Медико-биологические основы здоровья Урок-технологическая карта.Иммунитет


Тема Иммунитет. Способы защиты от заразного начала
цели Сформировать представление об иммунитете врожденном и приобретенном
Ввести новые понятия: эпидемия, пандемия, анатоксины, антитела, токсины, сыворотка, вакцина
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
Основное содержание темы Изучение содержания учебников и информации полученной из интернет ресурсов, анализ информации. Определение назначения каждого источника. Использование полученных знаний в планировании мероприятий при возникновении эпидемии любого инфекционного заболевания
Термины и понятия Пандемия, эпидемия, сыворотка, вакцина, профилактические прививки, сцецифицеские и неспецифические методы защиты иммунитета, ревакцинация, вакцинация Планируемый результат
Личностные умения
Метапредметные умения Предметные умения
Проявлять
-интерес к изучению темы
-ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности
-осознание собственных достижений при изучении темы
Познавательные умения:
-объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре
-анализировать полученную информацию из разных источников
-использовать полученные знания при составлении профилактических и карантинных мероприятий
Регулятивные умения:
-выполнять задание в соответствии с планом
-выполнять учебное задание с взаимопроверкой;
- распределять обязанности для выполнения учебного задания
Коммуникативные умения:
-использовать речевые средства при работе в группе;
- взаимодействовать в рамках учебного диалога;
-представлять результат деятельности группы -ориентироваться на страницах учебника
-использовать интернет ресурс
-различать специфические и неспецифические методы защиты иммунитета
-составлять мероприятия по профилактике и защите от заразного начала
Организация образовательного процесса
Межпредметные связи Ресурсы
Биологи, химия Информационный материал:
Учебники: 1.Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст]: учебное пособие для студ. пед. вузов / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 6-е изд., стереотип - М.: Академия, 2009. - 432 с.
2. Сапин, М.П. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст]: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.П. Сапин, В.И. Сивоглазов. - М.: Академия, 1997. – 448 с.:
Интернет ресурс
Любимова, З.В. Возрастная физиология [Электронный ресурс]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина. – Режим доступа:http:// kineziolog. bodhy.ru/content/literatura…vozrastnoiАнатомия, физиология, психология человека [Электронный ресурс]: иллюстрированный краткий словарь / под ред. А. С. Батуева. — СПб. – Режим доступа:http://ipipd.uspu.ru/119dis
Демонстрационный материал:
Образцы:
-микропрепарат крови
таблицы
- «Кровь»;
- «Национальный календарь обязательных прививок»
Интерактивный материал:
Презентация «Иммунитет».
Практический модуль Внутренняя среда организма и ее значение. Плазма крови
Технология изучения
I этап. Самоопределение к деятельности
Цели деятельности Ситуативное задание Планируемый результат
-Мотивировать к изучению темы.
- Стимулировать желание научиться различать специфические и неспецифические методы защиты В средствах массовой информации много говорят о возникновении эпидемии гриппа. Бабушка рекомендует больше есть чеснок, мама употреблять витамины , а папа провести вакцинопрофилактику. Знаете ли вы что такое эпидемия, и какой способ защиты более эффективен? Личностные умения:
— проявлять интерес к изучению темы;
— проявлять желание научиться определять специфические и неспецифические методы защиты
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цели деятельности Учебные задания Планируемый результат
Цели:
Цель – развивать способность учащихся ориентироваться в информации разных отношений.
Ввести:
- понятия «пандемия», «эпидемия», «сыворотка», «вакцина», «антитела», «токсины», «нарушение иммунитета».
Научить:
- осуществлять взаимный контроль, приходя к единому мнению.
- обосновывать своё мнение.
-выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
-адекватно взаимодействовать с партнёром при выполнении учебного задания в группе. Группу разделить на 4 подгруппы
Задание для 1 группы :Используя разные источники выяснить такие понятия: пандемия ,эпидемия, иммунитет ,виды иммунитета
Задание для 2 группы :Используя разные источники выяснить способы специфических методов защиты иммунитета
Задание для 3 группы :Используя разные источники выяснить способы неспецифических методов защиты иммунитета
Задание для 4 группы :Используя разные источники изучить обязательный календарь вакцинопрофилактики и противопоказания, реакции при выполнении прививок детям
В результате выполнения заданий представитель группы сообщает о полученных знаниях. 1. Допишите предложения:
• Иммунитет — это… .
• Эпидемия — это… .
• Пандемия — это… .
• Сыворотка — это…
• Вакцина — это… .
• анатоксин — это… .
•антитела — это
• токсин — это… .

2. Запишите виды иммунитета
3. Запишите специфические и неспецифические виды иммунитета
III этап. Диагностика качества освоения темы
Цели:
Закрепить умения обобщать понятия, представлять информацию об отношениях понятий схемами различных видов;
- закрепить знания о профилактических прививках
- представлять результат деятельности группы. Контрольное задание
Самостоятельная работа. Впишите недостающие слова
1. Инфекционные заболевания возникают в результате проникновения в организм человека ______________.
2. В организме человека___________ быстро размножаются и выделяют в результате своей жизнедеятельности __________ которые поражают ткани различных органов, вызывая появление болезненных симптомов
3. Мощным фактором защиты служит _____________
4.. Если человек все же заболел инфекционной болезнью, в сыворотке крови появляются специальные защитные вещества ______________
7. Выздоравливая, человек приобретает так называемый ___________ иммунитет ,предохраняющий его на какой-то срок или на всю жизнь от данной болезни.
5.________. можно создать, вводя в организм ----------------- (убитые или ослабленные микробы), анатоксин (ослабленный яд микробов) или антитела к данному возбудителю (в очищенном виде — гамма-глобулин или антитела в составе сыворотки человека или животного)
6. На формирование ____________- уходит определенное время.
7. В период эпидемии прекращаются приемы новых детей, не болевших данной болезнью, проводится тщательное медицинское наблюдение, а так же накладывают __________ Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Личностные умения:
- понимать собственные достижения при освоении учебной темы.
Предметные умения:
- пользоваться с интерактивной доской;
- графически выполнить задание в Power Point.
Познавательные умения:
- использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- адекватно взаимодействовать с партнёром.
IV этап. Рефлексивная деятельность
Цели деятельности
Самоанализ и самооценка ученика
Результат деятельности
Научить:
— соотносить результат с поставленной целью;
— оценивать результат учебной деятельности. Самоанализ по результатам теста.
Ответы на вопросы: 
С какими отношениями между понятиями мы сегодня познакомились?
Что тебе было интересно на уроке?
Что тебе понравилось на уроке?
Что тебе уже было известно из того, что изучалось на уроке?
Что тебе показалось скучным и ненужным на уроке?
Сравни свои знания в начале урока и в конце Личностные умения:
— оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности
Домашнее задание Составить план профилактических мероприятий во время возникновения угрозы эпидемии