Программа дополнительного образования Умелые ручки (лепка из соленого теста и пластилина)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Винницкая школа»
Рассмотрено
Руководитель ШМО
_______Петренко М.К.
Протокол № ______
от « _ »__________2014 г. Согласовано
Заместитель директора школы по УР МБОУ «Винницкая школа»
_________Джелялова Г.Х.
От «__»_______2014 г. Утверждаю
Директор МБОУ «Винницкая школа»
______Васильченко Я.Д.
Приказ № _______
от «___»_______2014 г
Дополнительная образовательная
программа
«Умелые ручки»
(художественный ручной труд, лепка из соленого теста и пластилина)
Направленность
художественно-эстетическая
Возраст обучающихся – 10-14 лет
Срок обучения – 1 год
Количество часов в неделю - 4
Составитель
Климова Анна Викторовна,
педагог дополнительного образования
с.Винницкое2014 г
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………….....2
Нормативная документация для составления рабочей программы……2
Цели и задачи………………………………………………………………3
Методические приемы……………………………………….……………3
Принципы построения работы………………………………………….…3
Ожидаемы е результаты………………...………………………................3
Форма организации процесса обучения………………………………….4
Формы подведения итогов реализации образовательной программы…4
Продолжительность реализации программы………………….…………4
Учебно-тематический план ……………………………………………....5
Календарно-тематический план…………………………………………..6
Литература …………………………………………………………………9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно - это керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое.
Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно. Занятия лепкой способствует развитию памяти, образного мышления, зрительного восприятия, привитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Важно и то, что любая творческая работа формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. А еще подводит учащихся к умению ориентироваться в пространстве.
Материалов для лепки предостаточно: глина, пластилин, гипс, тесто, песок… Список можно продолжить.
Соленое тесто становиться все более популярным, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не только доступность и относительная дешевизна, но и большие возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей школьников.
Соленое тесто обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.
 Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
Тестопластика выполняет следующие функции: • Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.Занимаясь в объединении прикладного творчества, дети научатся правильно обращаться с рабочим материалом и инструментами, необходимыми в работе; знать порядок выполнения рабочих движений, способы соединения деталей; изготавливать изделия в нетрадиционной форме, уметь создавать работы по словесному описанию; также дети смогут оценивать свои работы и работы товарищей, создавать работы по своему замыслу, подбирать цветовую гамму, эмоционально откликаться на многообразие красок, форм в природе.
К концу года у детей должна наблюдаться положительная динамика познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное восприятие мира, уметь работать в группах, изучить технику работы с соленым тестом.
НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
На основании Закона Российской Федерации «Об образовании», основным документом, определяющим целенаправленность и содержание учебно-воспитательного процесса, является дополнительная образовательная программа, которая должна обеспечивать определенное государственным стандартом качество образования, уровень развития детей, адекватный современному уровню общественного развития.
Программа «Умелые ручки» разработана в 2014 году в соответствии с «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», изложенными в Письме Министерства образования Российской Федерации (2006 г), а также в соответствии с рекомендациями к работе объединений художественно-эстетического направления, изложенными в различных методических источниках.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
способствовать формированию творческой и компетентной в области прикладного творчества личности посредством обучения художественному ручному труду.
ЗАДАЧИ:
- формирование и расширение предметного кругозора детей в области художественного ручного труда;
- обучение детей изготовлению поделок из соленого теста и пластилина, других подручных средств;
- формирование у детей навыков культуры труда, общетрудовых знаний и умений;
- развитие творческих способностей детей, их фантазии, интеллекта, логического мышления, познавательного интереса;
- развитие у детей развитие мелкой моторики пальцев рук;
- воспитание у детей усидчивости, умения преодолевать трудности, аккуратности при выполнении заданий;
- воспитание интереса детей к творческой деятельности.
- развитие у детей эстетического и художественного вкуса.
- развитие чувства коллективизма (во время занятий дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям).
- проведение тематических выставок к различным праздникам — День учителя, Новый год, 8 Марта, участие в районных конкурсах.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
• показ технологических приемов;
• рассматривание готовых поделок, скульптуры и т. д.
• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин, презентаций и т. д.
• игровые приемы;
• показ приемов использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т. д.).
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
• использование образцов.( поделки из соленого теста, скульптуры, макеты и др.).
• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
Техническое оснащение:
• дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, кусочки меха, приправы, веточки, листочки и т.д.).• инструменты для лепки (стеки, печатки, формочки, колпачки от фломастеров и др.).
Формы проведения занятий: комбинированное, практическое, мастер-класс, конкурс, выставка.
ПРИНЦИПЫ  ПОСТРОЕНИЯ  РАБОТЫ:
·  От простого к сложному.
·  Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
·  Научность.
·  Доступность.
·  Системность знаний.
·  Воспитывающая и развивающая направленность.
·  Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
·  Активность и  самостоятельность.
·  Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.
ОЖИДАЕМЫ Е РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспитанники должны знать:
как организовывать рабочее место;
названия материалов, названия и назначение инструментов, которые используются на занятиях;
приемы и правила безопасной работы с инструментами
лепка с натуры;
лепка по представлению;
выразительность образа;
пропорции;
разные способы лепки;
сплющивание;
оттягивание;
сглаживание;
вдавливание;
прижимание;
примазывание;
раскатывание;
рельеф;
роспись;
использование стеки.
Воспитанники должны уметь:
- подготавливать свое рабочее место;
- различать материалы и инструменты, составлять самые простые рабочие схемы, правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;
-создавать как отдельные детали так и композиции из соленого теста.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ: занятия по лепке проводятся в классе. На столе у каждого учащегося находится подкладная доска или клеёнка, баночка с водой, стеки (тонкие палочки для выполнения мелких деталей на изделии).
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.По окончании каждого года обучения проводится итоговая аттестация в форме презентации творческих работ.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1 год.
ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ, ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ ГРУПП 10-14 ЛЕТ.
4 часа в неделю, продолжительностью по 45 минут с 10 мин. перерывом
по вторникам и четвергам
Программа рассчитана на 150 занятий.  
Учебно-тематический план

п/п  
Наименование разделов и тем Количество часов
теория практика всего
1. Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты. Основные приемы лепки. 2 - 2
2. Лепка листьев, цветов и грибов из соленого теста 6 12 18
3. Техника лепки овощей и фруктов, деревьев. Составление композиции 5,5 12,5 18
4 Техника лепки фигур 11,5 26,5 38
6. Изготовление поделок ко Дню Св.Валентина 1 5 6
7. Изготовление поделок к Дню Защитника Отечества 1 5 6
8 Изготовление поделок к 8 марта 1 7 8
9.  Поделки из банок и соленого теста 3 7 10
10. Лепим фигуры из пластилина 6 14 20
11. Лепим картины из пластилина 5 11 16
12 Лепим картины из соленого теста 2 4 6
13. Итоговое занятие. 1 1 2
ВСЕГО: 45 105 150
Календарно-тематический план

п/п  
Наименование разделов и тем Количество часов Дата по плану Дата по факту
1. Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты. Основные приемы лепки. 2 02.09 2. Лепка листьев, цветов и грибов из соленого теста 18 ч
2 Техника лепки листьев 2 04.09 3 Техника лепки цветов (роза, ромашка) 2 09.09 4 Техника лепки цветов (колокольчик, астра) 2 11.09 5 Техника лепки цветов (василек, подсолнух) 2 16.09 6 Изготовление поделок ко Дню Учителя 2 18.09 7 Изготовление поделок ко Дню Учителя 2 23.09 8 Изготовление поделок ко Дню Учителя 2 25.09 9 Изготовление поделок ко Дню Учителя 2 30.09 10 Техника лепки грибов. Оформление выставки ко Дню Учителя 2 02.10 Техника лепки овощей и фруктов, деревьев. Составление композиций. 18 ч
11 Техника лепки фруктов. 2 07.10 12. Техника лепки фруктов. 2 09.10 13 Техника лепки фруктов. 2 14.10 14 Техника лепки овощей 2 16.10 15 Техника лепки овощей 2 21.10 16 Техника лепки овощей. Техника лепки дерева 2 23.10 17 Композиция «Корзина с фруктами». 2 28.10 18. Композиция «Корзина с фруктами». Подготовка выставки «Осенний вернисаж» 2 30.10 19 Композиция «Рябинка» 2 06.11 Техника лепки фигур 38 ч
20 Техника лепки ежика 2 11.11 21 Техника лепки фигурки рыбки 2 13.11 22 Техника лепки фигурки рыбки 2 18.11 23 Техника лепки птиц 2 20.11 24. Техника лепки птиц 2 25.11 25 Техника лепки птиц 2 27.11 26 Составление композиции с птицами 2 02.12 27 Составление композиции с птицами 2 04.12 28 Техника лепки Елочки 2 09.12 29 Техника лепки Елочки 2 11.12 30 Техника лепки Снеговика 2 16.12 31 Техника лепки Снеговика 2 18.12 32 Техника лепки новогодних шаров 2 25.12 33 Техника лепки снежинок 2 30.12 34 Техника лепки ангелочка 2 6.01 35 Техника лепки ангелочка 2 8.01 36 Техника лепки фигурки котов 2 13.01 37 Техника лепки фигурки котов 2 15.01 38 Техника лепки фигурки котов 2 20.01 Изготовление поделок ко Дню Св.Валентина 6ч
39 Изготовление поделок ко Дню Св.Валентина 2 22.01 40 Изготовление поделок ко Дню Св.Валентина
2 27.01 41 Изготовление поделок ко Дню Св.Валентина2 29.01 Изготовление поделок к Дню Защитника Отечества 6ч
42 Изготовление поделок к Дню Защитника Отечества 2 03.02 43 Изготовление поделок к Дню Защитника Отечества 2 05.02 44 Изготовление поделок к Дню Защитника Отечества 2 10.02 Изготовление поделок к 8 марта 8 ч
45 Изготовление поделок к 8 марта 2 12.02 46 Изготовление поделок к 8 марта 2 17.02 47 Изготовление поделок к 8 марта 2 19.02 48 Изготовление поделок к 8 марта 2 24.02 Поделки из банок и соленого теста 10 ч
49  Поделки из банок и соленого теста 2 26.02 50 Поделки из банок и соленого теста 2 3.03 51 Поделки из банок и соленого теста 2 5.03 52 Поделки из банок и соленого теста 2 10.03 53 Поделки из банок и соленого теста 2 12.03 Лепим фигуры из пластилина 20 ч
54 Техника лепки улитки. Техника лепки бабочки 2 17.03 55 Техника лепки черепахи и пингвина 2 19.03 1
56 Техника лепки котенка 2 24.03 1
57 Техника лепки крокодильчика 2 26 58 Техника лепки тигренка 2 31 59 Техника лепки верблюжонка 2 02 60 Техника лепки жирафа 2 07 61 Техника лепки белочки 2 09 62 Техника лепки медвежонка 2 14 63 Техника лепки птицы (снегиря) 2 16.04 Лепим картины из пластилина 16 ч
62 Сказочная поляна 2 21.04 63 Белочка 2 23.04 64 Медвежонок 2 28.04 65 Спасибо деду за Победу! 2 30.04 66 Спасибо деду за Победу! 2 5.05 67 Спасибо деду за Победу! 2 7. 05 68 Семейка львов 2 12.05 69 Павлины 2 14.05 Картины из соленого теста 6 ч
70 Калы 2 19.05 71 Рябина и синичка 2 21.05 72 Маки 2 26.05 73 Итоговое занятие. 2 28.05 ВСЕГО: 150 ч ЛИТЕРАТУРА:
1. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.— М: Эксмо, 2004. — 160 с.
2. Кискальт И. Соленое тесто/ Пер. с нем. — М.: АСТ-пресс книга, 2003 — 144 с.
3. Хананова И. Соленое тесто. — М.: АСТ-пресс книга, 2004 — 104 с.
4. Программа Кружка"Умелые руки" (солёное тесто): http://int-msh.edu.yar.ru/kruzhkovaya_rabota.html