Творческая педагогическая идея: «Использование активных форм работы как средство формирования коммуникативной компетенции на занятиях кружка «Основы журналистики».


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №58.
Творческая педагогическая идея: «Использование активных форм работы как средство формирования коммуникативной компетенции на занятиях кружка «Основы журналистики».
Выполнила: Лазарева И.С.
Мулино, 2012.
Содержание:
Теоретическая часть……………………………………. 3-7
Приложения……………………………………………...7-37
Диагностика……………………………………………..37-50
В программе модернизации, системного обновления содержания образования в качестве главной линии развития учащихся средствами предметов обозначено овладение «функциональной грамотностью - владение учащимися умениями и навыками, связанными с учебной, познавательной, творческой деятельностью в рамках данного предмета, необходимой для усвоения этого предмета, формирования самостоятельной деятельности для решения практических и теоретических задач».
Содержание курса русского языка обусловлено нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности; овладение элементами логического и теоретического мышления, культурой речи и поведения; формирование языкового чутья и потребности пользоваться всем богатством родного языка. В соответствии с названными целями в образовательных стандартах второго поколения разработаны два направления: функционально-системное и коммуникативно-деятельностное, предусматривающие использование всех единиц языка на всех уровнях языковой системы, развитие связной речи, и предполагающие наличие у школьников знаний и умений, необходимых для понимания чужих и порождения своих высказываний, а также приобретение опыта творческой деятельности при решении языковых и речевых задач. Компетентностный подход, в свою очередь, обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
Языковая и лингвистическая компетенции невозможны без знания грамматики, норм русского, обогащения словарного запаса.
За культуру межнационального общения, понимания языка и истории, освоение норм русского речевого этикета отвечает культуроведческая компетенция.
Коммуникативная же компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения. Именно эта компетенция проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Она включает в себя не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, который становится средством создания необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования его активной жизненной позиции, субъективности учащихся (когда каждый школьник способен иметь и отстаивать свои взгляды и убеждения) в учебном процессе. Всё это станет возможным только при реализации компетентностного подхода.
Таким образом, научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию, научить владеть всеми видами речевой деятельности, заложить основы культуры устной и письменной речи, – первоочередная задача учителя, которая реализуется в программе кружка «Основы журналистики», позволяющему учителю и обучающимся углубить знания лингвистики. Данная программа способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, демократического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности. Ученикам предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить творческие способности и коммуникативные качества, воспитать в себе конкурентоспособного ученика.
На наш взгляд, программа данного кружка неразрывно связана с примерной программой основного общего образования ФГОС, так как прежде всего преследует единые цели, а именно:
воспитание уважения к родному языку; осмысление языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, находить, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из источников любого типа, включая СМИ и Интернет, осуществлять информационную переработку текста;
овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого акта; освоение знаний о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка, развитие способностей опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты.
При реализации курса «Основы журналистики» на первый план выходит достижение метапредметных и предметных результатов. К метапредметным результатам освоения программы мы относим:
владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативная установка, тема текста, основная мысль; основная и дополнительная информация);
владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов различных стилей и жанров;
адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров;
извлекать информацию из различных источников: специальной литературы, средств массовой информации, ресурса Интернета;
владеть приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передачи информации;
уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
уметь воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости;
уметь создавать устные и письменные тексты разных жанров, типов, стилей с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владеть различными видами монолога и диалога;
соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические и стилистические нормы русского языка, соблюдать правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
участвовать в речевом общении, соблюдаю при этом нормы речевого этикета;
уметь выступать перед аудиторией, участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
коммуникативное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, участие в спорах, обсуждениях; овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы внеурочной деятельности являются:
повысить профессиональный уровень знаний в области журналистики (уметь грамотно проводить интервью, писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы, готовить фоторепортажи, редактировать написанное);
знать особенности работы журналиста , этика поведения, права и обязанности;
знать все виды информации, способы сбора (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);уметь составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования; написать газетную заметку, репортаж;
умение строить устное и письменное сообщение;
уметь работать в различных жанрах публицистического стиля;
уметь общаться с различными людьми и аудиторией;
уметь грамотно формулировать свои мысли;
самостоятельно подготавливать и публиковать свои произведения в школьной газете;
развивать монологическую и диалогическую речь;
свободно владеть печатным словом;
воспитывать активную жизненную позицию;
печатать свои произведения в школьной газете «Жизнь замечательных детей».
Формы занятий, способствующих реализации проекта:
дидактическая игра (приложение №1);
интеллектуальная игра (приложение № 2);
беседа (приложение №3);
заседание клуба (приложение №4);
чтение и обсуждение статей из газет;
выпуск стенных газет;
экскурсии, их обсуждение (приложение №5);
встречи с интересными людьми (приложение №6);
практикумы;
круглый стол (приложение №7);
лекции;
инсценировка сказки (приложение №8);
социальный опрос (приложение №9).
Данная творческая идея реализуется успешно, если процесс изучения родного языка строится с учётом основных требований инновационного обучения (урочной и внеурочной деятельности, в данном случае кружка «Основы журналистики»):
- в учебно-воспитательном процессе систематическое и целеустремлённое ориентирование учащихся на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности;
- создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений учащихся;
- обязательное (добровольное) включение обучающихся в процесс познания и активное в нём участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности (использование ситуаций успеха);
- активизация эмоциональной сферы школьника (личностно-мотивационной) при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем, организующим работу с языковыми единицами всех уровней;
- создание условий для проявления интеллектуальных качеств ребенка, таких, как выдумка, сообразительность, способность к решению проблемных, нестандартных задач, логическому анализу и синтезу;
- опора на эмоциональную память, обеспечивающую знаниям надёжность, гибкость, воспроизводимость и функционирование в новых учебных ситуациях;
- использование в обучении принципов научной углубленности, практической направленности, занимательности, органического сочетания коллективной, индивидуальной, групповой учебной деятельности;
- опора на механизмы организации творческой, исследовательской работы учащихся, усиливающих интерес к внеурочной деятельности;
- критериально – ориентированная диагностика
успешности организации внеурочной деятельности.
Таким образом, реализации творческой идеи способствуют все средства совершенствования учебного процесса: реализация компетентностного и коммуникативно-деятельностного подходов, обновление содержания и укрепление межпредметных связей, использование активных форм обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы.
Программа «Основы журналистики» предназначена для учащихся 7-9 классов. Реализация программы предусмотрена общешкольным планом внеурочной деятельности. Расчетное время реализации один учебный год, в количестве 68 академических часов.
Приложение 1.
Дидактическая игра «Культура звучащей речи».
Данная дидактическая игра, предназначенная для реализации на кружке, является продолжением учебной деятельности, непосредственно урока русского языка по теме: «Повторение изученного в 5-6 классах. Фонетика и орфоэпия».
Тема занятия. Культура звучащей речи. Фонетика. Звуки речи.
Данный урок показывает, каким образом внеурочная деятельность помогает школьникам при изучении фонетики на уроках русского языка.
Учитель. Слова состоят из звуков.
В это время слышен стук в дверь. В класс вбегают ученики. У каждого на груди висит табличка с определенным звуком ([д], [о],[м]). Ученики - звуки плачут: они целый день бродят по улицам, проголодались и хотят спать, но не могут попасть туда, где счастливо жили друг с другом. А это произошло потому, что они забыли, кому и за кем нужно идти, чтобы получилось слово, обозначающее их жилище.
Ученики – звуки обращаются к ребятам:
- Помоги же нам расположиться в нужном порядке!
Ученики в классе помогают ученикам – звукам: [д] [о] [м].
Учитель. Вы, ребята, поступили верно, именно так расположив звуки в слове. Сами по себе звуки ничего не обозначают. Произнесите звуки о, д, м. Никто ничего не поймёт. Но достаточно эти же звуки произнести в другом порядке - дом, как слушатели поймут, что речь идет о строении, в котором живут люди. Почему так произошло?
Далее учитель отвечает на этот вопрос.
Также мы должны помнить, что профессиональный журналист должен правильно произносить слова, ведь на его речь ориентируется масса народа. Речь журналиста-это образец, который не приемлет ошибок. Иногда из-за ошибок такого рода журналист может поплатиться своим рабочим местом.
Игровой момент во внеурочной деятельности помогает осуществить погружение учащихся в большую тему, создать ситуацию новизны, эмоционально подготовить школьников к изучению «Фонетики», «Культуры звучащей речи».
При повторении гласных и согласных звуков можно проинсценировать стихотворение Я. Козловского, подчеркнув одну из особенностей языка: в нем много слов, которые различаются только одним согласным звуком (гайка, майка, зайка, лайка, сайка, шайка, чайка; дом, ром, сом, том, ком, лом).Эту особенность языка использовал Я. Козловский в своих веселых стихах:
Солнце глянуло сквозьЩёлку,
Свесив огненную
Чёлку.
Вышел ёж с сапожной
Щёткой,
Занялся работой
Чёткой.
Игровой материал можно использовать и при проведении диктантов уже на уроках русского языка, учитывая при этом один из принципов игровой методики - актуальность дидактического материала.
Примеры диктантов на уроках повторения, закрепления учебного материала.
Где поставить запятую?
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
-Вот что значит запятая!
Школьники учатся правильно расставлять знаки препинания, следуя интонации учителя, но не только. Они учатся анализировать текст, учатся принимать решение о постановке запятых согласно логичности текста, с точки зрения грамматических основ.
Загадка, сочиненная поэтом Леонидом Глебовым (XIX в.).
Задание: запишите загадку, впишите отгадку.
Видеть – не видит,
Слышать – не слышит,
Молча расскажет,
Все вам опишет,
Кривду бичует,
Правду голубит
И посмеяться
Вовремя любит.
Я вам желаю
С ней повстречаться
Так, чтоб вовеки
Жить – не расстаться.
Кто же она, кто же?
Думайте, ну-тка!
Добрая в правде,
Мудрая в шутке…
Можно ответить
Просто и кратко:
Всё это - … (книга).
Вот и разгадка.
Задание после записи диктанта: сгруппируйте глаголы по орфограммам, назовите условия выбора для каждой из орфограмм; о какой книге - художественной, научной, учебной – загадал загадку поэт?
Ученикам 7-го класса такие тексты нравятся, работа с ними не утомляет их.
При включении во внеурочную деятельность игры следует учитывать принцип соревновательности. Соревновательность создает у учащихся или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания и добиться реально приемлемого результата. Примером могут служить командные игры: «Что? Где? Когда?», «Брейн - Ринг» (вопросы задает учитель).
Выводы: благодаря работе внеурочной деятельности, школьники легче осваивают учебную программу по русскому языку, они заинтересованы в дальнейшем изучении фонетики, развиваются их творческие и мыслительные способности.

Приложение 2.
Интеллектуальная игра «Хочу всё знать».
Интеллектуальная игра «Хочу всё знать», реализуемая на кружке, является продолжением учебной деятельности, непосредственно урока русского языка по теме: «Язык. Изменение языка с течением времени».
Тема:
Культура устной и письменной речи
родного русского языка
Оформление кабинета
1.Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг…Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. И.С.Тургенев
2.Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка. А.П.Сумароков
3. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
К.Г.Паустовский
Задачи игры:
1.Расширить кругозор учащихся в области культуры устной и письменной речи.
2.Способствовать развитию интереса к систематическому самостоятельному изучению родного языка, работе с разного рода словарями и энциклопедиями.
3.Формировать потребности учащихся общения с разными видами искусства: литературой, живописью, музыкой.
Оборудование урока:
Подготовить конфедератки и эмблемы участникам игры.
Подготовить медали победителям «Знаток русского языка».
Напечатать этапы игры:
-«Разминка».
-« Оратор».
- «Лестница»
-«Встреча с шедеврами живописи».
-«Практикум».
-Игра-конкурс со всеми присутствующими на уроке.
4. Подготовить репродукции картин :
Васнецов В.М. «Богатыри», «Иван-Царевич на Сером волке»,
Шишкин И.И. «Утро в сосновом лесу»,
Левитан И.И. «Золотая осень»,
Серов В.А. «Девочка с персиками»,
Саврасов А.К. «Грачи прилетели»,
Поленов В.Д. «Московский дворик»,
Репин И.Е. «Пушкин на лицейском экзамене.1811 г.»
5.Подготовить видеофрагменты «Шедевры Третьяковской галереи».
6.Привлечь старшеклассников в состав экспертной комиссии.
7.Оформить кабинет.
Формы и методы урока:
интеллектуальная игра на основе коллективного поиска, творчества, исследования устной и письменной речи, с использованием индивидуальных заданий.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
К.Г. Паустовский
Организационный этап:
1. Мотивация учащихся на практическую значимость овладения русским языком, культурой устной и письменной речью.
2. Знакомство с условиями и этапами игры.
Вопросы и задания различных этапов игры: Деятельность учащихся:
Этап «Разминка».
-Какой птицей можно из колодца воду достать? (журавль)
-Какой город по воздуху летает? (Орёл)
-Какую часть лица в корабле найдём? (нос)
-По какому головному убору молотком бьют? (шляпка)
-Какую часть слова (морфему) можно в земле найти? (корень)
-Какой частью горы можно волосы расчёсывать? (гребень)
-Какую часть обуви у горы найдём? (подошва)
-Что можно от пальто отрезать и к реке приставить? (рукав)
-Какое с/х орудие можно найти на голове у девушки? (коса)
-Что можно найти у ведра, иголки, шапки и человека? (ушко)
-Какая шахматная фигура бывает лодкой? (ладья)
Согласно жеребьёвке и условиям игры учащиеся отвечают на вопросы.
По итогам каждого этапа игры подводятся итоги.
II этап «Оратор».
В этом конкурсе ребята демонстрируют ораторские способности: яркость, выразительность речи, конкретность и лаконичность. На подготовку текста речи даётся 1 минута. После этого по очереди каждый в течение 40 секунд выступает по предложенной теме.
Задача перед участниками конкурса:
Убедить своих одноклассников в важности серьёзного отношения к изучению русского языка. Другими словами: сделать рекламу русскому языку…
После выступлений учащихся подводим итоги.
Даётся 1 минута, после чего учащиеся выступают по 40 секунд.
Экспертная комиссия замеряет время по секундомеру.
III. «Лестница».
В этом конкурсе игры на выбор участникам предлагается несколько разделов лингвистики:
-стилистика,
-культура речи,
-этимология,
-синтаксис и пунктуация,
-орфография,
-словообразование,
-морфология На доске заранее изображена условная лестница.
На старте указаны имена участников и с помощью магнитов «происходит подъём учащихся по лестнице».
В случае ошибочного ответа участник «падает на 1 ступеньку вниз».
IV. «Встреча с шедеврами живописи».
В этом конкурсе в течение 2 минут учащиеся должны узнать и написать название картины; фамилию, имя, отчество
художника.
-Назвать фамилию художника, по проекту которого оформлен фасад здания Третьяковской галереи и др. Учащимся предложены репродукции , видеофрагменты картин русских живописцев.
(ФИО художников указаны в разделе оборудование урока).
V. «Практикум».
На этом этапе участники сочиняют четверостишие (или сочинение-миниатюру), посвящённую родному русскому языку, помня разновидности рифм: опоясывающую, параллельную, перекрёстную. Учащиеся в течение 5 минут выполняют творческие работы.
VI. Игра со всеми участниками.
Игра проводится, пока члены команд выполняют творческие работы.
Задания:
Исправить речевые недочёты.
-Стёкла были помыты.
-Пища Троекурова была сытая.
-У крепостного Троекурова были крестьяне – крепостники.
-Моя старшая сестрёнка учится в институте.
-Собачка цапнула Семёна за палец, и он стал махать этим кровянистым пальцем.
-Стёпа присел на пенёк, собиравший грибы.
-Скажите, сколько время?
VII.Выступления учащихся с творческими работами. Подведение итогов.
Награждение победителей медалями.
Выводы: внеурочная деятельность расширяет кругозор учащихся в области культуры устной и письменной речи, способствует развитию интереса к систематическому самостоятельному изучению родного языка, работе с разного рода словарями и энциклопедиями.

Приложение 3.
Беседа по темам:
Мой край в судьбе России. (1 четверть)
Тема Родины (200-летие Бородинского сражения), (2 четверть).
Права журналистов ( 3 четверть).
Журналист и ораторское искусство (декламация стихотворений, подготовленной речи), (4 четверть).
Результаты беседы. Сочинение:
Нижегородский край занимает важное место в истории России. В моём сочинении я попытаюсь объяснить, почему это так.
Все мы знаем из истории о «смутном времени» (1598-1613г.), когда Россия подвергалась многим напастям: стихийные бедствия, польско-шведская интервенция, политический, экономический, государственный и социальный кризисы. В это время в Россию приходило два самозванца Лжедмитрий I и Лжедмитрий II. В 1610г. войско под началом Лжедмитрия II захватило столицу России, с целью поработить русское государство. Но не все люди с этим смирились. Сначала собрали первое народное ополчение, которое не добилось своих целей, и было разбито в битве под Москвой.
Тогда за дело решили взяться нижегородцы. Выдающуюся роль в организации второго народного ополчения сыграл земский староста Кузьма Минин. По его предложению был назначен сбор граждан Нижнего Новгорода, на котором они установили количество обязательного пожертвования на нужды ополчения. Также Минину было поручено руководить сбором и тратой средств для воинства. Вторым выдающимся человеком был военачальник ополчения князь Дмитрий Пожарский. Его выбрали на эту должность, потому что он был Рюриковичем, честным, справедливым и не запятнал себя поддержкой Лжедмитриев. После сборов второе ополчение пошло на Москву в 1612 году, попутно заходя и пополняя свои ряды в Ярославле, Костроме, Балахне. В Ярославле оно простояло четыре месяца, а затем прибыло к столице, где встретилось с войском гетмана Ходкевича. В долгом бою народному ополчению удалось выбить поляк из Кремля и освободить Москву от интервентов, передав власть в руки «Совета всея земли», который выбрал нового государя.
В честь этого события в столице на Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому. Надпись на постаменте гласит: «Гражданину Минину и князю Дмитрию Пожарскому, благородная Россия».
Если бы тогда нижегородцы не собрали второго ополчения и не решились бы защитить родину, то сегодня всё могло быть по-другому. Именно поэтому я считаю, что наш край занимает важное место в истории России.
Стихотворения собственного сочинения:
1.Омываемый морями,
Овеваемый ветрами,
Есть на свете дивный край.
Говорю я не про рай….
Здесь среди лесов дремучих,
Даже днём не брезжит лучик,
Тут вершины древних гор
Снегом скрыты с давних пор.
Все просторы той страны
Сердцу моему нужны..
Вы название спросили?
Я зову её Россией!
2.Мне навек данаДорогая страна.
И везде, где бывала,
Лишь по ней я скучала:
По болотам, по соснам,
По метелям, по вёснам,
По осеннему листку
Не могу прогнать тоску…
И когда я возвращаюсь,
Вновь Россией восхищаюсь!!
Выводы: данный вид работы помогает развивать речь учащимся, патриотизм, выражать собственную точку зрения. После беседы школьники не остаются равнодушными, на затронутые во время беседы темы они размышляю и дома, результатом чего являются их сочинения и стихотворения.
Приложение 4.
Заседание клуба «Любители и ценители русского языка».
Заседание клуба «Любители и ценители русского языка» является продолжением урока русского языка по теме: «Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах. Лексика».
Тема.
«Кружево надо уметь читать». Прямое и переносное значение слова.
Цели.
Углубить работу по теме через раскрытие механизма переноса, обучение разграничению прямого и переносного значения многозначного слова.
Вызвать у учащихся потребность употреблять слова в переносном значении в целях наибольшей выразительности их собственной речи.
Показать ценность лингвистических знаний в познании мира.
Ход занятия.
Чтение текстов о вологодских кружевах, просмотр работ (Н. Веселова, Вологодские кружева.) – вот как тонко, глубоко можно сказать о кружеве, о песне кружевниц…
Словарно – орфографическая работа, в результате которой на доске появилась запись:
кружево
кружевце
кружевной
кружевница
Кружевницы по просекам,
Их узорам учили
Наши зимы да осени.
(Татьяна Глинка.)
Благодаря заранее проведённой беседе стала близкой для учащихся внеязыковая тема урока, обеспечена его содержанием сторона.
Данное задание – пример объединения семантики, синонимики, словоупотребления, синтаксиса, эстетики языка с орфографией и пунктуацией. Ребята снова смогли погрузиться в предмет русский язык, используя свои жизненные наблюдения и впечатления во внеурочной деятельности.
Дополнительный материал: Вологодские кружева
Леонид ЮдниковИз чего снежинка кружевная? -Это еще с детства каждый знает:Из мороза и паров воды,Сжал снежок и вот его следы -Красная ладошка от морозаИ от кружевных снежинок - слезы.Рассмотри снежинку осторожно…Сделать их руками невозможно,Ведь они рождаются на небе -Кружевная сотканная небыль,Создает их сказочный полет. На земле возникнет только лед.Так и кружево сплетает кружевница,А узор - и ночью не приснится.Молвят о таких: "Душой плетет!"А душа устремлена в полет.Вологодские резные кружева -В них вся суть народная жива.Из-под пальцев чудо-мастерицы,Как снежинки, кружево струится. Неземная красота сведет с ума,Будто бы плела сама зима.

История вологодского кружева
Кружево – очень древний вид декоративно-прикладного искусства. Данные археологии, истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно египтянам и грекам еще до нашей эры. Однако широкое распространение в Европе оно получило позднее, лишь с конца XV – начала XVI в. Производили его во многих странах. Долгое время ведущее место в этой отрасли занимала Италия, затем ей пришлось уступить лидерство Фландрии (герцогству на территории нынешних Бельгии и Нидерландов) и Франции.
Первые сведения о кружевах в России относятся к XIII в. Ипатьевская летопись сообщает о том, как в 1252 г. князь Даниил Галицкий принимал иностранных послов в богатых одеждах с отделкой, напоминающей кружева. Но заметным явлением повседневной жизни России они стали в XVII столетии. Причем кружевные изделия были распространены и при царском дворе, и в купеческой, и в крестьянской среде. Только качество их, конечно, было различным.
Трудно сказать, когда именно кружевоплетение стало известно на Русском Севере. Можно предположить, что его появление в Вологодском крае было связано с открытием в XVI в. Северного морского пути. Если это так, то кружева попали в Вологду через Белое море, Северную Двину и Сухону вместе с товарами, завезенными из Западной Европы. Как бы то ни было, самые ранние образцы местного кружевоплетения, сохранившиеся в музейных собраниях, относятсяк XVII в. Это так называемые «золотные» кружева из золотых и серебряных нитей. Их продавали на вес, принимая в расчет, прежде всего, ценность драгоценных металлов, а не мастерство исполнения. Такими кружевами украшали наряды из плотных дорогих тканей – парчи, бархата, узорного шелка. Использовались они и для отделки церковной утвари.
При Петре I мастериц кружевоплетения начали выписывать в Россию из-за границы. Мода на этот промысел привела к тому, что некоторые жены русских дворян не только стали сами осваивать приемы работы с коклюшками, но и завели в своих усадьбах мастерские, где плели кружево крепостные крестьянки. Искусницами в этом деле славились и женские монастыри. К концу XVIII в. сформировались художественные особенности центров русского кружевоплетения. Такими центрами стали Галич, Ростов, Вологда, Балахна, Калязин, Торжок, Рязань.
В 1820 г. помещицей В. А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой была заведена первая кружевная фабрика. Во второй половине XIX в. кружевоплетение быстро распространилось в центральных уездах Вологодской губернии: в Грязовецком, Кадниковском и Вологодском. Этому способствовало несколько обстоятельств: после отмены крепостного права крестьяне стали более свободны в выборе рода занятий, увеличился спрос на кружева. Их производство приносило дополнительный доход крестьянской семье. Немаловажным оказалось и то, что материалы и приспособления, нужные для плетения кружев, недороги. Специально оборудованного помещения мастерицам не требуется. В хорошую летнюю погоду они могут работать и на открытом воздухе. При необходимости им не составляет труда перейти на другое место. Заниматься этим ремеслом можно в свободное от труда на земле время.
В 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц, а в 1912 – уже около 40 тысяч. По статистике 20% из них были девочки-подростки. Обучаться ремеслу они обычно начинали с 5–7-летнего возраста. Нередкими были случаи, когда кружево плели и мальчики.
Готовая продукция через скупщиков попадала в Москву и Петербург. В столичных магазинах вологодские кружева высоко ценились. Случалось, что их выдавали за иностранные, пытаясь тем самым увеличить стоимость. Но ухищрения подобного рода были излишними: по своим достоинствам изделия мастериц из Вологодской губернии не уступали зарубежным образцам.
В 1920 г. была основана кустарно-промысловая секция Северсоюза, и кружевниц объединили в артели. К этому времени их насчитывалось уже около 70 тысяч. Важное значение для развития промысла имела профтехшкола, созданная в городе Вологде в 1928 г. Она готовила мастериц и инструкторов по кружевоплетению. Здесь были разработаны многие виды кружевных решеток, оригинальные образцы современных изделий. Этим Вологда выгодно отличалась от других российских центров кружевного промысла, где заботились главным образом о сохранении традиции. В 1930 г. был создан Вологодский кружевной союз, который объединил более 50 артелей, расположенных на территории 8 районов: Вологодского, Грязовецкого, Лежского, Чебсарского, Кубеноозерского, Усть-Кубинского, Харовского, Сокольского.
Еще в 1876 г. вологодские кружева получили высокую оценку на международной выставке в Филадельфии. С неменьшим успехом их демонстрировали в1893 году в Чикаго. На выставках в Париже (1925) и в Брюсселе (1958) они были удостоены Золотых медалей. Высшая награда, Гран-При, была им присуждена на Парижской выставке в 1937 г.
В 1964 г. в Вологде было создано кружевное объединение «Снежинка». Считается, что своим названием оно обязано знаменитой скатерти «Снежинка» работы В. Н. Ельфиной. Однако подобные мотивы широко использовались в кружевных изделиях и ранее.
В1968 г. художники В. Д. Веселова, В. Н. Ельфина, К. В.Исакова, В. В. Сибирцева, Э. Я. Хумала стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. Так были отмечены их заслуги в развитии традиций вологодского кружевоплетения. Эти традиции для них – как живая память, как связь времен. Вера Дмитриевна Веселова, например, родилась в семье потомственных кружевниц. Этим промыслом занимались и ее мать, и бабушка, и прабабушка, и, возможно, далекие предки. Сохранилось семейное предание о том, что бабушка Веры Дмитриевны плела по особому заказу чулки и зонтики для царского двора.
Сегодня центром кружевоплетения в Вологодской области является фирма «Снежинка», где работают такие известные художники, как Н. В.Веселова, Г. Н. Мамровская, М. Ю. Пальникова, А. Н. Ракчеева и Т. Н. Смирнова. Под их руководством трудятся сотни мастеров кружевоплетения.
Кружево востребовано и в наш компьютерный век. А Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России.

Выводы: во время работы внеурочной деятельности углубляется работа по теме через раскрытие механизма переноса, учащиеся обучаются разграничению прямого и переносного значения многозначного слова, понимают ценность лингвистических знаний в мире, знакомятся с вологодским кружевом (внешний вид, происхождение и т.д.).
Заседание клуба «Любители и ценители русского языка».
Заседание клуба «Любители и ценители русского языка» является продолжением урока русского языка по теме: «Язык. Изменение языка с течением времени».
Тема. Я и мой русский.
Цель: 1. Углубить и расширить знания учащихся о языке как важнейшем средстве человеческого общения.
Привлечь внимание к изучению русского языка.
Показать значение русского слова в нашей жизни.
Воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Воспитывать культуру речи, общения.
Учитель. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя.
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить некоторые вопросы, связанные с языком, русским языком.
Со словом язык связаны многие устойчивые сочетания. Давайте попробуем определить их значение и употребление в разных речевых ситуациях:
язык проглотилязык не поворачиваетсяприкусить языктянуть за язык
найти общий языкязык до Киева доведёт
сорваться с языкаострый язык
развязать язык
не сходит с языка
- Ребята, а что такое язык, для чего он служит?
- Говорят дети.
- Обобщение учителя.
Я предлагаю вам отрывок из книги Л.В. Успенского «Слово о словах».
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Ребёнок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчанье бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки, прибаутки – это язык.
Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно-сложная вселенная. Через слово он впервые узнает о том, что не видели его глаза.
Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает возможность общаться с правнуками, которые будут жить спустя века… И все это благодаря языку.
- Какие высказывания о русском языке вы знаете?
- Говорят дети.
- К вашим высказываниям я добавлю следующие:
«… Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского велик и могуч» (В.И.Ленин.)
«Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат». (А.П.Сумароков.)
«Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».(М.В.Ломоносов.)
«…Настоящий, сильный, где нужно-нежный, трогательный, где нужно-строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой язык народа».(Л.Н.Толстой)
-Представьте себе, что русский язык вдруг исчез? Что тогда бы произошло?
-Да, страшно представить, что могло бы произойти.
Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…»
(А.И.Куприн.)
«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…
Что такое Родина? – Это весь народ. Это его культура, его язык».
(А.Н.Толстой)
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, -для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».(К.Паустовский)
- Занимательная информация.
«Язык» муравьев.
Обезьяний «язык».
- Учитель :Я утверждаю: нет ничего лучше языка, и я же утверждаю: нет ничего хуже языка.
Как вы понимаете эти слова?
- Говорят дети.
- Учитель: в общем-то вы правы. Послушаем легенду о знаменитом баснописце Др.Греции Эзопе, рабе философа Ксанфа.
- Легенда.
- Учитель. А вот высказывание Толстого:
«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».
И, конечно же, мы должны как можно чаще говорить добрые слова, чтобы люди стали добрее, чутче, ближе друг к другу, чтобы светлее был каждый их день. И не надо стесняться добрых слов.
Послушайте стихотворение О. Дриз «Добрые слова».
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
- Самые длинные и самые короткие слова. Занимательная информация.
- Учитель. Слово обладает великой силой. Это несомненно.
Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она спросила разрешения открыть музей И.С.Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.
И вот музей открыт. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней и посетителей становилось всё больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова. Первое, что видел каждый, были слова:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Итак, подведём некоторые итоги. Без русского языка не будет русского народа, его истории, культуры. Русский язык – жизнь нации. И к нему нужно относиться бережно.
В связи с этим хотелось бы поговорить о культуре нашей речи. То, что речь должна быть правильной, ясно каждому образованному человеку. Но все же нужно ли соблюдать нормы литературного языка? Может быть, это нечто бесполезное, лишнее, воображение учёных, которые в реальной речевой практике не слишком необходимы.
Итак, верно ли утверждение: «Как хочу, так и говорю».
- Говорят дети.
- Учитель.
Казалось бы, не существует вопроса: «Нужно ли говорить правильно?» С первого класса мы привыкли к его положительному решению (слова в рамочке в школьном учебнике, учительские исправления, словари, радио и телепередачи). О чем тут можно спорить?!
Но спорит жизнь.
Инсценировка. «Очередь в овощном магазине».
Первый покупатель. Завесьте, пожалуйста, свеклу грамм на шестьсот.
Ученик (про себя). Во-первых, не завесьте, а взвесьте, не свеклу, а свёклу – это во-вторых, а в-третьих, не грамм, граммов!
Второй покупатель. И мне свеклу, грамм на триста, и еще яблоков 5 килограмм.
Ученик (про себя). Кошмар! Надо говорить: яблок 5 килограммов.
Третий покупатель. Свекла, говорят, у вас хорошая. А еще бы помидор мне килограмм шесть.
Ученик (дойдя до прилавка, воровато оглянувшись на стоящих в очереди, смущенно, но членораздельно). И мне, пожалуйста, свеклу грамм на триста и пять килограмм помидор!
- Учитель.
Ведь понятно, о чем просят продавца покупатели, хотя их речь – явное отступление от нормы.
Так ли уж необходимо говорить правильно?
- Говорят дети.
- Учитель.
(Речевое единообразие – это условие нашего взаимопонимания. Оформленная по правилам, общим для всех, речь не затрудняет общения, а облегчает его. Несоблюдение нормы отвлекает от смысла, вызывает комический эффект. Вспомните «Калинарный техникум» Хазанова. Цивилизованный человек понимает, что живет не на необитаемом острове, а в обществе, он принимает общественные нормы как свои, чтобы облегчить свои контакты с людьми).
- Учитель.
А можно ли допустить (хоть иногда) отступление от нормы? Подумаешь, кто-то когда-то скажет, что у меня нет выходных туфлей вместо туфель. Разве от этого язык пострадает?
- Говорят дети.
- Учитель (Нельзя: ты один скажешь, другие подхватят. Тебя слушают те, кто младше , кто не знает, как правильно говорить, начнут повторять, мода пойдет на неправильное произношение, вот язык и пострадает, вот ты и испортишь его).
- В общем-то нормы меняются. И то, что когда-то считалось нормой, перестаёт ею быть.
Можно ли допустить, чтобы литературное наречие изменялось быстро?
- Говорят дети.
- Учитель. (Если бы литературное наречие изменялось быстро, то каждое поколение могло бы пользоваться лишь литературой своей да предшествовавшего поколения. Но тогда не было бы и самой литературы, т.к. литература всякого поколения создаётся всей предшествующей литературой. Если бы Чехов уже не понимал Пушкина, то, вероятно, не было бы и Чехова. Консерватизм литературного наречения объединяет века и поколения, создаёт возможность единой, мощной многовековой национальной литературы.
Итак, возникает вопрос, почему же мы молчим, когда при нас разрушают клад, достояние, переданное нам нашими предшественниками.
Инсценировка «В автобусе».
1-ый пассажир Прокомпоссируйте, пожалуйста, билет.
Ученик молчит, но возмущается.
2-ой пассажир. Пожалуйста, вот талончик.
1-ый пассажир. Спасибо. Будьте осторожны: двери открываются вовнутрь!
Ученик (возмущенно). Это в конце концов возмутительно! Послушайте, чему вас в школе учили?! Каждый первоклассник знает, что нет литературного «вовнутрь», надо говорить просто внутрь, и талоны компостируют, а не «компоссируют». Стыдно коверкать русский язык. А еще пожилой человек!
- Правильно ли ведёт себя герой этой сцены?
- Говорят дети.
- Учитель. (Незачем обижать людей, тем более старых. Лучший способ защитить язык в этом случае – повторить при этом пассажире те же слова, что и он, но правильно: «Да, сейчас я закомпостирую ваш талон», «Я знаю, что двери открываются внутрь».
Нельзя демонстрировать и ложную стеснительность, как в первой сценке. Надо всегда говорить правильно. Нельзя поддаваться стадному чувству. Помни, что ты не один – за тобой громада русской словесности.
Итак, подведём итоги.
Надеюсь, что мы не просто обменялись мнениями по вопросу о правильности речи, а выработали общее убеждение, более того – позицию, которую каждый может отстоять, если возникает необходимость.
Каждый должен соблюдать нормы литературного языка.
Доказательства:
Норма обеспечивает единообразие речи, единообразие облегчает общение;
Норма обеспечивает сохранность нашего литературного наследия.
Будьте активными борцами за правильность нашей речи, русской речи.
И хочется закончить нашу встречу словами И.С.Тургенева:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками» (И.С.Тургенев).
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
(К.Паустовский)


Приложение 5.
Поездка на Горьковский автомобильный завод.

Недавно мы с классом посетили автомобильный завод «ГАЗ», где нам показали не только музей, в котором рассказали о постройке и работниках этого предприятия, но и разрешили присутствовать при сборке автомобиля на конвейере.
Из рассказа экскурсовода мы узнали, что завод строили, можно сказать, «голыми руками», так как при возведении «ГАЗа» рабочие пользовались лишь лопатами и деревянными тележками. Было тяжело, но сотрудникам удалось, несмотря на трудности, построить предприятие всего за полтора года. Оказывается, первые машины собирались вручную. Только через некоторое время появилась конвейерная сборка.
В период Великой Отечественной войны завод выпускал военную технику и производил боеприпасы. Во время войны «ГАЗ» шестьсот раз подвергался бомбардировке, но продолжал работать. "Все для фронта, все для победы" - так, не жалея сил, автозаводцы работали в тылу. Выполняя задания фронта, люди сутками не выходили из цехов. В послевоенные годы на территории завода нашли более восьмисот снарядов!
Также мы посетили конвейер по сборке автомобилей, где были приятно удивлены, так как первоначально считали, что цехи полны суеты, мусора и шума. Но в реальности перед нами предстала следующая картина: слаженная работа сотрудников завода, чистота и спокойствие. Задача автозаводцев состояла в том, чтобы прикрепить деталь, за которую он нёс ответственность, причём сделать это нужно было в кратчайшие сроки, так как машина всё время двигалась по конвейеру. Большое впечатление на меня произвело то, как надевалась кабина, потому что нужно было рассчитать каждый миллиметр, чтобы попасть в пазы.
ГАЗ одним из первых в России внедрил систему «бережливого производства». Данная система позволяет повышать эффективность производства с максимальной ориентацией на потребителя, исключая все виды потерь и вовлекая каждого сотрудника в оптимизацию производства. Высокий технологический уровень автокомпонентных производств ГАЗа позволяет выпускать продукцию высочайшего качества в короткие сроки и в широком ассортименте как для собственных нужд компании, так и для внешних заказчиков. Это стало возможным благодаря новым технологиям производства, которые ГАЗ освоил за последние несколько лет.
Ко всему прочему данное предприятие вносит непосильный вклад в поддержку образования Нижнего Новгорода. Горьковский автозавод оказывает помощь сорока подшефным школам и пятидесяти детским дошкольным учреждениям города. ГАЗ также несет шефство над базовыми учебными заведениями, которые входят в систему фирменного образования по  подготовке собственных квалифицированных кадров. 
После экскурсии мы ещё долго делились своими впечатлениями, так все были поражены увиденным. Завод «ГАЗ» − это гордость в истории отечественного автомобилестроения.
Приложение 6.
Встречи с интересными людьми.
Редактор школьной газеты – Суботько Зоя Александровна. Вопросы на обсуждение: -нравится ли Вам заниматься редакторским делом? -какие сложности испытываете при редактировании статей, репортажей и т.д.? –расскажите о самой интересной статье, почему именно она произвела на Вас такое впечатление? -какие советы Вы можете дать нам, начинающим журналистам? –спасибо за то, что уделили нам время.
Победили районных олимпиад. Вопросы на обсуждение: -какие чувства Вы испытали, узнав о том, что заняли призовые места? -сложными ли были задания? -осуществляли ли Вы какую-то специальную подготовку к олимпиаде? –теперь вы выходите на областной уровень? Каков Ваш настрой? –что, на Ваш взгляд, нужно делать, чтобы добиться таких результатов? (победы в олимпиаде? -спасибо, что уделили нам внимание, надеемся на Вашу победу. Удачи!
Встреча с молодыми учителями. Вопросы на обсуждение: -где Вы учились? -почему выбрали именно эту специальность (учитель)? -как Вам наша школа, какие чувства испытывали в течение первого рабочего дня? какие сейчас? – не пожалели ли о своём выборе? -какие напутственные слова Вы можете нам сказать? может, посоветуете идти в педагогический?! –спасибо, что уделили нам внимание. Творческих успехов Вам!

Приложение 7.
Круглый стол.
Темы:
Роль СМИ в стране (функции, задачи журналистики, что стало со страной, если бы журналистика исчезла).
Дальнейшая судьба русского языка в стране (внедрение иноязычных слов, массовое использование табуированной лексики, трудности в выражении мысли, деформация языка, современные высказывания о русском языке, его роль в жизни каждого человека, в частности, журналиста) - продолжение работы на уроке русского языка по теме: «Словарное богатство русского языка».
Общественное телевидение (состояние, развитие, положительные и отрицательные стороны, дальнейшее развитие).
Федеральный закон "О защите детей от инфомации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (реализация закона, его значение, перспектива, реализация; личное отношение).
Приложение 8.
Инсценировка сказки «Два брата».
Инсценировка сказки «Два брата» (о Городе и Граде) является продолжением урока русского языка по теме: «Язык. Изменение языка с течением времени».
Ведущий.. Решил Город навестить своего брата, которого звали Град и который теперь жил уединенно.
Город. (Весело.) Как ты живешь? Как твоё здоровье? Ты редко появляешься в обществе, о тебе стали уже забывать.
Град. (Печально.) Да, моя слава за последние годы пошатнулась. Теперь уже вряд ли кто скажет, как когда – то вдохновенно (гордо поднял голову) писал А. С. Пушкин:
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво.
Ты, дорогой брат, потеснил меня. Ты со всеми словами в дружбе. О тебе пишут в любой книге, в любом стихотворении, в журнале, в газете – везде тебе почет и уважение. Только и слышишь: любимый город, центр города…Обо мне никто не вспоминает. (Опустил голову, вздохнув.)
Город. (Подойдя к Граду и положив руку ему на плечо.) Ну что же ты так грустишь? Разве плохо тебе живется в слове Волгоград? Этот город на Волге – один из красивейших городов России. А Калининград?..
Град. (соглашаясь.) Так – то оно так, но здесь я больше похож на суффикс, чем на самостоятельное слово.
Город. (Напористо, громко, воодушевленно.) Ты по – прежнему в почете! Я сам читал об успехах градостроителей, об экономике градостроительства. Ты не забыт!
Град. (Благодарно пожимает руку Городу.) Спасибо тебе, брат. Я счастлив, что обо мне помнят.
Ведущий. Красноречивые аргументы Города, конечно же, приободрили Град, но в душе он завидовал трудовому и счастливому Городу, который жил самостоятельно.
Вопрос учителя: «Вы, наверно, согласитесь с тем, что сетования Града на своё неравноправное положение в языке вполне справедливы, но почему так произошло?»


Приложение 9.
Социальный опрос « Я и мой русский».
Социальный опрос « Я и мой русский» является продолжением уроков русского языка по темам: «Язык. Изменение языка с течением времени», «Словарное богатство русского языка».
Количество опрошенных: 30 человек.
Социальное положение: ученики, родители.
Вопросы.
Представьте себе, что русский язык вдруг исчез? Что тогда бы произошло?
Нужно ли говорить правильно? (да, нет)
Расставьте ударение в словах:
Новорожденный, обеспечение, мусоропровод, комбайнер, столяр, таможня, петля, мизерный, мускулистый, сметливый, облегчить, осведомиться, углубить, удобрить.
Найдите ошибку в предложении:
Сын пришел со школы и спросил, сколько время.
Исправите ли вы собеседника, если он допустил речевую ошибку?
ДА, НЕТ, НЕ ВСЕГДА.
- Аргументация позиции да.
- Аргументация позиции нет.
- Аргументация позиции не всегда.
Результаты опроса.
Вопрос № 1
Если бы русский язык исчез, то и исчез бы русский народ (или: исчезла бы сама страна – Россия, исчезла бы целая культура).
Исчез бы самый великий и могучий язык на планете. Многие люди остались бы без любимого, родного, привычного языка.
Я не хочу, чтобы это произошло. Это наш родной язык, язык русского народа.
Он не может исчезнуть, это один из самых лучших языков в мире. Любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
Я не знаю, какой язык мог бы заменить русский.
Русский язык нужно беречь так же, как и свою родину.
Без русского языка мы бы не узнали своего прошлого.
Не может исчезнуть, ибо это язык могучей нации.
Если бы исчез русский язык, то мир в одно мгновение потерял бы все сокровища, вошедшие в мировую культуру: произведения великих русских писателей, поэтов, мыслителей. Только на русском языке можно передать всё многообразие, многозвучие, тонкость окружающего нас мира. Если исчезнет русский язык, мир станет намного беднее. .
Вопрос № 2.
Да – 26 участников опроса, нет – 4.
Вопрос №3.
Неправильно расставили ударение в словах – 7 участников опроса.
Вопрос №4.
Сделали ошибку в предложении – 4 участника опроса.
Вопрос № 5.
Да 20. Нет 3. Не всегда 7.
Аргументация позиции да.
Неприятно, когда общаешься с неграмотным человеком.
Друга могу, ибо ему дальше предстоит общаться с другими людьми. Я не исправлю – другие исправят.
В случае неправильной речи собеседника можно не понять.
От правильности нашей речи зависит наше мышление.
Недопустимо засорять наш язык, правильно надо говорить всегда и со всеми – со взрослым и малышом.
Аргументация позиции нет.
Лучше промолчать, чтобы не обидеть человека.
Я и сама иногда ошибаюсь; каждый имеет право ошибаться.
Не смогу исправить старших: учителя, маму.
Лучше промолчать, чтобы не затеять спор.
Аргументация позиции не всегда.
В зависимости от ситуации: если у человека неприятности, то нет; если собеседник знаком – да.
Надо знать время и место: оратора нельзя, начальника нельзя.
Выводы.
Большая часть участников данного опроса понимает значение русского языка в жизни каждого конкретного человека, общества, правильно оценивает мировое значение русского языка. Учащиеся занимают активную позицию, выступая за чистоту языка, за повышение уровня речевой культуры.
Диагностика.
Без специального отслеживания учебно – воспитательного процесса трудно представить успешность усвоения материала внеурочной деятельности учащимися и ее влияние на успеваемость на уроках русского языкак . Одно из основных направлений по повышению уровня образования учащихся – педагогическая диагностика. Цели педагогической диагностики состоят в изучении и измерении обученности школьников, что позволяет оценивать результативность обучения, эффективность учебного процесса и прогнозировать успешность обучения на последующих этапах.
Обученность – владение учеником системой заданных учебной программой знаний и умений, приобретенных за определенный промежуток времени, показатель готовности школьников к продолжению образования.
Уровень обученности учащихся и эффективность деятельности определяется через контроль. В работе представлены следующие формы контроля: сочинение, статья, тест, критериально – ориентированные диагностики.
Сочинение.
Нижегородский край занимает важное место в истории России. В моём сочинении я попытаюсь объяснить, почему это так.
Все мы знаем из истории о «смутном времени» (1598-1613г.), когда Россия подвергалась многим напастям: стихийные бедствия, польско-шведская интервенция, политический, экономический, государственный и социальный кризисы. В это время в Россию приходило два самозванца Лжедмитрий I и Лжедмитрий II. В 1610г. войско под началом Лжедмитрия II захватило столицу России, с целью поработить русское государство. Но не все люди с этим смирились. Сначала собрали первое народное ополчение, которое не добилось своих целей, и было разбито в битве под Москвой.
Тогда за дело решили взяться нижегородцы. Выдающуюся роль в организации второго народного ополчения сыграл земский староста Кузьма Минин. По его предложению был назначен сбор граждан Нижнего Новгорода, на котором они установили количество обязательного пожертвования на нужды ополчения. Также Минину было поручено руководить сбором и тратой средств для воинства. Вторым выдающимся человеком был военачальник ополчения князь Дмитрий Пожарский. Его выбрали на эту должность, потому что он был Рюриковичем, честным, справедливым и не запятнал себя поддержкой Лжедмитриев. После сборов второе ополчение пошло на Москву в 1612 году, попутно заходя и пополняя свои ряды в Ярославле, Костроме, Балахне. В Ярославле оно простояло четыре месяца, а затем прибыло к столице, где встретилось с войском гетмана Ходкевича. В долгом бою народному ополчению удалось выбить поляк из Кремля и освободить Москву от интервентов, передав власть в руки «Совета всея земли», который выбрал нового государя.
В честь этого события в столице на Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому. Надпись на постаменте гласит: «Гражданину Минину и князю Дмитрию Пожарскому, благородная Россия».
Если бы тогда нижегородцы не собрали второго ополчения и не решились бы защитить родину, то сегодня всё могло быть по-другому. Именно поэтому я считаю, что наш край занимает важное место в истории России.
Поездка на Горьковский автомобильный завод.
Недавно мы с классом посетили автомобильный завод «ГАЗ», где нам показали не только музей, в котором рассказали о постройке и работниках этого предприятия, но и разрешили присутствовать при сборке автомобиля на конвейере.
Из рассказа экскурсовода мы узнали, что завод строили, можно сказать, «голыми руками», так как при возведении «ГАЗа» рабочие пользовались лишь лопатами и деревянными тележками. Было тяжело, но сотрудникам удалось, несмотря на трудности, построить предприятие всего за полтора года. Оказывается, первые машины собирались вручную. Только через некоторое время появилась конвейерная сборка.
В период Великой Отечественной войны завод выпускал военную технику и производил боеприпасы. Во время войны «ГАЗ» шестьсот раз подвергался бомбардировке, но продолжал работать. "Все для фронта, все для победы" - так, не жалея сил, автозаводцы работали в тылу. Выполняя задания фронта, люди сутками не выходили из цехов. В послевоенные годы на территории завода нашли более восьмисот снарядов!
Также мы посетили конвейер по сборке автомобилей, где были приятно удивлены, так как первоначально считали, что цехи полны суеты, мусора и шума. Но в реальности перед нами предстала следующая картина: слаженная работа сотрудников завода, чистота и спокойствие. Задача автозаводцев состояла в том, чтобы прикрепить деталь, за которую он нёс ответственность, причём сделать это нужно было в кратчайшие сроки, так как машина всё время двигалась по конвейеру. Большое впечатление на меня произвело то, как надевалась кабина, потому что нужно было рассчитать каждый миллиметр, чтобы попасть в пазы.
ГАЗ одним из первых в России внедрил систему «бережливого производства». Данная система позволяет повышать эффективность производства с максимальной ориентацией на потребителя, исключая все виды потерь и вовлекая каждого сотрудника в оптимизацию производства. Высокий технологический уровень автокомпонентных производств ГАЗа позволяет выпускать продукцию высочайшего качества в короткие сроки и в широком ассортименте как для собственных нужд компании, так и для внешних заказчиков. Это стало возможным благодаря новым технологиям производства, которые ГАЗ освоил за последние несколько лет.
Ко всему прочему данное предприятие вносит непосильный вклад в поддержку образования Нижнего Новгорода. Горьковский автозавод оказывает помощь сорока подшефным школам и пятидесяти детским дошкольным учреждениям города. ГАЗ также несет шефство над базовыми учебными заведениями, которые входят в систему фирменного образования по  подготовке собственных квалифицированных кадров. 
После экскурсии мы ещё долго делились своими впечатлениями, так все были поражены увиденным. Завод «ГАЗ» − это гордость в истории отечественного автомобилестроения.
Стихотворения собственного сочинения:
1.Омываемый морями,
Овеваемый ветрами,
Есть на свете дивный край.
Говорю я не про рай….
Здесь среди лесов дремучих,
Даже днём не брезжит лучик,
Тут вершины древних гор
Снегом скрыты с давних пор.
Все просторы той страны
Сердцу моему нужны..
Вы название спросили?
Я зову её Россией!
2.Мне навек дана
Дорогая страна.
И везде, где бывала,
Лишь по ней я скучала:
По болотам, по соснам,
По метелям, по вёснам,
По осеннему листку
Не могу прогнать тоску…
И когда я возвращаюсь,
Вновь Россией восхищаюсь!!
Система контроля:
Этапы контроля Сроки Знания, умения, навыки, которые контролируются Форма подведения итогов
Предварительный контроль сентябрь Выявлять подготовленность ребенка - владение первичными понятиями внеурочной деятельности собеседование, практические задания, упражнения
Промежуточный контроль ноябрь Уметь набирать и форматировать текстовую информацию Показ набранного материала
Промежуточный контроль декабрь Уметь анализировать источники информации Сравнительный анализ СМИ (газеты и журналы)
Промежуточный контроль январь Уметь оформлять статью в соответствии с принятыми стандартами Готовая статья в школьную газету
(репортаж)
Промежуточный контроль февраль Уметь пользоваться различными методами для сбора необходимой информации Готовая статья в школьную газету
(интервью)
Промежуточный контроль март Уметь составлять анкету Анкетирование одноклассников, родителей и обработка результатов
Промежуточный контроль апрель Уметь писать заметку, составлять фоторепортаж Готовый материал для газеты
Заключительный контроль май Анализировать полученные за учебный год умения и навыки Выпуск школьной газеты
Тест на выявление коммуникативных и организаторских возможностей у школьников:
Вопросы Ответ «ДА» Ответ «НЕТ»
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию
вашего мнения?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших
товарищей?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными
людьми?
6. Нравиться ли вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-
либо другими занятиями, чем с людьми?
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко
ли вы отступаете от них?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по
возрасту?
10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами
различные игры и развлечения?
11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было
выполнить сегодня?
13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи или одноклассники
действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения
ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым
человеком?
18. Часто ли вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас
обстановке?
21. Нравиться ли вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить новое дело?
23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если
приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих
интересы ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно, когда попадаете в большую
группу малознакомых людей?
28. Верно ли, что вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли, что вам не представляет особого труда внести оживление в
малознакомую для вас компанию?
30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе или в классе?
31. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным,
когда приходится выступать публично с серьезной речью?
32. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
33. Верно ли, что у вас много друзей?
34. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
35. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми
людьми?
Данный тест проводится на начальном этапе занятий кружка с целью выявления коммуникативных способностей школьников. Каждый выполненный тест анализируется, учителем выявляются конкретных проблемные моменты каждого ученика для последующего их устранения.
Результаты теста:
Количество учащихся, выполнявших тест 1 группа 2 группа 3 группа
15 6 5 4
1 группа – в высшей степени общительны и в любой компании чувствуют себя достаточно свободно. Ко всему новому относятся с энтузиазмом. С новыми людьми легко находят общий язык, участвуют во всех спорах и дискуссиях. Окружающие их люди с удовольствием общаются с ними.
2 группа - в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Новые проблемы не пугают. И все же с новыми людьми сходятся с оглядкой, в споры и дискуссии вступают неохотно. В высказываниях порой много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
3 группа – люди малообщительные. Уютнее чувствуют себя дома, нежели в компании друзей. Тяжело переживают различные проблемы, затронувшие их. Споры, дискуссии обходят стороной, стараясь не высказывать своего мнения.
Диагностика знаний по русскому языку учащихся в начале учебного года:
Количество учащихся, занимающихся в кружке «Основы журна-листики» Количество учащихся, получивших оценку «5» по русскому языку Коли-чество учащихся, получивших оценку «4» по русскому языку Коли-чество учащихся, получивших оценку «3» по русскому языку % качества % обученности15 1 9 5 67 57
Диагностика знаний по русскому языку учащихся в конце учебного года:
Количество учащихся, занимающихся в кружке «Основы журна-листики» Количество учащихся, получивших оценку «5» по русскому языку Коли-чество учащихся, получивших оценку «4» по русскому языку Коли-чество учащихся, получивших оценку «3» по русскому языку % качества % обученности
Критериально – ориентированная диагностика
успешности организации внеурочной деятельности.
№ Перечень предлагаемых утверждений CогласенСкорее согла-сен, чем не согла-сен Не уве-ренСкорее не согласен, чем согласен Не согла-сен
1 В этом учебном году:          
А Я улучшил свои знания по русскому языку    
Б Я стал более от-ветственно отно-ситься к учёбе    
В Меня интересует изучение русского языка    
Г У меня улучшились отношения с учи-телем и одноклас-сниками   
2 Мои усилия в учебе зависят от:          
А Желания глубоко изучить предмет русский язык      
Б Целей, которые я поставил перед собой    
В Требований, пре-дъявляемых мною к самому себе    
Г Желания не отста-вать от одноклас-сников    
3 При выполнении учебных заданий:          
А Повторяю ранее изученный материал      
Б Пользуюсь спра-вочниками, сло-варями, энцикло-педиями   
В Стремлюсь нахо-дить различные варианты решения поставленных пе-редо мною вопро-сов и задач    
Г Проверяю правильность выполненных мною упражнений      
4 Как правило, в учёбе я стараюсь:          
А Планировать и ис-пользовать с пользой для себя учебное время    
Б Не списывать и добиваться результата самостоятельно    
В Регулярно гото-виться к урокам      
Г Не опаздывать и не пропускать занятия без уважительных причин    
5 На уроках я не боюсь:          
А Задавать вопросы, участвовать в об-суждении изучае-мого материала    
Б Отвечать учебный материал    
В Ошибиться при выполнении учеб-ных заданий    
Г Обращаться за помощью к учите-лю     
6 Во внеурочное время:          
А Я читаю допол-нительную лите-ратуру по рус-скому языку    
Б Посещаю консультации      
В Люблю заниматься интеллектуальными играми (решать кроссворды, отвечать на вопросы викторины и т.д.)      
Внеурочная деятельность по «Основам журналистики» помогает мне в учебной деятельности