Рабочая программа по коррекции дисграфии и дислексии обущающихся в 5–7-х классах


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2"
П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
ул. Геологов, д.53-а, п.г.т.Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, Россия, 629860,
тел. (34934) 9-27-45, факс 9-25-67. e-mail: Urengoi_2@mail.ruОКПО 32733321, ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047182000
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой
__________________/Крепешева Е.В./
Приказ №______
от «___» _________20_____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Нарыковой Валентины Сергеевны
учителя-логопеда
высшей квалификационной категории,
по коррекции дисграфии и дислексииобущающихся в 5–7-х классах,
(срок реализации 3 года)
«Согласовано» Рассмотрено на заседании
Зам. директора по методического объединенияобразовательному процессу протокол № ___________от__________/Гречишникова М.А./ «____» __________20 __г.
_______ _______/Примак О.М./
Пояснительная записка
Структура речевого дефекта у учащихся с интеллектуальной недостаточностью сложна и многообразна в своих проявлениях: она может включать как звуковую (нарушение звукопроизношения, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза), так и смысловую (недоразвитие грамматического строя, бедный словарный запас) сторону речи.
Так, на первом месте преобладающим в структуре речевого дефекта умственно отсталых детей является семантический дефект, то и понимание речи у учащихся с системным недоразвитием речи легкой степени также недостаточно сформировано. Нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Дети часто не могут установить связи между серией картин, последовательно пересказать текст. Страдают операции анализа и синтеза. Учащиеся испытывают трудности при звукослоговом анализе слов, составлении слов из букв и слогов, данных в беспорядке.
Связная речь учащихся с системным недоразвитием речи легкой степени также характеризуется качественными особенностями. В процессе диалогической речи умственно отсталые дети часто не могут ясно и четко передать содержание какого-либо события, не ориентируются на собеседника. Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. На основе случайных ассоциаций добавляется события, детали, которые отсутствуют в тексте.
При системном недоразвитии речи легкой степени наблюдается недоразвитие грамматического строя речи. Проявляется оно в аграмматизмах, трудностях выполнения заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированы морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксическая структура предложения. При составлении предложений по картине наблюдаются замены слов по смыслу. При повторении предложений дети также заменяют слова по смыслу, пропускают их. При составлении предложений из слов в начальной форме наблюдаются добавления слов, легкие аграмматизмы (нарушение согласования слов в роде, числе и падеже). Дети часто не знают предлогов.
Недоразвитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта сказывается на формировании лексики, на овладении активным и пассивным словарем. Словарный запас беден, отмечается неточность употребления слов, трудность актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным. В словаре преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение слов абстрактного значения вызывает большие трудности. Часто слова заменяются по семантическому сходству. Длительное время слово так и не становятся истинными понятиями.
У детей с системным недоразвитием речи легкой степени отмечается недоразвитие речеслуховой дифференциации звуков речи, которая впоследствии приводит к большому количеству замен в письменной речи. Чаще всего умственно отсталые дети затрудняются в дифференциации твердых – мягких, звонких – глухих, шипящих – свистящих согласных, аффрикат и звуков, входящих в их состав.
Надо отметить, что у учащихся с интеллектуальной недостаточностью часто нарушения письма сопровождаются нарушениями чтения (дислексия):
Учащиеся с такими нарушениями особенно нуждаются в логопедической помощи. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.
Занятия с логопедом проводятся как фронтально, так и индивидуально с детьми, наиболее нуждающимися в коррекционной помощи.
Индивидуальная логопедическая работа с учащимися, у которых общий анамнез речевого развития отягощён интеллектуальным нарушением, является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на развитии как устной, так и письменной речи детей. У одних ребят недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального недоразвития, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства.
Известный учёный Р. И. Лалаева отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей является семантический дефект, и расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, наблюдаются аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, а также несформированность связной речи. Поэтому планирование занятий с такими детьми составлено с учетом принципа от простого к сложному; поэтапного формирования умственного действия; опоры на сохранные психические функции.
Логопедические занятия носят комплексный характер, параллельно осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов. Кроме того, учитывая, что дисграфия у детей с интеллектуальным недоразвитием чаще всего сложная, планирование составлено таким образом, чтобы коррекционно-логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом. Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала. Данная программа составлена с учетом контингента детей с речевыми нарушениями и ограниченности времени (20 минут в неделю) на проведение коррекционно-логопедических занятий. Следует отметить, что нарушения письменной речи у детей являются столь комплексной, наукоемкой проблемой, что требуется воздействие не только специалистов-логопедов, но и психологов, а также медиков и социологов. Это, в свою очередь, предполагает своеобразие приемов исследования и воздействия на детей с данным расстройством, нередко включающим в себя не только проявления нарушений письменной речи, но и целый комплекс психологических дисфункций. В связи с этим полноценное обследование и оказание помощи ребенку, испытывающему трудности при обучении письменной речи, требуют участия не только логопеда, но и других специалистов (психолога, психиатра, невропатолога). Цели и задачи программы логопедического воздействия — исправление неправильного произношения, устранение искажённого употребления речевых единиц во всех видах речевой деятельности. Коррекция нарушений устной, письменной, заученной и самостоятельной речи. Формирование коммуникативных навыков в процессе игры, учебы и общественной жизни.
Достижение поставленных целей и задач возможно через:
•развитие фонематического анализа и синтеза; • развитие языкового анализа и синтеза на уровнях слога, слова, предложения, текста; • уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем; • развитие и уточнение пространственно-временных представлений; • развитие внимания, памяти, мышления; • формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса; • развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения. Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков, что достигается при помощи специальной системы педагогического воздействия.
Средством логопедического воздействия является специальная методика исправления произношения, т.е. прежде всего, правильно построенная система речевых упражнений и система артикуляционной гимнастики. В некоторых случаях дополнительно применяется массаж.
Программа опирается на следующие принципы;
- системный;
- обходного пути; - общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности),
- деятельность,
- онтогенетический. Если говорить о методах логопедического воздействия, то в рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения: • конструктивные — во время работы по уточнению оптико-пространственных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую); •творческие — во время работы по формированию звукобуковенного анализа и синтеза. Выделяя ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа, следует отметить как фундаментальную теорию Л. С. Выготского о комплексном взаимодействии анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речедвигательного), где овладение устной и письменной речью рассматривается как установление новых связей между слышимым и произносимым словом, словом видимым и записываемым. В свете данной программы значимым является также положение Б. Г. Ананьева об образовании динамического стереотипа слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений. Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория Н.А. Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, по мере совершенствования навыка, отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершении этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима и к навыкам чтения и письма. Кроме того, теоретической основой данной программы стало осмысление А. Н. Леонтьевым письма как вида деятельности, включающей в себя три основные операции: символическое обозначение звуков речи (фонем), моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов и графомоторные операции. Таковы теоретические основы, законы и закономерности, изучаемые в этой программе.
Учебно – тематический план
Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции нарушений речи у учащегося 6 класса у которого анамнез речевого развития отягощён интеллектуальным нарушением, физическим дефектом слуха..
С учащимся Невмовенко Андреем проводятся индивидуальные логопедические занятия. Продолжительность индивидуального занятия – 20 минут учебного времени. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи. В связи с тем, что на индивидуальные логопедические занятия на дому выделено ограниченное количество времени, план занятий скорректирован, сокращено количество часов на подготовительные упражнения.
На основании решения РПМПК в учебном плане Невмовенко Андрея выделены учебные часы для коррекции нарушений речи индивидуально на дому, с правом посещать логопедические занятия в школе. Стало возможным из учебного плана на 2013-14 учебный год выделить16,5 учебных часов на логокоррекцию.
В связи с тем, что количество часов отведённых во 6 классе на логопедическую коррекцию ограниченно до 0,5 часа в неделю, произошла коррекция тематического планирования занятий по профилактике и устранению дефектов произношения. Больше времени отведено на коррекцию языкового анализа и синтеза, пропедевтику трудностей в усвоении умений и навыков по русскому языку и чтению.
Закрепление полученных навыков происходит в свободном общении с взрослыми и сверстниками, на адаптационных уроках в классе, а также при выполнении домашнего задания.

Номер
п/п Тема Кол-во
часов Дата проведения Характеристика деятельности
2 I этап (диагностический) 1 час 06, 13. 09 Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности. Динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия. Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
Коррекционные этапы 14,5часов II этап (подготовительный)
4 часа 3. Состав слова Однокоренные слова. 0,5 часа 20.09 Упражнение в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Безударные гласные в корне слова.
Коррекция временных представлений. Год.
Коррекция временных представлений. Времена года.
Коррекция временных представлений. Месяцы.
Коррекция временных представлений. Дни недели.
Коррекция временных представлений. Сутки.
Коррекция временных представлений. Календарь
4. Сложные слова.
Согласование существительных и прилагательных в числе, роде, падеже.
«В мире животных» 0,5 часа
27.09 5.
Приставка. Суффикс. Окончание. Составление рассказа по вопросам учителя. 0,5 часа 04.10 6.
Приставка. Суффикс. Окончание. Составление рассказа по вопросам учителя. 0,5 часа 11.10 7. Приставка. Суффикс. Окончание. Составление рассказа по вопросам учителя. 0,5 часа 18.10 8. Приставка. Суффикс. Окончание. Составление рассказа по вопросам учителя. 0,5 часа 25.10. 9. Звонкие и глухие согласные в корне слова и словах со стечением согласных. Работа с деформированным текстом. 0,5 часа 01.11. Общее понятие о частях речи. Существительные, глаголы, прилагательные.
Коррекция слухового внимания и фонематического восприятия
Имена существительные. Имена собственные и нарицательные. Одушевленные и неодушевленные.
Коррекция словесно-логического внимания Изменение
имен существительных по родам
10. Приставка и предлог. Работа с деформированным текстом. 0,5 часа 15.11. III этап (коррекционный)
11 часов 11.
Дифференциация гласных и согласных букв и звуков. Составление рассказа-описания по данной схеме. 0,5 часа 22.11. 12.
Звуки и буквы. Гласные 1 ряда. 0,5 часа 06.12 13. Звуки и буквы. Гласные 2 ряда. Буквы «е», «ё», «ю», «я» 0,5 часа 13.12 14. Звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда 0,5 часа 20.12 15. Изложение по предложенному плану на тему: «Поступок товарища» 0,5 часа 27.12 16. Правописание букв е,ё,ю,я в начале слова и после гласных 0,5 часа 17.01 Изменение
имен существительных по родам
Мягкий знак после шипящих в конце слов у существительных ж.р.
Коррекция образного мышления
Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений предлоги
(«на», «над», «под», «за» и т.д.)
Единообразное написание ударных и безударных окончаний имени существительного
Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания
Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения
17. Звуки и буквы. Дифференциация согласных по твердости- мягкости. 0,5 часа 24.01 18. Звуки и буквы.
Обозначение мягкости согласных буквой ь. 0,5 часа 31.01 21. Звуки и буквы.
Мини-сочинение 0,5 часа 07.02 19. Звуки и буквы.
Разделительный мягкий знак 0,5 часа 14.02 20,21 Правила написания предложения. Дифференциация согласных поглухости-звонкости
(в-ф), (б,п) 1 час 21.28.02 22 Коррекция связной речи. Весне на встречу. 0,5 07.03 23 Обучающий диктант.
0,5 14.03 Проверка знаний
24 Дифференциация согласных поглухости-звонкости
(т-д) 0,5 21.03 Единообразное написание ударных и безударных окончаний имени существительного
25 Дифференциация согласных поглухости-звонкости
(ть-дь). 0,5 28.03 Второе склонение существительных единственного числа
Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2 склонения
Окончания –а, -я в р. п.
Усиление концентрации слухового внимания
Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания
Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания
Правописание
падежных окончаний существительного 2,3 склонения
Упражнения в одновременном склонении существительных, относящихся к различным склонениям
26 27 Дифференциация согласных поглухости-звонкости
(с-з).
Ударение 0,5 04.04 28 29 Дифференциация согласных поглухости-звонкости
(к-г).
Схемы слого-ритмической структуры слова 0,5 18.04 30 Дифференциация согласных поглухости-звонкости
(ш-ж). Схемы слого-ритмической структуры слова 0,5 25.04 IVэтап (оценочный) 1,5час.
31 Однородные члены предложения 0,5 02.05 Знаки препинания при однородных членах предложения Составление схем предложений Оценка результативности коррекционной работы
32 Запятая после однородных членов предложения 0,5 16.05 33 Итоговый диктант.
Подведение итоговой работы за год. 0,5 23,5 III. Содержание логопедической работы: Система коррекционного обучения по профилактике нарушения письменной и устной речи, соответственно данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический. Помимо этого выделяются два академических часа: один час — в начале курса: ознакомительная беседа, диктант; второй час — в конце курса: выпускной диктант, беседа, подведение итогов (выявление динамики в преодолении нарушений письменной и устной речи). План реализации данной программы так же зависит от степени тяжести СНР. Необходимо отметить, что дети, с системным недоразвитием речи имеют слабую ориентировку во времени: незнание либо нетвердое знание основных временных единиц (времен года, месяцев, дней недели в их последовательности); недостаточная обобщенность пространственных понятий и представлений; трудности динамической и кинетической организации движений руки; несформированность четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором. Работа по развитию и уточнению данных функций соответственно программе проводится на каждом занятии курса в организационной части. Коррекционная работа на фонетическом уровне предполагает решение следующих задач: · развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным); · развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики. · работа по уточнению оптико-пространственных представлений.(2—3 минуты на каждом занятии первого уровня коррекционной работы). · дифференциация букв, смешиваемых по звонкости-глухости и акустико-артикуляционному типу. Начиная коррекционную работу на лексическом уровне, необходимо выделить основные задачи этого этапа работы: · количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений); · качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний); · формирование культуры речи (устранение слов-паразитов, искаженных просторечных, жаргонных слов); · развитие слогового анализа и синтеза; · наблюдение за явлениями синонимии и антонимии слов. Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач данного этапа: · усвоение учащимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений; · обогащение фразовой речи учеников. План реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий на первом этапе. На первом этапе привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата с целью сделать его в достаточной степени управляемым, детей приучают оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах проводятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем — обычное произнесение слов (голосом разговорной громкости), а затем — выполнение молча, переводят во внутренний план. Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза. На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов (л-м, п-т, и-ш, и-щ), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч, г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв (у-д-з, о-а, н-ю, л-я, а-д, и-у, х-ж, ш-щ). Эта работа начинается с оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, также упражнений в конструировании букв с помощью счетных палочек, отгадывания изографов, работы с «зашумленными» буквами или отгадыванием букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв. При этом главная задача логопеда — научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится на каждом занятии в его организационной части (2—3 минуты). Кроме того, ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, и в первую очередь гласных I и II ряда. Опираясь на гласные II ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных. РАБОТА НА I этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Здесь логопед дает понятие о звонких и глухих звуках, сравнивает их попарно, объясняет сходство и различие. Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально по карточкам тем детям, которые смешивают буквы по акустико-артикуляционным признакам. План реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий на втором этапе. Работа на втором этапе коррекции начинается с уточнения и расширения словарного запаса учащихся. Логопед знакомит детей с явлениями синонимии и антонимии слов, не называя эти явления, но объясняя их суть. Далее уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, а потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных). План реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий на третьем этапе. Третий этап коррекции начинается с работы над предложением (простое предложение). Ребёнок учится чувствовать синтаксическую основу предложения, таким образом, здесь закладывается основа для успешного овладения учащихся навыкам синтаксического разбора предложения на более поздних этапах обучения. Работа над грамматическим оформлением предложения ведется параллельно. Логопед учит детей правильно согласовывать различные части речи (существительное с глаголом и существительное с прилагательным в роде и числе). На этом этапе немаловажное значение отводится работе с предлогами. Важно отметить, что работа ведется только с теми предлогами, которые не употребляются в устной речи учащихся или смешиваются с другими. Например, замена предлога из, предлогом с (вернулась с магазина). При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов, а затем другие их значения. Параллельно в занятия включаются задания, связанные с правилом о раздельном написании предлогов со словами. На синтаксическом уровне коррекционной работы проводится несколько специальных занятий с целью формирования связной речи. Вначале дети учатся разным видам пересказа (подробный и выборочный), затем составляют рассказы по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по плану. Важно отметить то, что работа на занятиях всех трех этапов коррекции предусматривает решение таких важных задач, как расширение и обогащение словарного запаса учащихся, а также формирование связной речи. Учитывая то, что у детей с системным недоразвитием речи долгое время остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на их развитие. При итоговом контроле предусмотрены следующие проверочные работы: диктанты на изученные правила; грамматические задания по изучаемой теме; письмо по памяти. Для осуществления изложенной программы используются разнообразные методы и приёмы. Широкое использование занимательного, игрового материала, наглядно-практических методов, подвижные и дидактические игры с мячом во время работы над дифференциацией гласных I и II ряда, над ударными и безударными гласными, над согласованием слов в роде и числе, дидактические игры («Пирамида», «Игрушечный магазин») во время работы по формированию анализа и синтеза. Особенно следует отметить речевые логопедические игры, которые могут быть использованы на всех этапах коррекции соответственно теме занятия. Кроме этого, чрезвычайно большое внимание уделяется такому методу, как моделирование. Например, при формировании языкового анализа и синтеза на уровне звука, слога, предложения, при дифференциации гласных I и II ряда, при работе над ударением. Безусловно, используются и наглядные методы, а также словесные методы логопедического воздействия (беседы, рассказы, объяснения). Данная коррекционно-развивающая логопедическая программа разработана применительно к условиям работы на базе коррекционной школы 8вида. Важно отметить специфику программы, обусловленную учреждением, на базе которого может быть реализована программа. Во-первых, эта программа представляет собой курс, направленный на профилактику нарушений письменной речи; во-вторых, предусматривает совместную, согласованную деятельность не только логопеда и ребенка, но и других специалистов (психолога, социального педагога, медиков, воспитателей и классного руководителя ребенка).
IV. Требования к уровню подготовки учащихся : Логопедическая диагностика в начале учебного года проводится с целью выявления недостатков устной и письменной речи школьников младших классов с первичной речевой патологией, в конце учебного года, с целью прослеживания динамики развития. Для этой цели логопед использует следующие методики: 1. Тестовая методика диагностики Фотековой. Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия. Методика состоит из двух разделов. Первый направлен на исследование особенностей устной речи, второй – на проверку письменной речи. Первый раздел включает 2 блока, позволяющих определить уровень сформированности экспрессивной и импрессивной речи. Каждый блок, в свою очередь, подразделяется на серии, а серии – на группы заданий, объединяющих конкретные речевые пробы. Второй раздел методики направлен на проверку письменной речи. Он состоит из трех серий, которые представлены в вариантах несколько отличающихся для первоклассников и учащихся 2-3 классов. 1-я серия исследует предпосылки письменной речи, 2-я серия направлена на оценку письма, 3-я серия проверяет навыки чтения.
К концу прохождения программы учащиеся должны уметь:
Писать под диктовку текст, с минимальными погрешностями применять правила проверки написания слов;
Разбирать слова по составу;
Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
Различать части речи;
Строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
Оформлять деловые бумаги;
Пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
Способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова);
Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
Названия частей речи, их значение;
V. Перечень учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения.Список методической литературы используемой по Программе:1. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. 2. Е.В Мазановой. «Коррекция аграмматической дисграфии», «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция оптической дисграфии»3. А.В.Ястребовой и Т.П.Бессоновой. «Метододы устранения ФФН, совершенствование фонематических процессов и навыков анализа и синтеза, звуко-буквенный состав слова.» 4.Р.И Лалаева. «Логопедическая работа в коррекционных классах». 5.Ишимова О.А. «Логопедическая работа в школе». 6. Дыхательная гимнастика А.Н Стрельниковой. 7.Логоритмика Екатерины и Сергея Железновых.
Условия реализации данной программы: Для успешной коррекционной работы логопеда имеется соответствующая материальная база и оборудование.Индивидуальные, групповые и фронтальные коррекционно-логопедические занятия проводятся в оборудованном для этих целей кабинете, расположение и площадь которого соответствует инструкции о проектировании коррекционных учреждений. Оборудование логопедического кабинета включает: 1. Настенное зеркало для логопедических занятий. 2. Зеркало для индивидуальной работы (9х12) 3. Логопедические зонды, шпатели 4. Разрезная азбука (настенная) 5. Кассы букв (индивидуальные) 6. Учебно-методические пособия 7. Настольные игры, игрушки, конструкторы 8. Классная доска 9. Шкафы для пособий 10. Стол канцелярский 11. Стулья 12. Комплект «парта—стул» 13. Песочные часы 14. Секундомер 15. Магнитофон 16. Видеодвойка Так же в работе логопед использует специальные пособия и дидактический материал. Пособия для коррекционной логопедической работы: • по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, тексты для составления рассказов с использованием фланелеграфа); • по грамматическому строю • по лексическому запасу (папки по лексическим темам); • по звукопроизношению • по фонематическому восприятию. Пособия для обследования интеллекта, дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности: 1. Лото с шариками. 2. Пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики. 3. Кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т.д.) 4. Разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего. 5. Набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов. 6. Лото « живое – неживое», «бывает – не бывает» (сюжеты с элементами фантастики). 7. Игра «Сравни и отличи» (наборы картинок типа: самолет – птица, кукла – девочка). 8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями. 9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина). 10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом. 11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок – слов омонимов. 12. Слова для составления шарад и ребусов. 13. Слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с перепутанными словами. Картотеки: -пальчиковых гимнастик, -логоритмических игр, -дыхательных гимнастик. Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»: — обувь, одежда — посуда, игрушки — домашние птицы, зимующие и перелетные птицы — домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера — овощи, фрукты, ягоды — растительный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые — рыбы, продукты питания — профессии, транспорт — времена года — части тела человека — школа, мебель — дом и его части — действия (глагольный словарь) — занимательные игры. Дидактический материал по формированию связной речи: — сюжетные картины — серии сюжетных картин — тематические картины. Звуковая культура:
картинный материал для автоматизации поставленных звуков
альбом для закрепления поставленных звуков
логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков
папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков
картины для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики»
наборное магнитное полотно
коробка с разрезными буквами, слогами.
Дидактический материал для развития мелкой моторики:
пирамидки, матрешки, столик с цветными шарами
шнуровки, деревянные пазлы
игры головоломки
мозаика.