Плун-конспект урока по математике на тему:Табличное умножение и деление. Состовление уравнения по задаче и его решение


Тема урока: Повторение. Табличное умножение и деление. Составление уравнения по задаче и его решение
Цели:
Образовательная: систематизировать знания о способах решения уравнений; обобщить знания об алгоритме решения задачи при помощи уравнения; закрепить умения составлять уравнение по условию задачи
Воспитательная: воспитывать аккуратность, уважение к окружающим, бережное отношение, настойчивость в достижении цели, культуру математической речи; Развивающая: совершенствовать умения решать уравнения; закрепить навыки составления уравнения к условию задачи; развивать умения выделять главное, сравнивать, анализировать и делать выводы;
Ход урока
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
2. Мотивация урока 
Разгадайте анаграмму и определите, какое слово лишнее. Что связывает оставшиеся слова между собой?
зачадагукрварунениеизвененаястОтвет: задача, круг, уравнение, неизвестная. Лишнее слово – круг – геометрическая фигура, остальные слова не являются названиями геометрических фигур.
Какая связь между оставшимися словами? (условие задачи содержит неизвестную величину, значение которой нужно определить, уравнение тоже содержит неизвестную величину; многие задачи решают, составляя по условию уравнение)
На уроках математики вы действительно учитесь решать задачи, в том числе и при помощи составления уравнения. Уравнения у вас могут получиться самые разные, поэтому так важно умение решать любые уравнения.
(Сообщение целей и задач, объяснение вида урока и правило оценивания по листу самооценкиЗагадка:  Он есть у дерева, цветка,Он есть у уравненийИ знак особый –Связан с ним, конечно без сомнений.Заданий многих он итог.И с этим мы не споримНадеемся что каждый смогОтветить: это… (Корень)
3. Актуализация опорных знаний
Решить уравнения, повторяя правила нахождения неизвестного компонента
а) х+15=40;б) у-10= 32; в) 8-х=2;г) 70:у=7; д) х:2=3;е) 2•х=10
Что же такое уравнение? (Равенство, c с неизвестным компонентом, значение которого нужно найти.)Что такое корень уравнения? (Значение неизвестного компонента, при котором из уравнения получается верное числовое равенство.)Что значит решить уравнение? (Найти все его корни или убедиться в том, что корней нет.)
4. Закрепление материала
а) Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
Пример: 5 + х = 8
х = 8 – 5
х = 3
5 + 3 = 8
8 = 8
б) Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность.
Пример: х – 3 = 5
х = 3 + 5
х = 8
8 – 3 = 5
5 = 5
в) Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
Пример: 8 – х = 5
х = 8 – 5
х = 3
8 – 3 = 5
5 = 5
г) Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
Пример: х  3 = 6
х = 6 : 3
х = 2
2  3 = 6
6 = 6
д) Чтобы найти неизвестное делимое, нужно делитель умножить на частное.
Пример: х : 3 = 2
х = 3  2
х = 6
6 : 3 = 2
2 = 2
е) Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.
Пример: 6 : х = 2
х = 6 : 2
х = 3
6 : 3 = 2
2 = 2
Ответь на вопросы:
а) Какое число нужно умножить на 2, чтобы получить 20?
б) Делимое 16, делитель неизвестен, частное 8. Чему равен делитель?
в) Делимое равно 16, делитель неизвестен, частное 2. Чему равен делитель?
г) Один из множителей равен 6, произведение 12. Чему равен второй множитель?
д) На какое число нужно разделить 12, чтобы получить 2?
е) На какое число нужно умножить 8, чтобы получить 8?
ж) Какое число нужно прибавить к 7, чтобы получить 7?
з) Какое число нужно вычесть из 30, чтобы получить 30? 0?
5.Работа по учебнику.
№1
а) Реши задачу.
На праздник каждый из 4 детей принёс по 5 шаров. Сколько всего шаров принесли дети? Устно: 5 • 4 = 20 (ш)
б)б) Составь обратную задачу и реши её.
На праздник дети принесли 20 шаров. Сколько детей было на празднике, если каждый принес по 5 шаров?
в)в) Составь уравнение по задаче и реши его. В магазин привезли несколько коробок конфет, по 5 кг в каждой. Сколько коробок, если привезли 45 кг конфет?
Пусть х – количество коробок. В каждойкоробке -5 кг. Тогда 5 • х – количество кгконфет во всех коробках, равное 45 кг.. Составим и решим уравнение 5 • х = 45
г)Составь уравнение по задаче и реши его.
Купили несколько плиток шоколада по цене 100 тенге. Сколько плиток шоколада купили, если за всю покупку заплатили 600 тенге? Пусть х - несколько плиток шоколада, знаем что цена - 100 тенге. Тогда 100 • х тг заплатили за все плитки. Знаем, что за всю покупку заплатили 600 тенге. Составим и решим уравнение:
100 • х = 600
Блицопрос №2
а)Сколько сантиметров составляет половина 1 дм? (5см)
б)Сколько сантиметров составляет 1/10 метра? (1см)
в)Сколько сантиметров составляет четверть 20 см? (5см)
г)Какова длина полоски, если1/5 её равна 6 см? (30см)
д)Какова длина проволоки, если половина её равна 9 см? (18см)
е)Какова длина верёвки, если четверть её равна 3 м? (12см)
- Какие задачи встретились в этом блиц-опросе? (а-б-в- на нахождение доли числа. Г-Д-Е- на нахождение числа по доле)
6. Физкультурная пауза (стр23)
Что-то мы засиделись! Надо бы нам размяться. Сейчас мы проведем с вами физкультминутку в виде эстафеты.
На доске примеры с пропущенными числами. Их нужно заполнить так, чтобы равенства были верными. Эстафетной палочкой будет кусок мела. По правилам нашей эстафеты можно: подсказывать своим товарищам, исправлять их ошибки, болеть за команду. Побеждает та команда, которая первая правильно заполнит все свободные клетки. Начинаем бегать по очереди под звуки музыки.
7 * 8 = : 4 = + 86 = : 10 = + 17 = * 12 = + 204 =  
7 * 8 = 56
56 : 4 = 14
14 + 86 = 100
100 : 10 = 10
10 + 17 = 27
27 : 3 = 9
9 + 204 = 213
7. Контроль ЗУН (работа в группах) (Решить задачу по карточке, работая в группе (всего 4 группы, задания устно проговариваются после его решения)
Задача (уровень А)
№2а
Задача (уровень Б)
№2б
Уравнения. (№ 7 первая строка уровень А)
(№ 7 вторая строка уровень Б)
8. Домашнее задание:№5, №6,№7 первая строка по уравнению составить задачу
9. Рефлексия
«Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения» Пойа 
Что нового узнали? Ребята, сравните по вкусу мандарин и лимон. У кого настроение на этом уроке соответствует вкусу лимона? А вкусу мандарина?
Поднимите руку, кто ответил на уроке хотя бы раз.Поднимите руку, кто достиг желаемого.Поаплодируйте себе.
10. Итог урока
Самооценка. Подведение итогов и выставление оценок
Спасибо за урок!