Использование технологии проектного метода на уроке английского языка


Муниципальное автономное образовательное учреждение
Белоярского района
« Средняя общеобразовательная школа п. Верхнеказымский»






Использование технологии проектного метода
на уроке английского языка


подготовила
учитель английского языка
Волк Ирина Николаевна







п.Верхнеказымский 2015г.
Основной формой работы на уроке иностранного языка с применением технологии проектного метода является групповая работа. Если каждая группа решает одну и ту же задачу (ведет исследование одного и того же объекта), то целесообразно формирование разноуровневых групп. При дифференциации задач можно формировать группы, в которые войдут учащиеся одного образовательного уровня.
В ходе реализации одного проекта присутствуют все этапы, характерные для реализации любой исследовательской деятельности: 
В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос, актуализируются необходимые для дальнейшего исследования знания, ставятся цели и задачи работы.
Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования.
Выбирается метод исследования. Этот выбор может быть осуществлен в ходе фронтальной беседы, самостоятельного обсуждения проблемы и гипотезы в группе или же сформулирован учителем. Далее же проблему выбора метода учащиеся должны научиться решать самостоятельно.
Учащиеся, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы, применяя выбранный на третьем этапе урока метод. Затем анализируют полученный результат и делают выводы о своей работе.
Полученные в ходе своих исследований результаты каждая группа оформляет в виде конспекта, плана, алгоритма, доклада и т.д. Вид отчета оговаривается до начала выполнения работы.
Каждая группа представляет результаты своей работы в виде презентации.
Подводятся итоги работы, и дается оценка деятельности каждой группы.
Технология проектного метода может иметь место при изучении свойств объектов, определении взаимосвязей между объектами, установлении причинно - следственных связей между событиями и явлениями, отработке навыков решения различных задач и т.д.
Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу, например, при изучении иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе “добывания знаний” и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности обучаемых.
Признаками проектного метода при изучении иностранного языка как новой личностно-ориентированной технологии являются:
Наличие концептуальной идеи автора – личностно-деятельностный подход к обучению.
Точность и предсказуемость результатов, осознание путей их достижения.
Нацеленность на создание конкретного речевого продукта (диалог, монолог и т.д.), воплощенных в видах и формах учебной и внеучебной деятельности.
Связь идеи проекта с реальной жизнью: наличие связей между теорией и практикой.
Самоорганизация и ответственность участников проекта.
Консультационно-координирующий характер деятельности учителя.
Данная технология предусматривает временную и структурную завершенность проекта, а именно наличие четкого алгоритма выполнения последовательных действий. Язык должен быть средством общения и проектная работа раскрывает учащимся большие возможности для пользования языком с целью его совершенствования.
Следовательно, в процессе активной мыслительной иноязычной речевой деятельности при проектной работе возникают различного рода связи между иностранным языком и собственным миром учащегося, что способствует развитию креативности, творческих способностей в ходе учебного процесса. Примером применения технологии проектного метода при изучении иностранного языка может служить проект “Easy Grammar”.
Тема проекта: “Easy Grammar”.
Тип проекта: исследовательский с элементами ролево-игровой и творческой деятельности; монопроект с открытой координацией, внутренний, групповой, краткосрочный.
Цель проекта: проверить эффективность проектной методики в процессе ликвидации пробелов знаний по грамматики.
Цель потребовала решения следующих задач:
Систематизировать и закрепить грамматический материал, совершенствовать развитию иноязычной речевой компетенции и межкультурной коммуникации в целом.
Повысить уровень автономности учащихся посредством самоорганизации в проведении исследовательский, творческой работы.
Познакомить учащихся с методами групповой работы, методами проведения исследований, направленных на решение определенной проблемы.
Развивать сплоченность коллектива, ответственное критическое мышление, воображение, смекалку в процессе иноязычной ролево-игровой деятельности.
Вовлечь учащихся данного проекта в дальнейшую исследовательскую деятельность по решению новых проблем.
Направленность проекта: познавательная.
Продолжительность проведения: 3 академических часа.
Модель проектного занятия: Занятие основано на пройденном грамматическом материале в 7 классе и нацелено на расширение и обогащение языковых и речевых знаний учащихся по грамматики с помощью использования дополнительной литературы, а также на совершенствование лексико-грамматических навыков в процессе иноязычной речевой деятельности, лингвистической и коммуникативной компетенции в целом.
Занятие строится по типу ролевой игры и предполагает деление английской группы на 3 микрогруппы (примерно по 4–3 человека). Каждая микрогруппа представляет собой собрание знатоков грамматики, профессоров, авторов учебников по Английскому языку, оформителей.
В ходе ролевой игры учащиеся каждой группы выбирают то грамматическое время, где у них возникает больше проблем, обсуждают употребление времени, показатели, формирование отрицательных и вопросительных форм предложений, продумывают тренировочные задания, защиту конечного результата каждым из участников проекта. На заключительном этапе проектного занятия проводится его анализ и оценка, формулируются соответствующие выводы.
В традиционной модели образования, которая так привлекает учителей с авторитарным стилем работы, хорошим учеником считается послушный и исполнительный ученик, выполняющий все задания учителя без лишнего обсуждения и раздумывания, по инструкции и в срок. В таком режиме работать значительно проще и учителю и ученику.
Но условия современной жизни ставят перед образованием другие задачи и инициативность предпочтительнее, чем исполнительность. Эта черта личности сегодня скорее гарантирует успех в жизни, мобильность и готовность к решению проблем различного характера.
Но инициативность недостаточно только поддерживать, ее можно и нужно целенаправленно и последовательно формировать. Если при традиционном подходе учащимися приходится неоднократно сталкиваться с трудностями в выполнении заданий, требующих ассоциаций со знаниями, усвоенными ранее, то по проектном методе учащиеся освобождаются в большей части от таких трудностей, так как в процессе разработки проекта собственная заинтересованность учащегося, его внутренние мотивы, стремление проявить свои творческие способности, заставляющие активно мыслить, рассуждать над проблемой, раскрывает в его памяти необыкновенные речевые ресурсы, которые он использует в новой сложившейся ситуации. В большинстве методических пособий указывается, что межпредметные связи в проектной работе способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместных действий и умение вести исследовательскую работу, что можно объединить одним термином, креативность.
В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип “успеха”, который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Следовательно, организация любого учебного проекта предполагает организацию творческой деятельности учащихся, что является главным условием становления личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М: АРКТИ, 2004.
Крупенникова М.И. Эффективные методы и приемы организации урока // Русский язык в школе. 1997. - № 4.
Любимова О. В. Оптимизация процесса изучения иностранного языка студентами неязыковых специальностей на основе метода проектов и игрового метода // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007. № 5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. –2000. – № 1.
Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка. //Иностранные языки в школе. - 2002. - №3. - С. 41-46.

 Крупенникова М.И. Эффективные методы и приемы организации урока//Русский язык в школе. 1997. - №4