Статья на тему : Проблемы преемственности между начальной школой и средним звеном


Проблемы преемственности между начальной школой и средним звеном.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы в среднюю — это сложный и ответственный период. Наша задача — разобраться в том, что происходит с нашими детьми, с какими проблемами они сталкиваются, определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Данная проблема давно волнует как педагогов, так и психологов. Они исследуют особенности адаптационного периода пятиклассников, предлагают свои способы диагностики и коррекционные программы. И все же это не снимает остроту данного вопроса. Каждый год, в каждой школе все повторяется вновь и вновь. Не исключение и наша школа. Решение любой проблемы начинается с осмысления и оценки своей деятельности.
Учителя начальной школы стремятся организовать класс по своему представлению хорошего ученика. Часто это удаётся, но не потому, что дети перевоспитались, а потому, что приспособились к требованиям одного человека. Детям необходимо одобрение и любовь. В пятом классе они по привычке играют эту ни кем на поддерживаемую роль и, в конце концов, позволяют себе быть собой, т. е. тем, кем воспитали родители, дала природа.
Вывод: необходимо быть более внимательным к семье каждого ученика и уделять внимание к изучению его возможностей и способностей.
Очень неприятно слышать, когда про учеников 7,8 классов говоря плохие слова об их успеваемости, начинают вспоминать учителей начальной школы. Нас, учителей начальных классов, можно сравнить с мамой с единственным ребенком. Она "его" лелеет, холит, знает все больные места. Все внимание к любимому дитяти...Каждый божий день мы видим своих 25! И только их, и 4 года!!! А учителей старших классов можно сравнить с многодетными мамами. Один класс пришел, на другой перемене второй, потом третий и т. д. Попробуй запомнить эти больные места (т.е. недочеты в учебе),найти время(!!!) уделить каждому ученику должного времени. Сколько за день учеников проходит через учителя среднего и старшего звена?! И все такие разные...Учителям среднего и старшего звена намного труднее, чем нам. Оттого и проблем там больше.
Вывод: наверно, в начальных классах не надо учителю очень опекать детей, предоставлять им больше самостоятельности в различных видах деятельности. Наличие любимчиков – это тоже проблема. Когда ребенок приходит в 5 класс, он уже не всегда и не для всех самый - самый.
Пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе эти "шероховатости" сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). То в пятом классе такого отслеживания не происходит. И не усвоив тему (и не подойдя самому сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки… Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы. Ведь сразу сложно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность.
Вывод: возможно более ответственно нужно планировать коррекционную работу с нуждающимися детьми.
Очень многое зависит от того, к какому классному руководителю могут попасть дети. От мягкой, доброй первой учительницы к требовательному, авторитарному в 5 классе, будут серьезные проблемы. А наши дети ведут себя умно, у одного учителя тишина на уроке, выполнено задание, а у другого можно многое себе позволить.
Вывод: все зависит от нас, уважаемые коллеги, от выбранной, правильно построенной линии обучения.
Правильно написал один ученик" нас не надо любить, нас надо понимать".
В практике были и такие случаи. Оставили учителя начальных классов классным руководителем в том же классе при их переходе в среднее звено. Опыт не удался. В 6 классе она отказалась от руководства. Дети перестали ее понимать и воспринимать как классного руководителя.
Вывод: значит, есть и другие причины: возрастные изменения данного периода, которые тоже не учитывать нельзя.
Очень много зависти от родителей. Часто родители при переходе ребенка в основную школу перестают его контролировать, интересоваться его успехами в школе. Отсюда и снижение успеваемости и плохая дисциплина.
Вывод: продумать работу по просвещению родителей, их привлечению к школьной жизни.