Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка Умелые ручки(лепка)


Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» (лепка)для 1 класса составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования;
Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №26 имени А.С. Пушкина принятого педагогическим советом 29 августа 2014 года;
Учебного плана МБОУ «СШ № 26 имени А.С. Пушкина» на 2015-2016 учебный год;
положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих учебных программ муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №26 имени А.С. Пушкина. Приказ № 96-ОД от 29.08.2014.
Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на основе методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова. М. Просвещение , 2010г и авторской программы М.Г.Глазовой
Программа курса «Умелые ручки» представляет систему художественно-эстетических занятий для детей. Она реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
 Цель внеурочной программы: формирование у детей младшего школьного возраста индивидуально–творческой, художественно – эстетической, познавательной, коммуникативной компетентностей.
общая характеристика учебного предмета
Принципы, лежащие в основе программы:— доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);— наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);— демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);— научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).— «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Задачи:1. Развитие чувственности, воображения, ассоциативно-образного мышления и творческой деятельности.2. Расширение эмоционального опыта ребёнка.3.Развитие мелкой моторики рук и координации движений.4. Воспитание эстетически-нравственного отношения к природе через изображение её образа в собственном творчестве.5. Расширение знаний и представлений детей об окружающем мире.6. Поощрение детского творчества, инициативы.7. Формирование коммуникабельности, способности к общению, умения работать в коллективе.8. Формирование умения делать «открытия» на основании собственных «опытов».9. Формирование умения анализировать, оценивать результаты работы.
Место учебного курса в учебном плане.
На практике эти задачи реализуются через занятия кружка «Умелые ручки». Программа ориентирована на обучающихся 1-х классов (7 – 8 лет) . В учебном плане на изучение «Начала туризма и краеведения» отводится 1час в неделю (33 часа в год).
Планируемые результаты освоения курса
Независимо от предметного содержания у обучаемых должны формироваться общетрудовые знания, умения и способы деятельности. Обучающимися должны быть усвоены знания о процессе труда и выработаны первоначальные умения по его практической реализации:
- планирование и организация рабочего места;
- рациональное размещение инструментов и материалов;
- распределение рабочего времени;
- соблюдение последовательности технологических операций под руководством учителя и по технологической  карте;
- контроль за ходом деятельности;
- соотнесение результатов деятельности с образцом;
- осуществление сотрудничества при коллективной  работе;
- соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой, и правил личной гигиены;
- выдвигать свои идеи и оценивать их с позиции экономической доступности и посильности исполнения;
- выполнять эскизы, простейшие чертежи, схемы;
- осуществлять наблюдения  и исследования свойств различных материалов;
- комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия;
- выбирать необходимые материалы и инструменты;
- оценивать процессы и результат своего труда;
- выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты.
Планируемые результаты изучения предмета «Технология» разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного предмета.
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
•уважительно относиться к иному мнению;
•понимать практическую значимость получаемых знаний по лепке;
•соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
•развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
•конструктивно разрешать проблемные ситуации;
•оценивать свои успехи.
Обучающийся получит возможность научиться:
•сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
•сформировать и использовать свои коммуникативные и творческие способности;
•стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
• сформировать эстетические чувства при работе с различными материалами
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные
обучащийся научится:
организовывать своё рабочее место (под руководством учителя);
понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
составлять план выполнения работы и проговаривать вслух последовательность выполняемых действий;
осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе слайдового плана;
вносить коррективы в свою работу;
оценивать совместно с учителем результат своих действий.
обучащийся получит возможность научиться:
с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на образец;
воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами.
Познавательные
обучащийся научится:
различать материалы и инструменты по их назначению, плоские и объёмные фигуры, виды работ и др.;
выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;
высказывать суждения; обосновывать свой выбор;
проводить анализ изделий и реальных объектов по заданным критериям, выделять существенные признаки;
характеризовать основные качества теста, пластилина;
характеризовать основные качества теста, пластилина;
сравнивать, классифицировать под руководством учителя реальные объекты и изделия по заданным критериям.
обучащийся получит возможность научиться:
характеризовать материалы по их свойствам;
группировать профессии людей по материалам, с которыми они связаны;
конструировать объёмные изделия из, пластилина.
Коммуникативные
обучащийся научится:
задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия;
слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение;
выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия;
выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них.
обучащийся получит возможность научиться:
приводить аргументы и объяснять свой выбор;
вести диалог на заданную тему;
соглашаться с позицией другого ученика или возражать, приводя простейшие аргументы;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
3.Предметные
Обучащиеся научатся:
скатывать тесто прямыми и круговыми движениями, расплющивать, соединять в виде кольца, защипывать края формы;
начальным принципам композиции;
видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки;
составлять орнаменты и лепить посуду;
иллюстрировать сказки;
изготавливать игрушки, украшения к праздникам;
изготавливать из теста  поделки по замыслу;
синхронизировать работу обеих рук, координировать работу глаз и рук;
соединять детали, вытягивать или оттягивать небольшое количество пластического материала для формирования деталей ( клювиков, хвостиков и т.д.);
расписывать, украшать вылепленные из теста изделия по замыслу или по мотивам народного декоративно- прикладного искусства.
Обучающийся получит возможность научиться:
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия; использовать одну технологию для изготовления разных изделий;
оформлять изделия по собственному замыслу и на основе предложенного образца.
Содержание программы
Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.
Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Например, при изучении темы "Урожай" применяются все виды доработки исходных форм. В теме "Дары леса" ("Лесные сокровища") полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются. В некоторых темах создаются довольно сложные многопредметные композиции: "Птичка – заботливая мама", "Подарок маме", "Ракетодром".
Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.
В конце изучения каждой темы дети осваивают композицию – размещение предметов на плоскости (например, в теме "Магазин игрушек" – группами по 2–3 игрушки на рабочих досках, изображая витрину или прилавок). В теме "Картина из пластилина" по законам композиции осваивается плоскость картины, в темах "Чаепитие", "Урожай", "Дары леса" правильно подбираются предметы с учетом их соразмерности.
Главную исходную форму – шар – дети должны особенно хорошо изучить, знать ее визуально (глазами) и на ощупь (руками). Для этого хорошо иметь комплект шариков для пинг-понга как раздаточный материал (достаточно нескольких шариков, чтобы дать их в руки тем, кто трудно осмысливает эту правильную форму). У учителя должны быть лепные программные изделия-образцы – вы показываете объемную форму при анализе нового изделия, совмещаете ее с рисунком этой же формы на плакате, предъявляете при определении пропорций. Только при такой комплексной подаче информации формируются связи, позволяющие ребенку переносить объемное изображение на плоскость и, наоборот, формировать объемное видение плоского рисунка; активизируются образное мышление и фантазия. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия, конечно, с согласия их авторов. Постепенно лепных изделий накапливается довольно много, и часть приходится разбирать на рабочий материал. Ниже мы подробнее расскажем об этом.
Итогом работы над изучаемой темой должно быть создание тематической композиции. Работы, получившие лучшую оценку учащихся и учителя, в том числе и выполненные дома, достойны всеобщего обозрения. Такая выставка детям необходима, как и каждому художнику. Лучшие работы, находящиеся постоянно перед глазами, приучают к усвоению стандарта лепки, стимулируют стремление к лучшему. Поскольку эти работы выполнены учениками, а не учителем, у слабых учеников возникает ощущение посильности такого качества исполнения. Выставка воспитывает уважительное отношение к работам товарищей и к искусству в целом. Выставку детских работ должны видеть и родители, поскольку она наглядно отражает уровень усвоения программы, уровень развития образного мышления. Первое время, пока дети не привыкнут к существованию выставки в классе, изделия лучше держать под стеклом на полке шкафа, в доступном для обозрения месте.
Оборудование для лепки, которое приносят дети из дома, готовят родители. Они-то и должны хорошо знать назначение предметов для лепки и требования, предъявляемые к их качеству. Об этом учитель рассказывает родителям на собрании перед началом учебного года.
Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил. Цель предложенной программы – приблизиться в конце концов к качеству лепки учителя. Учитель должен владеть пластилином, хорошо знать его качества, обладать развитым глазомером и объемным видением, чувствовать пропорции. Объемное видение и глазомер развивается у ученика не за один год, и об этом надо всегда помнить, тактично указывая на ошибки. Жесткие требования следует предъявлять лишь к наиболее успешным ученикам после многократной лепки одними и теми же приемами одних и тех же форм разного размера.
Изделия, которые из ребенок делает пластилина, полностью зависят от его наблюдательности, непроизвольного внимания к форме и развития мелкой моторики рук. Хорошо развитых в этом направлении детей в младших классах мало, но даже они, осваивая то или иное новшество, новое изделие, сразу же сталкиваются со множеством проблем. Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:
1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти. Например, учитель просит вспомнить красивые большие мячи для водных игр, которые у них есть или они видели в магазине.
2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.
3. Поэтапная лепка изделия по нотации.
4. Домашнее задание: самостоятельная лепка по образцу, выполненному в классе, или завершение изделия, дополнение его самостоятельной фантазийной частью. Учитель может дать рекомендации относительно цвета, размеров деталей и т.д.
Лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:
1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.
2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия. Первоклассники быстро привыкают к условностям плаката и со временем легко справляются с его чтением.
3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.
4. Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения. Только в рамках начального раздела "Исходные формы" иногда надо какое-либо действие совершать на материале ученика.) При исполнении очередной детали обязательно следует говорить о необходимости ее соразмерности с другими деталями, а при контроле исполнения обязательно продемонстрировать выполненную соразмерность деталей на своем изделии-образце. Ни в коем случае нельзя сравнивать соединяемые детали из разных изделий, поскольку реальные размеры разных изделий, не совпадают, то и части их также различны. Например, шляпку гриба, вылепленного учеником для своего изделия, – с ножкой такого же гриба, выполненного учителем или соседом. Об этом надо постоянно напоминать, пока дети прочно это не усвоят.
5. Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.
6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.
Методы:– метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;– метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;– метод эстетического убеждения;– метод сенсорного насыщения;– метод эстетического выбора, направленный на формирование эстетического вкуса;– метод разнообразия художественной практики;– метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);– метод эвристических и поисковых ситуаций.Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная
групповая
выставка
Основной вид занятий– практический.
Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Формы контроля (текущего, промежуточного)
Текущий контроль обучающихся первоклассников в течение учебного года по всем предметам осуществляется качественно без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале.
Критерии результативности:
- применение полученных знаний при изготовлении декоративных изделий;
- соблюдение технологии изготавливаемых изделий;
- отсутствие травм во время работы;
- переход от простых работ к более сложным;
- наличие высокого уровня самостоятельности, аккуратности и т. д.
Формы контроля
Выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала (система портфолио).
Самооценка ученика (устный контроль).
Словесная характеристика учителя.
Для определения уровня достижения результатов используются диагностические методики и оценка портфолио учеников (итоговая выставка работ)..
Мониторинговая карта
(к программе внеурочной деятельности «Умелые ручки»)
При проведении диагностики используется методика «Букет настроений» авторы М. А. Александрова, Е. Г. Голубева и др.(Приложение 1)
Тематическое планирование
№ Тема раздел Кол-во часов Деятельность учащихся
1 Вводное занятие. Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда. 1 Осваивать критерии изготовления изделия. Организовывать рабочее место. Познакомиться с инструментами и материалами, необходимыми для работы.
2 Выполнение изделий самых простых объёмных форм 3 Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. Анализировать изделие, планировать последовательность его изготовления под руководством учителя. Корректировать изготовление изделия. Оценивать выполняемое изделие.. Соотносить форму и цвет пластилина с реальными объектами, отбирать необходимые материалы для изготовления изделия..
«Магазин игрушек» Исходная форма-шар.
Изделие «Неваляшка». 1 Исходная форма-цилиндр. Изделие -дерево. 1 Исходная форма-конус.
Изделие-пирамидка. 1 3 Выполнение более сложных изделий. Доработка исходных форм. 15 Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. Анализировать изделие, планировать последовательность его изготовления под руководством учителя. Корректировать изготовление изделия. Оценивать выполняемое изделие.. Соотносить форму и цвет пластилина с реальными объектами, отбирать необходимые материалы для изготовления изделия.. Составлять композицию. Составлять план работы над изделием. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Подбирать цвета пластилина для изготовления изделия. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ним свои действия и дополнять недостающие этапы изготовления изделия. Использовать приёмы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание
«Урожай» Изделия «Апельсин» и «Лимон» 1 Изделия «Вишня» и «Виноград» 1 Изделие «Корзина».
Коллективная работа. Композиция по теме. 1 «Большой праздник». Изделие «Торт» 1 Изделие «Пирог» 1 «Дары леса». Изделия «Подосиновик» и «Травка» 1 Изделия «Мухомор» и «Лисичка».
Коллективная работа. Композиция по теме. 1 «Подарок маме». Изделия «Ваза» и « Нарцисс» 1 Изделия «Тюльпан» и «Кувшинка». Коллективная работа. Композиция по теме. 1 «С Новым годом!» Изделие «Снеговик» 1 Изделие «Ёлочка пушистая» 1 Изделие «Снегурочка» 1 Изделие Дед Мороз».
Коллективная работа. Композиция по теме. 1 «Кто на листике живёт?» Изделия «Гусеница» и Сороконожка» 1 Изделия «Улитка» и «Бабочка» 1 4 Выполнение сложных изделий 13 Анализировать форму и цвет реальных объектов (домашних животных), соблюдать их при изготовлении изделий. Определять и использовать приёмы работы с пластилином, необходимые для изготовления изделия. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Создавать разные изделия на основе одной технологии, самостоятельно составляя план их изготовления. Использовать приёмы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание. Анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при изготовлении изделий.
Изделия «Утка» и «Гусь». 1 Изделие «Лебедь» и «Улитки».
Коллективная работа. Композиция по теме. 1 «Пасха» Изделие «Кулич» 1 Изделие «Яйцо» 1 «Птичий двор» Изделие «Курица с цыплятами» 1 Изделия «Петушок» и «Индюк».
Коллективная работа. Композиция по теме. 1 «Море». Изделия «Морская звезда» и «Осьминог». 1 Изделия «Рыбка» и Морской конёк». Коллективная работа. Композиция по теме. 1 «Джунгли» Изделие «Слон» 1 Изделие «Черепаха» 1 Изделие «Пальма».
Коллективная работа. Композиция по теме. 1 Создание картин . Картина «Ночное небо» 1 Посещение выставки прикладного творчества. 1 5 Итоговая выставка работ. 1 итого 33 Планируемые результаты изучения курса "Технология"
Предметные результаты
Обучающийся научится:
воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве;
называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;
называть свойства пластилина;
организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);
соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия;
различать материалы и инструменты;
определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;
проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по используемому материалу.
использовать приёмы деления пластилина с помощью стеки и нитки;
выполнять рельефную аппликацию из пластилина;  
использовать конструктивный способ лепки: вылепливание сложной формы из нескольких частей разных форм путем примазывания одной части к другой;
использовать пластический способ лепки: лепка из целого куска;
использовать пластилин для декорировании изделий;
использовать стеки при работе с пластичными материалами, а также при декорировании изделия.
Обучающийся получит возможность научиться:
уважительно относится к труду людей;
организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами; отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
анализировать предметы быта по используемому материалу.
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
использовать одну технологию для изготовления разных изделий
; оформлять изделия по собственному замыслу и на основе предложенного образца.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Для реализации содержания кружка «Умелые ручки» в 1 классе используется следующая учебно-методическая литература:
Авторская программа Глазова МГ. «Я леплю из пластилина», газета «Первое сентября» с пометкой «Лепка», журнал «Начальная школа» №27,2003г
Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова. М.: Просвещение ,2010г
Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей, Москва, ООО ИД «Карапуз», 2007 г.
Лыкова И.А. Технологические карты. Наглядно-методическое пособие. Сказка (лепка из пластилина), Москва, ООО ИД «Карапуз», 2010г.
Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. Кн. для учителя. Из опыта работы. 2-е изд., дораб. М.: "Просвещение", 1985,
Основное оборудование:
одежда, (лучший вариант рабочей одежды– старая папина футболка, в ней ребенок закрыт со всех сторон, а рукава футболки спускаются как раз до его запястий);
нож (стек),
материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением.
Дополнительное оборудование:
заостренные спички или зубочистки, картон, самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колесики для придания поверхности определенной структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления.
Демонстрационные пособия:
предметы правильной геометрической формы (шар, цилиндр, конус); катушки для ниток разных пропорций и размеров; желуди, плоды каштана и т.п.
у учителя должны быть лепные программные изделия-образцы. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия.
Приложение 1
Методика «Букет настроения»(составлена М.А. Александровой, Е.Г. Голубевой, И.В. Гришиной, С.А. Курбыко, И.А. Прокопчук, СИ. Юбриной; Псковская область)
Цели
способствовать формированию у младших школьников аналитических умений и навыков;
выявить эффективность влияния проведенного классного часа на формирование коллектива класса и развития личности детей;
подвести итоги проведенного дела.
 Ход проведения.Классный руководитель предлагает детям по итогам классного дела собрать букет настроения. Для этого каждый учащийся должен иметь лист формата А-4, набор цветных карандашей и простой карандаш.Педагог предлагает детям оценить классное дело с точки зрения его полезности. Если они считают, что классный час для них оказался полезным, то они должны нарисовать любой декоративный цветок, если нет, то простым карандашом - сорную траву.Если во время классного дела учащимся было комфортно работать друг с другом, то рисунок необходимо раскрасить цветными карандашами, если нет, то оставить нераскрашенным.Если ученики считают, что полученное во время классного дела пригодится им в будущем, то к цветку или траве они должны пририсовать цветочный горшок, если нет, то ничего не пририсовывают.Если учащиеся считают, что они во время классного дела работали активно, то под цветочный горшок им необходимо дорисовать подставку, если нет, то ничего к рисунку не добавляется.Законченные рисунки вывешиваются на доске. При желании педагог может высказать своё отношение к прошедшему классному часу с помощью нарисованной лейки с водой или без нее.^ Обработка и интерпретация полученных результатов. Наличие цвета и степень законченности вывешенных рисунков могут свидетельствовать о том, насколько классный час был интересным и полезным для подростков, какую активность проявили учащиеся в ходе подготовки и проведения этого дела, как складывались взаимоотношения между одноклассниками в процессе совместной деятельности.