Конспект занятия кружка «Умелые ручки» по теме Аппликация «Геометрический орнамент в полосе» ( 4 класс)

Конспект занятия кружка «Умелые ручки»
по теме "Аппликация «Геометрический орнамент в полосе»" ( 4 класс)

Составила: учитель Хитрик Т.А.

Класс: 4 (образовательная программа 7 вида коррекционной школы)
Цель занятия: Создать условия для творческой учебной деятельности по формированию у школьников представления об орнаменте, об особенностях геометрического орнамента. Задачи:
Продолжить знакомство с узором, орнаментом, сферой применения орнамента;
с некоторыми приёмами работы с бумагой.
Развивать умение анализировать образец (форму, цвет, пространственное расположение деталей).
Развивать умение работать с линейкой и циркулем, чертить квадрат, круг.
Воспитывать аккуратность, внимательность.
Развивать мелкую моторику рук.
Планируемые результаты:
Предметные (по предмету технологии):
Знать:
правила техники безопасности при работе с ножницами
правила разметки с целью экономного расходования цветной бумаги
приём одновременного вырезания сразу нескольких одинаковых деталей

Метапредметные:
- определять цель занятия
- планировать следующие этапы достижения этой цели:
проанализировать образец (определять форму и цвет деталей; определять количество деталей каждого вида)
определить последовательность работы, т.е. составить план работы;
выполнять работу согласно плану;
- работать с линейкой и циркулем
- формулировать выводы;
- отвечать на итоговые вопросы;
- оценивать свои достижения на занятии.
- формировать самостоятельность в работе
- формировать навыки самоконтроля и самооценки

Личностные:
Понимание необходимости бережного отношения к своим школьным принадлежностям (цветной бумаге).

Оборудование:
образец работы
вязаные и вышитые изделия с орнаментом (варежки, полотенце)
карты поэтапного выполнения работы
Для каждого ученика:
цветная бумага
ножницы
линейка
циркуль
простой карандаш
клеящий карандаш или клей
лист ватмана формата А4
влажные салфетки для рук
Словарная работа:
- аппликация - квадрат - циркуль
- геометрический узор - радиус - орнамент

Ход занятия.
1. Орг.момент.
Цель этапа: Включение в творческую деятельность.
1. Приветствие.
- Здравствуйте! Сегодня мы с вами опять будем творить. Давайте настроимся на хорошую работу, и у нас обязательно всё получится!
2. Проверка организации рабочего места.
- Проверим, всё ли у вас готово к занятию, правильно ли вы организовали своё рабочее место для работы с бумагой.

2 этап. Актуализация необходимых знаний.
1. Беседа с демонстрацией вышитых и вязаных изделий с орнаментом
- Вы уже знаете такие понятия как «узор» и «орнамент». Сегодня на занятии мы вспомним, что это такое и выполним аппликацию геометрического узора.
Учитель предлагает детям вспомнить, что они знают об орнаменте.
- Орнамент – это узор, построенный на чередовании в определенном порядке изображений, его составляющих. Слово «орнамент» произошло от латинского слова «украшение». Можно сказать, что орнамент – это узор, украшающий предмет. Мы говорим: «Орнамент придает предмету декоративность»
С давних пор люди украшали посуду, одежду и другие предметы домашнего обихода с помощью узора. Узор в орнаменте повторяется. Такое повторение узора называется ритмом. Очень много орнаментов в вышивке, вязаных вещах. Узоры вышивки бережно передаются из поколения в поколение. В них отражается национальная культура народов.
В ходе беседы ученики повторяют и обобщают следующие моменты: узор, орнамент, декоративность, ритм; а также вспоминают виды орнамента (геометрический, растительный, зооморфный; в полосе, в квадрате, в круге).
2. Определение цели занятия.
Определите цель нашего занятия.
Ответы учеников: Сделать аппликацию «Геометрический орнамент в полосе».

3 этап. Анализ образца.
- Вспомните, какие геометрические фигуры вы знаете?
Ответы учеников: Треугольник, круг, квадрат, прямоугольник.
- Из деталей какой формы состоит изображение этого геометрического орнамента? (Приложение №1).
Ответы учеников: Есть большие и малые квадраты, круги.
Делаем вывод, что это геометрический орнамент.
Все геометрические фигуры еще и окрашены в определенный цвет.
Учащиеся проговаривают, что большие квадраты - двух цветов: желтого и оранжевого цвета; они чередуются. В каждом оранжевом квадрате кружок зеленого цвета, а в каждом желтом квадрате маленький квадрат фиолетового цвета.
Далее учащиеся считают и определяют количество квадратов каждого цвета и кружков. Учитель располагает на доске эту информацию (Приложение №2).
Вызванные к доске два или три ученика измеряют на образце длину стороны квадратных деталей с помощью линейки; эти измерения записывают на доске. Дети вспоминают, что у квадрата все стороны равны.
Радиус круглых деталей помогает определить учитель.

4 этап. Определение последовательности работы.
Проговаривают учащиеся (по цепочке) с опорой на карты поэтапного выполнения работы.
1. Подготовить необходимые детали. Для этого:
- На листе желтой бумаги выполнить разметку трех квадратов с длиной стороны 5 см 5 мм и вырезать их.
- На листе оранжевой бумаги выполнить разметку двух квадратов с длиной стороны 5 см
5 мм и вырезать их.
- На листе фиолетовой бумаги выполнить разметку трех квадратов с длиной стороны 3 см
и вырезать их.
- На листе зеленой бумаги начертить с помощью циркуля два круга радиусом 2 см и вырезать их.
2. На листе бумаги начертить горизонтальную линию на расстоянии 8 см от края листа.
3. Приклеивать большие квадраты, чередуя по цвету, располагая их по начерченной линии.
4. Приклеить мелкие детали, тоже чередуя по форме и цвету.
Учитель напоминает прием одновременного вырезания сразу нескольких одинаковых деталей из полоски бумаги, сложенной гармошкой.
Учащиеся проговаривают правила техники безопасности при работе с ножницами.

5 этап. Пальчиковая гимнастика.
Наши пальчики работать хотят,
Подготовиться к работе спешат.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни:
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак. (Учащиеся поворачивают ладошки)
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем весело сгибать. (сжимают и разжимают пальцы в такт стиха).

6 этап. Самостоятельная работа учащихся по образцу согласно плана.
Цель этапа:
Формирование учебной самостоятельности
Закрепление навыков и умений работы с линейкой и циркулем, с ножницами.
Формирование навыков самоконтроля и самооценки
Учитель обращает внимание на слабых учащихся и оказывает им необходимую помощь: напоминает, как начертить квадрат с помощью линейки; как выполнить разметку с максимальной экономией цветной бумаги и др.
В ходе самостоятельной работы учитель проводит физминутку. Время проведения физминутки учитель определяет по работоспособности учащихся.

7 этап. Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности на занятии.
Цель этапа: соотнесение цели занятия и его результатов, самооценка работы на занятии.
- Что делали? Чему научились?
- Что нового узнали на занятии?
- Что понравилось на занятии?
На доске организуется выставка работ.
- Чья работа понравилась? Почему? (потому что аккуратная)
- Что изменил в своей работе? К чему это привело? (Некоторые дети могут вырезать детали другого размера).
- Все молодцы! У всех вас получились хорошие работы!





Приложение №1


















Приложение №2





15