Статья «Применение педагогических технологий на занятиях творческого объединения «Мастерская Самоделкина»


«Применение педагогических технологий
на занятиях творческого объединения «Мастерская Самоделкина»
Ниценко И.К., педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Центр детского творчества «Радуга»
Обновление содержания педагогического процесса в учреждении дополнительного образования детей возможно через использование современных педагогических технологий, направленных на разностороннее развитие ребенка с учетом его творческих способностей.
Педагогические технологии дополнительного образования сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Организуя учебно-воспитательный процесс в творческом объединении декоративно-прикладного творчества «Мастерская Самоделкина» применяются те технологии, которые способствуют успешной реализации общеразвивающей программы.
Применение личностно-ориентированных технологий пробуждает у детей интерес к занятиям, дает возможность каждому обучающемуся раскрыть свои возможности.
На занятиях объединения создаются условия для творчества, всегда преобладает атмосфера добра и взаимоуважения, дети в своей работе могут реализовать свой творческий потенциал, посоветоваться с педагогом, получить одобрение. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, поощряется умение выразить и отстоять свою точку зрения, умение самостоятельно преобразовать практическую задачу в познавательную, умение сотрудничать с коллективом.
Ребенок приходит заниматься в учреждение дополнительного образования в свободное от основной учебы время, поэтому задача педагога не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную деятельность. Поэтому, обучение обязательно носит индивидуальный характер, т.е. основывается на характеристике, присущей данному ребенку. Комплектование групп осуществляется на основе разновозрастного состава обучающихся и обязательно присутствует в процессе обучения внутригрупповая дифференциация.
Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении декоративно-прикладному искусству открывает перед обучающимися огромные творческие возможности, способствует разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса, формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению. У педагога появляется возможность внедрять новые, нетрадиционные формы организации учебного процесса, широко использовать методы активного, деятельностного обучения при организации творческой работы детей.
На занятиях творческого объединения «Мастерская Самоделкина» используются различные презентации, выполненные в программе Power Point. Эта программа дает педагогу неограниченные возможности для творчества и для более эффективного средства повышения уровня познавательной активности. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Использование презентаций на занятиях заменяет демонстрационный материал, способствуя фиксации внимания обучающихся на каких-либо иллюстрациях, образцах изделий, приближенных к теме занятия, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу, алгоритме изготовления изделия и т. п. Демонстрация презентации сопровождается комментарием педагога. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.
Видеофильмы помогают раскрыть тему занятия. Аудиозаписи используются с целью прослушивания музыки, звуков природы.
Применение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс способствует активизации познавательной деятельности обучающихся.
Эффективное применение средств ИКТ позволяет сделать занятие увлекательным и современным.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирования у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Поэтому я стараюсь обеспечить психическое и социальное здоровье своим учащимся, создать эмоциональный комфорт и позитивное психологическое самочувствие на занятиях и в процессе общения со сверстниками и педагогом, помогаю детям вырабатывать способность к самостоятельной организации здорового образа жизни, прививать навыки здоровьесбережения как основы общего развития личности.
Занятия любым видом декоративно-прикладного творчества развивают мелкие мышцы кистей рук обучающихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится лучше.
Работа с бумагой, тканью, подручными материалами, лепка требуют в тоже время концентрации внимания, нагрузки на зрение и опорно-двигательный аппарат.
Обязательно на занятиях проводятся релаксационные и кенезиологические упражнения, физкультминутки, а также гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.
Особое внимание уделяется технике безопасности и охране здоровья на занятиях. Школьный возраст особенно важен для формирования правильной осанки. Во время занятий мышцы рук, спины напрягаются и развиваются. Так как одинаковое напряжение невозможно, то физические упражнения должны быть направлены на симметричное расслабление одних мышц и напряжение других. Только так можно помочь организму в формировании правильной осанки.
В основе охраны труда лежит инструкция, которая включает в себя:
- общую технику безопасности;
- технику безопасности в работе с какими-либо материалами, инструментами перед началом работы.
Главным достоинством технологии индивидуализации обучения является то, что она позволяет полностью адаптировать методы и темп учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием при решении конкретных задач, следить за его продвижением от незнания к знанию, вовремя вносить необходимые коррективы в деятельность обучающегося. Все это позволяет ему раскрываться, чувствовать себя увереннее.
В процессе учебной деятельности со всей группой детей я обязательно взаимодействую с отдельными детьми по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. Кому-то нужно вселить уверенность, что у него все получиться, ненавязчиво помочь ему, поддержать, похвалить, а кого-то необходимо научить быть не слишком торопливым в своей работе, так как можно не достигнуть хорошего результата.
Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках рукоделия в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой занятия, увидеть индивидуальность детей. Для обучающихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.
Очень часто игра выполняет роль терапии, помогает преодолеть различные трудности. В своей образовательной деятельности я стараюсь модернизировать известные игры, отбираю и составляю свою «рецептуру» игр, подстраиваю их к преподносимому материалу. Применение игровых технологий создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Использование игр на занятиях декоративно-прикладным творчеством позволяет узнать и оценить индивидуальные способности и уровень имеющихся знаний, умений и навыков ребенка, активизировать познавательный интерес детей, способствовать формированию деятельностного отношения учащихся к учебному процессу, снизить уровень эмоциональных и физических перегрузок детей. Игра хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для ребенка.
Игровая деятельность применяется мною практически на каждом занятии: или для объяснения нового материала, или в качестве подвижной разминки, или для повторения и закрепления полученных знаний.
Игры-упражнения способствуют познавательным способностям обучающихся, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, чайнворды, сканворды, брейкворды. Такие игры помогают обучающимся закрепить изученный материал, а педагогу выявить уровень остаточных знаний детей по определенной теме программы.
Внедрение современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс способствует повышению творческой активности учащихся, повышению интереса учащихся к занятиям, повышению результативности участия в конкурсах и фестивалях различного уровня, сохранности контингента обучающихся.