Статья Как подготовиться к устной части ЕГЭ. Из опыта работы. с практическими заданиями ЕГЭ















Устная часть ЕГЭ по английскому языку

(подготовила Шевцова М.В., учитель английского языка МАОУ ТСОШ №1)


























В 2009 г. устная часть ЕГЭ по иностранным языкам, т.е. задание «Говорение», была отменена. Однако разговоры о безусловной необходимости этой части экзамена велись постоянно и вот, как говорится, мы дождались. Мария Вербицкая (Федеральный институт педагогических измерений) и Людмила Кожевникова (Самарский государственный университет) представили широкой общественности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], апробация которого уже [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в некоторых школах страны.
Разница между тем, что было до 2009 и тем, что нам предлагают сейчас, довольно большая. До 2009 устные задания ЕГЭ по формату были аналогичны устным заданиям ГИА (государственной итоговой аттестации после 9-го класса) и отличались от них только уровнем сложности.
Первым заданием было тематическое монологическое высказывание, т.е. ученик должен был произнести монолог определенного объема на заданную тему. Примерные темы монологов были указаны в «Кодификаторе элементов содержания по английскому языку для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена». Вторым заданием был диалог с целью обмена оценочной информацией на эти же, указанные в кодификаторе, темы.
Монологи представляли собой хорошо нам знакомую систему топиков по английскому языку, которая всегда активно использовалась в советской школе. Нужно было уметь рассказать о семье, родном городе, стране, друзьях и отношениях с ними, о проблемах современного мира, о странах изучаемого языка, спорте, выдающихся людях и т.д. Топики составлялись заранее. Хорошие ученики учили их наизусть, плохие делали шпаргалки и подглядывали туда во время ответа.
В роли слушателя и собеседника на экзамене выступал экзаменатор. На устный ответ одного ученика отводилось десять минут.
Хорошо это было или плохо? В советское время скорее - хорошо, т.к. чтобы подготовится ко всем возможным монологам и диалогам на большое количество тем, нужно было хорошо поработать. Однако в современных условиях, например, на экзаменах ГИА 2013 года, уже накануне экзамена большинство детей, сдающих экзамен по английскому языку в своих родных школах, знали какие конкретные монологи и диалоги будут у них на экзамене. Сделать шпаргалку и прочитать её во время экзамена труда не составляло. Учителя, кровно заинтересованные в получении детьми хороших результатов, закрывали на это глаза.
Конечно, экзамены ЕГЭ всегда проводились в более суровых условиях, чем экзамены ГИА, однако использование шпаргалок, мобильных телефонов, интернета и т.д. на экзаменах стало практически нормой в современной России.
Что же нам предлагают в новом проекте устной части ЕГЭ?
Изменений много. Во-первых, увеличилось количество заданий: теперь их четыре, а не два, и они совершенно другие. Во-вторых, вместо экзаменатора-собеседника ученик будет сдавать экзамен компьютеру. В-третьих, сократилось время на подготовку к ответам, т.е. учащимся придется демонстрировать навыки спонтанной речи на иностранном языке.
Первое задание С3
Предлагается прочитать вслух небольшой и несложный текст. Времени на подготовку одна минута. Это время дается для того, чтобы ученик мог предварительно ознакомиться с текстом, прочитав его про себя. Задание оценивается в один балл. Очевидно, что от учащегося требуется четкое выразительное чтение и правильное произнесение слов. С одной стороны, это задание может показаться слишком легким для экзамена ЕГЭ, но дело в том, что новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) старшей школы 2012 года предусматривает переход к обязательному ЕГЭ по иностранным языкам всех выпускников средней школы (от 70 000 к 700 000 сдающих). До настоящего времени этот экзамен сдавали только хорошо подготовленные дети, практически поголовно занимающиеся языком дополнительно. По новому стандарту будут сдавать все. Практика показывает, что многие выпускники школ с трудом читают вслух неподготовленный текст на иностранном языке, делая многочисленные ошибки в произнесении слов из-за своего минимального словарного запаса и не понимания того, что они читают. Научить детей говорить на иностранном языке способна не всякая современная школа, так пусть хоть читать научат, что даст детям возможность получить свой законный балл за это задание.
Пример задания 1 базового уровня сложности – прочитать вслух отрывок из информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста (1 балл);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пример первого задания взят из ФИПИ.
Второе задание С4
Вниманию учащегося предлагается некая визуальная информация, например, рекламное объявление. Нужно задать пять уточняющих вопросов по данному объявлению. Тематика вопросов указывается. Времени на подготовку - одна минута. Максимальная оценка - пять баллов. В этом задании проверяется умение задавать четкие, грамматически правильно построенные вопросы, для чего ребенку нужно обладать базовыми знаниями грамматики и лексики.
Пример задания 2 базового уровня сложности – задать 5 прямых вопросов на определенную тему (путешествия, покупки, еда, транспорт, занятия спортом и т.д.). Экзаменуемому предлагаются визуальный стимул и ключевые слова (о чем надо спросить); за это задание можно получить 5 баллов;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Следующие два задания повышенной сложности и требуют хороших навыков говорения.
Третье задание С5. Нужно описать фотографию (картинку). Из трех предложенных фотографий нужно выбрать одну и описать ее по предложенному плану. Максимальная оценка за это задание - семь баллов. При оценке учитывается решение коммуникативной задачи (высказывания ученика по всем пунктам плана), организация высказывания (наличие вступления, заключения и завершенность высказывания) и языковое оформление: достаточно разнообразная лексика, грамматика и специальные выражения. Время на подготовку - одна минута.
Пример задания 3 базового уровня сложности – рассказать другу о сделанной Вами фотографии, почему Вы сделали ее и почему хотите показать ее другу (одна фотография из трех на выбор), целых 7 баллов можно получить!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Четвертое задание С6
Нужно сравнить две фотографии (картинки), используя предложенный план. В обеих фотографиях будет что-то общее, например, разные виды досуга. Или, например, люди, попавшие в затруднительные ситуации. Их нужно кратко описать, пояснить, в чем состоит сходство и различие ситуаций, сказать о своих предпочтениях и объяснить свой выбор. Время на подготовку - одна минута. Максимальная оценка за это задание семь баллов по тем же критериям, что и в задании С5. Для получения максимального балла за это задание (как и за задание С5) ученик должен продемонстрировать выразительную, эмоционально окрашенную речь и использовать специальные слова и предложения для перехода от одной части высказывания к другой.
Пример задания 4 высокого уровня сложности – сравнить 2 предложенные фотографии (например, пляжный отдых и турпоход), выявить сходства, различия и рассказать о своих предпочтениях (7 баллов)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задание 4 высокого уровня, сравнение двух фотографий
Последние два задания требуют от учащегося сообразительности, быстрого мышления и хорошо развитой речи, в том числе, и родной. Для многих современных подростков было бы трудно сделать такие задания и на русском языке, т.е. трудно просто сообразить за такое короткое время, что и как говорить. Тут уместно вспомнить слова нашего президента, сказанные им на 1-м Российском литературном собрании о том, что «большинство представителей молодого поколения в России с трудом могут формулировать свои мысли».
Подготовить ребенка к выполнению таких заданий(С5 и С6) в короткий срок невозможно. Для этого он должен уметь довольно бегло говорить по-английски и иметь хороший словарный запас в активе – навыки, которые получаются ребенком в результате нескольких лет качественных занятий языком.
Время, отведенное на выполнение всего задания, очевидно, также будет минимальным. И если, например, для экзамена по всей стране будут предлагаться сотни разных фотографий (картинок), которые экзаменуемый увидит только тогда, когда сядет за компьютер и начнет выполнять задания (при этом нажать на паузу будет нельзя), это будет очень способствовать честной сдаче и демонстрированию реальных навыков учащихся.
Устный ответ ученика предполагается записывать на флеш-накопитель. Оценивать ответ будут специально подготовленные эксперты из разных регионов. Конечно, это только проект и, возможно, в процессе апробации выявятся его недостатки. Но, в целом, можно сказать, что этот проект -  реальный шаг к улучшению ситуации со сдачей государственных экзаменов в России.
На сайте ФИПИ уже выложены документы, в которых нас оповещают об изменениях и демоверсию самого экзамена, но уже с устной частью. С одной оговорочкой, что устная часть будет не обязательной и будет сдаваться по желанию выпускников! Но я думаю, чтобы получить больше баллов, смысла нет сдавать экзамен, не попробовав взять раздел Speaking.
Как будет проводиться устная часть экзамена?
Устная часть ЕГЭ по иностранным языкам будет проводиться в компьютеризированной форме, без участия экзаменатора-собеседника, с постоянным присутствием в аудитории организатора, отвечающего за соблюдение процедуры и техническую часть.
Во время ответа экзаменуемого (до 15 минут, включая время подготовки – по 1,5 минуты для каждого их четырех заданий) ведется аудиозапись ответа.
На экзамене общая инструкция по процедуре экзамена и инструкции к каждому заданию устной части предъявляются экзаменуемому на экране компьютера, визуальные опоры (фото и картинки) даются в цвете.
Предусмотрена настройка уровня записи. Идет отсчет времени, и на экране постоянно присутствует надпись, сколько минут и секунд остается для подготовки или ответа
Как будут оценивать говорение?
Оценивание проводят два специально подготовленных эксперта на основе критериев и схем оценивания.
Задание 1 (чтение текста вслух)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Задание 2 (составить вопросы)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Задание 3 и 4 (описание и сравнение фотографий)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Нажмите на картинку, чтобы увеличить

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Продолжение оценивания критерий заданий 3 и 4

Психологический аспект
При подготовке к экзамену не следует забывать о психологическом аспекте – готовности экзаменуемого работать один на один с компьютером.
Многие будут испытывать страх, хотя в жизни большинства современных выпускников общение с компьютером и посредством компьютера занимает большее место, чем непосредственное общение с людьми. Думаю, что многим будет комфортно сидеть за компьютером, чем перед экзаменаторами.
Что уже сейчас я делаю?
Как только я узнала, что будет введена устная часть, я решила пробежать глазами в своём любимом интернет-магазине Озон, что предлагает нам книжная индустрия. Но, к сожалению, пока ещё ничего такого путного я не обнаружила.
Есть устные темы по ЕГЭ, но это всё не то. Нужны именно много разных реклам с вопросами, готовых картинок и фотографий, где можно и описывать, и сравнивать. Пока никто подобного ничего не написал.
Но ждать времени нет, поэтому я решила сама подготовить такие задания, благо книг и учебников дома полно. Сейчас я на стадии подготовки. Вместе со своей ученицей я пробую то, что приготовила и смотрю, как это всё идет на практике.


Задания для проведения устной части в 11 классе.

C.3 Imagine that you are preparing a project with your friend. You have fond some interesting material for the presentation and you want to read this text to your friend whose role will be played by the examiner. You have one minute to read the text silently, then after a signal be ready to read it aloud.
British people are traditionally never late for official or friendly meetings. It is
often considered impolite to arrive even a few minutes after a fixed time. If
somebody can’t come on time, he calls and apologizes. At present, it is more
difficult for the British to be punctual because the rhythm of life is very fast.
However, they try to do their best anyway because punctuality is a feature of
British character. It's just not common for the British to be later.

C.4 Study the advertisement. The Zoo on the wheels
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
You decided to visit the zoo and study exotic animals .Now you are calling to make some clarifications. In a minute you are to ask five questions to find out the following:
1.location
2. length of the tour
3.kinds of animals
4.guide
5.price

C.5 Imagine that while travelling around during your holidays you took some photos. Choose one photo to present to your friend whose role will be played by the examiner. You have one minute to think it over.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

When presenting the picture remember to mention:
-when you took the photo
-what/ who is in the photo
-what is happening
-why you took the photo
-why you decided to show the picture to your friend

C.6 Study the two photographs. In a minute be ready to compare and contrast the photographs:
-give a brief description (action, location)
-say what the pictures have in common
-say what way they are different
-say which kind of picture you'd find more interesting
-explain why.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Вывод.
Сомнений по поводу того, что будет или нет введена устная часть, теперь нет. Поэтому нужно подготовить себя и ваших учащихся прежде всего морально.
Устная речь на иностранном языке, по моему мнению, одна из самых главных целей изучения иностранного языка в школе. Самое главное  уметь донести до человека то, что ты хочешь ему сказать и соответственно понять его.























Нђ Заголовок 3 Заголовок 415