Актуальные проблемы и перспективы обучения в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Актуальные проблемы и перспективы обучения в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ.



Конвенция о правах инвалидов

24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала конвенцию о правах инвалидов, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006года. Конвенция направлена на защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией и обеспечение полного участия людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества.
3 мая 2012года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 3мая 2012года №46-Ф3 «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

Федеральный закон «О ратификации Конвенция о правах инвалидов»

Федеральный закон должен усилить защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией, обеспечить полное участие людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества.
Закон послужит ориентиром для дальнейшего совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социальной защиты инвалидов.

Парламентские слушания по теме: « Инклюзивное образование лиц с ОВЗ в РФ: проблемы отрасли» отметили, что «для с ОВЗ пока сохраняется значительное неравенство в обеспечении их прав на получение необходимого для успешной социализации образования, что обусловлено не только отсутствием необходимых ресурсов. Во многом это инерция мышления педагогов и родителей, непонимание в обществе важности развития инклюзии в системе образования, отсутствие необходимой нормативно – правовой базы. Развитие инклюзивного образования является важной составляющей государственной политики многих стран мира.»

Количество детей с особыми образовательными потребностями и распространённости инклюзии в странах ЕС. В Исландии детей с ОВЗ - 24,5%, охвачены инклюзией- 95,4%; в Испании детей с ОВЗ - 2,4% , охвачены инклюзией - 83,3%. По данным Минобрнауки России, более 50% детей с ОВЗ обучаются в обычных или коррекционных классах общеобразовательных школ.

Проблема №2. «Основные положения российского федерального законодательства в целом не препятствуют инклюзивному образованию детей с ОВЗ. В некоторых субъектах РФ (Москва, Архангельская и Самарская обл.), приняты и реализуются законодательные акты, касающиеся образования лиц с ОВЗ.
Вместе с тем, многие акты носят рамочный характер, не содержат чёткого механизма обеспечения инклюзивного образования, предоставления образовательных услуг конкретным категориям детей с инвалидностью. Система специального образования прошла 3 этапа эволюции: 1этап. Появление специальных школ. (3вида). 1этап. Появление специальных школ. (3вида). 3 этап. Интеграция в образовании / инклюзия.

Современные научные представления позволяют выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития (ограниченными возможностями здоровья) особые образовательные потребности. Современные научные представления позволяют выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития (ограниченными возможностями здоровья) особые образовательные потребности. Современные научные представления позволяют выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития (ограниченными возможностями здоровья) особые образовательные потребности. Если нарушение слуха, зрения или интеллектуального развития выявлено в первые месяцы жизни, то и специальное обучение должно начинаться незамедлительно. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии все усилия взрослых направлены исключительно на попытку лечения ребёнка, реабилитацию только средствами медицины. В аспекте содержания образования – потребность во введении специальных разделов обучения не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребёнка.
Например, занятия по развитию слухо – зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, разделы по социально – бытовой ориентировке для слепых и умственно – отсталых детей, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др. В аспекте организации обучения – потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды.
Так, дети с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, включая ранний детский аутизм, нуждаются в особом структурировании образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и планировать своё поведение. В аспекте границ образовательного пространства - потребность в максимальном его расширении, его обеспечение и за пределами образовательного учреждения. В аспекте продолжительности образования – потребность в пролонгации процесса обучения, выход за рамки школьного возраста В аспекте определения круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействия – потребность в согласованном участии специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро и психофизиологов и др.), во включение родителей проблемного ребёнка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.
Уровень психического развития пришедшего в школу ребёнка с ОВЗ зависит не только от медицинского диагноза, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.
Проблема№3.
Чрезвычайно великие различия в развитии детей с ОВЗ.
- от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы. - от ребёнка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Столь принципиальные различия наблюдаются не только в группе с ОВЗ, но и в каждой категории детей.
- дети с грубыми нарушениями развития не могут освоить школьную программу и на этом основании признаются необучаемыми. Система их отторгает.
-дети с минимальными нарушениями развития, как правило, поступают в массовую школу, в большинстве случаев не получая там необходимой специальной поддержки. Они также не могут реализовать право на адекватное их возможностям и потребностям образование.

Необходимо
-сохранить за интегрированными детьми всю полноту коррекционной помощи, гарантируемой законодательством;
-сохранить и модернизировать специальные образовательные учреждения, наделив их дополнительными функциями;
-внедрить модели интеграции/ инклюзии, обеспечивающие доступную и полезную «долю» интеграции для каждого ребёнка.
Проект ФГОС для детей с ОВЗ – это Концепция ФГОС начального школьного образования детей с ОВЗ.
Проекты ФГОС для детей с нарушениями слуха, речи, ЗПР, аутического спектра.
Одной из важнейших задач основного общего образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – детей с ОВЗ.
Смысл разработки ФГОС для детей с ОВЗ заключается в том, чтобы Гарантировать каждому ребёнку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от:
-степени тяжести нарушения психического развития,
-способности к освоению цензового уровня образования,
-вида учебного заведения,
-региона проживания.

Требования предъявляются к результатам, -структуре, -условиям
-конечному уровню образования (цензовый, нецензовый, индивидуальный).

Приоритетные направления модернизации – это подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов для работы с детьми с ОВЗ, в т. ч. Детьми раннего возраста (0-3), а также педкадров для работы в условиях интегрированного образования, инклюзии. Формирование в обществе в т. ч., у педагогов и родителей толерантного отношения к детям с ОВЗ, популяризация идей интеграции и инклюзии детей с ОВЗ.
Потребность в дифференцированном ФГОС для детей с ОВЗ
Из-за неоднородности состава учащихся требуется дифференцированный стандарт для каждой категории детей с ОВЗ - разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям

Функции СФГОС

максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;
дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня, типа учреждения, где он получает образование;
гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;
обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта


Устойчивые тенденции в изменении состава детей с ОВЗ
растет число детей с тяжелыми комплексными нарушениями (более 40% учащихся С(К)ОУ)
благодаря успешному внедрению научных достижений в сфере ранней и дошкольной помощи около четверти детей с ОВЗ к 7-и годам достигают близкого к норме уровня психического развития, ранее это считалось исключительным достижением
СФГОС: вариант I ( Ребенок с ОВЗ в обычной школе)
Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки.
В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.
Обязательна систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка для реализации особых образовательных потребностей, целенаправленного формирования полноценной жизненной компетенции.


СФГОС: вариант II
Ребенок получает цензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Обязательна организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В структуре образования расширяется компонент жизненной компетенции.
Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ученику.
В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.
СФГОС: вариант III

Ребенок получает нецензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки.
Обязательно специальное обучение и воспитание для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
В структуре образования «академический» компонент редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции».
В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.


СФГОС: вариант IV
Уровень образования определяется индивидуальными возможностями ребенка
При значительной редукции «академического» компонента максимально расширяется компонент «жизненной компетенции». Обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа.
Ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны.
Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка.
Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы.
Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Варианты СФГОС, предусмотренные для разных категорий детей с ОВЗ:
Глухие дети – I, II, III, IV
Слабослышащие дети – I, II (III – только при наличии других нарушений)
Слепые дети – I, II, III, IV
Слабовидящие - I, II (III – только при наличии других нарушений)
Дети с речевыми нарушениями – I, II, III
Дети с двигательными нарушениями – I, II, III, IV
Дети с ЗПР - I, II, III
Умственно отсталые дети – III, IV (цензовое образование исключается)
Дети с расстройствами аутистического спектра – I, II, III, IV




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315