Конспект по химии для 8-9 класса «Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции»

Автор: Коромыслова Эльвира Рамилевна
Координаты автора: учитель химии МБОУ СОШ с. Тавричанка, I категория, стаж работы в данной школе 2 года
Краткая аннотация урока: Данный урок является логическим продолжением темы «Изменения, происходящие с веществами». Урок построен в соответствии с требованиями развивающего обучения: включает следующие этапы: мотивация, операционально-исполнительский этап, рефлексивно-оценочный этап; используются следующие приемы и методы: мотивация, проблемные вопросы, дифференцированный подход. На уроке применяются различные ИКТ: слайд-презентация, Уроки химии Кирилла и Мефодия – 8-9 классы, демонстрационные опыты по химии (интернет).
План-конспект урока.
Слайд № 1
Тема урока: Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции.
Цель урока: рассмотреть реакции разложения и ввести понятие скорости химической реакции.
Задачи урока:
Образовательные:
- привести классификацию химических реакций по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакций;
- привести I тип химической реакции – реакции разложения (определение и примеры);
- ввести понятие о скорости химической реакции;
- рассмотреть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
Развивающие:
- продолжить развивать навыки составления уравнений химических реакций и расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций

Воспитательные:
- умение слушать, систематизировать информацию.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: химический стакан, пероксид водорода, оксид марганца (IV) (порошок), лучинка, спички, диск Уроки химии Кирилла и Мефодия, 8-9 класс, слайд-презентация, демонстрационные опыты по химии.
Методы и приемы: проблемные вопросы, дифференцированный подход, самостоятельная работа, самоанализ, «попс - формула: прием обратной связи».
Формы организации познавательной деятельности: демонстрация опытов, индивидуальная работа, использование слайд – презентации, работа по учебнику.
Ход урока.
Этап урока
Время
Деятельность педагога
Деятельность учащихся

Организа-
ционный момент.
2 мин.
Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.
Приветствие

Актуализация
знаний
5 мин.
Фронтальная беседа по вопросам:
Слайд № 2
Что называется химической реакцией?



Как записывается химическая реакция?


Слайд № 3
Индивидуальная работа:
Сильные учащиеся работают по задачнику Н. Е. Кузнецовой: №2-5
Слабые учащиеся работают совместно с учителем по задачнику Н. Е. Кузнецовой: №2-4


Химические реакции – это процессы превращения одних веществ в другие

Химическая реакция записывается в виде химического уравнения, условной записи химических реакций с помощью индексов и коэффициентов

Определение темы урока

Даны схемы реакций:
H2O2 H2O + O2
t0
Cu(OH)2 CuO + H2O
H2 + O2H2O
H2O H2 + O2
KMnO4 K2MnO4 + MnO2 + O2
Найди лишнее.
- По какому признаку вы оставили все остальные схемы реакций?
- Чем эти реакции схожи?

- Итак назовите тему урока







H2 + O2H2O – из двух веществ образуется одно вещество.

- Из одного вещества образуется несколько
- Реакции разложения

Мотивация
5 мин.
- В окружающем нас мире и внутри нас ежесекундно протекают миллионы реакций. Получить представление о них нам помогает классификация реакций. С классификацией химических реакций по признаку поглощение или выделение теплоты вы уже знакомы.
- Назовите эти реакции?
- А сегодня на уроке вы ребята, познакомитесь с еще одной классификацией химических реакций, в основу которой положен признак числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.






Экзо- и эндотермические реакции

Операционально-исполнительский этап
26 мин.
- Первый тип реакции – реакции замещения. И целью нашего урока будет рассмотреть реакции замещения.
- Запишем тему урока «Реакции замещения»
- Демонстрация разложения пероксида водорода: 2H2O2 2H2O + O2 - немного нагрев, кислород выделяется медленно, и его будет недостаточно, чтобы увидеть как вспыхнет внесенная в верхнюю часть пробирки тлеющая лучинка реакция идет с небольшой скоростью.
- Можно ли скорость химической реакции увеличить?
- Демонстрация опыта разложения пероксида водорода с использованием оксида марганца (IV) (порошок) реакция протекает с большой скоростью.
Слайд №4: Следовательно, скорость химической реакции – это быстрота ее протекания, т.е. быстрота превращения одних веществ в другие
- Ребята, мы научились управлять скоростью химической реакции разложения пероксида водорода, и помог нам в этом оксид марганца (IV)
Слайд № 5: катализатор – это вещества, которые изменяют скорость химической реакции, но по окончании их не расходуются.
- Это первый фактор, влияющий на скорость химических реакций.
Слайд № 6: Факторы, влияющие на скорость химических реакций: (демонстрация опытов приложение)
1) катализаторы, биологические катализаторы – ферменты;
2) природа реагирующих веществ;
3) концентрация реагирующих веществ;
4) температура;
5) площадь соприкосновения реагирующих веществ.
- А сейчас давайте вновь вернемся к реакциям разложения пероксида водорода и обратим внимание на признак этой реакции.
- Рассмотрим еще одну разновидность реакции разложения (см. УРОКИ ХИМИИ Кирилла и Мефодия, 8 класс, урок №9 слайд №4 – разложение нерастворимых оснований при нагревании):
t0
Cu(OH)2 CuO + H2O
- Какие вещества образовались: простые или сложные?
- А может ли в результате реакции разложения получится не два, а более двух веществ? (демонстрация опыта разложения перманганата калия приложение)
2KMnO4 K2MnO4 + MnO2 + O2
- Итак, ребята, на основе записанных реакций и продемонстрированных опытов сформулируйте определение понятия «реакция разложения»




- Выполнение упражнения: расставить коэффициенты в уравнениях реакций разложения
1) NaHCO3 Na2CO3 + H2O + CO2
2) H2O2 H2O + O2
3) NH4NO3 N2 + H2O
4) NH3 N2 + H2
5) Fe(OH)3 Fe2O3 + H2O



- Записывают дату и тему урока
- Наблюдают за опытом и делают выводы. Записывают уравнение реакции





- Можно

- Наблюдают за опытом и делают вывод



- Записывают определение в тетрадь







- Записывают определение в тетрадь




- Записывают в тетрадь









- Вывод: в реакцию вступило одно сложное вещество, а образовалось два новых – простое и сложное





- Записывают уравнение в тетрадь
- Образовалось два сложных вещества
- Может

Записывают в тетрадь

Слайд № 7: Реакции разложения – это такие реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются два и более новых веществ
Выполнение упражнения в тетради и у доски

Рефлексивно-оценочный этап
5 мин.
Что нового узнали на уроке _________________
Что было интересно ________________________

Оценки за урок
Ребята высказывают свое мнение

Домашнее задание
2 мин.
§ 29, №1,4 (письменно)
Записывают домашнее задание в дневник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Тавричанка
МР Альшеевский район РБ



Урок
с применением ИКТ в 8 классе
по теме
«Реакции разложения.
Понятие о скорости химической реакции»





Учитель химии:
Коромыслова Э. Р.




2011-2012 учебный год
15