Статья «Творческие задания как средство формирования познавательного интереса учащихся на уроках математики в среднем звене»



Творческие задания
как средство формирования познавательного интереса
учащихся на уроках математики в среднем звене
Авдюхина Л.А.
МБОУ СОШ №1 имени Н.Л. Мещерякова
Учение, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению
знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо
более достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы всесторонне развитой личности. Поэтому эта проблема в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение и обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего.
С чего начинается рабочий день учителя? С урока. Какую цель ставим мы на уроке? Конечно, первое, что мы хотим, – это усвоение знаний, выработка умений в пределах учебной темы. Но для меня одновременно главное, чтобы ученикам было интересно. Именно это – залог прочных знаний учащихся.
Так что же такое интерес? «Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление, деятельность, созданная с положительным эмоциональным отношением к ним» (В.А. Крутицкий).
Интересы людей чрезвычайно разнообразны. Познавательный интерес – это особый вид интересов человека. «Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» (Г.И. Щукина).
Познавательный интерес начинается задолго до школы, в семье. Его возникновение связывают с появлением у детей таких вопросов, как «Почему?», «Отчего?», «Зачем?». Интерес выступает первоначально в форме любопытства. К концу дошкольного возраста под влиянием старших у ребенка формируется интерес к учению в школе: он не только играет в школу, но и делает успешные попытки овладеть чтением, письмом, счетом и т. д. В начальной школе познавательные интересы углубляются. С течением времени они дифференцируются: одним больше нравится математика, другим - чтение и т.п. При переходе детей из начальной школы в среднюю отмечается тревожный факт: интерес к учению от класса к классу уменьшается, несмотря на то, что интерес к явлениям и событиям окружающего мира продолжает развиваться.
Интерес (в том числе и познавательный) можно определить как эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционального переживания) к предмету или непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности.
Выделяют следующие признаки познавательного интереса у учащихся:
активное включение в учебную деятельность, в восприятие познавательного материала, сосредоточенность на нем, отсутствие отвлечений;
преобладание непроизвольного внимания;
возникновение вопросов в процессе учебной деятельности;
желание самостоятельно выполнять задание;
поиск дополнительной информации по заинтересованной теме и т.д.
Познавательная активность (по В.И. Лозовой) – это состояние готовности, желание к самостоятельной деятельности, нацеленной на усвоение индивидом общественного опыта, добытых человечеством знаний и способов деятельности. Ею выделяются ряд критериев сформированности познавательной активности личности: инициативность; энергичность; интенсивность; добросовестность; интерес; самостоятельность; осознанность действий; воля; настойчивость в достижении цели; целенаправленность; творчество.
Показателями познавательной активности учащихся в учебной деятельности являются: вопросы учащихся к учителю; критичность; стремление уяснить причину изучаемого явления; выбор сложных заданий; самоконтроль, самоанализ и самооценка собственных познавательных и практичных действий и т.д.
Д.Б. Богоявленская вместо термина «познавательная активность» использует термин «интеллектуальная активность», о которой можно судить по многим действиям. Вопросы ученика, обращённые к учителю, более всего знаменуют познавательный интерес. Вопрос выражает стремление постичь ещё неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса. Равнодушный к учению ученик не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые вопросы.
Показателем интеллектуальной активности являются и стремления учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения. Ещё один очень ценный для интереса показатель – стремление поделиться с товарищами, учителем новой информацией, почёрпнутой из различных источников за пределами обучения.
Вот почему я считаю, что одним из действенных средств развития познавательного интереса учащихся являются творческие задания. Воспитанию стремления к творчеству следует уделять пристальное внимание на всех этапах обучения. Каждый предмет школьного курса способен внести свою долю воздействия на творческий облик учащегося. Математика представляет для этого исключительные возможности. Творческие задания активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников. Решение творческих заданий на уроках математики связано с формированием определённой гибкости мышления, умением и готовностью рассматривать нестандартные и проблемные математические ситуации. Выполняя творческие задания, учащиеся смогут узнать об увлекательных вещах, часто остающихся за страницами школьных учебников, попробовать свои силы в решении интересных задач, научиться самостоятельно работать с книгой и грамотно излагать свои мысли. Творческие задания на уроках математики являются как раз тем материалом, на котором учитель будет решать важнейшую задачу преподавания математики – развитие математического мышления и познавательной активности.
Хочу отметить, что я не готовлю творческие задания персонально для способных. Задания творческого характера даются всему классу. Подавляющее большинство учащихся, как правило, стараются работать изо всех сил, используя все свои возможности и способности.
Приведу примеры тех творческих заданий, которые использую в своей практике.
Занимательные задачи. «Через занимательность проникает в сознание ученика сначала ощущение прекрасного, а затем при последующем систематическом изучении математики, - и понимание красоты её методов». Б.А. Кордемский.
Решение занимательных задач требуют от учащихся изобретательности, смекалки, умения находить выход из нестандартной ситуации, укрепляют их веру в свои возможности, приносят радость и желание познавать.
Задачи на поиск закономерностей. Задачи на построение закономерности ряда направлены на развитие умения мыслить последовательно, обобщать изображённые предметы по признакам или находить отличия. Учащиеся анализируют фигуры или числа, расположенные в горизонтальном ряду, и выявляют закономерности повторяемых признаков. Обучая решению таких задач, мы развиваем у школьников умение анализировать, сопоставлять, обобщать. Дети проявляют при этом такую черту творческой деятельности, как альтернативность решения.
Составление математических задач. Это занятие увлекает учащихся любого возраста. В средних и старших классах возрастают не только возможности учеников, но и встающие перед ними трудности: например, как избежать лишних данных, каким образом согласовать данные и т. д.
Составление математических кроссвордов, ребусов. Это задание с удовольствием выполняют учащиеся как 5-6 классов, так и учащиеся старшего школьного возраста. Над этим заданием с увлечением работают даже те школьники, которые с трудом одолевают математику. Работая над данным заданием, учащиеся усваивают математическую терминологию, учатся формулировать вопросы, находить на них ответы.
Написание сказок, действующими лицами которых являются математические понятия. Известный сказочник Джанни Родари сказал: «Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать». Ребенок, обучаясь должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне.
Сообщения, доклады, рефераты. Тематика их разнообразна. Они могут содержать биографические и исторические сведения.
Рисунки или аппликации.
Задачи на сообразительность и внимание. Можно убедиться, что математический, познавательный, развивающий потенциал таких задач столь велик, что, как правило, удаётся возложить на них определённую обучающую роль и включить их в систему тех или иных тем школьного курса математики.
Выполнение творческих работ позволяет повысить интерес к изучаемым темам даже у слабых учащихся. Как правило, задания подобного типа не вызывают у них трудностей, повышают интерес к математике и помогают сделать «нелюбимый» предмет доступным. Сильные же ученики, благодаря творческим работам, овладевают способностью переводить сложный математический материал в мир фантазий и красок. Данные задания позволяют показать красоту науки математики, её взаимосвязь с общечеловеческой культурой. Улучшают эмоциональное состояние учащихся. Повышают их интеллектуальное развитие и ведут к формированию всесторонне развитой личности. Создание творческих заданий является творчеством и самого учителя. Без него невозможно творчество учеников.
Приведу пример применения мною творческих заданий на различных этапах урока и разных классах.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Задаёт учащимся задание, в ходе выполнения которого они сами формулируют тему и попытаются сформулировать цели урока. Буквенный диктант (7 класс)
Учащиеся про себя отвечают на вопросы, которые читает учитель, и записывают первую букву ответа. Из выделенных бук составляют слово.
-Самая плохая оценка (7 букв)
(единица, Е)
- График линейной функции (прямая, П)
- Буква, превращающая геометрическую фигуру в топливо (угол-уголь, Ь)
- Детский юмористический журнал (Ералаш, Е)
- При каком значении переменной, выражение 5/ х-3 не имеет смысла (три, Т)
- Как называются неравенства, составленные с помощью знаков ≥, ≤ (нестрогие, Н)
- Вездеход Бабы Яги (ступа, С)
Е, П, Ь, Е, Т, Н, С. СТЕПЕНЬ
2. Актуализация ранее изученного
Учитель раздает учащимся узор салфетки (можно работать в парах). Задание: показать все его оси симметрии. Геометрия
Учащиеся выполняют задание. Проверяется определение осевой симметрии; определение точек, симметричных относительно прямой.
Один из учащихся делает небольшое сообщение о значении слова «симметрия» и «ось» (домашнее задание, работа с дополнительной литературой)
3. Формирование новых знаний. Учитель сообщает учащимся задание в результате выполнения, которого вводится понятие дроби. Доли. Обыкновенные дроби (5 класс)
Задание: нарисовать прямоугольник и заштриховать некоторую заданную его часть.
4. Формирование умений и навыков 1.Учитель раздаёт карточки с заданием каждому ученику и сообщает, что учащиеся должны выполнить. Контролирует работу учащихся.
2. Учитель сообщает задание учащимся.
3.Предлагает учащимся готовый чертёж. 1.Координатная плоскость (6 класс)
Каждый учащийся получает карточку с заданием: отметить на координатной плоскости (работают на миллиметровой бумаге) точки, соединить последовательно и сообщить, что получили (например, какое-либо животное). Дополнительно можно задать дома подготовить небольшое сообщение о данном животном.
2.Доли. Обыкновенные дроби (5 класс)
Задание: нарисовать квадрат, сторона которого 2 клетки. Заштриховать половину квадрата разными способами. (Задание можно попросить закончить дома, задание всегда выполняется с большим желанием).
3. Геометрия (7 класс). Признаки равенства треугольников.
Задание: составьте задачу по чертежу и данным, ответьте на поставленный вопрос.
5. Подведение итогов урока (рефлексия) Учитель подвёл итоги урока, выставил оценки 6. Домашнее задание Сообщение и комментирование домашнего задания. Геометрия (7 класс)
1.Задание: из геометрических фигур сделать аппликацию (животное, робот и т. д.).
2. Задание для любого класса.
Составить кроссворд либо по какой-то определенной теме, либо используя слово математика и т. д.
3. Написать сказку, действующими лицами которой были бы некоторые математические понятия.
4.Проценты. (5 класс)
Составить задачу на проценты о космосе и решить её. Оформление выполнить на отдельном листе с иллюстрацией.
1.Для проверки результативности работы по формированию познавательного интереса учащихся был определен такой показатель:
Результаты административных контрольных работ за 2010-2011 уч. год. (Я второй год работаю в городской школе с наполняемостью в классе 25 человек и преподаю уроки математики в 7 классе)

2.Наблюдение за работой учащихся на уроке математики в 6 и 7 классе.
Цель: провести наблюдение и выяснить, насколько дети активны, заинтересованы и умеют выражать свои мысли на уроках в одном классе в прошлом учебном году и в конце первого полугодия этого учебного года.
Учащихся в классе: 25 человек.

По результатам наблюдения можно сделать вывод, что учащиеся на уроках становятся активнее, интерес к урокам математики повышается, дети стараются анализировать, делать самостоятельные выводы по изученной теме.
Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и они самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний.
За труд смелее надо браться!
Пусть на щеках огонь зари.
Не уставай за счастье драться,
Дерзай, выдумывай, твори!
Г.Попова
Список литературы.
Н.В. Барышникова. Математика. Нестандартные уроки. Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
Н.К. Винокурова. Развиваем способности детей. Москва: Росмэн-Пресс, 2004.
С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Современный урок. Научно-практическое пособие. Ростов –н/Д: Издательство «Учитель», 2005.
М.И. Лукьянова, Н.А. Разина, Т.Н. Абдуллина и др. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие. Москва: Центр «Педагогический поиск». 2006
А. А. Окунев. Спасибо за урок, дети! Книга для учителя. Из опыта работы. Москва «Просвещение» 1988.
М.Ю. Шуба. Занимательные задания в обучении математике. Москва: «Просвещение», 1994.