ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВРЕМЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ

Дубинина Е. Л.
(ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики»)

Формирование жизненных компетентностей студентов путем внедрения информационных технологий во время преподавания химии

В преподавании химии создаются условия для развития предметных (специальных) компетентностей и надпредметных (ключевых) компетентностей. Специальная (предметная) компетентность формируется содержанием учебного предмета «химия». Ключевые (надпредметные) компетентности формируются процессом обучения (формами, методами, технологиями обучении), а также за счет реализации межпредметных связей химии с биологией, математикой, физикой, историей, экологией.
Введение компетентностного подхода в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда студенты могут хорошо усвоить теоретические знания, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Компетентностный подход предполагает не усвоение студентом отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется система методов обучения.
Целью применения инновационных технологий в процессе обучения химии является подготовка конкурентоспособного специалиста.
Эффективным в подготовке специалиста является активное применение инновационных технологий, которые не вытесняют традиционные технологии, а органично дополняют их.
Наибольший эффект от использования новых информационных технологий в образовательном процессе достигается при использовании информационных и демонстрационных программ, моделирующих программ, обеспечивающих интерактивный режим работы обучаемого с компьютером, экспертных систем для диагностики уровня знаний, доступа к информационным ресурсам сети Интернет.
Информационные технологии в химии могут применяться в виде приборов, собирающих информацию с образцов (например, спектрофотометры, хроматографы и др.); электронных образовательных ресурсов (таких как электронные учебники, тренажеры и др.); педагогических программных средств (ППС), позволяющих значительно улучшить учебно-воспитательный процесс.
Электронные учебники – программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участии преподавателя освоения учебного курса или его большего раздела с помощью компьютера.
Тренажеры создают условия для приобретения и закрепления определенных навыков и умений. Тестовые системы предназначены для контроля знаний. Встречаются тестовые системы двух видов: открытые и закрытые. В первом, преподаватель сам может наполнять систему проверочными заданиями, а во втором, жестко запрограммированный набор вопросов и вариантов ответов без возможности изменения.
Особенностью химии, как предмета, является обязательное присутствие химического эксперимента, Но многие опыты не могут быть продемонстрированы на занятиях, и на это существует масса причин: отсутствие необходимых реактивов; чрезмерная опасность проведения некоторых опытов; большие затраты времени на проведение некоторых опытов и т.д. Поэтому на занятиях химии применяются цифровые образовательные ресурсы различных коллекций, которые можно найти на отдельных сайтах, электронных носителях. Нахожу нужные мне химические опыты, и вставляю в отдельные слайды презентаций и затем использую их на занятиях. Не лишним будет еще раз отметить, что преимуществом такой демонстрации эксперимента является лучшая видимость, безопасность при проведении, возможность повторения с любого этапа эксперимента.
Таким образом, использование современных информационно- коммуникационных технологий на занятиях и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая студентам и преподавателям более эффективно решать стоящие перед ними задачи.
Цели использования информационных технологий:
сделать занятие современным (с точки зрения использования технических средств);
приблизить занятие к мировосприятию современного студента, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между преподавателем и студентом;
помочь преподавателю в:
проверке знаний, умений и навыков;
организации закрепления полученных знаний;
экономии времени;
возможности эмоционально и образно подать материал;
оформлении рефератов, научно-исследовательской работе и т.п.
проведении интерактивного занятия.
Информационно – коммуникативные технологии способны:
повысить уровень наглядности;
стимулировать познавательный интерес;
придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер;
индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность;
осуществлять обратную связь (ответная реакция аудитории);
формировать у обучающихся мнения и отношения;
формировать жизненные навыки;
преподавателю, применяющему ИКТ на занятиях легче установить контакт со студентами.
Также следует отметить, что применение информационных технологий при обучении химии способствует развитию любознательности и высокой познавательной активности студентов, а также позволяет сформировать информационную компетентность студентов.
Изучение химии весьма специфично, поскольку предполагает проведение химического эксперимента. При организации практических опытов компьютер может стать неотъемлемым помощником. В особенности это касается экспериментов, если вступают в реакцию или получают в ходе неё токсичные вещества (бензол, галогены и др.), при этом виртуальный мир даёт возможность проводить химический опыт без риска для здоровья обучающихся. Это обстоятельство обязывает преподавателя химии применять виртуальные практикумы. Реальный и виртуальный эксперимент должны взаимно дополнять друг друга. Виртуальный химический эксперимент возможен в случаях работы с ядовитыми реактивами. Примером материалов работ в виртуальных лабораториях может служить сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Педагогическое мастерство преподавателя химии заключается в умении применять традиционные и инновационные технологии, целесообразно их сочетать и комбинировать с учётом индивидуальных личностных особенностей каждого студента. Применение инновационных технологий требует от преподавателя особой высококвалифицированной психолого-педагогической компетенции, позволяющей в современных условиях образования данные технологии использовать не только на академических занятиях по химии, но и в научно-исследовательской деятельности и других воспитательных мероприятиях.

Литература

Гончарик Н. Г. Цифровые мультимедийные технологии – смысловые средства передачи информационного содержания // Проблемы создания информационных технологий: сб. науч. тр. – 2012. – Вып. 21. – С. 74-76.
Джашитов В. Э. Мультимедийные информационно-компьютерные технологии в научно-образовательных курсах лекций и экспресс-контроле знаний по точным наукам / В. Э. Джашитов, В. М. Панкратов, А. В. Голиков // Информ. технологии. – 2011. – № 1. – С. 44-48.
Курдюмова Т. Н. Компьютерная технология обучения химии: достоинства и недостатки.// Химия в школе, 2012. - №8, с. 35 – 37.
Фельдман И. Д. Создание и использование тематических компьютерных презентаций. //Химия в школе, 2011.- №7, с. 36 – 37.

Интернет – ресурсы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].