Исследовательская работа на тему Эффективные способы и приемы запоминания английских слов



Оглавление
Введение
Глава 1. Что такое память, как она возникает
Глава 2. Способы и приемы запоминания английских слов
Глава 3. Исследование. Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Введение
Многие люди осознают и пытаются выучить английский язык, который является самым популярным на сегодняшний день, понимают его практически в любой стране мира. Но, основной проблемой при изучении языка, будет сложность запоминания огромного количества незнакомых слов.
Понятно, что знание лексики является необходимым при изучении любого языка, но именно ее изучение и представляет основную проблему.
Я с удовольствием изучаю английский язык, мне нравится, как он звучит, я люблю слушать стихи и петь песни на английском языке. Но мне иногда трудно запомнить некоторые фразы и слова. А учитель всегда говорит нам, что без знания лексики, нельзя заговорить на английском языке. Есть в английском языке лексика, которая запоминается очень легко, но некоторые слова и выражения трудны для запоминания, поэтому приходится придумывать разные способы запоминания. Хотелось бы найти разные варианты запоминания новой лексики.
1. Выбор темы:
Изучая английский язык, мы сталкиваемся с необходимостью пополнения и расширения словарного запаса для комфортного и адекватного выражения своих мыслей и мнений. Как же научиться быстро, и главное эффективно запоминать новые слова на английском? Какие существуют профессиональные методы запоминания новых английских слов? Ведь новые слова нужно не просто выучить, но и системно повторять, чтобы закрепить их не только в краткосрочной, но и в долгосрочной памяти. А это уже целая наука.
Актуальность темы: Так как у учащихся возникают проблемы при запоминании новых слов по изучаемым темам, возникла необходимость рассмотреть более эффективные способы и приемы запоминания английских слов.
Ведь основа успеха – хороший словарный запас.
Существуют достаточно простые и эффективные способы и приемы, позволяющие значительно ускорить процесс обучения и сделать его менее скучным. Часто мы используем эти способы, не задумываясь, что если взять их за правило, то можно учить английские слова гораздо более результативно.
Проблема состоит в том, что ученикам сложно учить английский язык, потому что трудно учить слова наизусть.
Цель работы: Выявить и использовать эффективные способы и приёмы запоминания английских слов, что расширит и пополнит активный и пассивный словарный запас обучающегося, необходимого для успешного владения английским языком.
Гипотеза исследования: При условии, что будут использованы эффективные способы и приёмы запоминания слов при изучении английского языка, произойдет расширение и пополнение активного и пассивного словарного запаса обучающихся, который будет способствовать успешному овладению английским языком.
Задачи:
Узнать, как происходит процесс запоминания слов.
Дать определение термину «память», на какие виды подразделяется память человека.
Изучить способы запоминания слов.
Определить какие способы и приёмы запоминания слов используют мои одноклассники при изучении английского языка.
Ожидаемый результат
Использование существующих способов и приёмов запоминания слов поможет расширить словарный запас как на английском, так и на русском языках у участников исследования и других школьников, которые смогут использовать материалы исследования для своих целей.
Теоретическое исследование
Глава 1. Что такое память, как она возникает?
«Память – это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию». Мозг человека можно сравнить с новейшим компьютером, которого еще не существует в реальности, так как он еще не изучен даже наполовину.
Правое полушарие заведует левой стороной тела, а левое – правой. Считается, что у людей с исследовательским складом ума сильнее развито правое полушарие, а у людей творческих – левое. Все дело в том, что правое полушарие отвечает за образное, синтетическое, эмоциональное восприятие действительности, то есть за воспроизведение образов, картин и зрительных ассоциаций. У тех людей, у которых оно хорошо развито, прекрасная зрительная или слуховая память. К ним относятся художники, композиторы, скульптуры. У них прекрасная зрительная или слуховая память.
Левое же полушарие хранит словесные воспоминания. Это полушарие логики, абстрактных построений, классификаций и аналитических выводов. В его ведении находятся письмо, чтение, решение задач и все логические операции.
У людей с развитым левым полушарием хорошо развита словесно-логическая память. К ним относятся мыслители, ученые и первооткрыватели.
Память можно разделить на 3 вида, обеспечивающих весь процесс обработки и хранения информации, которые напрямую связаны с функциями, выполняемыми памятью:1) кратковременная память, (15-30 секунд); 2) долговременная память, (сколь угодно долго);
Этапы процесса запоминания информации

Для успешной работы механизма памяти важны механизмы ее восприятия, то есть способы восприятия информации: эмоции, запахи, зрительные образы, звуки, прикосновения и движения.
Одним из важных механизмов памяти является запоминание.
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Выделяют два вида запоминания:
1. Непреднамеренное
2. Преднамеренное
Кроме этого, важно выяснить, визуал вы, аудиал, или кинестетик. Кинестетику лучше запоминается, когда он в процессе запоминания ходит, пишет или печатает. Аудиалу желательно чаще прослушивать аудио и видеозаписи, а визуалу — изучать фото - и картинные словари, использовать цветные фломастеры и рисовать наглядные схемы.

Практическое исследование
Глава 2. Способы и приемы запоминания английских слов
1. «Метод ассоциаций»
Ассоциация: Голодный хан гриб съел.
С помощью этой ассоциации легко запоминается слово hungry – голодный.
«Использование рифмовок, стихов и пословиц». Для запоминания правильной артикуляции английских звуков и запоминания слов используются: рифмовки; короткие стихи; пословицы.
- Ох, неспелый мандарин!
- Он совсем зеленый, значит, green!
- Очень черный негр Jack
- Черный по-английски - это black!
- Мама для стирки купила “Tide”
Вещи будут белыми, значит, white!
3. «Стикеры». На стикеры вы пишете английские названия различных предметов, которые находятся у вас в комнате: «шкаф», «часы», «стол», «календарь» и т.д. и расклеиваете их на соответствующие предметы интерьера. Натыкаясь взглядом на развешанные повсюду «маячки», вы автоматически будете запоминать английские слова и, практически не предпринимая никаких специальных усилий и не выделяя специального времени на запоминание слов, вы достаточно быстро сможете существенно пополнить свой словарный запас.
4. «Попугай». Этот способ годится, если вы имеете возможность общаться с носителями английского языка. Все очень просто: когда ваш собеседник употребит незнакомое вам слово, и вы либо догадаетесь, что оно означает, либо переспросите его, постарайтесь в ближайшие несколько минут употребить это слово сами.
5. «Карта памяти». Более прогрессивный метод — карты памяти, которые помогают учить слова тематически. Берем большой лист бумаги (например, формата А3), пишем в центре тему, по которой будем собирать слова.
Например, тема «Путешествие». Теперь от этого слова рисуем лучики — подтемы – транспорт, отель, экскурсии. Следующий слой — еще более конкретный: самолет, завтрак, памятник. В итоге получается центрированная логичная схема, вмещающая в себя десятки, если не сотни слов, связанных по смыслу и графически друг с другом. Главное, чтобы карта была логичной и наглядной. Часть слов вам запомнится уже в самом процессе рисования схемы, остальные будут освоены, если схему внимательно разглядывать и размышлять над связями и зависимостями, а также воспроизводить по памяти.
6. «Тематические карточки». Такое запоминание английских слов очень эффективно, поскольку при написании от руки тематических карточек и постоянном их использовании используется память воспроизведения, и слова попадают в активный реестр памяти. Например: Тематические карточки по теме: «Семья» и «Домашние питомцы».
7. «Аудио лингвистический метод». Он подходит тем людям, у которых хорошо развита слуховая память. Суть метода заключается в том, чтобы учить язык посредством устного усвоения английского текста. Это возможно, как через прослушивание аудиозаписей, так и путем просмотра фильмов на английском. Лучшим вариантом является именно просмотр фильмов, так как человек лучше воспринимает материал. На начальном этапе лучше всего просматривать фильмы с субтитрами, вначале на русском языке, а потом и на английском.
Глава 3. Результаты исследования
Есть в английском языке лексика, которая запоминается очень легко, но некоторые слова и выражения трудны для запоминания, поэтому приходится придумывать разные способы запоминания. Хотелось бы найти разные варианты запоминания новой лексики.
Вначале я решила опросить своих одноклассников, чтобы узнать, как они заучивают лексические единицы. Для этого я составила анкету и раздала учащимся нашей школы.
Анкета
Нравится ли тебе изучать английский язык? Почему?
Труден ли английский язык для изучения?
Что вызывает особую трудность?
Любишь ли ты заучивать лексику, английские слова?
Есть ли у тебя особенные пути запоминания лексики? Если есть, то, какие, опиши их.
В моей анкете приняли участие 36 учеников. Проанализировав ответы своих друзей, я выяснила, что только 23 участника анкеты с удовольствием учат английский язык: 13 учат по необходимости; 17-ти обучающимся он дается легко, а остальным 6 учащихся испытывают трудности при его изучении. Основными причинами, почему им нравится английский язык дети называли:
- Он будет нужен при поступлении в учебные заведения;
- Очень популярный;
- Ездить отдыхать заграницу и знакомиться с иностранцами;
- Компьютеры, телефоны, бытовая техника – требует знаний языка;
- Хочу хотя бы немного разговаривать на английском языке и понимать, что говорят англичане.
13 учащихся не любят учить английский язык, так как им трудно запоминать слова. Особую трудность у них вызывает грамматика, перевод и необходимость запоминания новых слов.
У всех есть свои способы запоминания слов. В основном они делятся на три группы: первая – просто «зубрю», как стихотворение повторяю и повторяю, пока не запомню. Второй – пишу слова на листке несколько раз и повторяю про себя. Третий – запоминаю прямо на уроке – после многократного повторения за учителем, и при последующем выполнении упражнений. Примерно так же делаю я, но существуют ли специальные способы и приемы запоминания, разработанные учеными?
После ознакомления с основными способами и приёмами запоминания английских слов, я предложила своим одноклассникам выбрать самый подходящий для них вариант способа заучивания слов, который в дальнейшем они будут использовать при работе над словами.
Результаты проведённого опроса (24 человека): «Стикеры» – 2 чел. (8%); «Карта памяти» - 13 чел. (54%); «Ассоциации» – 2 чел. (8%); «Заучивание» – 4 чел. (17%); «Попугай» – 2 чел. (8%); «Аудиолингвистический» - 1 чел. (4%);
По мнению моих одноклассников, следующие методы являются самыми эффективными: Метод «Карта памяти», «Заучивание», «Стикеры». Они позволяют без особых усилий запоминать английскую лексику, и при необходимости всегда можно повторить материал. Кроме того, такие методы как «Стикеры» и «Карта памяти» позволяют накоплять материал.
В основном, в моём классе преобладают визуалы, вот почему для них такие методы как метод «Заучивание», «Карта памяти» и «Стикеры» оказались более приемлемыми и эффективными.
Заключение
В ходе проведенного мною тестирования было выявлено, что большинство моих одноклассников испытывают трудности при изучении иностранного языка, потому что им трудно заучивать слова. В ходе анализа и изучения различной литературы я пришла к выводу, что существует большое количество интересных и эффективных методов, при помощи которых мои друзья смогут быстро пополнить свой словарный запас. После прочтения моей работы в классе большая часть одноклассников заинтересовалась несколькими методами. Но, использовав, их на практике, они выбрали подходящие для себя способы. Это такие способы, как метод «Стикеров», «Карт памяти» и «Заучивания». Выбор способов и приемов зависит от типа личности: 1) Визуал; 2) Аудиал или 3) Кинестет. В основном, в моём классе преобладают визуалы.
В результате проделанной работы я поняла, что методов и способов заучивания лексики много, но каждый ученик должен сам выбрать именно тот, который подойдет именно ему. В любом случае, помните, что какой бы метод вы не выбрали, успех будет зависеть только от вашего желания, упорства и настойчивости. Только ежедневная и упорная работа приведет к желаемому результату. И знайте, что самый лучший способ правильно учить английские слова - это учить их с удовольствием!
Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренные здесь способы и приёмы запоминания английских слов помогут моим одноклассникам и всем, кто хочет хорошо владеть английским языком, подобрать для себя самый эффективный способ заучивания английской лексики.
Предлагаемый нами материал может быть использован всеми, желающими расширить свой словарный запас, теми, кто хочет углублённо изучать английский язык.
Список литературы:
Интернет – ресурсы:
http://ru.wikipedia.orgЭлектронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/213803/Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/512090/