Программа дополнительного образования Умелые ручки


Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 58 п. МулиноДополнительная образовательная программа
Художественное направление
«Умелые ручки»
Поташина Инна Юрьевна
педагог дополнительного образования
п. Мулино2013-2014 год
Рекомендовано
Заседанием педагогического совета
Протокол № от___________2013 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 58
_________Д.В.Михайленко _________
Программа рассчитана на 1 год обучения
для детей от 7,5 до 8 лет
Пояснительная записка
Данная программа создана с опорой на типовую программу, адаптированная под местные условия и имеет художественную направленность.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-8 лет. При обучении используется режим групповых занятий: по 1 часу два раза в неделю. Продолжительность занятий – 40 минут. Наполняемость группы от 12 до 15 человек. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.
Цель: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Актуальность:
У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании надо выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.
Задачи данной программы:
Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.
Изготовление поделок и сувениров, в том числе и из бросового и природного материала.
Использование в работе различных материалов (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.) Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
Правильное использование цветовой гаммы.
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий групп или звеньев с распределением между детьми разных функций.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, села), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.
Тематическое планирование
№ Тема Всего часов Теоретических Практических Примечания
1 Вводное занятие 1 1 -  
2 Работа с бумагой и картоном. 28 2 26  
3 Работа с тканью, мехом 16 2 14  
4 Работа с природным материалом 12 1 11  
5 Работа с пластилином 6 1 5  
6 Работа с бросовым материалом 10 1 9  
7 Итоговое занятие 1 1 -  
  Итого 74 9 65  
Содержание:
Вводное занятие
Проведение входного контроля
Правила по технике безопасности
Соблюдение порядка на рабочем месте
Работа с бумагой и картоном
Закладки с использованием геометрических фигур
Изготовление гофрированных изделий
Изделия в стиле «оригами»
Изготовление аппликации “Осенний лес”
Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков
Изготовление елочных гирлянд, игрушек
Изготовление карнавальных масок
Изготовление поздравительных открыток (по замыслу)
Вырезание снежинок
Работа с тканью, мехом
Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций)
Изготовление грелки на чайник, вареное яйцо
Изготовление обложки для книги
Шитье мягкой игрушки
Изготовление сувениров.
Работа с природным материалом
Экскурсия на природу с целью сбора природного материала
Изготовление композиций из засушенных листьев
Изготовление животных из шишек
Составление композиции (коллективная работа)
Работа по замыслу детей
Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев)
Работа с пластилином
Лепка людей, животных
Пластилиновая аппликация на картоне “Мир вокруг нас”, “Волшебная страна”
Лепка-игра
Работа с бросовым материалом
Изготовление сувениров
Конструирование игрушек из прямоугольных коробок
Игрушки из пластмассовых бутылок, банок
Итоговое занятие
Подведение итогов
К концу занятий обучающиеся должны знать:
название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
К концу года обучения обучающиеся должны уметь:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
Методическое обеспечение программы
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, шаблоны выкроек. Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, открытки, обрезки кожиДля учителя: мультимедийная доска, интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр,
Список литературы
Закон об образовании РФ 2012г.
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей 2003г.
Т.М. Геронимус “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации”. 1997г.
Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.
А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
М.А.Гусакова “Аппликация”
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
Т.И. Еременко “Рукоделие”
Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
Н.М.Конышева “Умелые руки”
Ю.В.Межуева “Уроки труда”
М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
Учебник-тетрадь “Я все умею делать сам” для 1-2 классов.
Д.Р.Ханашевич “Подружки – рукодельницы”
Д.Р.Ханашевич “Я вяжу и вышиваю”
В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б. Бенц “Самоделки”
Н. А. Цирулик, Т.Н. Проснякова “Уроки творчества”
Т.А.Чернуха “Твоя маленькая мастерская”