Доклад на тему: Профессиональная компетентность педагога, как условие реализации требований ФГОС.


Профессиональная компетентность педагога, как условие реализации требований ФГОС.
В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика.
Решение поставленной задачи напрямую зависит от компетентности педагогических кадров.
Компетентность – это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.
Следовательно, важным условием введения ФГОС в общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.
Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.
Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через его педагогические умения.
1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.
3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие:
создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.
Развитие профессиональной компетентности это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
Система повышения квалификации.
Аттестация педагогических работников.
Самообразование педагогов.
Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.
Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.
Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность.
Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.
Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.
Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом.
В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени».
Список литературы:
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» [Текст] // Российская газета. - № 5812. – 2012, 21 июня.
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» /[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф /, свободный. – Загл . с экрана
3. Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность педагога / С.Г. Молчанов



15