Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, регулятивного, личностного, познавательного и коммуникативного развития, в соответствии с ФГОС второго поколения


Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, регулятивного, личностного, познавательного и коммуникативного развития, в соответствии с ФГОС второго поколения
ФГОС второго поколения, обеспечивают широкие возможности для овладения учащимися знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
Социальное развитие — формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Личностное развитие — развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции уметь учиться; формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательное развитие — формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Коммуникативное развитие — формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение нарусском, родном и иностранных языках.
Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от:
определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;
изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, т. е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;
стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации и планомерного формирования;
индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
При таком подходе важно определение универсальных учебных действий.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.
Изучив и проанализировав федеральный государственный образовательный стандарт[1]; фундаментальное ядро содержания общего образования[2], примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 8 классы. Естествознание. 5 класс.[3] можно выделить, что в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Важнейшей задачей современной системы образования (согласно ФГОС основного общего образования второго поколения) является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Универсальные учебные действия, разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой универсальных учебных действий является системно-деятельностный подход.
По А.Г. Асмолову: Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. [2,3]
Одной из особенностей универсальных учебных действий является их универсальность, которая проявляется в том, что они
носят надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
К основным функциям универсальных учебных действий относятся:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Виды универсальных учебных действий
В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока (вида) универсальных учебных действий:
—личностные — смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений;
—регулятивные — целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане;
—познавательные – исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления;
—коммуникативные - действия, направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаимодействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); действия, направленные на кооперацию — совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.
Основная задача школы – научить ребенка учиться!
Как помочь школьнику в этой ситуации?
Как сделать образовательный процесс интересным, позволяющим каждому ученику реализовать себя?
Как сделать так, чтобы процесс самообразования, без которого познание и обучение невозможны, стал для него интересным и жизненно необходимым?
Творческие, практические исследовательские задания
Не секрет, что при первом знакомстве с семиклассниками каждый учитель из года в год замечает снижение познавательного интереса у детей. И основная задача учителя физики на первом этапе обучения – вызвать первоначальный стойкий интерес ученика к предмету. При этом очевидна необходимость в дифференцированном, личностном подходе к подростку. Но базовая учебная программа составлена таким образом, что возникает сложность в осуществлении такого подхода. 
Решить эту проблему помогают многоуровневые творческие и экспериментальные домашние задания. У учителя появляется возможность использования разнообразных технологий обучения и контроля с учетом индивидуальных особенностей ученика и степени его подготовки.
Трудно переоценить роль домашних работ в деле самообразования школьника, развития его творческих способностей, углублении знаний, получения практических навыков и, самое главное, в создании ситуации успеха даже для самого слабого ученика.
Творческие домашние задания в большинстве случаев задаются на выходные дни и каникулы, довольно часто на добровольной основе, дифференцируя их по уровню сложности. При выполнении заданий ребенок самостоятельно находит материал, составляет алгоритм действий, анализирует полученный результат, сравнивая его с ожидаемым и, конечно, после обсуждения в классе, получает хорошую отметку.Физика должна изучаться как экспериментальная наука. Без этого невозможно формирование научного мировоззрения, ключевых компетентностей, активной, осознанной деятельности ученика.
Сейчас на передовые исследования нужны огромные средства. Таким образом, опыты, задаваемые на дом, должны не требовать применения каких-либо приборов и существенных материальных затрат. Это должны быть опыты с водой, воздухом, с предметами которые есть в каждом доме. Кто-то может усомниться в научной ценности таких опытов, конечно, она там минимальна. Но разве плохо, если ребенок сам может проверить открытый за много лет до него закон или явление? Для человечества пользы никакой, но какова она для ребенка! Опыт - задание творческое, делая что-либо самостоятельно, ученик, хочет он этого или нет, а задумается: как проще провести опыт, где встречался он с подобным явлением на практике, где еще может быть полезно данное явление. Здесь надо заметить то, чтобы дети научились отличать физические опыты от всяческих фокусов, не путать одно с другим. Исследовательские, экспериментальные работы выполняются учащимися в определенной последовательности: от действия по образцу (в ходе урока, лабораторной работы) к самостоятельной деятельности в домашних условиях.
Система самостоятельных заданий содержит такие разновидности работ, которые соответствуют многообразию познавательных целей, дифференцированы на разные уровни подготовки учащихся и их способностей к исследовательской деятельности. Предложенные задания повышают эффективность учебного процесса, формируя у школьников сознание необходимости самостоятельной работы и интерес к ней. Во всех предложенных заданиях хочу отметить тесную связь физики с другими учебными предметами: математикой, биологией, информатикой и даже литературой, которая позволяет показать общность и единство законов природы и путей ее познания, позволяет ученикам увидеть явление или прием решения задачи со многих сторон, применить полученные знания в нестандартной ситуации.
В ходе выполнения творческих работ уже на первом этапе обучения можно говорить о некоей профессиональной направленности учащихся, о возникновении приоритетных направлений в дальнейшем обучении. Домашние эксперименты и наблюдения чрезвычайно важны и полезны в качестве дополнения к школьному курсу физики. Они составляют основу самообразования на начальном этапе обучения, позволяют расширить связь теории с практикой, привить интерес к самостоятельной исследовательской работе и предмету в целом. 
Познавательную активность на уроке физики проще всего пробудить постановкой проблемных экспериментов