Конспект урока изготовление хантыйской игольницы


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Конспект занятия по национально-региональному компоненту
для детей 8-14 лет
«Хантыйская игольница»
подготовила
педагог дополнительногообразования
Руденко Светлана Анатольевна
г. Нефтеюганск
«Хантыйская игольница»
Изготовление хантыйской игольницы, украшенной орнаментом (2 часа)
Методическое обеспечение:
Методы: словесный, наглядно-практический, частично-поисковый, репродуктивный, анализ, самоанализ.
Приемы: восприятие, беседа, рассказ, игра, художественное слово, дифференцированный.
Оборудование и материалы: лоскутки сукна, драпа или фетра разных цветов, мех, шаблоны, иглы, игольницы, швейные нитки, бисер, мел, ножницы, насколько образцов хантыйских игольниц. Интеграция образовательных областей:
«Физическая культура»,
«Словесность»,
«Ознакомление с художественной литературой»,
«Познание»,
«Здоровье»,
«Музыкально-творческое»,
«Художественное творчество».
Виды детской деятельности:
Коммуникативная,
Познавательная,
Продуктивная,
Двигательная.
Цель:
Приобщение к национально-региональным культурным ценностям в процессе освоения и творческой интерпретации декоративно-прикладного творчества коренных северных народов Югры.
Задачи:
Образовательная: способствовать формированию и развитию умений работать с различными материалами (ткань, мех, бисер).
Развивающая: способствовать формированию и развитию самостоятельности обучающихся.
Воспитательная: способствовать формированию эстетических, экологических, трудовых качеств личности детей. Воспитывать уважение к национальным традициям коренных северных народов.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, готовых игольниц, художественных открыток, знакомство с традициями и промыслами коренных северных народов Югры. Рассматривание фотографий, иллюстраций, на которых изображены хантыйские игольницы.
План работы:
Вводная часть
Организационный момент
Теоретическая часть
«Подбери название»
Беседа
Практическая часть
Анализ технологии изготовления игольницы
Составление плана работы
Самостоятельная работа детей. Рассказывание хантыйских и мансийских сказок.
Ход занятия:
Вводная часть.
Приветствие, проверка явки обучающихся, проверка готовности к занятию.
«Подбери название» - вывешены все изученные детьми орнаменты, у детей таблички с названиями. Предлагается, прикрепить свою табличку к нужному орнаменту (полоски, заячьи уши, юрты, щучьи зубы, береза, рога молодого оленя, большие рога, медвежьи уши, лебедь, куча рогов, медвежья лапа, крест).Беседа:
Я считаю, что хантыйским и мансийским женщинам умение шить было просто необходимо. А как думаете вы? Почему? Что они шьют? Уже давно, с тех пор, как добрались до Севера русские купцы, женщины ханты и манси шьют стальными иглами, сделанными из косточек ног оленя или белки, иглами из рыбьей кости). Понятно, что если есть иглы, нужна игольница . Чтобы иглы не терялись (несколько образцов игольниц).
Педагог: Давайте сегодня изготовим хантыйскую игольницу, в которой дома вы сможете хранить свои иголки.
Практическая часть.
Анализ технологии изготовления игольниц.
Игольницы могу быть разной формы, шьют и из разноцветных лоскутков плотной ткани – сукна. Игольницу украшают аппликацией из ткани, посередине аппликации нашивается медальонный орнамент, обычно «крест» или орнамент. Изображающий, какое – либо животное. К обратной стороне подшивается подклад. Края игольницы украшаются цветной материей или мехом. Раньше шили самодельными нитками из лосины сухожилий и для крепления ниток пришивали к игольнице косточку из бедра птицы или соболя. Рядом прикрепляли зуб лисы, на него надевали наперстки. (анализ сопровождается презентацией слайдов «Мансийские орнаменты»)
Составление плана работы:
Педагог: С чего нужно начать изготовление игольницы?
1) По шаблону выкроить две части игольницы.
2) Вырезать квадрат из ткани другого цвета для выполнения аппликации.
3) Выбрать орнамент для украшения. Нарезать полоски для орнамента.
4) Пришить квадрат к одной части игольницы.
5) Нашить орнамент на квадрат.
6) Сшить две части игольницы.
7) Нашить полоску меха по краям игольницы.
Самостоятельная работа детей.
Индивидуальная помощь. Взаимопомощь.
Педагог: Сегодня снова собрались мастерицы для рукоделия. Давайте сегодня мы будем шить, и рассказывать хантыйские и мансийские сказки.
Заключительная часть.
Подведение итога. Взаимоанализ: дети оценивают друг у друга красоту изделия, качество швов, аккуратность. Выбирают лучшую работу.
Планируемый результат:
Самостоятельно или с небольшой помощью изготовить игольницу.
Добиваться аккуратности в выполнении швов.
Проявить интерес к национальным особенностям ДПИ обских угров, желание продолжить изучение их традиций и декоративно-прикладного искусства.
Список использованной литературы:
Шешкин П.Е. Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты Издательство "Просвещение", 1993
Иванов С.В. Материалы орнамента: проблеме культурно-историчских связей хантов и манси.Сов.Этнография 1952г.