Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Умелые ручки» для учащихся 1-4 классов на 2016-2017 учебный год


Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Умелые ручки» для учащихся 1-4 классов на 2016-2017 учебный год
Рабочую программу составил учитель начальных классов С.Ф. Рыбакова
Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. и авторской программы педагога Мартьяновой С. А.Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Нормативная основа разработки программы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785))
ПриказМинобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011г. №373 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»
Приказ Минобрнауки России от 18.12.2012 г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»
Приказ Министерства образования РФ № 03-296 от 12 мая 2011г. « Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Авторская программа внеурочной деятельности «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Прибрежненская СШ
План внеурочной деятельности на 2016-2017 учебный год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам исследования технологий и материалов, к новым способам самовыражения;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (составлять целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
контролировать действия партнёра
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую помощь.
В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие и конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать систему универсальных учебных действий;
сформировать навыки работы с информацией.
Форма проведения занятия – добровольное обьединение школьников.
Методы работы:
практические упражнения, практические работы, практикумы;
использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация;
Виды занятий:
- комбинированные занятия – даются теоретические знания и закрепляются в практической деятельности;
- занятия–путешествия – учебный материал дается в занимательной игровой форме;
- конкурсы;
- занятия–игры;
- выставки и т.д.
В программе не отводится специального времени на теоретические занятия, так как все общие сведения дети получают в процессе практической работы.
Занятия начинаются с репродуктивного («делай как я») и постепенно переходят к репродуктивно-творческому виду деятельности. Изготовление большинства предлагаемых поделок рассчитано за одно занятие.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения внеурочной деятельности. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника–оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе обучающиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Умелые ручки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду- приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Программа построена с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
В программу включены следующие разделы:
Работа с природным материалом
Работа с бумагой и картоном
Работа с нитками и тканью
Работа с бросовым материалом
Программа определяет содержание и характер совместной работы учителя и обучающихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Работа с природным материалом 9 ч.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Изготовление поделок из природного материала.
Составление композиций из природного материала.
Работа с бумагой и картоном 7 ч.
Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.
Рассказ «Из истории бумаги»
Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
Изготовление карнавальных масок.
Изготовление новогодних композиций.
Работа с нитками и тканью 13ч.
В ходе работы с тканью обучающиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки. Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна- фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы. Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет. Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.
Знакомство с наперстком.
Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «вперед иголку», «назад иголку».
Плетение из ниток.
Аппликация из ткани.
Знакомство и шитье мягкой игрушки.
Работа с бросовым материалом 6 ч.
«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества. Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
Конструирование дома для сказочных героев.
Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
Игрушки из пластмассовых бутылок.
Актуальность и перспективность курса
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это работа над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Работа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы:
-принципы культуросообразности  -  ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края;
-принципы природосообразности  -  учёт возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка);
-принцип дифференцированности и последовательности  -  в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;
-принцип креативности  -  развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;
-принцип гуманизации  -  ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.
Цели и задачи реализации программы
Цель: расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей.
Программа ставит следующие задачи:
Обучающие:
-освоение детьми знаний по различным аспектам декоративно-прикладного творчества;
-формирование творческого мышления, ассоциативных образов фантазии, умения решать художественно-творческие задачи на вариации и импровизацию народной игрушки;
-овладение техникой изготовления изделий из природных материалов;
-развитие эстетической взыскательности, самостоятельности суждений при восприятии произведений искусства.
Воспитательные:
 - изучать богатейшее наследие  отечественных мастеров;
- уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции; развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций;
-  прививать любовь к родине, родной природе, народным традициям.
-воспитание у детей уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры;
-формирование аккуратности в работе и трудолюбия;
-развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;
-развитие коммуникативных навыков культуры общения со сверстниками.
Развивающие:
- развитие умственного, творческого потенциала обучающихся;
- развитие мелкой моторики;
- развитие познавательного интереса у младших школьников
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
Литература:
1. Авторская программа внеурочной деятельности «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. // Сборник программ внеурочной деятельности.
2. Организация внеурочной деятельности в начальной школе:сборник программ /составители А.П. Мишина, Н.Г.Шевцова/ под общ.ред.Н.В.Калининой, В.В. Зарубиной,-Ульяновск УИПКПРО,2011.
3. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. «Коллекция идей» журналы для детей
Интернет ресурсы:
1. Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/2. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/3. Коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/
4. Интернет ресурсы для начальной школы http://www.journal.edusite.ru/p84aa1.html5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.-fcior.edu.ru6. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :http://school-collection.edu.ru7. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/1938. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru9. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа :www.km.ru/education10. Сайт «Все для учителей начальной школы» – Режим доступа: http://www.nsc.1september.ru11. Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа:
http://www.n-shkola.ru
12. Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова и Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова: .http://www.zankov.ru.
13. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru14. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ruТехнические средства обучения:
мультимедийный проектор
компьютер
демонстрационный экран
Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» разработана для обучающихся начальных классов, составлена из расчета на 35 часов в год.
количество учебных недель – 35 ч;
количество часов в год – 35 ч;
количество часов в неделю – 1ч;
продолжительность занятия - 40 мин.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности.
Цель диагностики — выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников предусматривает:
1. Личность самого воспитанника (Анкета «Я и мои интересы»);
2. Детский коллектив (Диагностическая методика «Какой у нас коллектив?» по А. Н. Лутошкину, Методика социометрии, направленная на изучение межличностных отношений в классе, группе);
3. Профессиональная позиция педагога (Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя).
4. Удовлетворенность родителей организацией ВДУ. (Анкета для родителей)
Тематическое планирование внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
1-4 классы
№ п/п Дата Тема занятия Примечания
По плану Фактически 1 06.09. Поделки из природного материала «Сказочные человечки». Повторение правил безопасной работы.
Выполнение фигурок сказочных героев.
2 13.09. Поделки из природного материала «Сказочные человечки». Повторение правил работы с природным материалом. Выполнение фигурок сказочных человечков.
3 20.09. Забавные звери. Животные из природного материала и пластилина. Повторение правил работы с природным материалом. Выполнение фигурок животных.
4 27.09. Коллективная композиция из природного материала «Сказочный мир». Повторение правил коллективной работы. Выполнение фигурок сказочных героев. Составление коллективной композиции.
5 04.10. Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). Выполнение объемных поделок сказочных героев и фигурок животных.
6 11.10. Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). Выполнение объемных поделок сказочных героев и фигурок животных.
7 18.10. Составление композиции из природного материала. Осень в лесу. Повторение правил работы с природным материалом. Составление осеннего букета.
8 25.10 Составление композиции из природного материала. Осень в лесу Повторение правил работы с природным материалом. Составление композиции.
9 08.11. Коллективная композиция «Лесная сказка» Повторение правил коллективной работы.
Выполнение проектов.
10 15.11. Аппликация из геометрических фигур. Повторение правил безопасной работы с ножницами и клеем. Аппликация из геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал.
11 22.11 Аппликация из природных материалов на картоне. Освоение приёмов работы с бумагой и картоном.Создание моделей по предложенным образцам
12 29.11 Аппликация из пуговиц. Повторение правил работы с ножницами и клеем. Составление эскиза и выполнение аппликации из пуговиц.
13 06.12. Аппликация из салфеток. Выполнение аппликации из салфеток.
14 13.12. Объёмная аппликация. Составление эскиза и выполнение объёмной аппликации по собственному замыслу.
15 20.12. Изготовление новогодних игрушек. Символ года. Составление эскиза и выполнение аппликации «Обезьянка».
16 27.12. Изготовление новогодних композиций. Изготовление новогодних композиций.
17 10.01. Аппликация из ткани и ниток. Кукла с косичками. Повторение правил плетения из ниток. Изготовление аппликации «Кукла с косичками».
18 17.01. Аппликация из ткани. Повторение правил безопасной работы с клеем. Изготовление аппликации из ткани по собственному замыслу.
19 24.01. Виды швов: вперёд иголку. Повторение правил работы с иголкой. Шов «вперед иголку».
20 31.01. Виды швов: через край. Повторение правил работы с иголкой. Шов «через край».
21 07.02 Виды швов: назад иголку. Повторение правил работы с иголкой. Шов «назад иголку».
22 14.02 Виды швов: шов «Цепочка». Повторение правил работы с иголкой. Шов «цепочка».
23 21.02 Способы пришивания пуговиц. Повторение правил работы с иголкой. Пришивание пуговиц.
24 28.02 Изготовление мягкой игрушки. Повторение правил работы с тканью. Изготовление мягкой игрушки.
25 07.03 Изготовление мягкой игрушки. Повторение правил работы с иголкой. Изготовление мягкой игрушки.
26 14.03 Изготовление мягкой игрушки. Повторение правил работы с иголкой. Изготовление мягкой игрушки.
27 21.03 Изготовление мягкой игрушки. Повторение правил работы с иголкой. Изготовление мягкой игрушки.
28 04.04 Изготовление игрушек-сувениров. Повторение правил работы с иголкой. Изготовление мягкой игрушки сувенира.
29 11.04 Изготовление игрушек-сувениров. Повторение правил работы с иголкой. Изготовление мягкой игрушки сувенира.
30 18.04 Конструирование дома для сказочных героев. Повторение правил работы с бросовым материалом.Конструирование дома для сказочных героев.
31 25.04 Конструирование дома для сказочных героев. Повторение правил работы с бросовым материалом. Конструирование дома для сказочных героев.
32 02.05 Игрушки из пластмассовых бутылок, банок. Повторение правил работы с бросовым материалом.Конструирование игрушек.
33 16.05 Изготовление подставки для чайника. Повторение правил работы с бросовым материалом.Изготовление подставки для чайника из компьютерного диска.
34 23.05 Работа по замыслу детей. Повторение правил работы с бросовым материалом. Конструирование поделок по собственному замыслу.
35 30.05 Работа по замыслу детей. Повторение правил работы с бросовым материалом. Конструирование поделок по собственному замыслу.