«Актуальные направления оценки качества образования в условиях перехода на ФГОС ООО»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №36
п. Балакирево
ДОКЛАД
участника муниципальной научно-практической конференции
«Актуальные направления оценки качества образования в условиях перехода на ФГОС ООО»
Подгорновой Марины Владимировны,
учителя истории и обществознания
(Секция №2. Основная и средняя школа. Гуманитарное направление)2015 год
В современных школах внедрение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования меняет ранее существующую парадигму системы образования и имеет большое значение в перспективе развития личности школьника. Современный выпускник должен отвечать целому комплексу требований, основной смысл которых заключается в том, чтобы направить теоретическую основу знаний ученика в практическое русло.
В настоящее время основной акцент в образовании смещен с предметных результатов, на личностные и метапредметные, система оценки которых строго не фиксирована и не имеет четкой структуры. Для оценки качества школьного исторического образования в контексте данных результатов необходимо использовать такие метода контроля, которые смогут позволить взглянуть на события с точки зрения творческого мышления и отразить всю полноту причинно-следственных связей исторического процесса через использование познавательных задач.
Мини-сочинение рассуждение (10-15 предложений)
Данный метод я использую в своей практике с целью помочь школьнику более глубоко окунуться в историческую атмосферу той или иной эпохи или какого-либо события. Изучение истории специфично тем, что практически весь объем полученных знаний учеником за годы учебы это давно прошедшее время, которое на уроках мы восстанавливаем за счет различных источников. Сочинение-рассуждение позволит школьнику подвести некий внутренний итог, сформулировать выводы относительно той или иной исторической темы; пофантазировать и представить себя на месте главного героя, проанализировать свои собственные решения и сделать свой выбор в текущей ситуации.
Примерные темы для сочинения:
Прогулка с первобытным человеком
Внутри египетских пирамид
Жанна Д’Арк – Орлеанская Дева
Две стороны одной инквизиции
Значение Великих географических открытий в мировой истории
Реформация как символ свободы воли
и т.д.
Проектная деятельность
Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности (творчества) и одновременно формирования определённых личностных качеств.
В рамках исторического образования данный метод контроля оценки качества знаний, на мой взгляд, считается одним из наиболее передовых, а также является очень демонстративным с точки зрения познавательного и творческого потенциала обучающегося.
Проектная деятельность может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Но в любом случае каждый участник проектной деятельности имеет определенный ряд задач, которые ему необходимо выполнить самостоятельно и как можно более качественно, чтобы показать высокую результативность. Кроме того, проектная деятельность является междисциплинарной по содержанию, так как отражает в себе взаимосвязь нескольких предметов (например, история и математика; история и география; история и литература; история и химия…)
Проекты могут быть исследовательские, информационные, игровые или творческие. В рамках моей поурочной практики я чаще использую творческие проекты и задания:
Раскрыть ключевые понятия темы с помощью визуальных эффектов (иллюстраций, схем).
В качестве реального примера – в 10 классе на уроке обществознания при работе в мини-группах учащиеся представили основные компоненты рационального познания в виде строения химического атома.
Выполнение коллажа
Данный вариант актуален в групповой работе в качестве подведения итога по теме; позволяет расставить основные акценты и сформулировать ключевые положения и выводы.
На мой взгляд, инструкция по выполнению не должна содержать в себе множество оснований, достаточно ограничиться лишь размером коллажа (например, формат А1, ватман), а материалы, технику работы, саму форму коллажа оставить за инициативой самих учеников; это позволит более широко мыслить при рассмотрении той или иной темы, а также создать условия для самореализации и самовыражения школьников.
Съемка видеоролика
Данный формат творческого самовыражения предложили мне сами учащиеся 7-го класса, определив его для себя как наиболее информационный и интересный в реализации.
Предложенная форма контроля усвоения исторического знания, конечно, не ставит на первое место когнитивный компонент, но позволяет ученикам воссоздать атмосферу той или иной исторической эпохи, переложить на себя образы реальных исторических героев, проанализировать их деятельность.
В настоящий момент в качестве итоговых работ выполнены видеоролики на темы «Посвящение в рыцари», «Моя Родина», «Защита прав ребенка».
Реальные темы исследовательской проектной деятельности, используемые в рамках исторического образования:
«Герой нашего времени» (биографическая работа о нашем земляке Погорелове В.С.)
«Ориентация на успех» (исследование трудовой деятельности нашего земляка Выборнова В.М.)
«Холокост: путь к толерантности»
«Древнегреческая мифология: богиня Афина»
Решение познавательных задач
Познавательные задачи – это определенные учебные условия, которые требуют от ученика активизации всех познавательных процессов – мышления, воображения, памяти, внимания и т.д.
Пример образного задания (основная цель – воссоздать исторического прошлое в тех или иных образах и оперировать ими):
Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите одного из них и выполните задания:
а) Гай Юлий Цезарь б) Василий Шуйский в) Г.В. Плеханов г) Н.И. Бухарин
Укажите время жизни исторического деятеля.
Укажите ключевые факты его биографии.
Укажите не менее двух направлений его деятельности и дайте их характеристику.
Приведите результаты его деятельности по каждому из названных вами направлений.
Пример логического задания (основная цель – усвоение теоретического материала и актуализация абстрактно-логического мышления)
В XIX веке крестьянская община считалась, по словам К.П.Победоносцева, «опорой и залогом стабильности государства». Объясните, почему с 1906 г. государственная власть приступает к целенаправленному разрушению общины (приведите три объяснения).
Пример оценочного задания (основная цель – позволить ученику высказать свои ценностные суждения и сформулировать личностное отношение к изучаемому материалу)
«Как отмечают исследователи, для римской гражданской общины в III в. до н.э. были характерны неразрывная связь понятий «гражданин», «воин» и «земледелец», равенство прав граждан, власть народного собрания, большая роль религиозных обрядов, почтительное отношение к предкам разных родов, восприятие римского народа, как народы, предназначенного судьбой для побед и господства над другими народами, представление о том, что успех отдельного человека возможен только в том случае, если он полезен общине в целом»
Выскажите свое отношение к этим представлениям. Какие из них кажутся вам значимыми для современного мира? Какие, по вашему мнению, утратили свою актуальность?
Исторические турниры
Данный метод контроля исторического знания полезен в конце изучения темы, курса, чтобы закрепить и обобщить все полученные знания. Проводиться в форме групповой работы в виде познавательного соревнования. Одним из условий подготовки является изучение дополнительной литературы (обозначенной учителем) по заданной теме.
Предложенный метод позволяет сформировать навыки работы в коллективе, осознать значимость личного вклада на получение общего результата, а также тренирует познавательные процессы, такие как память и внимание, актуализируя при этом абстрактно-логическое мышление.
В своей практике я проводила подобные турниры в старших классах на следующие темы:
«Города-герои» (в форме ток-шоу «Своя игра»)
«Романовы. Часть I» (в форме игры «Умники и умницы»)
«Романовы. Часть II» (в форме игры «Умники и умницы»)
В заключении хотелось бы сказать, что современные условия обучения школьников при реализации ФГОС ООО значительно расширяют спектр методологических возможностей для развития как когнитивного, так и эмоционально-волевого компонента развития личности обучающегося.
Создаются условия для самореализации ученика, расширяются просторы для его творческой деятельности, что, на мой взгляд, является одним из ключевых моментов становления сильной, инициативной, уверенной в себе личности.
Список литературы:
1. Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. Историческое образование в современной России. М., 1997
2. ЕГЭ. История: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. А. Б. Безбородова, А. В. Игнатова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 448 с.
3. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 351 с.
4. И.Я. Лернер. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории.М., 1982
5. ФГОС второго поколения: системно-деятельностный подход как условие достижения современных результатов образования. / Под ред. О.Е. Морозовой. – Владимир, ВИПКРО, 2014. – 40 с. (5)
6. ФГОС второго поколения: организация деятельности по формированию учебных действий на уроках предметов гуманитарного цикла. Рабочая тетрадь для педагогов, проходящих курсовую подготовку. / Под ред. Т.Х. Дебердеевой. – Владимир, ВИПКРО, 2013. – 77 с. (6)