Рабочая программа по возрастной анатомии, физиологии и гигиене

Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области

Бутурлиновский филиал ГБПОУ ВО «ГПК»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Бутурлиновского филиала
ГБПОУ ВО «ГПК» ______ Л.В. Петренко
Приказ от «31» августа 2016 г. № 3




Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА

по специальности 44.02.01 Дошкольное образование














Бутурлиновка, 2016

Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для специальности 44.02.01 Дошкольное образование разработана на основании государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по возрастной анатомии, утверждённого приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», в соответствии с приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и приказом Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012г. № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Организация-разработчик: Бутурлиновский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Губернский педагогический колледж» Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области.
Разработчик: Лепехина Н.А.., преподаватель естествознания Бутурлиновского филиала ГБПОу ВО «ГПК».
Рецензент: Мокляков Г.Н., учитель физической культуры высшей квалификационной категории Бутурлиновского филиала ГБПОУ ВО «ГПК».
Одобрена цикловой методической комиссией социально-гуманитарных и естественно-математических дисциплин Бутурлиновского филиала ГБПОу ВО «ГПК».
Протокол № 1 от 29 августа 2016 г.
Рассмотрена на заседании педагогического совета Бутурлиновского филиала ГБПОу ВО «ГПК».
Приказ № 3 от 31 августа 2016 г.
РЕЦЕНЗИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»

для специальности 44.02.01 Дошкольное образование, разработанную преподавателем Бутурлиновского филиала ГБПОу ВО «ГПК» Лепехиной Н.А.
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» разработана на основании государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по возрастной анатомии, утверждённого приказом Минобразования России « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и в соответствии с приказом Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012г. № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
Распределение трудоемкости по видам учебной работы соответствует базовому учебному плану.
Рабочая программа содержит конкретно указанные наименования разделов, тем дисциплины и виды учебной работы, в том числе, часы самостоятельной работы студентов.
В рабочей программе приведены требования к минимальному материально-техническому обеспечению, способствующему реализации программы данной дисциплины.
Указан перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы.

Рецензент: Мокляков Г.Н., учитель физической культуры высшей квалификационной категории Бутурлиновского филиала ГБПОУ ВО «ГПК».







СОДЕРЖАНИЕ


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5



СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
16


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
19

















ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО Дошкольное образование
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов в области специального дошкольного образования при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины- требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе, при организации обучения и воспитания дошкольников.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
основные закономерности роста и развития организма человека;
строение и функции систем органов здорового человека;
физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
основы гигиены детей;
гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
основы профилактики инфекционных заболеваний;
гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 111 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часа
самостоятельной работы обучающегося 37 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
111

Обязательная учебная нагрузка (всего)
74

в том числе:


лабораторные работы
-

практические занятия
24

контрольные работы
-

курсовая работа (проект)
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего):
37

1.Работа с литературой (составление конспектов, подготовка рефератов, презентаций)
11

2. Исследовательская работа
10

3. Анализ гигиенических требований и правил проведения подвижных игр и
физкультурных занятий в детском образовательном учреждении
2

4. Изучение и оценка гигиенических требований к учебно-воспитательному
процессу и к помещениям образовательного учреждения
3

5. Изучение и анализ режима питания дошкольников
4

6. Изучение и анализ организации и проведения закаливающих мероприятий
в детском образовательном учреждении
2

7. Изучение и гигиеническая оценка занятий рисованием в дошкольном учреждении
2

8. Изучение мероприятий, проводимых в детском образовательном учреждении
по предупреждению инфекционных заболеваний
3

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-

Итоговая аттестация в форме дифференциального зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена.
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень
освоения

Раздел 1. Изучение строения тела человека




Тема 1.1. Общий обзор строения тела человека
Содержание учебного материала




1. Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены
человека
1
1


Практическое занятие.
1.Изучение топографического расположения органов и частей тела
1


Тема 1.2. Уровни организации организма
Содержание учебного материала




1.Клетка – структурная и функциональная единица живого.
2
1


2.Типы и свойства тканей.

1


3.Системы органов.

1


Практическое занятие
1.Изучение классификации тканей.
1



Самостоятельная работа обучающихся
1. Основные положения, определения анатомии, физиологии и гигиены человека
2


Раздел 2. Изучение основных закономерностей роста и развития организма человека



Тема 2.1.Основные этапы развития человека
Содержание учебного материала




1. Этапы онтогенеза; созревание детского организма
1
2


2. Классификация возрастных периодов

2


Практическое занятие
1.Изучение особенностей возрастных критических периодов.
1


Раздел 3. Изучение строения, функций и возрастных анатомо-физиологических особенностей детей



Тема 3.1. Общий обзор строения и функций нервной системы
Содержание учебного материала




1. Функции нервной системы. Отделы нервной системы.
2
2


2. Строение и функции нервной ткани; определение понятия «нерв».

2


Контрольная работа
1.Строение и функции нервной ткани.
1



Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа с литературой: изучение процесса формирования нервной системы в онтогенезе.
1


Тема 3.2. Строение и функции спинного мозга
Содержание учебного материала

2




1. Отделы спинного мозга, строение спинно-мозгового сегмента.

2


2. Функции спинного мозга. Возрастные особенности спинного мозга.

2


Практическое занятие
1.Изучение особенностей строения спинно-мозгового сегмента.
1



Самостоятельная работа обучающихся.
1.Работа с литературой: изучение мер профилактики повреждений спинного мозга.
2


Тема 3.3. Строение и функции головного мозга
Содержание учебного материала


2





1. Строение и функции отделов головного мозга. Значение ретикулярной формации.

2


2.Кора больших полушарий как основа психической деятельности. Зоны коры больших полушарий.

2


Практическое занятие
1.Изучение и анализ схемы локализации функций в коре больших полушарий.
1



Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа с литературой: изучение онтогенеза мозга.
2


Тема 3.4.Строение и функции периферической нервной системы
Содержание учебного материала

2



1.Состав периферической нервной системы; соматическая и вегетативная нервная система.

2


2.Антагонизм деятельности симпатического и парасимпатического отделов.

2


Практическое занятие
1.Изучение действия отделов вегетативной нервной системы на иннервируемый орган
1


Тема 3.5.Строение и функции зрительной сенсорной системы. системы
Содержание учебного материала

2






1.Определение понятия «сенсорная система». Отделы зрительной сенсорной системы.

2


2.Строение глаза. Бинокулярное зрение.

2


3.Возрастные особенности глаза.

2


Практическое занятие
1.Определение остроты зрения.
2.Изучение аккомодационных свойств глаза
1



Самостоятельная работа
1. Исследовательская работа: изучение наиболее распространенных дефектов зрения у детей дошкольного возраста и способов их коррекции.
2


Тема 3.6. Строение и функции слуховой сенсорной системы
Содержание учебного материала

2





1. Отделы слухового анализатора.

2


2. Строение и функции уха. Бинауральный слух.

2


3. Возрастные особенности уха.

2


Практическое занятие
1. Определение уровня развития слуха речью и камертоном.
1



Самостоятельная работа обучающихся.
1.Работа с литературой: изучение особенностей строения и функции вестибулярного аппарата у детей.
2


Тема 3.7. Строение и функции сердечно-сосудистой системы.
Содержание учебного материала

2





1. Строение и работа сердца; аорта, артерии, вены, капилляры; клапаны сердца и сосудов.

2


2. Движение крови по сосудам. Пульс. Давление крови у детей.

2


Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа с литературой: изучение причин нарушения деятельности и заболевания сердечно-сосудистой системы у детей.
1


Тема 3.8. Строение и функции дыхательной системы
Содержание учебного материала.

2




1. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и функции органов дыхания: носовой полости, носоглотки, гортани, трахеи, бронхов, легких.

2


2. Легочное и тканевое дыхание. Возрастные особенности органов дыхания

2


Практическое занятие.
1.Изучение приемов и значение дыхательной гимнастики для жизнедеятельности организма.
1



Самостоятельная работа обучающихся.
1.Работа с литературой: изучение причин нарушения деятельности и заболевания органов дыхания.
1


Тема 3.9. Строение и функции пищеварительной системы
Содержание учебного материала

2






1. Значение пищеварения, строение и функции пищеварительных органов: ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, кишечника.

2


2. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание. Возрастные особенности пищеварительной системы.

2



Практическое занятие
1.Изучение строения зуба; составление зубной формулы детей.
Контрольная работа
1.Строение и функции органов пищеварения
2



Самостоятельная работа.
1.Работа с литературой: изучение причин расстройств функций пищеварительной системы у дошкольников и профилактика этих расстройств.
1


Тема 3.10. Строение и функции выделительной системы
Содержание материала

2





1. Значение процесса выделения. Строение и функции органов мочевыделения.

2


2. Строение и функции почки. Возрастные особенности органов выделения.


2


Практическое занятие
1.Изучение строения нефрона – структурной и функциональной единицы почки.
1



Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа с литературой: изучение причин и профилактика энуреза у детей.
1


Тема 3.11. Строение и функции кожи
Содержание учебного материала

2




1. Функции кожи. Возрастные особенности кожи.

1


2. Особенности терморегуляции у детей.

1


Практическое занятие
1.Изучение строения кожи.
1



Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа с литературой: изучение наиболее распространенных заболеваний кожи у детей.
1


Тема 3.12. Строение и функции опорно-двигательной системы детей
°Содержание учебного материала

2





1. Функции скелета. Состав и свойства костей. Рост костей. Общий обзор скелета.

2


2. Строение мышц. Развитие скелетных мышц у детей. Основные группы мышц.

2


Самостоятельная работа обучающихся
1.Исследовательская работа: «Роль физических упражнений в развитии опорно-двигательной системы детей».
2


Раздел 4. Изучение физиологических характеристик основных процессов жизнедеятельности организма человека




Тема 4.1. Рефлекторная регуляция физиологических функций
Содержание учебного материала

2




1.Рефлекс. Рефлекторная дуга. Принципы регуляции физиологических функций. Обратная связь.

2


2. Саморегуляция внутренних органов.

2


Практическое занятие
1.Изучение и составление схемы регуляции физиологических функций.
1



Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа с литературой: изучение роли и принципа действия нервного центра в организме.
1


Тема 4.2. Физиологические характеристики крови. Работа сердца
Содержание учебного материала

2




1. Состав крови. Свертывание крови. Резус-фактор.

2


2.Работа сердца. Сердечный цикл.

2


Практическая работа
1.Изучение групп крови и принципа переливания крови.
1



Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа с литературой: изучение причин и профилактика анемии у детей.
1


Тема 4.3. Жизненная емкость легких. Регуляция дыхания
Содержание учебного материала

2





1. Внешнее дыхание; механизм вдоха и выдоха. Дыхательный, дополнительный, резервный и остаточный объемы. Вентиляция легких.

1


2. Дыхательный центр и автоматия. Гуморальная регуляция дыхания.

2


Практическое занятие
1. Изучение процесса транспорта газов кровью.
1



Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа с литературой: влияние активного образа жизни и гиподинамии на жизненную емкость легких.
1


Тема 4.4. Физиологические основы пищеварения
Содержание учебного материала

2





1. Пищеварение в ротовой полости, желудке, тонком и толстом кишечнике.

1


2.Особенности всасывания продуктов пищеварения в тонком и толстом кишечнике. Роль микрофлоры в пищеварении.

2


Практическое занятие
1.Изучение приемов гигиенического ухода за ротовой полостью дошкольников.
1



Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа с литературой: изучение физиологических механизмов аппетита.
1


Тема 4.5. Физиологические основы мочевыделения
Содержание учебного материала

2





1. Этапы образования мочи: фильтрация, реабсорбция, канальцевая секреция. Состав мочи.

2


2. Регуляция работы почек. Рефлекторная регуляция мочеиспускания.

2


Практическое занятие
1.Изучение химического состава мочи.
1



Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа с литературой: изучение физиологических механизмов жажды.
1


Раздел 5. Изучение влияния процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение






Тема 5.1. Железы внутренней секреции. Гормоны
Содержание учебного материала

3




1. Регуляция функций организма гормонами гипофиза, щитовидной железы, надпочечников. Влияние гормонов на развитие детей.

2


2. Эндокринная функция половых желез.
Контрольная работа
1.Влияние желез внутренней секреции на рост, развитие, поведение детей

2


Практическое занятие
1.Составление классификации желез организма человека.
1



Самостоятельная работа
1.Работа с литературой: изучение процесса полового созревания детей.
1


Тема 5.2. Высшая нервная деятельность детей дошкольного возраста
Содержание учебного материала

2






1. Условные рефлексы – основа высшей нервной деятельности. Безусловные рефлексы. Торможение условных рефлексов.

3


2. Взаимодействие корковых процессов: иррадиация, индукция; доминанта, динамический стереотип. Физиологическое единство и взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Типы высшей нервной деятельности.

3


Практическое занятие
1.Изучение процессов формирования условных рефлексов и торможения у детей.
1



Самостоятельная работа обучающихся
1.Исследовательская работа: «Причины сна и сновидений. Физиологические механизмы сна и их нарушения у детей»
2


Раздел 6. Изучение гигиенических норм, требований и правил сохранения здоровья на различных этапах онтогенеза



Тема 6.1. Профилактический контроль за здоровьем и развитием детей
Содержание учебного материала

1




1. Основные задачи профилактического контроля. Нервно-психическое развитие детей дошкольного возраста.

2


Практическое занятие.
1.Изучение групп здоровья детей.
1



Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа с литературой: изучение и составление схемы нормального психомоторного развития детей дошкольного возраста.
1


Тема 6.2. Гигиена опорно-двигательного аппарата детей
Содержание учебного материала

1




Особенности реакции организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды. Становление костно-мышечной системы.
Контрольная работа
Развитие двигательных навыков у дошкольников

3


Самостоятельная работа обучающихся
1.Изучение и анализ гигиенических требований и правил проведения подвижных игр и физических упражнений с дошкольниками.
1


Тема 6.3. Закаливание детей раннего и детского возраста
Содержание учебного материала

1





1. Сущность закаливания. Принципы закаливания.

3


2. Организация и условия проведения закаливающих процедур. Закаливание воздухом, солнцем, водой.


3


Практическое занятие
1.Изучение способов закаливания детей раннего и дошкольного возраста.
1



Самостоятельная работа обучающихся
1.Изучение и анализ организации и проведения закаливающих мероприятий в детском образовательном учреждении.
1


Тема 6.4. Гигиена питания детей
Содержание учебного материала

2






1. Гигиенические требования к продуктам детского питания. Значение полноценного и рационального питания. Роль витаминов и микроэлементов в питании дошкольников.

2


2. Нормы питания детей дошкольного возраста. Калорийность питания.

2


Практическое занятие
1.Изучение физиологических норм суточной потребности дошкольников в питательных веществах, минеральных солях и витаминах.
1



Самостоятельная работа обучающихся
1.Изучение и анализ режима питания дошкольников
1


Тема 6.5. Гигиена кожи детей
Содержание учебного материала

1




1. Уход за кожей, ногтями и волосами детей. Профилактика кожных заболеваний, ожогов, отморожений.

1

Раздел 7. Изучение основ профилактики инфекционных заболеваний



Тема 7.1. Особенности инфекционных заболеваний и их предупреждение
Содержание учебного материала

1




1. Определение понятия «инфекционное заболевание». Виды инфекционных заболеваний. Пути передачи возбудителя инфекции. Инкубационный период заболевания.

2


Самостоятельная работа обучающихся
1.Изучение мероприятий, проводимых в детском учреждении по предупреждению распространения инфекционных заболеваний.
1


Раздел 8. Изучение гигиенических требований к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения







Тема 8.1. Гигиена образовательного процесса
Содержание учебного материала

1





1. Понятие об утомлении детей. Динамика работоспособности ребенка дошкольного возраста и закономерности ее изменения Организация режима дня в дошкольных учреждениях.

2


Практическое занятие
1.Изучение и анализ режима дня в дошкольном образовательном учреждении.
1



Самостоятельная работа учащихся
1.Изучение и гигиеническая оценка организации занятий рисованием в дошкольном учреждении
1


Тема 8.2. Гигиенические требования к зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения


Содержание учебного материала

1






1. Гигиенические требования, предъявляемые к лестницам и групповым ячейкам. Состав групповой ячейки. Гигиенические требования к оборудованию групповых комнат, спален, туалетных комнат.

2


2. Гигиенические требования к освещению, отоплению, санитарному содержанию помещений и участка.

2


Практическое занятие
1.Изучение и анализ гигиенических требований к игрушкам и дидактическому материалу
1



Самостоятельная работа обучающихся
1.Изучение и гигиеническая оценка санитарному состоянию групповых комнат дошкольного образовательного учреждения.
1



Всего аудиторных часов:
74



Самостоятельная работа:
37



Максимальная учебная нагрузка:
111


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ программы ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета естественно-научных и медико-биологических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: стол преподавателя; столы для студентов; классная доска; стенды с информацией к уроку; шкафы со стеллажами; тематические таблицы по анатомии; муляжи органов.
Технические средства обучения: телевизор, компьютер, мультимедийный проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Безруких М.М. и др. Возрастная анатомия. Физиология развития ребенка. – М., Академия, 2002.
Обреимов Н.И., Петрушин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.,Академия, 2000.
Сапин М.П., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма, - М., Академия, 2007.

Дополнительные источники:
Ананьева Л.В., Бартельс В.И. Основы медицинских знаний: учебное пособие для студентов на медицинских специальностей. – М.: Альфа, 1994.
Вельтищев Ю.Е., Ветров В.Г. Объективный показатель нормального развития и состояния здоровья ребенка (нормативы детского возраста) / Российский вестник перинатологии и педиатрии. Приложение. – М., 2000.
Ганат С.А. Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиены ребенка. – М.: Айрес-Пресс, 2008.
Дробинская О.А. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология – М.: Владис, 2008.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека – М.: Академия, 2008.
Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков – М.: Медицина, 1991.
Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я. Основы медицинский знаний. Просвещение, 1986 г.
Хайнц Фениш. Карманный атлас анатомии человека – М., 1990 г.
Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1980 г.
Шастин И.Р. Принципы питания детей. – М.: Медицина, 1968 г.
Яковлев Б.П. Литовченко О.Г. Психофизиологические основы здоровья.-М.: ЭКСМО, 2011.

Электронные ресурсы
Анатомия, физиология и гигиена / Электронный атлас для школьника. Издательство «Новый диск», 2004, 1СД-ROM.
Анатомия. / Учеб.пособие/Под ред. Сонина Н.., Сонина М.Р., М.: ДРОФА, 2008, 1СД-ROM.
Атлас анатомии человека: учебное пособие. Издательский дом «Равновесие», 2005, 1СД-ROM.
Атлас морфологии человека /Система наглядных атласов. Издательство «Новый диск», 2002, 1СД-ROM.
Медицинская энциклопедия/ полный электронный справочник по медицине. Серия «Золотой фонд российских энциклопедий», Издательский дом «Равновесие», 2003, 2СД-ROM.

Интернет-ресурсы
Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебная программа курса и планы семинарских занятий. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебно-методическое пособие.
URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Анатомия. Курс лекций.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Гуляева С.И., Мещерякова М.Ю. Анатомия и физиология человека.: Практикум
URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фаллер А., Шюнке М. Анатомия и физиология человека : Учебник
URL:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результат обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать:
основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека.
тестирование


основные закономерности роста и развития организма человека;
тестирование, практическое занятие, самостоятельная работа

строение и функции систем органов здорового человека;
тестирование, практическое занятие, самостоятельная работа

физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
тестирование, практическое занятие, самостоятельная работа

возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
тестирование


влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
тестирование, практическое занятие, самостоятельная работа

основы гигиены детей;
тестирование, практическое занятие, самостоятельная работа

гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
тестирование, практическое занятие, самостоятельная работа

основы профилактики инфекционных заболеваний;
тестирование, практическое занятие, самостоятельная работа

гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
тестирование, практическое занятие, самостоятельная работа

Уметь:
определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
практическое занятие

применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
формализованное наблюдение


оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияние на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
практическое занятие, исследование

проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
практическое занятие, формализованное наблюдение

обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе, при организации обучения и воспитания дошкольников.
практическое занятие, исследование











13PAGE 15


13PAGE 14315




 j0301252Рисунок 1Описание: Описание: j0301252 Заголовок 115