Преемственность в обучении между начальной и средней школой на примере урока «Афины и Спарта»


Черножуков А.С,
учитель истории ГБОУ лицея 1367 г. Москвы.
Преемственность в обучении между начальной и средней школой на примере урока «Афины и Спарта».
Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новой. Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы, практика ее решения пока далека от теории. Преемственность проявляется в схожести форм и методов обучения, темпа, объема и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления. Нельзя забывать, что дети, перешедшие в 5 класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю преподавания учителей, к более быстрому темпу работы, к правилам выполнения новых заданий и т. д. Учителя – предметники подчас не имеют возможности учесть индивидуальные особенности учащихся (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия и т. п.), которые влияют, особенно вначале, на качество обучения. Учителя начальных классов реально имеют такую возможность в силу своей многопрофильности. Поэтому учитель среднего звена при оценивании ориентируется, прежде всего, на результат его деятельности, без учета индивидуальных особенностей ребенка.
Тем не менее, современный учитель, работающий в 5 классе не должен забывать о новом ФГОС, предполагающем не столько обучение, сколько развитие ребенка. Главным отличием современного урока является системно-деятельностный подход. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Помимо этого современный урок предполагает использование новых образовательных технологий. Одной из самых, на мой взгляд, удачных – является технология критического мышления. Скажу о ней несколько слов. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: "Вызов - осмысление - рефлексия".
На этапе вызова из памяти "вызываются", актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. На стадии осмысления (или реализации смысла) обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Элементы этой технологии часто используются мною на уроках в 5 классе, учащиеся знают ее также по урокам в начальной школе, что облегчает их деятельность.
Хотелось бы перейти к самому уроку. Перед Вами описание типа урока и его основные дидактические цели. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности (в рамках методической темы: «Преемственность в обучении между 4 и 5 классами»).Общая дидактическая цель урока: cоздать условия для: изучения и первичного осмысления блока новой учебной информации; закрепления системы ЗУН; применения системы знаний в знакомой, измененной и новой учебных ситуациях; показать преемственность в обучении учащихся 4 и 5 классов.
Урок ведут 2 учителя: учитель начальных классов и учитель истории, работающий в 5 классе. На стадии вызова работает учитель начальных классов. Учитель показывает видеоряд, он просит определить школьников, о каком государстве пойдет речь на уроке. Затем просит определить, какие объекты они узнали. Так постепенно учитель вводит понятие «античность», которое учащиеся фиксируют в тетради. Далее используется прием начальной школы – составление телеграммы. Цель этой игры – развитие лексических навыков и логического мышления. Учитель пишет на доске слово, а ученики должны придумать телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы написанного слова, второе со второй. При этом используется учебник. Например, античный – агора – нереиды – Тесей – илот - итд.
Важный момент урока – пробудить познавательный интерес ребенка. Вступает учитель истории и рассказывает: Однажды встретились два грека – один из Спарты, другой родом из Афин. Заспорили они, чье государство лучше. Спорили, спорили, но каждый остался при своем мнении. Давайте сравним два этих полиса, изучим их историю и решим, кто прав? Учитель спрашивает: «Как мы сравниваем два государства? Какое решение вы можете предложить?» На данном этапе используется классический прием технологии критического мышления – корзина идей. Идеи могут быть разные, все они записываются на доске, но, одновременно, учитель осуществляет коррекцию и, совместно с учениками, выбирает правильные.
Учитель переходит к стадии осмысления. Главное на этой стадии – работа с текстом. На данном уроке я предлагаю ученикам заполнить таблицу, используя информацию об Афинах и Спарте. Сама таблица выводится на доску с помощью мультимедийной установки. После заполнения учащимися, организованными в группы, в течение 10-12 минут, таблицы, подводится совместный итог работы. Показывается следующий слайд, где таблица заполнена в идеале. На этапе учащиеся должны сравнить результаты своей работы и идеальный результат. Здесь же возможна дискуссия о том, кто же из греков, встретившихся и заспоривших в начале урока, прав.
Конец урока – это стадия рефлексии. Можно использовать разные приемы: синквейн, написание эссе, итд, но я выбрал прием – игра в ассоциации. Дети берут листы и фломастеры. На доске написаны две фразы: Афины – Спарта. На листках они пишут свои ассоциации с этими названиями. На уроке у нас получились следующие ряды: Афины – Сенат – демократия – жаркий климат - воспитание гражданина… Спарта – илоты – периэки – герусия – воспитание война – олигархия.Итог урока в том, что реализуется принцип преемственности – все эти операции выполняются на более низком уровне в начальной школе – реализуется системно – деятельностный подход в обучении, ребенок развивает мышление, речь, способности к анализу и синтезу материала, а технология критического мышления позволяет ему отделять правильное от неправильного, существенное от несущественного. Творческий характер деятельности на уроке, игровые моменты, мотивация – все это обеспечивает процесс интериоризации приобретенных знаний, зачастую приводит к получению эффекта импровизации, развитию самостоятельности, инициативности, творческого осмысления учебной задачи учащимися.