3-54,0
54,0-69,6
69,6-76,5
76,5-84,7
более 84,7

17 лет
менее 49,3
49,3-54,6
54,6-59,8
59,8-74,0
74,0-80,1
80,1-87,8
более 87,8

Рост девочек от 7 до 17 лет (см)





Возраст
Показатель


очень низкий
низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
очень высокий

7 лет
менее 111,1
111,1-113,6
113,6-116,9
116,9-124,8
124,8-128,0
128,0-131,3
более 131,3

8 лет
менее 116,5
116,5-119,3
119,3-123,0
123,0-131,0
131,0-134,3
134,3-137,7
более 137,7

9 лет
менее 122,0
122,0-124,8
124,8-128,4
128,4-137,0
137,0-140,5
140,5-144,8
более 144,8

10 лет
менее 127,0
127,0-130,5
130,5-134,3
134,3-142,9
142,9-146,7
146,7-151,0
более 151,0

11 лет
менее 131,8
131,8-136,2
136,2-140,2
140,2-148,8
148,8-153,2
153,2-157,7
более 157,7

12 лет
менее 137,6
137,6-142,2
142,2-145,9
145,9-154,2
154,2-159,2
159,2-163,2
более 163,2

13 лет
менее 143,0
143,0-148,3
148,3-151,8
151,8-159,8
159,8-163,7
163,7-168,0
более 168,0

14 лет
менее 147,8
147,8-152,6
152,6-155,4
155,4-163,6
163,6-167,2
167,2-171,2
более 171,2

15 лет
менее 150,7
150,7-154,4
154,4-157,2
157,2-166,0
166,0-169,2
169,2-173,4
более 173,4

16 лет
менее 151,6
151,6-155,2
155,2-158,0
158,0-166,8
166,8-170,2
170,2-173,8
более 173,8

17 лет
менее 152,2
152,2-155,8
155,8-158,6
158,6-169,2
169,2-170,4
170,4-174,2
более 174,2


Вес девочек от 7 до 17 лет (кг)
Возраст
Показатель


очень низкий
низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
очень высокий

7 лет
менее 17,9
17,9-19,4
19,4-20,6
20,6-25,3
25,3-28,3
28,3-31,6
более 31,6

8 лет
менее 20,0
20,0-21,4
21,4-23,0
23,0-28,5
28,5-32,1
32,1-36,3
более 36,3

9 лет
менее 21,9
21,9-23,4
23,4-25,5
25,5-32,0
32,0-36,3
36,3-41,0
более 41,0

10 лет
менее 22,7
22,7-25,0
25,0-27,7
27,7-34,9
34,9-39,8
39,8-47,4
более 47,4

11 лет
менее 24,9
24,9-27,8
27,8-30,7
30,7-38,9
38,9-44,6
44,6-55,2
более 55,2

12 лет
менее 27,8
27,8-31,8
31,8-36,0
36,0-45,4
45,4-51,8
51,8-63,4
более 63,4

13 лет
менее 32,0
32,0-38,7
38,7-43,0
43,0-52,5
52,5-59,0
59,0-69,0
более 69,0

14 лет
менее 37,6
37,6-43,8
43,8-48,2
48,2-58,0
58,0-64,0
64,0-72,2
более 72,2

15 лет
менее 42,0
42,0-46,8
46,8-50,6
50,6-60,4
60,4-66,5
66,5-74,9
более 74,9

16 лет
менее 45,2
45,2-48,4
48,4-51,8
51,8-61,3
61,3-67,6
67,6-75,6
более 75,6

17 лет
менее 46,2
46,2-49,2
49,2-52,9
52,9-61,9
61,9-68,0
68,0-76,0
более 76,0






















Приложение №2. Степень физического развития, рассчитанная с помощью индекса Кетле.



13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Root Entry