Эссе на тему: Профессиональная компетентность учителя технологии в условиях реализации ФГОС

Муниципальное казенное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1 города Жирновска"















Эссе на тему: "Профессиональная компетентность учителя технологии в условиях реализации ФГОС"




























Михайлова Елена Владимировна


Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.)
Браже Т. Г.

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют к нам, учителям высокие требования. Для того, чтобы воспитать достойного гражданина нашей Родины, учитель должен быть примером для подражания, способным проектировать совместную деятельность с учащимися, готовым к сотрудничеству, открытым для общения. Большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в самообразовании, вести обсуждение проблем в диалоге, на практике проверять полученные знания и опыт.
Я думаю, что компетентность учителя технологии включает в себя такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.
Отсюда главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и научить: а) учиться; б) знать; в) познавать; г) делать; д) жить; е) быть Человеком.
Другими словами задача учителя теперь - организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, научить их самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике.
Забота учителя - отбирать для указанных целей такие методы, технологии обучения, которые бы не только и не столько позволяли усваивать готовые знания, сколько приобретать знания самостоятельно из разных источников, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать, использовать ранее полученные знания в качестве метода для получения новых знаний. Современная действительность вызывает сегодня необходимость замены формулы "образование на всю жизнь" формулой "образование через всю жизнь". От человека теперь требуется умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы.
Я считаю, что в профессиональную компетентность учителя технологии входит:
- освоение принципа преподавания технологии на основе органической связи дисциплин, овладение современными культурологическими знаниями.
- владение современными инновационными педагогическими технологиями, активными и интерактивными методами обучения, передовым педагогическим опытом.
- формирование умения конструировать урок с учётом современных требований, умения проводить самоанализ работы.
- раскрытие творческого потенциала учителя путём приобщения его к исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной работе, формирование умения систематизировать и обобщать собственный педагогический опыт.
Современный учитель должен:
Повысить квалификацию в своей предметной области и развивать свою профессиональную компетентность.
Повысить методологическую культуру и овладеть различными методами и методиками.
Творчески использовать инновационные технологии и педагогический опыт коллег.
Разрабатывать дидактический материал, конструировать урок с учётом современных требований.
Совершенствовать умение анализировать собственную деятельность.
Участвовать в опытно-экспериментальной работе.
Участвовать в научно-практических конференциях, семинарах и т.п.

В процессе организации учебного процесса учитель должен применять разные формы обучения:
лекции,
практические занятия,
семинары,
круглые столы
занятия в малых группах,
проектная деятельность,
разработка дидактических и методических материалов,
разработка электронной мультимедиа продукции,
индивидуальное консультирование и презентация разработок.

 В условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностно - компетентностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому служат активные и интерактивные методы обучения.
Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса.
Современный учитель должен владеть следующими интерактивными методами обучения:
интерактивная лекция;
использование и анализ видео-, аудио- материалов;
практическая задача, кейс-метод;
разбор ситуаций из практики участника;
ролевая игра (в том числе с анализом видеозаписи);
работа в малых группах;
проектирование
групповая дискуссия;
соревнование;
творчески- проблемный;
 обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие;
презентаций идей;
модульно-проектный;
исследование ролевых моделей; 
тестирование, экзамен с последующим анализом результатом и другие
(решение и составление различных занимательных заданий, проблемных ситуаций, ребусов, кроссвордов, диспутов, дискуссий, «мозговой штурм», викторин, турниров знатоков, ролевых игр, деловые игры, работу в малых группах и т.п.)
Другими словами, интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
В своей профессиональной деятельности я использую некоторые элементы новых педагогических технологий, которые, я считаю, активизируют деятельность учащихся, подталкивают их на творческий подход к изучению предмета. Наиболее приемлемыми для меня стали следующие технологии:

Проектные технологии. 

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования. Метод представляет собой технологию организации образовательных ситуаций, в которых обучающиеся решают практические и проблемные задачи в групповой работе, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.
В основе проектной работы лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве (учащийся и преподаватель – партнеры).
Приведу пример, где мною  применялся метод проектной деятельности.
Учащимся 5 - 8х классов на уроках технологии был предложен общешкольный творческий проект «Квилт: территория здоровья». Каждый класс на лоскуте 1м x 1м выполнил аппликацию методом гильоширования с тематикой о здоровом образе жизни. Получилось 8 квилтов, которые мы сшили в один большой квилт размером 2м x 4м. Данный квилт используется в нашей школе волонтерами из агитбригады с целью пропаганды ЗОЖ.
Перед тем как приступить к выполнению практической части, была проведена большая  исследовательская работа:
- определение темы, проблемы, цели и задач
- работа со специализированной литературой, журналами
 - выполнение  практических задач на уроках технологии
- оформление стенда
- защита проекта. 

Интегрированные технологии 
Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания. Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости . Сформировать целостную картину о предметах, явлениях, свойствах материалов помогают межпредметные связи, которые осуществляются на уроках. Знания детей становятся более значимыми, так как, применяя их на разных предметах, мы способствуем приведению образовательного процесса в единое целое. 
Предмет "Технология" интегрируется со всеми общеобразовательными предметами. В своей работе я применяю знания из областей математики, физики, истории, биологии, химии, изобразительного искусства.
Мне как учителю технологии особенно интересна идея разработки и проведения интегрированных уроков по технологии и изобразительного искусства. Так в 5 классе мы провели интегрированный урок по теме: "Вышивка в русском народном костюме". Цель урока: пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям русского народа.
Таким образом, при проведении интегрированных уроков «технология – изобразительное искусство» учащиеся получают возможность проводить исторические сравнения, анализировать и делать выводы, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

"Человек не ценится теперь
только как носитель знаний,
а важно, чтобы он был деятель"-
(из речи президента В.В. Путина)

Заголовок 215