Методическая подготовка к устной части ЕГЭ по русскому языку


Методика подготовки к устной части ЕГЭ по русскому языку
В 2017 году Правительство России решило внести изменения в государственный обязательный экзамен ЕГЭ по русскому языку – в нем появится устная часть. Алгоритмы по проведению устной части экзамена уже разработаны: как и при сдаче иностранных языков в устной форме, ученик в течение 20 минут прослушивает задание и отвечает на пять вопросов, описывая картинку и задавая вопросы. Далее проверяющие слушают запись ученика и выставляют оценку.
В устном формате будет проходить сдача теоретической части, что поможет выявить подлинный уровень знаний школьников, исключив процесс «угадывания», который возможен в тестовом формате.
Ожидается, что организаторы экзамена огласят единую тему, в рамках которой учащимся придется отвечать на вопросы экзаменаторов. При этом школьнику важно не только проявить какие-то знания на заданную тему, но и уметь грамотно и четко выразить свое мнение по данному вопросу. Оцениваться будут также знания, проявленные из смежных областей: широкий кругозор и углубленное знание школьной программы станут дополнительным плюсом для сдающих устный экзамен.
Новый устный экзамен призван определить не только то, насколько выпускник усвоил правила грамматики, но и то, как хорошо он умеет выражать свои мысли, складывать слова в предложения и доносить смысл речи до слушателей-экзаменаторов. Правильная речь крайне важна для построения карьеры в современных отраслях экономики. Четкое формулирование задачи перед подчиненными необходимо для любого руководителя, а умение выражать мысли и доносить идеи – для каждого, кто стремится продвинуться по служебной лестнице. Вот почему школьнику важно знать не только правописание, но и выучить основы ораторского искусства. А формировать грамотную речь и навыки говорения – задача уже школьных педагогов.
ГОВОРЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 Говорение как вид речевой деятельности опирается на язык как средство коммуникации. С помощью языка происходит общение, так как его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее.
Первой разновидностью устной речи является диалог (полилог), то есть разговор, в котором участвуют два и более человек. Для этого типа речи характерно наличие реплик, повторения отдельных фраз и слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий.
Другая разновидность устной речи — монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Монологическая речь представляет большие трудности по сравнению с диалогической речью, ее развернутые формы в онтогенезе развиваются позднее, ее формирование у учащихся представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения. Не случайно встречаются взрослые люди, умеющие свободно, без затруднений беседовать, но затрудняющиеся, не прибегая к заранее написанному тексту, выступить с устным сообщением, имеющим монологический характер.
ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ
 
Целью обучения говорению на уроке русского языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их во внеучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового и делового общения.
Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений:
а) понимать и порождать высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;
б) осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения в конкретной ситуации;
в) пользоваться рациональными приемами овладения русским языком, самостоятельно совершенствоваться в нем.
Важным является также развитие у учащихся общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психических процессов, лежащих в основе любого вербального общения, а также эмоций, чувств учащихся, их готовности к общению, культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия.
По окончании курса обучения русскому языку у учащихся должны быть сформированы следующие коммуникативные умения:
1. В области говорения:
- свободно осуществлять диалогическое общение в пределах разных сфер, тематики и ситуаций общения с соблюдением действующих фонетических норм русского языка;
- свободно высказываться о себе и об окружающем мире, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.    
2. В области аудирования:
- в условиях непосредственного общения, понимать и реагировать на устные высказывания партнеров по общению в пределах сфер тематики и речевых ситуаций;
- понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (рассказы, стихи и др.) и реагировать вербально на их содержание;
- полностью и точно понимать сообщения преимущественно монологического характера, построенные на знакомом учащимся языковом материале.      
Однако навыки говорения, как и любые другие навыки, не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания, а значит, должны быть и уроки, направленные главным образом на развитие навыков говорения.
Таким образом, в содержание обучения русскому языку входит:
- языковой материал (фонетический, лексический, грамматический), правила его оформления (орфография, пунктуация) и навыки оперирования ими;- сферы общения, темы и ситуации;
- речевые умения, характеризующие уровень практического владения языком как средствам общения;
- общие учебные умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие формирование речевых навыков и умений самосовершенствоваться в устной речи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бодалев А.А. Об общении и учете его характеристик при работе с людьми. Л.: ЛГУ, 1972.
2. Вайсбурд М.Л. Типология учебно-речевых ситуаций //Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: МГУ, 1988.
3. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики. М.: Русский язык, 1989.