План-конспект к открытому уроку на тему: Обработать срезы салфетки- сета. Окончательная отделка».


План-конспект
Урока производственного обучения по теме «Обработка столового белья»
Тема урока: «Обработать срезы салфетки- сета. Окончательная отделка».
Цель: в процессе изучения трудовой операции «выполнение салфетки» достичь следующих образовательных результатов:
Личностный результат: (учебная цель 1)
- осознать установки, нормы и правила научной организации умственного и физического труда на примере выполнения операции обработки срезов салфетки (3 уровень усвоения знаний - осмысление)
Метапредметный результат: (учебная цель 2)
- уметь диагностировать результаты выполнения обработки срезов по принятым критериям и показателям (2 уровень овладения действием-первоначальное умение)
Предметный результат: (учебные цели 3-7)
- усвоить понятие последовательности выполнения салфетки (Познавательная сфера – 3 уровень усвоения знаний – осмысление);
- представлять приспособления, инструменты и устройства для выполнения обработки срезов изделия (Познавательная сфера - 2 уровень усвоения знаний - представления);
- уметь выполнять технологическую операцию «обработка срезов» с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений (Трудовая сфера - 2 уровень овладения действием – первоначальное умение);
- уметь обосновать показатели качества промежуточных и конечных результатов выполнения обработки салфеток (Трудовая сфера – 3 уровень осмысления)
- развивать моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями (Физиолого-психологическая сфера – 2 уровень овладения действием - первоначальное умение).
Задачи:
познавательные:
- выделить и принять учебную цель (задачи) на урок;
- на основе мыслительных операций сравнения и обобщения выявить общие и существенные признаки понятия «обработка столового белья»;
- повторить устройство швейной машины;
- создать инструкционную карту по выполнению обработки салфетки;
- на основе анализа выполнения обработки салфетки осознать показатели качества машинных швов;
- ознакомиться с правилами безопасной работы по выполнении машинных швов;
- выполнить практическую работу по выполнению окончательной обработки салфетки обтачным швом.
регулятивные:
- выполнить действия по обслуживанию рабочего места (до, вовремя и после работы), по контролю выполнения приемов машинных швов;
- выполнить рефлексию.
коммуникативные:
- осуществить внешне речевую деятельность при обсуждении приемов выполнения обработки салфетки и правил безопасной работы;
- осуществить коммуникативное взаимодействие на уроке с мастером, обучающимисяв группе
личностные:
- выполнить самооценку результатов своей работы, рефлексию.
Тип урока: комбинированный
Образовательные технологии: информационные технологии, проблемного обучения, развивающего обучения
Методы обучения: объяснительно-репродуктивный, побуждающе-поисковый, инструкционно-исполнительский (приемы преподавания и учения: объяснение, демонстрация, показ приемов работы; беседа; проблемный диалог; с компьютерным сопровождением урока, практическая работа)
Объект труда: Эталонное изделие(салфетка-сет).
Межпредметные связи: математика (параллельные прямые, расстояние), материаловедение, технология.
Ресурсы и оборудование:
1. Демонстрационные материалы и оборудование: электронное сопровождение урока: компьютер, проектор, инструкционные карты по выполнению обработки салфетки-сета.
2. Материалы, инструменты и приспособления: лоскутки ткани для образцов, ручные иглы, ножницы, булавки, нитки, игольницы, наперстки, швейная машина.
5. Интернет ресурсы
Ход урока
I Вводный инструктаж (16-20 минут)
1. Организационная часть (1 мин.)
Мастер создает положительный эмоциональный настрой:
Добрый день, мы рады вас приветствовать на нашем уроке!
Дежурный, доложите о присутствующих и готовности к уроку.
Дежурный: Присутствуют все, оборудование и инструменты подготовлены к работе.
(Мастер с помощью дежурного проверяет явку обучающихся и заполняет журнал; уточняет о готовности оборудования к уроку).
2. Начальная мотивация учебной деятельности (2 мин).
Мастер: На предыдущем занятии мы приступили к выполнению творческой работы. Это изготовление салфетки-сета. Скажите, для чего нужны такие салфетки? (слайд 2 "Сервировочные салфетки-сеты").
Мастер вызывает обучающегося.
Обучающийся: Это салфетки для сервировки стола - под каждую тарелку выкладываются постановочные салфетки, которые называются сетами.
Мастер вызывает обучающегося: А нам они могут пригодиться?
Обучающиеся: Да, при чаепитии, как мини-скатерть для сидящего за столом.
Мастер: А какие виды столового белья вы еще знаете?
(слайд 1 "Виды столового белья").
Мастер вызывает обучающегося.
Обучающиеся: Скатерти, полотенце, различные салфетки.
Мастер: Молодцы! Все, кто отвечает на вопросы, не забывайте вешать колечки, которые будут учитываться при выставлении оценки в конце урока.
3. Сообщение темы и цели урока. (3 мин).
( Мотивация к принятию цели урока):
Мастер: Посмотрите на детали салфетки (демонстрирует детали салфеток с не обработанными срезами) и скажите, что надо сделать, чтобы получилась одна салфетка-сет?
( Мастер вызывает обучающегося)
Обучающийся: Соединить эти детали вместе…
Мастер: Правильно! Давайте вспомним последовательность обработки салфетки
(слайд 3).
Откройте рабочие папки и посмотрите в технологической последовательности, какие операции мы уже выполнили?
(Мастер вызывает обучающихся, они читают операцию и отвечают….)
Обучающиеся: операция 1…. – выполнили,... 3…. - выполнили, 4…. Нет, это еще не делали. 5…. Не делали.
Мастер: (формулируем вместе с обучающимися тему, цель и задачи урока)
Таким образом, чтобы получилась салфетка еще надо:
( слайд 4) --- 8. Обработать срезы салфетки и 9. Окончательная отделка
Внимание на доску. Тема урока: «Обработать срезы салфетки. Окончательная отделка» (слайд 5)
Мастер: Ребята, чтобы качественно выполнить работу необходимо знать последовательность и способы выполнения операций, соблюдать технические условия и режимы влажно-тепловой обработки.
Сегодня вы должны будете: (слайд 6)
Приобрести практические умения по обработке срезов и окончательной отделки салфетки-сет. Наши задачи на урок:
(Слайд №7 – «Задачи на урок»)
1. Узнать, как правильно выполнить обработку срезов салфетки-сет.
2. Научиться выполнять обработку срезов и окончательную ВТО салфетки-сет.
4. Изложение нового материала. Актуализация опорных знаний обучающихся. (10 мин)
Мастер: Итак, в соответствии с нашей первой задачей, мы должны определить возможные и не допустимые варианты обработки срезов
(слайд 9)
Вопрос: Посмотрите на доску и выберите, какой шов подойдет для обработки срезов нашей салфетки: шов в подгибку, накладной, обтачной, окантовочный?
Мастер вызывает обучающегося.
Обучающийся: Обтачной.
Мастер вызывает обучающегося: А почему не другой?
Обучающийся: Потому что у нас две детали и прокладка, толщина, качественным будет такой способ.
Мастер: Правильно, выполнение оканточного шва и шва в подгибку невозможно из-за толщины материалов и имеющихся углов. Более качественный способ обработки – это обтачивание срезов салфетки. Давайте вспомним, как выполняется обтачной шов в раскол. Задание: опрелить правильную последовательность выполнения шва.
(слайд… «Обработка обтачного шва в раскол»)
Обучающиеся отвечают: (1. Дeтaли склaдывaют лицeвыми стoрoнами вoвнутрь, обтaчивaют шириной шва 0,5 - 0,7 сaнтимeтрa, 2. Дeтaли выворачивают нa лицeвую стoрoну, изгибы швa выпрaвляют нa oднoм урoвнe. 3.Закрепляют шов отделочной строчкой). Мастер: Переходим к решению следующей задачи – выполнение практического задания. Необходимо научиться выполнять работу правильно и качественно. Сейчас я вам продемонстрирую последовательность выполнения обработки срезов салфетки. Подойдите все к швейной машинке. (Обучающиеся встают и подходят к мастеру)
Мастер (демонстрирует приемы работы, показывает последовательность и объясняет, какие ТУ при выполнении обтачного шва, отделочной строчки, выполняет ВТО).
Обучающиеся смотрят и слушают.
Мастер: Вот посмотрите, какая салфетка получилась у нас. (Мастер прикрепляет салфетку на доску, на видное место)
Проходите на свои рабочие места, присаживаетесь. Давайте закрепим последовательность обработки салфетки. Посмотрите в папке технологическую последовательность операцию 4 и скажите: как обтачать срезы салфетки?
Мастер вызывает обучающегося.
Обучающийся: - Сложить две детали салфетки лицевой стороной…
Мастер: Правильно! А зачем надо высечь ткань в уголках салфетки?
Обучающийся: -Чтобы не было утолщений и был ровный угол, когда мы вывернем салфетку на лицевую сторону.
Мастер: Как правильно вывернуть салфетку на лицевую сторону?
Обучающийся: -Через отверстие, которое было оставлено при обтачивании. Сначала дальний уголок выворачиваем, а затем все салфетку осторожно, чтобы не порвать ткань и строчку.
Мастер: Молодец! Что надо сделать, чтобы шов обтачивания стал намного тоньше?
Обучающийся: -Приутюжить шов обтачивания
Мастер: Скажите, на что надо обратить внимание при выполнении ВТО?
Обучающийся: -Правильно расправить шов, на режим нагрева утюга, свойства материала
Мастер: Заключительная операция - это прокладывание отделочной строчки. Какая ширина отделочной строчки на нашей салфетке?
Обучающийся: 0,5 сантиметра
Мастер: Молодцы!
Давайте определим критерии качественной работы:
(слайд № 12 «Критерии качества выполнения обтачного шва»).
Качество строчки (равномерность натяжения верхней и нижней нитей,
наличие закрепок, ТУ отделочной строчки)
Качество влажно-тепловой обработки
Внешний вид изделия
По этим критериям будет оцениваться ваша практическая работа.
При выполнении работы, необходимо избегать возникновение брака.
Ребята, давайте, вместе определим, какие могут возникнуть дефекты и способы их устранения
(Слайд №11 «Возможные ошибки и способы их предупреждения»)
При дефектах строчки – распороть и переделать, при ВТО следить за нагревом утюга.
Мастер: Прежде чем приступить к выполнению практической работы, необходимо вспомнить безопасные условия труда
Предлагаю на выбор карточки, возьмите, несколько секунд для размышлений и будете отвечать. Задание: вставить пропущенное слово в предложении..
(слайд 13)
Итак, цифра 1…..
Обучающийся читает, вставив пропущенное слово.
Мастер: Все согласны? Молодец! Цифра 2…. (и так далее) Правильно!...II Самостоятельная работа учащихся, текущий инструктаж
(15 мин)
Мастер: А сейчас переходим от теории к практике. В соответствии с технологической последовательностью, вам надо завершить творческую работу – обтачать срезы и выполнить окончательную отделку салфетки-саше. Не забывайте проверять качество выполнения операций.
Время выполнения 15 минут. Выполненную салфетку положите на раскройный стол, и Оля Ломакина по критериям поможет мне оценить качество вашей работы. Желаю вам успеха!
(слайд 14)
Обучающиеся начинают работать самостоятельно, используя технологическую последовательность обработки срезов салфетки.
Мастер проводит целевые обходы, организует деятельность обучающихся по устранению ошибок (обращение к технологической последовательности; объяснение причин затруднений в работе и др.):
Первый обход - проверка организации рабочих мест и соблюдения
безопасных приемов труда.
Второй обход - проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности.
Третий обход – проверка правильности проведения обучающимися самоконтроля
Мастер собирает и оценивает готовые салфетки. Показывает наиболее удачные работы, указывает на отдельные недостатки, выявляет вместе с обучающимся их причины.
III Заключительный инструктаж (3 мин.)
Мастер: Ребята, давайте подведем итог вашей работы на уроке. Скажите, вы все справились с заданием?
Обучающиеся: Да!
Мастер: Значит, достигли поставленной цели – завершили выполнение салфетки-сета.
На основе критериев оценки качества и активного участия на уроке - вы получили следующие оценки:
Мастер показывает лучшие работы и выставляет отметки
(слайд 15)
В завершение урока предлагаю вам ответить на ряд вопросов:
(слайд Рефлексия деятельности):
Мастер вызывает обучающегося…
Обучающиеся отвечают на вопросы:
Что узнали и чему научились сегодня на уроке?
Какие трудности были в процессе работы?
Хотелось бы выполнить ещё раз или что-то сделать по-другому?
Спасибо за урок, надеюсь, что вы используете сегодняшние умения и порадуете своих родных и близких такими салфетками. Всем нашим гостям на память от нашей группы салфетки-сет.
IV Уборка рабочих мест
Учащиеся выполняют трудовые действия по обслуживанию, уборке рабочих мест в соответствии с общепринятыми правилами (инструкциями) поведения в мастерских.