Использование игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении английскому языку

Сообщение учителя английского языка МБОУ СОШ №178 г.Нижний Новгород Жаровой С.Н. по теме: «Использование игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении английскому языку».
Современное общество в настоящее время требует от школы высокоразвитых выпускников, способных проявлять свои знания в разных областях науки, кроме того, в век новых информационных технологий возникла необходимость в знании английского языка как языка техники и международного общения. В основе творческой деятельности учащихся лежит постоянное стремление к познанию, к более полным и глубоким знаниям. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.
Чтобы добиться этого, необходим стимул деятельности учащихся, который бы способствовал повышению активности учащихся, совершенствованию их умений и навыков.
Как показывает практика, интерес к иностранному языку снижается у учащихся с годами обучения. Если на начальном этапе обучения учащиеся проявляют большую заинтересованность в изучении этого предмета (мотивом тому являются его новизна), то на средней ступени необходимо дополнительный поиск мотивации учения. По результатам диагностики мотивации к изучению иностранного языка были получены следующие результаты: 65%-учащихся имеет средний уровень мотивации, 35%-низкий.
Таким образом, были выявлены противоречия: между возрастными требованиями к знаниям, умениям, навыкам по иностранному языку и их несоответствием вследствие низко выраженной мотивации учения, уровнем сформированности навыков в использовании языкового материала и умений понимания речи на слух.
Разрешить данную проблему возможно путем создания условий для развития познавательного интереса учащихся, формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении иностранному языку.
Таковыми в системе работы являются игровые технологии.
При овладении иноязычной культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов, является игра.
Поэтому, в соответствии с моей темой самообразования («Использование игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении иностранному языку»), моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы применять на своих уроках и во внеурочное время игровые технологии для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении иностранному языку, а также:
1.Создать психологически комфортную среду для изучения предмета и непосредственного общения на английском языке, сохранить здоровье детей путем снятия эмоциональной напряженности при изучении предмета.
2.Создать условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей детей.
3.Вовлечь учащихся в речевую деятельность, используя различные игровые технологии, повышающие интерес к английскому языку, для роста качества знаний учащихся
Изучив труды С.А. Шмакова «Игровые технологии», Е.И. Пассова «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению», П.И. Пидкасистого «Технология игры в обучении и развитии», М.Ф. Стронина «Обучающие игры на уроках английского языка, Л.В. Коновалова «Средства повышения эффективности урока», Р.А. Тутыхиной «Пути повышения речевой активности учащихся на уроках английского языка», И.А. Васильевой «Педагогические основы формирования положительной мотивации при обучении иностранному языку», я пришла к выводу, что игровые технологии – главный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию всех видов речевой деятельности, творческих способностей детей, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.
Применяя игровые технологии на уроках английского языка, стараюсь помнить, что:
1.Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован, также необходимо учитывать  цель игры.
2.В игру желательно вовлекать как можно больше учащихся.
3.Игра  должна соответствовать возрасту и языковым возможностям детей.
4.Игра должна развивать  все виды речевой деятельности и проводиться на иностранном языке.
Учитывая данные требования,   я постаралась подобрать и систематизировать  игры  для различных этапов обучения английскому  языку
На начальном этапе детям интересно узнать что-то новое, они учатся, так как уроки доставляют им удовольствие и радость. У учащихся данного возраста только начинает формироваться языковая база, а навыков, которыми они владеют, недостаточно для проведения ролевых, сюжетных игр. Этот блок включает в себя виды игровой деятельности, направленные на формирование лингвистической стороны коммуникативной компетенции, создание и усвоение  лексического запаса по темам, предусмотренным программой, овладение грамматическими структурами и произносительными навыками, фразами–клише, используемыми в различных ситуациях общения,  развитие навыков аудирования. Поэтому  я использую предметную  игру, которая подразумевает под собой фонетические, лексические и грамматические игры, а также драматизации и имитационные игры. Эти игры я использую на всех этапах урока: при демонстрации нового материала, тренировке, закреплении.
На средней ступени обучения иностранному языку,  когда ученики достигли элементарного уровня коммуникативной компетенции, усложняется игровая деятельность. Для поддержания интереса у учащихся и формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации  я применяю коммуникативные, интеллектуальные, ролевые, сюжетно – ролевые,  развивающие игры направленные  на социализацию учащихся, игры, построенные на страноведческом материале. Также использую деловые игры, которые способствуют усвоению нового, закреплению материала, развитию творческих способностей учащихся, дают возможность  понять и изучить учебный материал с различных позиций.  Ситуативные игры также используются, они позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях. Использование данных видов игр способствует погружению учащихся в иноязычную атмосферу, формированию у них коммуникативных навыков и развитию определенных речевых умений, учит учащихся общению на иностранном языке.
Для того, чтобы создать игровую форму занятий, необходимы игровые приемы и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимуляции учащихся к учебной деятельности. Использую следующие  приемы игровых технологий:
1.Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, двигаясь к которой, он овладевает  содержанием образования.
Например: ребята сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие и встретим по пути сказочных героев. А чтобы узнать о них, нам необходимо самим рассказать о себе (тема «Семья»).
2. Сказочное и загадочное. Дополняю реальную ситуацию выдумкой и фантастикой.
Например: Джейн получила письмо, но оно попало под дождь, и некоторые буквы размыло. Помогите ей его прочитать (упражнение на подстановку пропущенных букв).
3.Стараюсь вызвать у детей удивление.
Например: Ребята, а вы знаете, что ..
4. Иногда испольэую приём А. Гина « Лови ошибку»
Например: Алиса неправильно составила свой распорядок дня. Давайте ей поможем исправить ошибки.
Опираясь на опыт нескольких лет работы в младшем и среднем звене, я пришла к следующему выводу: при организации обучения на уроках английского языка целесообразно проводить интерактивные занятия с элементами интеграции:
.1 Урок английского языка плюс музыкальная деятельность (пение, музыка, ритмика и т.д.) Например, при работе над темой «Моя семья», « Праздники» разучиваем стихотворения по теме. Работа над стихотворением сопровождается тренировкой мелких мышц руки: учащиеся двигают по очереди всеми пальцами рук (показывают на большой палец и загибают его и т.д.) После этого детям предлагается придумать музыку к стихотворению и «спеть» его.
2 Очень часто, особенно в младшем звене провожу урок английского языка плюс изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка). Интеграция изобразительной деятельности с изучением иностранного языка позволяет облечь новые слова в конкретную наглядную форму.
Вот некоторые примеры заданий по различным темам курса иностранного языка:
- дорисуйте и раскрасьте предметы, расскажите о них;
- нарисуйте, сколько свечей должно быть на торте в день твоего рождения,
сосчитайте их (по-английски), скажите, сколько вам лет.
- слепите, смастерите или нарисуйте любое животное (фрукт, предмет) и
расскажите о нём;
- сделайте иллюстрации к стихотворению;
- что вы можете положить в корзину для пикника? Сделайте рисунки и
вырежьте их, чтобы потом положить в корзину;
3 Урок английского языка плюс физическая деятельность.
На своих уроках я часто провожу подвижные игры.
Игра «Волшебный мяч» позволяет повторять лексические единицы. Я кидаю ученику мяч, называя слово по-русски, ученик возвращает мяч, произнося его по-английски, или наоборот. Играть могут и ученики в парах, в кругу, группами.
4. Урок английского языка плюс театральная деятельность
Для театрализации беру любое не очень длинное стихотворение, сказка, например, «Репка», «Теремок» и т.п. Сюда же можно отнести уроки с использованием сюжетно-ролевых игр, с разыгрыванием различных сцен, например, «День рождения Алисы», «В магазине», «В поезде» и т.д.
Таким образом, использование в учебном процессе игровых технологий способствуют дальнейшему совершенствования учебного процесса по иностранному языку путем формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности. Завершить свою работу хочется следующими словами: не все дети талантливые, но все способные, а чтобы ученики почувствовали себя таковыми, играйте на уроках!
Я думаю это счастье для каждого педагога – иметь целый класс способных учеников. Надо приложить все свои силы, проявить талант, творчество и превратить каждый урок в сказку.






Список литературы:

Бойцова Е.И. Урок-соревнование / У.И.Бойцова // ИЯШ. – 2005. – №1 . - С.43.
Деркач А.А, Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: учебное пособие / А.А. Деркач, С.Ф.Щербак. – М., 1991 – С. 19.
Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе: пособие для учителя / В.С.Кукушкин.- Ростов – на – Дону., 2004. – С.77.
Лукьянова Н.В. Игра – источник познавательной деятельности ребенка / Н.В.Лукьянова // ИЯШ. – 2001. – №11. – С.11.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М., 1990. – С.133-137.
Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. – М., 1981. – С.118-131.
Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе / В.В.Сафонова. – М., 2001. – С.73.
Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. – 2002.  № 2.
Трусова В.Р., Бегунов В.К. Школьный театр на английском языке: Методическое пособие. М.: Просвещение, 1993.

15