Программа кружка дополнительного образования Умелые ручки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пожарская средняя общеобразовательная школа»
Программа кружка
дополнительного образования
«Умелые ручки»
Руководитель: Паничкина Е.А.
Количество часов в год: 34 часа
2015-2016уч.год
Пояснительная записка.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с разным материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 6,5-10 лет. Программа рассчитана на 4 года обучения. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда.
Цель: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании надо выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.
Задачи данной программы:
·  Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.
·  Изготовление поделок и сувениров, в том числе и из бросового и природного материала.
·  Использование в работе различных материалов (ткань, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т. д.)  Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
·  Правильное использование цветовой гаммы.
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя, как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т. е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т. д.).
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, села), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для , дошкольников, ветеранов, учителей и т. д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.
Формы и режим занятий:
Информационные (беседа), практические занятия
Ожидаемые результаты
К концу 1 года обучения учащиеся должны
Знать:
·  название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
·  название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
·  правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
Уметь:
·  анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
·  правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
·  соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
·  экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
К концу 2 года обучения учащиеся должны
Знать:
·  название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
·  правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
·  правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
·  способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
Уметь:
·  правильно пользоваться ручными инструментами;
·  соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
·  организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
·  бережно относиться к инструментам и материалам;
·  экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
·  самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
·  правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
К концу 3 года обучения учащиеся должны
Знать:
·  название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
·  правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
·  приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
·  способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).
Уметь:
·  правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;
·  выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
·  организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
·  понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
·  самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).
К концу 4 года обучения учащиеся должны
Знать:
·  название изученных материалов и инструментов, их назначение;
·  правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
·  правила планирования и организации труда;
·  способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
Уметь:
·  правильно использовать инструменты в работе;
·  строго соблюдать правила безопасности труда;
·  самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
·  самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
·  экономно и рационально расходовать материалы;
·  контролировать правильность выполнения работы.
Учебный план
№ Разделы Количество часов
1 год 2 год 3 год 4год
1 Вводное занятие.
1 1 1 1
2 Работа с бумагой и картоном.
10 10 6 6
3 Работа с природным материалом.
8 7 5 5
4 Работа с тканью, мехом.
6 8 8 8
5 Работа с пластилином.
3 3 2 2
6 Работа с разнымиматериалами
4 4 4 4
7 Работа с бисером.
7 7
10 Итоговое занятие 1 1 1 1
Всего 33 34 34 34
Учебно – тематический план
№ Название темы 1 год 2 год 3 год 4 год
теория практика теория практика теория практика теория практика
1 Вводное занятие.
1 1 1 1 2 Работа с бумагой и картоном.
10 10 6 6
3 Работа с природным материалом.
6 7 5 5
4 Работа с тканью.
8 8 8 8
5 Работа с пластилином.
3 3 2 2
6 Работа с разными материалом.
4 4 4 4
7 Работа с бисером.
7 7
8 Итоговое занятие 1 1 1 1
Итого 33 34 34 34
Учебно – тематический план 1 года обучения
№ Наименование раздела и темы занятий Всего
Теория Практика
1 Вводное занятие 1 1 2 Работа с бумагой и картоном 10 9
2.1 Виды бумаги и картона. 1 2.2 Аппликация из геометрических фигур. 1
2.3 Аппликация из круглых салфеток. 1
2.4 Обрывная аппликация. Чудо-дерево. 1
2.5 Чудесные тарелочки. Поделки из одноразовых картонных тарелок. «Солнышко». 1
2.6 Изготовление поздравительных открыток (по образцу). 2
2.7 Бумажные бусы 1
2.8 Изготовление карнавальных масок. 1
2.9 Изготовление елочных гирлянд, игрушек. 1
3 Работа с природным материалом 6 3.1 Панно из семян. 1
3.2 Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. 2
3.3 Объемные композиции из природных материалов 2
3.4 Композиция «Зимняя веточка» 1
4 Работа с тканью 8 4.1 Из истории ткани. Виды тканей. 1 4.2 Салфетка с бахромой 1
4.3 Мини-панно «Яблоня» 2
4.4 Аппликация из ткани. 2
4.5 Из истории ниток. Виды ниток. 1
4.6 Игрушка из ниток и картона «Гномик». 1
5 Работа с пластилином 3 5.1 Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине. 1 5.2 Пластилиновая аппликация на картоне “Ваза с цветами” (по образцу). 1
5.3 Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки животных. Композиция по сказке. 1
6 Работа с разными материалами 4 6.1 Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. 1
6.2 Мозаика из карандашных стружек. «Цветочная полянка». 1
6.3 Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. 2
7 Итоговое занятие 1 Итоговое занятие. Изготовление открытки по замыслу. 1
Итого: 33

Содержание программы первого года обучения
1. Вводное занятие.
·  Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
·  Требования к поведению учащихся во время занятия.
·  Соблюдение порядка на рабочем месте.
·  Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.
2.Работа с бумагой и картоном.
·  Изготовление закладки по образцу
·  Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.
·  Изготовление аппликаций по образцу.
·  Изготовление настольных игрушек (но образцу).
·  Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
·  Изготовление карнавальных масок.
·  Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
3. Работа с природным материалом.
Панно из семян.
Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов.
Объемные композиции из природных материалов.
4. Работа с тканью.
·  Знакомство с видами швов (“вперед иголка”, “через край”).
·  Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
·  Знакомство и шитье мягкой игрушки.
5. Работа с пластилином.
Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине.
Пластилиновая аппликация на картоне “Ваза с цветами” (по образцу)
Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки животных. Композиция по сказке.
6.Работа с разными материалами.
Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
Игрушки из пластмассовых бутылок.
Итоговое занятие.
Изготовление открытки по замыслу.
Учебно – тематический план 2 года обучения
№ Наименование раздела и темы занятий Всего
Теория Практика
1 Вводное занятие 1 1 2 Работа с бумагой и картоном 10 2.1 Изготовление аппликации “Осенний лес”. 2
2.2 Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков. 1
2.3 ·  Изготовление записной книжки 1
2.4 Работа с полосками
бумаги
Аппликация
«Цветочная поляна»
2
2.5 Бумажные веера 1
2.6 Мозаика из газетных комков. «Барашек». 1
2.7 Вырезание снежинок. 2
3 Работа с природным материалом 7 3.1 Изготовление композиций из засушенных листьев. 2
3.2 Аппликация из соломки 2
3.3 Сувенир «Ангел-хранитель» (из перьев) 2
3.4 Колокольчик на основе стаканчика из-под йогурта 1
4 Работа с тканью 8 4.1 Аппликация из ткани; 2
4.2 Плоские комбинированные игрушки Игольница «Божья коровка» 2
4.3 Мини-панно «Бабочки» 2
4.4 Шитье мягкой игрушки. 2
5 Работа с пластилином 3 5.1 Пластилиновая аппликация на картоне “Мир вокруг нас 1
5.2 Пластилиновая аппликация на картоне 1
5.3 Лепка людей, животных. 1
6 Работа с разными материалами 4 6.1 Изготовление сувениров. 2
6.2 Поделки из Фантиков 1
6.3 Игрушка «Снеговик» из поролона 2
7 Итоговое занятие 1 Итоговое занятие. Изготовление открытки по замыслу. 1
Итого: 34
Содержание программы второго года обучения.
Вводное занятие.
·  Проведение входного контроля.
·  Правила по технике безопасности.
·  Соблюдение порядка на рабочем месте.
Работа с бумагой и картоном.
·  Закладка с использованием вышивки.
·  Изготовление гофрированных фонариков (фонарик-веер, китайский фонарик).
·  Изготовление записной книжки (жесткий сплошной переплет).
·  Игрушки небывальщины (работа по замыслу).
·  Изготовление аппликации “Осенний лес”.
·  Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами).
·  Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков.
·  Знакомство с папье-маше.
·  Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
·  Изготовление карнавальных масок.
·  Изготовление поздравительных открыток (по замыслу).
·  Вырезание снежинок.
Работа с тканью, мехом.
·  Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций).
·  Изготовление грелки на чайник, вареное яйцо.
·  Изготовление обложки для книги.
·  Шитье мягкой игрушки.
·  Изготовление сувениров.
Работа с природным материалом.
·  Экскурсия на природу с целью сбора природного материала.
·  Изготовление композиций из засушенных листьев.
·  Изготовление животных из шишек.
·  Составление композиции (коллективная работа).
·  Работа но замыслу детей.
·  Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).
Работа с пластилином.
·  Лепка людей, животных.
·  Пластилиновая аппликация на картоне “Мир вокруг нас”, “Волшебная страна”.
·  Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу).
·  Лепка-игра.
Работа с разными материалами.
·  Изготовление сувениров.
·  Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
·  Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.
Итоговое занятие.
·  Подведение итогов.
·  Проведение итогового контроля.