КОС по анатомии физиологии и гигиене

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЖЕЛЕЗНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


Контрольно - оценочные средства

для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
для специальности 050144 «Дошкольное образование»











2014
ОДОБРЕНА
предметной (цикловой) комиссией естественно-математических и информационных дисциплин
Протокол № ____ от ________ 20____г

Председатель __________
Составлена в соответствии с
ФГОС по профессии специальности 050144 «Дошкольное образование»
Заместитель директора по УР и ТО
_____________ 20____г
_____________ О.П.Акимкина








Организация-разработчик: ОБОУ СПО «Железногорский политехнический колледж»



Разработчик : Ведехина Р.А. - преподаватель ОБОУ СПО «Железногорский политехнический колледж»







1. Общие положения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины « Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
КОС включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
Контрольно-оценочные средства на основании положений:
- основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 050144 «Дошкольное образование»
- программы учебной дисциплины « Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;
проводить под руководством медицинского работника, мероприятия по профилактике заболеваний детей
обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения дошкольников;
учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени при проектировании и реализации образовательного процесса.



В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
основные закономерности роста и развития организма человека;
строение и функции систем органов здорового человека;
физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности человека;
возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;
влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
основы гигиены детей и подростков;
гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
основы профилактики инфекционных заболеваний;
гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям ДОУ.
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результатов

У1.определять топографическое расположение и строение органов и частей тела



У2 применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;


У3 оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие органов человека в детском и подростковом возрасте




У4.проводить под руководством медицинского работника, мероприятия по профилактике заболеваний детей



У5.обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения дошкольников





У6.учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени при проектировании и реализации образовательного процесса.

З1.основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
З2.основные закономерности роста и развития организма человека;







З3.строение и функции систем органов здорового человека;

З4.физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности человека;


З5.возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;



З6.влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

З7.основы гигиены детей и подростков;





З8.гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;


З9.основы профилактики инфекционных заболеваний;




З10.гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы.



-Демонстрирование топографического расположения и строения органов и частей тела на муляжах и таблицах;
-Называние места расположения органов и частей тела;
-Называние элементов строения органов и частей тела;
- Показывание по возможности на собственном теле.

-Понимание необходимости этих знаний при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
-Приведение примеров возможного использования знаний по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности

-Подразделение факторов внешней среды на положительно влияющие на функционирование и развитие органов человека в детском возрасте и оказывающие отрицательное воздействие на организм;
-Называние этих факторов;
-Демонстрирование готовности использовать положительные факторы с целью улучшения развития органов человека в детском возрасте, использование здоровьесберегающих технологий;


-Понимание необходимости и значимости мероприятий по профилактике заболеваний детей;
- проведение разъяснительной работы среди детей и родителей по профилактике заболеваний детей;
- организовывание детей для проведения профилактических мероприятий


-Понимание необходимости и значимости соблюдения гигиенических требований в кабинете при организации обучения дошкольников;
- соблюдение гигиенических правил и норм: Правила проветривания помещений. Правила расстановки мебели. Правила подбора мебели и рассаживания детей. Гигиенические требования к освещенности. -Оценивание соблюдаемых гигиенических требований в помещении ДОУ при организации обучения дошкольников;



-Установление видов деятельности, требующих различных физических и умственных усилий( «трудные» и « легкие»);
-Использование «кривой работоспособности» при составлении планов различных видов занятий

-Создание и ведение словаря терминов;
- Понимание основных положений и терминов;

-Понимание особенностей роста и развития
детей;
-Понимание гетерохронности, непрерывности и гармоничности развития;
-Понимание возрастно-половых особенностей развития, акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма
-Понимания влияния условий жизни на рост и развитие детей
- Представление о сроках и видах антропометрических измерений;
-Понимание значения и необходимости проведения антропометрических измерений.

-Усвоение особенностей строения и функций организма человека;
Проведение самонаблюдений и оценка функций собственного организма;

-Понимание основных процессов жизнедеятельности;
- Формирование понимания необходимости этих знаний для сознательного участия в работе по охране здоровья детей и созданию оптимальных условий для их всестороннего развития;

-Формирование понимания основных биологических закономерностей развития организма детей;
-Использование этих знаний для рациональной организации всей учебно-воспитательной работы с детьми и анализа педагогических процессов и явлений;


-Понимание процессов физиологического созревания и развития ребёнка;
-Учёт влияния социальных факторов и факторов внешней среды на развитие ребёнка, психическую работоспособность и поведение;

-Понимание сущности гигиены детей и подростков как науки;
-Понимание необходимости учёта воздействующих факторов окружающей среды и социальных факторов на организм ребёнка в связи с изменяющимися функциональными возможностями;
-Понимание возрастных особенностей гигиены отдельных систем органов;

-Понимание сущности здоровья и факторов, влияющих на его сохранение;
-Усвоение признаков здоровья;
-Понимание гигиенических норм и правил необходимых для укрепления и поддержания здоровья;
-Проявление готовности распространения знаний о способах сохранения здоровья и мерах по охране здоровья;

-Усвоение сути профилактики инфекционных заболеваний;
-Проявление готовности распространения знаний о мерах профилактики инфекционных заболеваний, видах профилактики этих заболеваний, а также о некоторых особенностях течения этих заболеваний у детей

-Понимание значения обеспечения оптимальных гигиенических условий организации учебно-воспитательного процесса: нормирование учебной нагрузки; регламентация длительности урока и перемен; количество уроков в течение дня, недели и их оптимальное соотношение; оптимальные условия для учёбы и отдыха;
-Понимание значения гигиенических требований к земельному участку и зданию учебного заведения, планированию учебных помещений, санитарно-техническому благоустройству помещений учебного заведения, а также требований к учебной мебели, её маркировки.







1.3. Таблица сочетаний проверяемых знаний и умений

Код



Результаты освоения
(объекты оценивания)

Основные показатели оценки результата
№ задания



З1,
З2.
З3,
З4,
У1
основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
основные закономерности роста и развития организма человека;
строение и функции систем органов здорового человека;
физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности человека;.
определять топографическое расположение и строение органов и частей тела
Определение основных положений и терминов анатомии, физиологии и гигиены, закономерностей роста и развития организма человека; воспроизведение строения и функций систем органов человека, физиологических характеристик основных процессов жизнедеятельности.
Определение топографического расположения и строения органов и частей тела.

Задание 1
Выполнение задания в тестовой форме с выбором ответа.
Задание 2
Подберите пары
Задание 3
Вставьте пропущенное слово
Задание 4
Разбейте на группы
Задание 5

З5,
З6
У3,

возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;
влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие органов человека в детском и подростковом возрасте


воспроизведение возрастных анатомо-физиологических особенностей детей и подростков; изложение влияния процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение
Оценивание факторов внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие органов человека в детском и подростковом возрасте.

Задание 1
Выполнение задания в тестовой форме с выбором ответа.
Задание 2
Подберите пары
Задание 3
Вставьте пропущенное слово
Задание 4
Разбейте на группы
Задание 5
Задание 6
Решение профессиональной задачи

З7,
З8
З10
У5,
У6
основы гигиены детей и подростков; гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы.
обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения дошкольников
учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени при проектировании и реализации образовательного процесса
формулирование требования к гигиене детей дошкольного возраста; определение гигиенических норм, требований и правил сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза. возраста; формулирование гигиенических требований к кабинету при организации обучения дошкольников.
Проекирование и реализация образовательного процесса дошкольников с учетом особенностей их физической работоспособности и закономерностей ее изменения в течении различных интервалов времени.
Задание 1
Выполнение задания в тестовой форме с выбором ответа.
Задание 6
Решение профессиональной задачи

З9, З10
основы профилактики инфекционных заболеваний;

.проводить под руководством медицинского работника, мероприятия по профилактике заболеваний детей


Изложение основ профилактики инфекционных заболеваний. Проведение под руководством медицинского работника мероприятий по профилактике заболеваний детей.


Задание 3
Вставьте пропущенное слово
Задание 4
Разбейте на группы

Вариант 1.
В заданиях 1.1 – 1.23 из предложенных вариантов ответов выберите правильный
1.1 Одной из главных функций гемоглобина является:
А) ферментативная В) питательная
Б) дыхательная Г) защитная
1.2 Активно участвуют в процессе свертывания крови:
А) лейкоциты В) глобулины
Б) альбумины Г) фибриноген
1.3. Большой круг кровообращения – телесный, начинается и заканчивается:
А) в левом желудочке и левом предсердии
Б) в левом желудочке и правом предсердии
В) в правом желудочке и левом предсердии
Г) в правом желудочке и правом предсердии
1.4. Что происходит со створчатыми и полулунными клапанами во время систолы предсердий?
А) створчатые открыты, полулунные закрыты
Б) створчатые закрыты, полулунные открыты
В) и створчатые, и полулунные закрыты
Г) и створчатые, и полулунные открыты
1.5. Где находится центр, регулирующий работу сердца с помощью автономной нервной системы?
А) в больших полушариях В) в продолговатом мозге
Б) в промежуточном мозге, в гипоталамусе Г) в среднем мозге
1.6. Самая крупная артерия носит название:
А) коронарная В) аорта
Б) артериола Г) сонная
1.7. Функция красного костного мозга:
А) опорная Б) защитная
В) кроветворная Г) энергетическая
1.8. Отдел, не входящий в состав скелета верхних конечностей:
А) плечо Б) голень
В) предплечье Г) кисть
1.9. Гладкая мышечная ткань входит в состав:
А) сердечной мышцы Б) стенок внутренних органов
В) скелетных мышц туловища Г) скелетных мышц конечностей
1.10. Назовите возраст человека, для костной ткани которого характерна наиболее высокая доля неорганических веществ и наиболее низкая доля органических соединений:
А) детский Б) юношеский
В) зрелый Г) пожилой
1.11. Основная функция легких:
А) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану
Б) обеспечение свободного прохождения воздуха
В) согревание (или охлаждение) и увлажнение вдыхаемого воздуха
Г) образование звуков и речи
1.12. При выходе мышцы диафрагмы:
А) сокращаются
· Б) возбуждаются
В) раздражаются Г) расслабляются
1.13. Главным естественным возбудителем дыхательного центра является:
А) недостаток углекислого газа Б) избыток кислорода
В) избыток углекислого газа Г) недостаток молочной кислоты
1.14. Скопления отростков нервных клеток вне ЦНС, заключенные в общую соединительнотканную оболочку и проводящие нервные импульсы, называются:
А) нейронами Б) нервами
В) нервными узлами Г) нервными окончаниями
1.15. Белое вещество головного мозга представлено:
А) корой мозжечка Б) волокнами проводящих путей
В) корой больших полушарий Г) подкорковыми ядрами
1.16. По дендритам импульсы распространяются:
А) от одного нейрона к другому
Б) от ЦНС к рабочему органу
В) от рецепторов к ЦНС
1.17. К железам внутренней секреции относят:
А) поджелудочную железу Б) слюнные железы
В) надпочечники Г) печень
1.18. Адреналин – это гормон:
А) гипофиза Б) поджелудочной железы
В) надпочечников Г) щитовидной железы
1.19. Физиологический эффект действия инсулина:
А) контроль обмена кальция в организме, сохранение его в костях
Б) снижение уровня глюкозы в крови, стимуляция печени на превращение глюкозы в гликоген для запасания, ускорение транспорта глюкозы в клетки (кроме нервных клеток)
В) повышение интенсивности энергетического обмена и роста организма, стимуляция рефлексов
Г) регуляция роста организма стимуляция белкового синтеза
1.20. Функция тонкой кишки:
А) превращение пищевой кашицы в плотные каловые массы
Б) расщепление белков и углеродов до конечных продуктов
В) осуществление акта дефекации
Г) транспорт пищи в желудок при помощи перистальтических сокращений
1.21. К 18-25 годам у человека, как правило, количество постоянных зубов составляет:
А) 20 Б) 24
В) 28 Г) 32
1.22. Заболевания, которые возникают при отсутствии витаминов в пище, - это:
А) авитаминозы Б) аферментозы
В) гиповитаминозы Г) гипервитаминозы
1.23. Укажите последовательность прохождения мочи по мочевыводящим путям:
а) мочеточник,
б) мочеиспускательный канал,
в) мочевой пузырь,
г) почечные чашечки,
В заданиях 2.1-2.5 подберите пары
2.1.
1) мышцы а) активная часть опорно-двигательного аппарата
2) кости б) пассивная часть опорно-двигательного аппарата
2.2.
1) гладкая мышечная ткань а) стенки внутренних органов
2) поперечно-полосатая ткань б) мышцы внутренних органов
2.3
1) тела и дендриты двигательных нейронов а) серое вещество спинного мозга
2) аксоны нейронов, образующие нисходящие пути б) белое вещество спинного мозга
2.4.
1) женские половые гормоны а) эстрогены
2) мужские половые гормоны б) андрогены
2.5.
1) катаболизм а) распад органических веществ
2) анаболизм б) синтез органических веществ
В заданиях 3.1-3.5 вставьте пропущенное слово.
3.1. Повышение количества глюкозы вызывает ее отложение в печени в виде запасного животного крахмала -
3.2. Мужской половой гормон, называемый , стимулирует гормальный рост, развитие и функцию половых органов, а также развитие вторичных половых признаков.
3.3.Участки длинного отростка нейрона, где отсутствует миелиновая оболочка, называют
3.4. Пространство между голосовыми связками называют
3.5. Такие части скелета, как , грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника.
В заданиях 4.1 – 4.2 установите соответствие
4.1
1) правое предсердие а) правые легочные вены
2) правый желудочек б) левая легочная артерия
3) левое предсердие в) верхняя полая вена
г) правая легочная артерия
д) левые легочные вены
е) нижняя полая вена
4.2.
1) соматическая нервная система
2) парасимпатическая нервная система
3) симпатическая нервная система
а) регулирует работу скелетных мышц
б) включается во время интенсивной работы, требующей затраты энергии
в) тела первых нейронов лежат в среднем, продолговатом мозге и в крестцовой части спинного мозга
г) двигательные центры находятся в коре головного мозга
д) способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха
е) тела первых нейронов лежат в грудном и поясничных отделах мозга
5. Против названий частей глаза проставьте соответствующую им цифру. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Фиброзная оболочка Роговица  Сосудистая оболочка  Радужная оболочка  Хрусталик  Зрачок Сетчатка  Зрительный нерв  Стекловидное тело  Слепое пятно 
6. Решите задачу
На прогулке в детском саду Алеша упал и осколком стекла повредил руку в районе запястья. Из открытой раны начала медленно вытекать кровь темно-красного цвета. Определите, какой кровеносный сосуд повредил Алеша? Аргументируйте свой ответ. Окажите первую медицинскую помощь ребенку при такой травме?


Вариант 2
В заданиях 1.1 – 1.23 из предложенных вариантов ответов выберите правильный
1.1. Основной функцией тромбоцитов является:
А) дыхательная В) антитоксическая
Б) буферная Г) свертывающая

1.2. Осмотическое давление крови в основном обеспечивается:
А) альбуминами В) фибриногеном
Б) глобулинами Г) солями натрия

1.3. Где находится трехстворчатый клапан в сердце?
А) в правом предсердно-желудочковом отверстии
Б) в левом предсердно-желудочковом отверстии
В) у выхода аорты из левого желудочка
Г) у выхода легочной артерии из правого желудочка

1.4. Что происходит со створчатыми и полулунными клапанами во время общей диастолы?
А) створчатые открыты, полулунные закрыты В) и створчатые, и полулунные закрыты
Б) створчатые закрыты, полулунные открыты Г) и створчатые, и полулунные открыты

1.5. Какой гормон, усиливающий работу сердца, выделяется надпочечниками под действием симпатической части автономной нервной системы?
А) ацетилхолин В) адреналин
Б) инсулин Г) тироксин

1.6. Большой круг кровообращения начинается от:
А) правого предсердия В) правого желудочка
Б) левого предсердия Г) левого желудочка

1.7. Кость, входящая в состав голени:
А) бедренная В) ключица
Б) большая берцовая Г) подвздошная

1.8. Красный костный мозг располагается в:
А) компактном веществе В) питательном отверстии
Б) губчатом веществе Г) костномозговой полости

1.9. Бицепс представляет собой:
А) трехглавую мышцу В) двуглавую мышцу
Б) четырехглавую мышцу Г) широкую мышцу

1.10. Гиподинамия – это:
А) активный образ жизни В) нарушение осанки
Б) пониженная подвижность Г) повышение работоспособности

1.11. Мышечная перегородка, полностью отделяющая грудную полость от брюшной, носит название:
А) диафрагма В) мягкое небо
Б) плевра Г) бронхиола

1.12. Газообмен совершается в:
А) легочных альвеолах В) гортани и трахее
Б) носовой и ротовой полостях Г) бронхах

1.13. Первый вдох новорожденного наступает в результате гуморального возбуждения его дыхательного центра:
А) избытком молочной кислоты В) избытком кислорода
Б) недостатком углекислого газа Г) избытком углекислого газа и недостатком кислорода

1.14. Какая ткань составляет основу мозговой оболочки?
А) эпителиальная В) мышечная
Б) соединительная Г) нервная

1.15. Функция новой коры больших полушарий:
А) осуществляет высшую нервную деятельность, отвечает за сложное сознательное поведение и мышление
Б) отвечает за врожденные поведенческие акты и формирование эмоций
В) влияет на регуляцию вегетативных функций
Г) обеспечивает гомеостаз и контроль реакций, направленных на самосохранение и сохранение вида

1.16. Спинной мозг выполняет функции:
А) проводниковую и регуляторную
Б) только проводниковую
В) регулирует процессы обмена веществ

1.17. Железы внутренней секреции выделяют секрет, в котором содержатся:
А) витамины В) ферменты
Б) гормоны Г) протеазы

1.18. Эндокринные железы отличаются от других желез тем, что:
А) выделяют секреты на поверхность тела
Б) имеют выводные протоки
В) выделяют секреты непосредственно в кровь или в лимфу
Г) выделяют секреты в полости тела

1.19. После введения инсулина больному диабетом сделалось плохо. Ему надо предложить:
А) валидол В) таблетки, понижающие давление
Б) сахар, сладкий чай, булочку Г) чистую воду

1.20. Функция пищевода:
А) образование пищевого комка
Б) всасывание большей части воды
В) осуществление акта дефекации
Г) транспорт пищи в желудок при помощи перистальтических сокращений
1.21. Первые постоянные зубы у детей появляются в возрасте:
А) 2-3 года В) 6-7 лет
Б) 4-5 лет Г) 8-9 лет
1.22. Является составной частью гемоглобина крови и дыхательных ферментов:
А) магний В) кальций
Б) железо Г) натрий

1.23. Укажите функциональные особенности почки новорожденного:
а) низкая чувствительность к антидиуретическому гормону,
б) низкая клубочковая фильтрация,
в) низкое осмотическое давление мочи,
г) недостаточная реабсорбция,
д) низкая концентрационная способность

В заданиях 2.1-2.5 подберите пары
2.1.
1) шейный отдел позвоночника А) 5 позвонков
2) поясничный отдел позвоночника Б) 7 позвонков
2.2.
1) дыхательный объем
2) резерв выхода
3) резерв вдоха
А) объем, который можно дополнительно выдохнуть после спокойного выхода
Б) объем, который можно вдохнуть после спокойного выдоха
В) 1,0-1,5 л
Г) 0,5 л
Д) объем, который можно дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха
Е) 1,5-2,5 л
2.3.
1) левое полушарие
2) правое полушарие
А) участвует в распознавании зрительных, музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве. Доминантное у левшей
Б) отвечает за регуляцию речевой деятельности, устной речи, письма, счета и логического мышления. Доминантное у правшей.
2.4.
1) эндокринные А) железы внутренней секреции
2) экзокринные Б) железы внешней секреции
2.5.
1) амилаза А) расщепляет белки
2) трипсин Б) расщепляет углеводы
В заданиях 3.1-3.5 вставьте пропущенное слово.
3.1. Каждый зуб имеет выступающую из десны , которая переходит в шейку (под десной) и корень, погруженный в зубную лунку челюсти.
3.2.. сравнительно быстро разрушаются тканями, поэтому для обеспечения длительного действия необходимо их постоянное выделение в кровь.
3.3. дуга-путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса.
3.4. Каждое легкое покрыто серозной оболочкой, называемой
3.5. Между перекладинами губчатого вещества в коротких и плоских костях и эпифизах длинных костей находится костный мозг.

В заданиях 4.1 – 4.2 установите соответствие
4.1.
1) болезни органов дыхания, вызываемые вирусами А) туберкулез
2) болезни органов дыхания, вызываемые бактериями Б) воспаление легких
3) болезни органов дыхания, вызываемые аллергенами В) корь
Г) аллергический ринит
Д) коклюш
Е) бронхиальная астма

4.2.
1) скелет туловища А) клиновидная кость
2) скелет головы Б) грудина
3) скелет конечностей В) лучевая кость
Г) лучевая кость
Д) ребро
Е) надколенник
5. Обозначьте слюнные железы:

1 –
2 –
3 –
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
6.Решите задачу
Римский полководец Юлий Цезарь в своих лучших легионах оставлял только тех солдат, которые при виде врага краснели. Объясните почему?





13PAGE 15


13PAGE 14115