Урок истории 8 класс Либеральные реформы 60-70-х гг. 19 века.


Ф.И.О. Малютина Н.Н.
Предмет: история.
Класс: 8.
Тема урока: ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 60 – 70-Х Г.XIX ВЕКА.
Цель урока: Формирование исторического сознания и исторического стиля мышления на основе глубокого осмысления причин, сущности и последствий Либеральных реформ 60 – 70-х г.XIX века
Планируемые результаты: Ученик по окончанию изучения темы:
- находит в тексте необходимую информацию, оформляет её в таблице;
- даёт определение основным понятиям;
- называет причины проведения реформ;
-раскрывает сущность Либеральных реформ;
- обозначает хронологические рамки проведения реформ;
- обосновывает значимость реформ;
- выделяет достоинства и недостатки реформы;
- даёт оценку историческому событию, явлению
- обосновывает своё мнение
План изучения нового материала:
1.Понятие либеральные реформы
2.Учреждение земств.
3.Самоуправление в городах.
4.Судебная реформа.
5.Военная реформа.
6.Реформа просвещения.
7.Итоги и значение.
Основные понятия:
земство; куриальная система выборов; имущественный ценз; возрастной ценз; гражданское общество;  правовое государство; суд присяжных; мировой суд; всеобщая воинская повинность; университетская автономия.
Основные даты:
1864 год – утверждение Александром II «Положения о губернских и уездных земских учреждениях».
1864 год – издание «Положения о начальных народных училищах». Утверждение Устава гимназий и прогимназий: создание гимназий двух типов – классических и реальных.
1864 год – утверждение новых судебных уставов.
1874 год – принятие Устава о воинской повинности.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Форма урока: урок - дискуссия
Технология: интерактивного обучения
Оборудование урока: Учебник Данилов А.А. История России, ХХ – нач. ХХI вв. 8 класс. – М., 2010
рабочие папки (инструкции, тексты документов)
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Задание: Прочитайте эпиграф к уроку
«19 век был наиболее либеральным во всей российской истории». Г.Е.Миронов.
Вводная беседа
- Что значит либеральный век?
- Дайте определение понятию « Либеральный»
- Что такое реформа? / преобразование, изменение, переустройство какой – либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
- С именем какого правителя связано проведение либеральных реформ.
- Как будет называться тема нашего урока? /Либеральные реформы Александра II/
- О каких реформах Александра II вы уже знаете, почему он вошел в историю как царь-освободитель?
/крестьянская реформа 1861 г., освобождение крестьян от крепостной зависимости, а также
земская, городская, судебная, военная, реформа просвещения/
Постановка проблемного вопроса: Почему В.О.Ключевский считал реформы Александра II Великими, сродни Великой Французской революции.
- Почему сложно ответить на вопрос?
- Что необходимо знать о либеральных реформах, чтобы ответить на этот вопрос?
Это и будет нашей целью – Выяснить, каковы причины, сущность и последствия либеральных реформ. А на проблемный вопрос ответите в конце урока.
3.Изучение нового материала. Методика «Круглый стол». Но сначала класс делится на 5 групп и 15 минут готовится к работе. Распределение заданий между группами (задача каждой группы, общий продукт деятельности – проект)
Задание 1-й группе: изучите Земскую реформу. Обоснуйте её значение для развития общества.
Задание 2-й группе: изучите Городскую реформу. Обоснуйте её значение для развития общества.
Задание 3-й группе: изучите Судебную реформу. Обоснуйте её значение для развития общества.
Задание 4-й группе: изучите Военную реформу. Обоснуйте её значение для развития общества.
Задание 5-й группе: изучите реформу Просвещения. Обоснуйте
Работа 1 группы:
- определить, когда проведена реформа, кто её проводил, причины реформы, какая система местного самоуправления сложилась до реформы. Заполнить таблицу
- найти основные положения реформы, составить схему, заполнить таблицу, дать определение понятиям.
- определить и записать в таблицу значение реформ (положительное и недостатки)
Обсуждение проблемного вопроса в группе:
Согласны ли вы с высказыванием В.И. Ленина, что «…земства являются пятым колесом в телеге самодержавия»?
Работа 2 группы:
- определить, когда проведена реформа, кто её проводил, причины реформы, какая система местного самоуправления в городах сложилась до реформы. Заполнить таблицу.
- найти основные положения реформы, составить схему, заполнить таблицу, дать определение понятиям.
- определить и записать в таблицу значение реформ (положительное и недостатки)
Обсуждение проблемного вопроса в группе:
Согласны ли вы с точкой зрения современников, что ЗЕМСТВО представлялось «недостроенным зданием: без фундамента и крыши»?
Работа 3 группы:
- определить, когда проведена реформа, кто её проводил, причины реформы, какая система судопроизводства сложилась до реформы. Заполнить таблицу.
- найти основные положения реформы, составить схему, заполнить таблицу, дать определение понятиям.
- определить и записать в таблицу значение реформ (положительное и недостатки)
Обсуждение проблемного вопроса в группе:
Как вы думаете, почему именно судебная реформа оказалась наиболее прогрессивной и последовательной?
Работа 4 группы:
- определить, когда проведена реформа, кто её проводил, причины реформы, что из себя представляла русская армия в Российской империи до реформы 70-х г. XIX века. В чем вы видите её недостатки? Заполнить таблицу.
- найти основные положения реформы, составить схему, заполнить таблицу, дать определение понятиям.
- определить и записать в таблицу значение реформ (положительное и недостатки)
Обсуждение проблемного вопроса в группе:
Как вы думаете, почему консервативная часть генералитета и политических деятелей были против проведения данной реформы и называли Д.А. Милютина «якобинцем»?
Работа 5 группы:
- определить, когда проведена реформа, кто её проводил, причины реформы, какая система образования сложилась до реформы. Заполнить таблицу.
- найти основные положения реформы, составить схему, заполнить таблицу, дать определение понятиям.
- определить и записать в таблицу значение реформ (положительное и недостатки)
Обсуждение проблемного вопроса в группе:
Н.И. Пирогов (известный русский ученый) инициировал обсуждение в прессе вопрос, «какой должна быть школа: сословной или бессословной». Что по этому вопросу думаете вы. Аргументируйте свою точку зрения.
Физкультминутка.
4.Закрепление новых знаний. Презентация результатов и продуктов деятельности малых групп, коллективное обсуждение (метод «Дискуссия») за «круглым столом».
1 группы: основные результаты работы группы, схема, таблица
Примерные вопросы для обсуждения, дискуссии:
- Можно ли считать реформу завершенной?
Согласны ли вы с высказыванием В.И. Ленина, что «…земства являются пятым колесом в телеге самодержавия»?
2 группы: основные результаты работы группы, схема, таблица
Примерные вопросы для обсуждения, дискуссии:
- Можно ли считать реформу завершенной?
Согласны ли вы с точкой зрения современников, что ЗЕМСТВО представлялось им «недостроенным зданием: без фундамента и крыши»?
3 группы: основные результаты работы группы, схема, таблица
Примерные вопросы для обсуждения, дискуссии:
- Можно ли считать реформу завершенной?
Как вы думаете, почему именно судебная реформа оказалось наиболее прогрессивной и последовательной?
4 группы: основные результаты работы группы, схема, таблица
Примерные вопросы для обсуждения, дискуссии:
- Можно ли считать реформу завершенной?
Как вы думаете, почему консервативная часть генералитета и политических деятелей были против проведения данной реформы и называли Д.А. Милютина «якобинцем»?
5 группы: основные результаты работы группы, схема, таблица
Примерные вопросы для обсуждения, дискуссии:
- Можно ли считать реформу завершенной?
Н.И. Пирогов (известный русский ученый) инициировал обсуждение в прессе вопрос, «какой должна быть школа: сословной или бессословной». Что по этому вопросу думаете вы. Аргументируйте свою точку зрения.
Решение проблемного вопроса:
- Можем ли мы ответить теперь на главный вопрос урока?
- Почему В.О.Ключевский считал реформы Александра II Великими, сродни Великой Французской революции. ( метод «Займи позицию»)
Возможные варианты ответов учеников.
/Либеральные Реформы 60—70-х годов, устранив ряд пережитков, создав современные органы самоуправления и суда, способствовали развитию страны, росту гражданского самосознания населения. Это были только первые шаги: верхних этажей власти реформы не коснулись.
Император Александр II проявил личное мужество в проведении Великих реформ. Велико их значение.
- Почему, несмотря на это, в 60-70-е г. активизировалось либеральное и радикальное крыло общественного движения, началась охота на императора и 1 марта 1881 года Александр II был убит террористами- революционерами?
Возможные варианты ответов учеников с помощью учителя
/Ни одна реформа до конца не была завершена. При Александре II страна вступило на путь реформ. Этот путь - от неограниченного самодержавия до прочного конституционного строя - очень опасен. В ходе преобразований государство теряет свою устойчивость и становится очень уязвимо. Этот путь следовало пройти спокойно и осмотрительно, от реформы к реформе и, не останавливаясь, завершая начатое. Иначе страна опрокинет нерешительного реформатора, сама пойдет дальше, уже никем неуправляемая.
Вывод: Великие реформы создали условия для развития капиталистических отношений, шел процесс разрушения феодальных порядков.
5.Контроль знаний. Выполнение теста.
6.Рефлексия.
Беседа:
- О чём заставил задуматься урок?
- Что было особенно интересно на уроке?
Игра «Незаконченные предложения». (ученику предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у ребят практически неограниченные возможности закончить его).
Оценка и самооценка.
7.Домашнее задание.
п.21-22, вопросы 1-5.
Эссе «Нужны ли были реформы государству?».