Эффективные приемы и методы обучения младших школьников выразительному чтению и запоминанию наизусть стихотворений


ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ И ЗАПОМИНАНИЮ
НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ.

ВВЕДЕНИЕ
Что такое поэзия?
Заботливые родители, желающие своему ребенку счастливого будущего, понимают, что оно связано с образованием. Трудно себе представить человека, который считается образованным, культурным, но не любит читать, не имеет широкого читательского кругозора.
Поэзия занимает особое место в культурном мире человека. Литературоведческий словарь определяет поэзию (гр. poiesis— творчество от poieo— делаю, создаю) как художественно-образное словесное творчество. Термин употребляется во многих значениях. Прежде всего это искусство слова, наполненное энергией «аристократизма духа». Одно из значений определяет поэзию как художественную литературу, в отличие от научной.
Стихотворение создается из слов, однако механическое добавление этих слов не дает поэтического содержания. Все дело в порядке слов, сцеплениях и созвучиях между ними.
О значении поэзии в жизни человека на мировом уровне свидетельствует появление Всемирного дня поэзии — 21 марта, о чем было провозглашено на 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1999 г. Первый Всемирный день поэзии состоялся в Париже (Франция) 21 марта 2000 г., где находится штаб-квартира ЮНЕСКО.
«Поэзия, - говорится в решении ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека - но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание. Кроме того, Всемирный день поэзии должен дать возможность шире заявить о себе некрупным издательствам, чьи ми усилиями, в основном, доносится до читателей творчество современных поэтов; литературным клубам, которые возрождают извечную традицию живого звучного поэтического слова».
Этот День, считает ЮНЕСКО, призван послужить созданию в средствах массовой информации положительного образа поэзии как действительно современного искусства, открытого людям.
Мы не ставим себе целью вырастить из ребенка поэта или прозаика, но создать условия, благодаря которым он станет более эмоциональным и чувствительным, сможет лучше понимать произведения искусства — это достойная задача для родителей и педагогов.
I. КАК МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ ВОСПРИНИМАЮТ ПОЭЗИЮ
Восприятие поэзии — процесс многогранный. Восприятие — это связующее звено между произведением, которое читают, и личностью читателя. Для того чтобы быть воспринятым, произведение должно быть доступным читателю по лексике, смыслу, объему. Восприятие может не состояться, если сознание читателя еще не созрело.
На пути к настоящему пониманию поэзии читателя подстерегает много трудностей, он проходит разные стадии поэтической начитанности и понимания поэзии. Литературовед В.Разова на основе анализа наблюдений за детским восприятием выделила четыре его основные стадии и в зависимости от этого четыре читательских типа.
Первая стадия, которую проходят почти все читатели поэзии, - «наивный реалист». На этой стадии читателя еще не интересует поэзия, он даже не чувствует, где стихи, где проза. К стихотворению относится как к рассказу о подлинном факте. Больше всего его интересует, так ли все было на самом деле. У такого читателя стиха полностью отсутствует интерес к художественной форме.
«Моралист» - это другой тип читателей, которых больше всего волнует вопрос, чему учат стихи. Есть читатели разного возраста, которые с удовольствием занимаются тем, что «добывают» мораль из стиха. Таких читателей прежде всего интересует тема, содержание стиха. Этот интерес связан с получением пользы. Преимущество стиха, на их взгляд, определяется прежде всего дозой полезной информации о чем-либо или о ком-либо.
Но существует и другая стадия восприятия поэзии, которую можно назвать стадией приближения к пониманию поэзии. Читатели, пребывающие в этой стадии читательской культуры, обращают внимание на форму стиха, на его звучание, они радуются словосочетанию, ритму, они смеются, услышав непривычную форму, способны улавливать по строкам стихотворения настроение поэта, начинают понимать гармонию слова, содержания и формы. Чаще всего данный тип встречается среди детей, которые умеют «просто так» наслаждаться созвучностью, ритмами, рифмами, не задумываясь над содержанием стиха. Это своеобразные «фанатики слова», верующие в силу его и могущество.
У читателя «фанатика слова» — широкие возможности. В силу своего темперамента, эмоциональности он через ощущение формы стиха идет к пониманию настроения поэта, а это уже очень важно, когда речь идет о культуре астенического восприятия поэзии.
И. наконец, есть читатели, которые воспринимают стихи как произведение искусства, наслаждаясь их формой, понимая содержание, волнуясь и радуясь. Восприятие поэзии у читателей этой категории очень похоже на творчество; они видят в поэзии не слепок с действительности, не сборник поучений, а особое изображение жизни.
Та той читатель-творец глубоко ощущает поэтическую речь, умея насладиться стихом, гармонично понимая авторский замысел и его исполнение. Такого читателя можно отнести к категории «поэтическая натура». Этот читатель умеет насладиться всем стихом в целом, содержанием и формой одновременно.Его любовь к стихам не сводится только к любви к героям или только к любви к его звукозаписи. Каждый из таких читателей по-своему, творчески осмысливает прочитанное и старается в словах высказать свое впечатление наиболее точно. По особенно сложно выразить в точных и нескучных словах то, что так интимно переживается.
Настоящего читателя поэзии отличает определенная культура чтения стихотворений. Прежде чем читать стихотворение, нужно обратить внимание на имя и фамилию автора и заголовок произведения. Если фамилия автора уже встречалась, желательно вспомнить, что именно из его произведений вы читали и какое впечатление осталось.
Опрос учащихся начальных классов показывает, что основная часть детей (до 80%) не может вспомнить названия стихотворений и их авторов, даже тех, с которыми знакомились недавно на уроке. И это при наличии и программе по чтению достаточного количества стихотворений. Это свидетельствует о том, что умение обращать внимание на автора без специальных упражнений, само по себе не формируется.
Чтобы воспринимать поэзию, нужен особый слух и особое настроение. Эти качества могут быть развиты у ребенка с помощью взрослых, которые любят поэзию. Таким образом, на вопрос «Можно ли воспитать в ребенке настоящего ценителя поэзии?» — ответ, безусловно, положительный.
II. КАК ПОМОЧЬ МЛАШЕМУ ШКОЛЬНИКУ НАУЧИТЬСЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАТЬ СТИХИ
Согласно программе учащиеся начальной школы должны уметь декламировать стихи, то есть выразительно рассказывать их. Однако поскольку овладение этим умением начинается, когда техника чтения еще не сформирована, устная речь несовершенна, внимание и память недостаточно устойчивы, то довольно часто у младших школьников возникают трудности при чтении стихотворений. Оно становится монотонным и невыразительным, что ничего не дает ни декламатору, ни слушателям.
Чтобы выразительно читать стихотворения, нужно уметь ориентироваться в особенностях поэзии, которая имеет специфическую организацию художественной речи, характеризуется повышенной эмоциональностью, образностью и насыщена разнообразными средствами выразительности. В начальной школе робота над поэтическими произведениями основывается на умении почувствовать авторский замысел через художественные образы, особенно через чувства и переживания самого автора.
Особенностью выразительного чтения является его направленность на передачу своего понимания произведения и воспроизведение его слушателям. Но это все невозможно, если у ребенка есть проблемы с дикцией. Поэтому прежде всего нужно выяснить, нет ли анатомических причин для нарушения произношения и не звучит ли в окружении ребенка неправильная речь. В простых случаях достаточно несколько раз зафиксировать внимание на правильном произношении, в сложных - нужна помощь специалиста-логопеда. Развитию дикции способствуют хорошо известные скороговорки и чистоговорки. Некоторые проблемы с дикцией могут иметь психологический характер: ребенок стесняется выступать, боится неудач, боится забыть текст - поэтому проговаривает поспешно, глотая слова. Помочь может тренировка, использование приемов запоминания, подбадривание, создание положительной обстановки, выступление на домашних праздниках и т. п.
Для эффективной работы по выразительному чтению стихотворений нужно помнить следующее;
• создание соответствующего настроения помогает настроиться на чтение и запоминание. Педагог может это сделать, вспомнив опыт собственного восприятия стихотворения («Как чудесно; ты будешь читать Ф. Тютчева! В детстве мне очень нравилось его стихотворение «Весенняя гроза»:
Люблю грозу и начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит.
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Определенное настроение создаст и сообщение о поэте, его времени. Сообщение может быть совсем кратким, главное, чтобы оно было эмоциональным. («Представляешь, Иван Андреевич Крылов подписывал свои произведения псевдонимом -- «Нави Волырк». Что оно означает? Прочитай запись справа налево. Что получилось? Иван Крылов. Говорят, что он был очень скрытный человек, «человек-наоборот», внешне безобидный толстячок, но в нем был сокрыт острый сатирический ум».) Желательно еще выяснить, когда жил этот писатель. Для младших школьников не стоит использовать понятие «столетие», представление о вековых периодах формируется только в средней школе. Лучше использовать соотнесение с другим известным человеком, например: «Когда жил Иван Крылов? Тогда, когда Пушкин, когда были цари». Материал для сообщений можно найти в разнообразной литературе, например в биобиблиографических словарях («Писатели нашего детства» в трех томах, «Очерки о детских писателях», «Зарубежные детские писатели. Сто имен»). Конечно, для получения интересной информации нужно потратить время и обратиться к дополнительной литературе, но это того стоит; ребенку нужен образец выразительного чтения взрослого. Это важно и для более глубокого понимания, осмысления произведения, и для наследования лучших образцов, и для того, чтобы успеть ощутить наслаждение поэтическим словом; поэтому пусть читает взрослый вслух больше и чаще. И не спешите, читая стихотворение.
Обратите внимание, что культура чтения стихов предусматривает обязательное называние имени и фамилии автора и заголовка произведения; при чтении стихотворения ребенку помогает его форма. Стихотворение пишется «столбиком», строки чаще всего заканчиваются рифмой. В детских стихах конец строки часто совпадает с концом предложения, поэтому его чтение не представляет трудностей для чтеца. В конце строки делается пауза. Особого внимания требуют стихи с переносом, характерные главным образом для XIX в (А. Пушкин, Н. Некрасов,). Тогда конец строки нужно прочитать так, чтобы слушатели поняли, что нужно ожидать продолжения фразы (интонационно повышая голос). Взрослому нужно обратить на это внимание ребенка, несколько раз прочитать сложное место.
…В лесу раздавался топор дровосека
- А что, у отца-то большая семья?
- Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я... (Н Некрасов «Мужичок с ноготок»)
для ребенка младшего школьною возраста важным ориентиром в выразительном чтении являются знаки препинания (точка, двоеточие, троеточие, запятая, тире, скобка, вопросительный и восклицательный знаки). Самой продолжительной паузы требуют точка и троеточие, вопросительный и восклицательный знаки, несколько меньшей паузы - двоеточие и тире, еще меньшей - запятая. Кроме того, знаки препинания требуют использования соответствующей интонации, особенно вопросительный и восклицательный знаки, точка; в основе выразительного чтения лежит понимание. Выразительное чтение учащегося — показатель того, что ребенок понял содержание. Осмысление — главное условие выразительности. Поэтому выразительному чтению ребенка должен предшествовать анализ художественного произведения (в виде беседы), направленный на углубление понимания; в стихотворении нужно ощутить авторский замысел через художественные образы, особенно черезчувства и переживания самого автора. Именно от понимания произведения зависят и избранный темп, и паузы, и интонации; следует обратить внимание, что «чтение должно быть при всем богатстве идей и эмоций простым. Натуральные чувства гнева, восторга, веселья в том виде, как мы их выражаем в жизни, в стихах, в чтении, в рассказе недопустимы» (выдающийся методист М. Рыбникова); важным элементом работы над выразительностью является опора на воссоздающее воображение. Ребенка нужно учить «видеть» внутренним зрением изображенное автором, а для этого ощущать и понимать авторские подсказки. Воссоздающее внимание развивает иллюстрирование (не только графическое, но и словесное;), чтение по ролям, инсценирование.
Учащиеся начальной школы знакомятся с эпическими (сюжетными), лирическими и драматическими стихотворениями. Отличие этих типов поэтических произведений накладывает отпечаток на их изучение.
Эпическим стихам присущ сюжет, развитие событий, в центре которых действуют персонажи. Этим эпические стихи подобны таким художественным жанрам, как рассказ, сказки. Поэтому и работа над эпическими стихотворениями подобна работе над рассказом и сказкой. Как и при рассмотрении прозаических произведений, после ознакомления с текстом стихотворения применяется неоднократное повторное чтение, анализ главной мысли, пересказ. Но не следует забывать, что объект анализа - поэтическое произведение. В сюжетных стихах имеется эмоциональное авторское отношение к герою или объекту изображения, которое проявляется в осуждении или одобрении действий героев.
Вопросы, которые помогут понять эпические стихи:
-Понравилось ли стихотворение?
-О ком и о чем идет речь в произведении?
-Почему это произошло? Что ты представлял, когда слушал стихотворение?
-Как ты думаешь, с каким настроением поэт писал это стихотворение?
-Как нужно прочитать стихотворение, с каким настроением (спокойно, весело, бодро, грустно)?
Драматические стихотворения похожи па эпические наличием сюжетной линии, но они предназначены для постановки на сцене и имеют несколько другое построение произведения (действия, акты, картины) и специальные пометки, которые должен понимать читатель.
Последовательность работы над драматическим стихотворением подобна работе над эпическим: знакомство с произведением, выяснение, какие герои принимают участие и действии, какие у них характеры, как нужно читать слова каждого действующего лица и чтение по ролям.
В отличие от эпических и драматических стихотворений в лирической поэзии нет сюжетного развития. Воспроизведенные переживания и чувства присущи не только автору произведения, но и всем людям, поэтому лирические произведения «задевают», не дают остаться равнодушным. Такая поэзия помогает эмоциональному познанию действительности.
Считается, что нужно при помощи чтения лирических стихотворений вводить детей в мир художественных образов. Сначала чувства, а затем от чувств к мыслям и выводам. Лирические стихи не пересказывают, при работе над ними уточняют изменение настроения.
В современных книгах для чтения представлены преимущественно произведения пейзажной лирики. Они отличаются от других видов лирики тем, что чувства и эмоции автора передаются через окружающую среду, природу, ее состояние и описание. При разучивании наизусть пейзажной лирики допускается фиксирование последовательности изображения: что сначала было изображено, что потом. С этой целью применяют п создание рисунка к стихотворению.
Вопросы, которые помогут понять произведении пейзажной лирики:
-Понравилось ли тебе стихотворение?
-Какие картины ты представил, когда слушал? Какие чувства вызвало произведение?
-Как ты думаешь, с каким чувством, настроением поэт рисовал этикартины?
-Какие слова помогают автору создать такое настроение?
-Какую картину можно нарисовать к первой, второй строфам?
-Какие краски использовать при этом?
-Как нужно прочитать стихотворение, с каким настроением?
Самым сложным в работе является умение взрослого объяснить все сказанное выше ребенку. Среди методических приемов, предлагаемых для овладения умением выразительно читать стихи, выделяются так называемые «партитурные». Партитура разрабатывалась первоначально для взрослых людей, преимущественно актеров, которые, уже владея своим голосомили целеустремленно, профессионально развивая его, могли освоить предложенный текст. Потом этот вид работы перешел систему подготовки учителей, а после этого в школу.
При обсуждении текста учащиеся делают специальные пометки, которые указывают места пауз, ударений, изменение силы голоса темпа и ритма: слова или словосочетания, которые несут наибольшую смысловую нагрузку, самые важные для передачи мысли подчеркиваютсяодной, двумя линиями и пунктиром; короткие паузы обозначаются знаком «/», более длинные – «//», «///»;
повышение голоса –
снижение голоса —
также существуют примечания «громче», «тише», «замедляя» и другие.
Таким образом, можно утверждать, что научить ребенка выразительному чтению можно. Главным условием выразительности является осознанность. Именно наэтом аспекте нужно сосредоточить, свои усилия педагогам.
III. КАК ПОМОЧЬ МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНИКУ ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ НАИЗУСТЬ
Согласно многочисленным исследованиям, стихотворения начинают терять своих поклонников уже в начальной школе, когда дети получают определенный отрицательный опыт: неудачные попытки выучить большое по объему произведение, потерянное время, неприятные минуты рассказывания перед классом и т. и.
Очень важно помочь ребенку на том периоде знакомства с поэзией, когда он еще ощущает к ней положительное эмоциональное отношение, хочет слушать, читать, учить наизусть, хотя и не обладает еще достаточным уровнем техники чтения и собственным опытом, чтобы самостоятельно воспринимать художественные произведения. То есть сделать это в самом начале.
Одна из наиболее распространенных причин незапоминания стихотворения заключается в том, что ребенок не представляет себе его содержание. Не то чтобы совсем не представляет, но у него возникают образы нечеткие, неяркие, не вызывают соответствующих чувств. Часто это бывает, когда стихотворение читается самим ребенком в очень быстром темпе. Иногда молодые учителя увлекаются темпом (скоростью) чтения и не уделяют достаточного внимания пониманию. У ребенка вырабатывается привычка сосредоточиваться только на одной стороне исполнения.
Стихотворение забывается еще и тогда, когда тот, кто его читает для ребенка (учитель, родители, другие ученики), тоже спешит, не соблюдает необходимых пауз.
Для разучивания стихотворений предлагаются учащимся советы-памятки.
Памятка 1.
Прочитай выразительно стихотворение.
Выясни, о чем (о ком) идет речь в стихотворении.
Выясни непонятное в содержании и образах.
Прочитай стихотворение еще раз, раздели его на завершенные по смыслу логические части.
Старайся представить себе содержание каждой части в соответствующих картинках, образах.
Прочитай два – три раза поочередно каждую часть стихотворения.
Закрой книгу и попытайся рассказать прочитанное наизусть.
Перечитай еще раз стихотворение.
Расскажи произведение наизусть.
Памятка 2.
Прочитай стихотворение вслух.
Уточни значение непонятных слов.
Прочитай стихотворение еще раз. Старайся понять его настроение, интонацию, ритм.
Прочитай стихотворение еще два – три раза. Старайся его запомнить.
Через несколько минут повтори стихотворение по памяти, в случае необходимости заглядывай в текст.
Позже повтори стихотворение еще два – три раза, не заглядывая в текст.
Перед сном еще раз повтори стихотворение.
Утром на следующий день прочитай стихотворение еще раз, а потом расскажи его наизусть.
Памятка 3.
Прочитай стихотворение. Ответь на вопрос «О чем рассказывается в стихотворении?»
Прочитай произведение медленно.
Раздели стихотворение на отрывки, имеющие законченный характер.
Образно представь. О чем рассказывается в каждом отрывке. Если можешь, сделай рисунок к ним.
Прочитай несколько раз стихотворение вслух.
Попробуй рассказать все стихотворение, подсматривая в текст.
Для того чтобы использовать эти памятки, нужно как минимум их прочитать и понять, что требует от ребенка много усилий, чтобы выполнить эти инструкции. Это не значит, что нужно отказываться от памяток, но лучше их использовать в конце 3-го и в 4 классе. В 1-3 классах чаще всего решают эту проблему количеством повторов текста.
С возрастом ребенка увеличивается количество и объем стихотворений. Постепенно память с взрослением заполняется разнообразными сведениями, и запоминание происходит медленнее. По и в этом можно помочь. Если именно в этот период вооружить ребенка приемами образного восприятия стихов, то будут созданы условия легкого запоминания произведений.
Приемы образного представления и быстрого запоминания стихотворений:
- с помощью движений;
- с помощью одновременного рисования;
- с помощью подготовленных рисунков;
- с помощью слов-опор.
3.1. РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЙ
Для того чтобы ярко представить то, о чем рассказывается, некоторые слова, можно изобразить с помощью жестов. Этот прием начинают использовать еще в дошкольном возрасте, но он эффективен и в начальной школе. Помните, что показывать ВСE слова стихотворения не нужно – только основные, которые будут опорами.
Последовательность разучивания стихотворения при помощи движений
-Чтение стихотворения взрослым (желательно наизусть). Ребенок слушает.
-Чтение с дополнением. Основную часть текста рассказывает взрослый, ребенок досказывает последнее слово.
-Объяснение непонятных слов (если необходимо).
-Разучивание стихотворения при помощи движений.
-Одновременное рассказывание стихотворения взрослым и ребенком с движениями.
-Чтение ребенком стихотворения наизусть, взрослый показывает движения, помогающие вспомнить нужные слова. Ребенок по желанию может сопровождать рассказывание движениями.
-Чтение ребенком стихотворения наизусть. Взрослый помогает только тогда, когда ребенок что-нибудь забыл.
-Чтение стихотворения наизусть без помощи взрослого.
Работа родителей с ребенком дома отличается от учительской. Взрослый демонстрирует ребенку, как он пользуется приемом запоминания. Обычно количество демонстраций несколько меньше, чем в классе (один-два раза), но больше повторов вместе с ребенком. В семье важно использовать (когда это возможно) многократные повторения в разных ситуациях (рассказать для бабушки, брата, соседки, кошки, куклы и т. д.).
Таким способом можно разучить разнообразные стихи, особенно те, которые насыщены глаголами.

Стихотворение «Кораблик» Д. Хармса
Текст стихотворения Движения
По реке плывет кораблик. Плавные движения кистью («волна»)
Он плывет издалека. Рука «козырьком» ко лбу
На кораблике четыре Демонстрация четырех пальцев
Очень храбрых моряка. Две руки согнуты, как у силача
У них ушки на макушке, Две кисти с сомкнутыми пальцами приставляются к голове
У них длинные хвосты, Движение руки от спины в сторону, словно тянем что-то
И страшны им только кошки, Изображение «лапок»: пальцы напряжены, полусогнуты
Только кошки и коты. Изображение усов: движение пальцами обеих рук от рта в стороны
Стихотворение «Два кота» С. Маршака
Текст стихотворения Движения
Жили-были два кота - Показываем два пальца
Восемь лапок, Показываем по четыре пальца на каждой руке
Два хвоста. Показываем два пальца
Подрались между собой
серые коты. Кисти рук вертятся одна вокруг другой
Поднялись у них трубой
серые хвосты. Руки двигаются снизу вверх, изображая хвосты как трубы
Бились днем и ночью.
Прочь летели клочья, Кисти рук делают резкие движения в стороны
И остались от котов
Только кончики хвостов. Большим и указательным пальцами показываем, какой маленький хвостик

Стихотворение «Дождь идет» А. Введенского
Текст стихотворения Движения
Дождь идет, Движения кистей сверху вниз, как будто капают капли
Потоки льются. Плавные движения, изображающие ручеек
Черный кот глядит на блюдце. Кисти складываются «ковшиком»
В блюдце нету молока, Головой отрицательно покачать, развести руки, приподняв плечи
Смотрит кот на облака: Посмотреть вверх. Можно указать рукой вверх
«Хоть бы раз полил нарочно
С неба в блюдце дождь молочный!» Движения одной руки сверху вниз (дождь), вторая рука – «ковшиком» (блюдце)
При разучивании с помощью жестов нельзя забывать об интонационной выразительности. Возьмем, например, стихотворение Б. Заходера «Еж»:
Что ты, Еж, такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, Волки и Медведи.
Это стихотворение можно рассказывать при помощи ладошки. Когда она раскрыта — это еж, когда он перечисляет своих врагов, пальцы по очереди загибаются. Но чтобы слушателям все было понятно, участники диалога должны быть выразительны. Собеседник ежа, наверное, укололся, ему неприятно, обидно, поэтому к ежу он обращается с некоторым недовольством. А еж отвечает солидно, обстоятельно, рассудительно, в конце реплики — немного жалобно. Кстати, использование разных интонационных средств тоже помогает запоминанию.
3.2. РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ОДНОВРЕМЕННОГО РИСОВАНИЯ
Некоторые стихи можно легко выучить, делая схематические рисунки, изображающие события в произведении. Даже размышление по поводу того, как и что нарисовать, уже поможет запомнить стихотворение.
Последовательность работы над стихотворением
- Чтение взрослым стихотворения.
- Объяснение непонятных слов (если необходимо).
- Чтение стихотворения ребенком.
- Словесное и графическое рисование.
- Мы с тобой будем читать стихотворение и одновременно рисовать. (Сначала образец выполнения показывает взрослый, затем работа выполняется вместе.)
- Рассказывание стихотворения по опорным рисункам.
- Смотрим на рисунок и рассказываем стихотворение.
- Рассказывание наизусть.
Рассмотрим пример разучивания стихотворения с помощью одновременного рисования.
Праздник леса (отрывок)
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Мачты (1) и реи (2) –
Держать паруса,
Рубку (3) и палубу (4),
Ребра (5) и киль (6) –
Странствовать
По морю
В бурю (7) и штиль (8). (С. Маршак)
1. 2. 3. 4.
5. 6. 7. 8.
Часто способ разучивания подсказывает само стихотворение. Стоит заметить, что чем проще рисунок, тем легче его будет запомнить и воспроизвести. Поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, ограничьтесь простой и понятной картинкой.
3.3. РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ПОДГОТОВЛЕННЫХ ОПОРНЫХ РИСУНКОВ
Этот способ менее удобен, так как требует наличия готовых рисунков. Но хорошие иллюстрации делают содержание стихотворения очень наглядным. Этим способом наиболее эффективно разучивать стихи, в которых есть перечень героев, предметов.
Последовательность разучивания стихов с помощью подготовленных опорных рисунковВзрослый читает стихотворение и постепенно выкладывает на стол или прикрепляет к стене рисунки.
Взрослый рассказывает стихотворение вместе с ребенком, обращаясь к опорным рисункам.
Чтение стихотворения с дополнением (взрослый начинает рассказывать строку, а ребенок досказывает ее до конца).
Чтение стихотворения наизусть по опорным рисункам и без них.
Овощи
Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе —
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
219456091440 Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
235013552070 Картошка,
Капуста,
Морковка,
Гopox,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох! (Из Юлиана Тувима. Пер. с польского С. Маршака)
Десять птичек – стайка
Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка.
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель.
Эта птичка — скворушка,
Серенькое пёрышко.
Эта — зяблик,
Эта — стриж,
Эта — развесёлый чиж...
Ну, а эта — злой орлан.
Птички, птички — по домам!
(И. Токмакова)
3.4. РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ.
Используя этот способ, нужно выделить опорные слова в тексте, подчеркнуть карандашом (если книга личная) и прочитать стихотворение, обращая внимание на эти слова. Потом нужно выписать эти слова на отдельный лист бумаги и вспоминать строки стихотворения, смотря только на эти слова.
Последовательность разучивания стихов по опорным словам
Чтение стихотворения взрослым.
Чтение с дополнением (взрослый читает начало предложения, а ребенок продолжает).
Работа над содержанием прочитанного. Выяснение, все ли понятно.
Разучивание стихотворения по опорным словам (опорные слова записываются на листочке в столбик)
-Читаем слова и вспоминаем строки стихотворения.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А. Пушкин «Зимний вечер»)
Опорные слова: буря, небо, вихри, зверь, дитя.
Очень часто в стихах словами, несущими основное содержание, являются рифмы. Попробуйте вспомнить по опорным словам одно известное стихотворение Е.Благининой:
устала
не стала!
не завожу
сижу
игрушки
пустой
подушке
золотой.
А теперь сравните с авторским текстом.
Посидим в тишине
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой…
Для некоторых стихотворений можно объединять приемы, например, разучивание с помощью опорных слов и опорных рисунков.
Помогает при разучивании стихотворений осознание последовательности, что за чем рассказывается: в первом четверостишии – о весне, во втором – о поле и т.п. Это не пересказ, а лишь концентрация внимания на последовательности образов.
Работая над стихотворением, не следует забывать, что объект анализа – поэтическое произведение. У него особая форма, предполагающая использование специфических приемов работы над ними. Ему присущи большая, чем в рассказах, образность, своеобразное синтаксическое построение предложений, лаконичное изображение образов. На это нужно обращать внимание при восприятии поэтических произведений.
IV. КАКИЕ БЫВАЮТ ИГРЫ СО СТИХАМИ
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игровой, в младшем школьном происходит постепенный переход к учебной деятельности. Однако сегодня наблюдается увеличение количества детей, у которых игровой период был сокращен, потому что родители были ориентированы на обучение ребенка. По данным современных психологов преждевременное сворачивание игры достаточно отрицательно отражается на общем психическом и личностном развитии детей, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети, не умеющие играть. Не могут содержательно общаться. Они не способны к совместной деятельности, не интересуются проблемами ровесников. У них нарастают проявления агрессивности, отчужденности, враждебности к сверстникам. Таким детям могут помочь соответствующие специалисты, используя современные методы лечения (литературотерапия, стихотерапия, сказкотерапия). Педагоги в начальной школе могут предложить детям игры в стихи для общего развития и формирования положительного отношения к поэзии.
Особенность литературной игры заключается, кроме ее дидактической, учебной нагрузки, в эмоциональной атмосфере и свободном желании участников. Принуждать ребенка принимать участие в литературной игре не целесообразно, а поощрять, заинтересовывать можно. Такие игры можно использовать в часы досуга, на разнообразных классных и домашних праздниках.
Литературные игры в области поэзии направлены как на воспроизведение и осознание содержания произведения определенного автора, так и на собственно стихосложение, а также на развитие читательской памяти и внимания к деталям.
Если спросить учащихся начальных классов, каких поэтов они знают, то, скорее всего будут названы А. Пушкин, С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто. Но если попросить их назвать произведения этих авторов и процитировать что-нибудь, к сожалению, почти все затрудняются это сделать.
В школе, для того, чтобы учащиеся запомнили фамилию поэта, учитель может проводить специальную работу: многократно произносить фамилию и имя поэта, записывать их на доске, использовать хоровое произнесение, для того, чтобы все запомнили, а также использовать разнообразные литературные игры, например такие:
Игра «Снежный ком»
Учащиеся по очереди называют фамилию поэта, но прежде чем назвать следующую фамилию, они должны перечислить всех, кого называли предыдущие игроки, в той же последовательности, как они были названы.
Образец: А. Пушкин
А. Пушкин – С. Маршак
А. Пушкин – С. Маршак –Е. Благинина…
Если игра проводится впервые, то игроки могут пользоваться учебником. Сначала игру проводят фронтально: любой ученик может добавить фамилию писателя, а весь класс хором проговаривает последовательность. Потом постепенно переходят к групповым и индивидуальным испытаниям.
Игра «Восстанови пары, или писатели и их произведения»
На доске в два столбика записаны фамилии поэтов и названия их стихотворений. Нужно быстро соединить линией заголовок произведения и фамилию автора, например:
С. Маршак «Дядя Степа»
К. Чуковский «Багаж»
С. Михалков «Мойдодыр»
Эту игру проводят как индивидуально, так и покомандно. Фамилии и названия можно записать на отдельных карточках, тогда нужно подбирать пары, двигая карточки.
Игра «Узнай автора по названиям произведений»
Суть игры поясняет ее название. Кто автор следующих произведений?
«Мишка»
«Слон»
«Мы с Тамарой»
«Девочка – рёвушка»
«Резиновая Зина» (автор Агния Барто)
Игра «Какие названия спрятались в предложении, в рассказе?»
Детям необходимо найти в предложении названия произведений известного детского писателя С.Я. Маршака.
Какой сегодня хороший день! Ко мне в гости пришел великан. Он был усатый-полосатый и умел весело рассказывать про гиппопотама. Оказывается, вчера и сегодня он терял свой багаж. Вот какой рассеянный! Потом все дети нашего двора пошли в цирк. Там мы смеялись и ели мороженое. Пусть бы так было целый год!
Здесь 11 названий произведений С. Маршака: «Хороший день», «Великан», «Усатый-полосатый», «Про гиппопотама», «Вчера и сегодня», «Багаж», «Вот какой рассеянный»,«Дети нашего двора», «Цирк», «Мороженое», «Круглый год». Обратите внимание, что название произведения должно оставаться в неизменной форме, не изменяться по числам и падежам.
Игра «Узнай автора»
Дети должны по отрывку из стихотворения назвать его автора.
Ласточки пропали,
А вчера зрей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон за той горой. (А. Фет «Ласточки пропали…»)
***
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса… (А. Пушкин «Осень»)
***
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало… (А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…»)
***
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит. (А. Плещеев «Сельская песенка»)
***
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело. (И. Суриков «Детство»)
Игра «Исправь ошибку»
Ребенку предлагается прослушать стихотворение и исправить ошибку. Конечно, подобную игру лучше проводить, когда дети хорошо знакомы с произведением. Такая игра помимо всего дает возможность подвести к выводу относительно значения отдельного слова в творчестве поэта, показать, насколько изменится интонация, акценты, если изменить хотя бы одно слово у выдающихся поэтов. (Примечание. Неправильный вариант подчеркнут, правильный приведен в скобках).
Листопад.
Лес, точно домик расписной, (терем)
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)
***
Есть в осени первоначальной
Короткая, но странная пора – (дивная)
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф. Тютчев)
***
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем поете вы (звените)
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая? (А. Толстой)
Игра «Узнай произведение автора»
А) По отдельным словам.
- Дуб, цепь, русалка, кот (А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»).
- Ель, Ворона, сыр, Лисица (И. Крылов «Ворона и лисица»).
- Береза, окно, снег, серебро (С. Есенин «Береза»).

Б) По рифмам.
читать!
приставать,
трясти:
Прочти!»
сестрицу:
страницу!»
звать,
ждать,
почитать! (В. Берестов «Читалочка»)

воробей?
- зверей.
сперва
льва
лисицы.
водицы. (С. Маршак «Где обедал воробей?»)
Кража
пропажа
рано
украл он
пробку
коробку. (В. Орлов «Ворона»)
Игра «Восстанови стихотворение»
Взрослый предлагает ребенку текст стихотворения, записанный не столбиком, а как проза, в строку. Необходимо восстановить оригинальную запись стихотворения, выразительно прочитать его и назвать автора произведения.
***
Недаром злится зима, ее пора прошла. Весна стучится в окно и гонит со двора. И все засуетилось, все нудит вон зиму – и жаворонки уж подняли трезвон в небе. (Ф. Тютчев «Весна»).

***
Снег уж тает, ручьи бегут, повеяло весною в окно… Скоро соловьи засвищут, и лес листвою оденется! (А. Плещеев «Весна»).
***
С весною расцвела душистая черемуха и завила ветки золотистые, что кудри. (С. Есенин «Черемуха»).
***
Как свеж и зелен мой садик! В нем распустилась сирень; от душистой черемухи и от кудрявых лип тень. Правда, нем нет бледных лилий, горделивых георгин и лишь один мак возвышает пестрые головки. (А. Плещеев «Мой садик»).
Игра «Воссоздай правильную последовательность»
Игрокам предлагается воссоздать последовательность стихотворения – так, как это было у автора. Стихотворение может быть разделено на строки, двустишия, строфы. Последний вариант – самый сложный.
Текст для игры Авторский текст
Одинокий бег. Чудная картина,
Полная луна Как ты мне родна:
Белая равнина, Белая равнина,
Чудная картина, Полная луна,
И саней далеких Свет небес высоких,
И блестящий снег, И блестящий снег,
Свет небес высоких, И саней далеких
Как ты мне родна: Одинокий бег. (А. Фет)


Игра «Поэтическая цепочка»
Ребенку предлагается послушать стихотворение и сказать, сколько разных произведений в нем спряталось. Нужно указать название каждого стихотворения (автора и заголовок). Для создания подобных «цепочек» можно сосредоточиться как на творчестве одного поэта, так и нескольких. Подобрав стихи на одну тему.
Сначала нужно прослушать всю «цепочку». Затем «цепочка» читается еще раз, а ребенок должен определить, сколько разных отрывков здесь собрано. При третьем прочтении нужно назвать, из какого произведения взят отрывок.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, - и вот сама… (А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»)
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь.(А. Пушкин «Зима!.. Крестьянин торжествуя»)
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли? (Н. Некрасов «Мороз-воевода»)
И наутро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело. (И. Суриков «Зима»)
Игры, направленные на создание стихотворений, учат ценить точное поэтическое слово, развивают языковое чувство, речь, умение слышать рифму, ритм.
Составление чистоговорок Чистоговорки - это рифмованные предложения, в которых первая часть – трех- или шестикратное повторение какого-нибудь слога, вторая – короткая фраза, ритм и рифма которой соответствует первой части.
СА-СА-СА, СА-СА-СА – на меня летит оса.
СЯ-СЯ-СЯ, СЯ-СЯ-СЯ – упустили карася.
В отличие от считалок и скороговорок, чистоговорки практически не имеют фольклорных образцов. Их появление связано с потребностями логопедов и учителей в простых стихотворениях с меньшей смысловой нагрузкой, чем скороговорки, на которых можно поупражняться произносить отдельные слоги или звуки. Чистоговорки развивают навыки слушать, четко и ясно произносить слова, подбирать рифму.
Методика работы с чистоговорками Сначала взрослый проговаривает чистоговорку, а ребенок повторяет за ним, воссоздает текст и интонацию.
ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА – наступили холода.
ВА-ВА-ВА, ВА-ВА-ВА – учим сложные слова.
МЫ-МЫ-МЫ, МЫ-МЫ-МЫ – не боимся мы зимы.
Затем задание усложняется: ребенку предлагается только часть чистоговорки, нужно закончить ее, подбирая последнее слово по смыслу и рифме.
ДЫ-ДЫ-ДЫ, ДЫ-ДЫ-ДЫ – принеси-ка мне … (воды).
ЛО-ЛО-ЛО, ЛО-ЛО-ЛО – мы поехали в … (село).
Желательно, чтобы взрослый тоже предлагал свои варианты, а не только смотрел, как это делает ребенок. Это и поддержит игру, и поможет ребенку расширить словарный запас.
НА-НА-НА, НА-НА-НА – наступила (вдруг весна, на слона).
НО-НО-НО, НО-НО-НО – посмотрели мы (кино, в окно).
ШИ-ШИ-ШИ, ШИ-ШИ-ШИ – что-то шепчут (малыши, камыши).
Сначала нужно прибавлять только одно слово, затем – всю вторую часть (взрослый предлагает слоги, а ребенок завершает чистоговорку).
ВУ-ВУ-ВУ, ВУ-ВУ-ВУ - … мы увидели траву.
Со временем можно предложить составлять чистоговорки, объединенные общей темой.
ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА – наша девочка мала.
ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА – утром двор весь подмела.
ЛО-ЛО-ЛО, ЛО-ЛО-ЛО – уже тесто подошло.
ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА – пироги нам испекла.
Попробуйте составить такие чистоговорки, например, о козе.
ЗА-ЗА-ЗА, ЗА-ЗА-ЗА – есть у бабушке коза.
ЗУ-ЗУ-ЗУ, ЗУ-ЗУ-ЗУ - …………………..
ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ, ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ - ……………….
ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ, ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ - …………………..
Игра «Собиратели рифм»
Ребенку предлагается слово, к которому нужно подобрать рифму, например:
Баба-яга – нога, серьга, …
Борода – ерунда, сковорода, …
Букварь – дикарь, январь, …
Водица – единица, лисица, синица, девица, …
Елка – защелка, пчелка, …
Коза – гроза, лоза, слеза, …
Пирог – порог, залег, мог, ног, …
Когда ребенок учится подбирать рифму, нужно обращать его внимание на на качество рифмы и избегать неточных рифм.
Игра «Последнее слово – твое»
Эта игра похожа на загадки – рифмовки, когда ребенку предлагается почти все стихотворение, а он должен добавить лишь одно слово.
Сначала можно предлагать варианты ответов, из которых нужно выбрать один и доказать его правильность.
Шубу теплую в колечках
Носит тихая … (овечка, аптечка, крылечко)
В тихой заводи речной
Он построил дом весной.
Без пилы и топора
Дом построен у … (бобра, крота, жука).
Когда ребенок освоит загадки – рифмовки, ему можно предложить загадки-обманки. Это тоже загадки-рифмовки, но здесь рифма не помогает, а наоборот мешает.
Без воды и еды он идет целый день,
Он такой терпеливый – двугорбый …
Хочется сказать «олень», а по смыслу должен быть верблюд.
Игра «Закончи стихотворение по началу»
Эта игра подобна предыдущей, но ребенку нужно добавить не слово, а одну или две строки.
-Кто ответит на вопрос?
…………………………..
Но не в шутку, а всерьез.
Почему я так замерз?
Что такое альбатрос?
Почему лохматый пес?
Где работает матрос?
***
-Бывает в жизни невезенье
………………………………
-У верблюда два горба
………………………………
Эта игра приобретает дополнительный интерес, если для нее брать стихи известных поэтов, а потом сравнивать полученные варианты с авторскими.
Не послушался я маму
И упал в большую яму…
………………………….
………………………….
(Мама, если честно,
В яме – интересно!) (А. Матасова)
Зачем у маленькой хозяйки
Зеленый зонтик взяли зайки?
…………………………………
…………………………………
(Затем, чтоб прятаться от волка
Под этим зонтиком из шелка.) (Г. Сапгир)
Шел дождь зимой. Не шел – бежал!
Спешил, наверно, очень.
Сугробы снега сокрушал,
Смывая их с обочин.
И я спросил: «Куда спешишь?»
А он в ответ на это:
…………………………………..
………………………………….
(«Ты лыжи, друг, не одолжишь?
Догнать мне нужно лето»). (В. Бредихин)
Жил на свете муравей –
Без ресниц и без бровей.
……………………………
……………………………
(Он терпеть не мог девиц –
Без бровей и без ресниц.) (В. Левин)
Игра «Буриме»
Составление стихов по предложенным рифмам, например: снежок – пирожок; дорожка – окошко.
Можно взять рифмы из стихов известных поэтов, составить собственные, а потом сравнить.
Например, можно предложить рифмы из стихотворения Л. Шлыгина «Уборка»: дорожка – немножко – провинилась – запылилась – а-та-та – чистота.
После прослушивания вариантов, сочиненных детьми, прочитать авторское стихотворение:
Дай тебя, дорожка,
Я побью немножко.
Ты не провинилась –
Просто запылилась.
А-та-та! А-та-та!
Будет в доме чистота.
Описанные игры, конечно, не исчерпывают все варианты и виды игровых заданий со стихами, но они могут подтолкнуть всех небезразличных к развитию ребенка к дальнейшему творческому поиску.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Место поэзии в детском развитии трудно переоценить. У большинства детей с рождения хорошо развиты память и артистизм, однако некоторым из них все равно трудно запоминать стихи или хотя бы выразительно их прочитать, особенно если речь идет о детях с задержкой психического развития, для которых характерны дефицит внимания, недостаточно развитое произвольное внимание, слабая память, ограниченный словарный запас, различные речевые нарушения. Выучить наизусть четыре строчки – для них большая проблема. Они не понимают, зачем читать и запоминать наизусть стихи. Описанные приемы и методы помогают приобщить учащегося с особыми возможностями здоровья к миру поэзии и сформировать у него умение выразительно читать и запоминать наизусть стихотворения, что помогает развивать память, воображение, речь, чувство прекрасного, найти внутреннюю гармонию и повысить уровень общей культуры. Все приемы, методы и формы работы невыдуманные, реальные и посильные для воплощения. Конечно, чтобы научить ребенка выразительно читать стихи, нужно набраться терпения и стремиться превратить процесс обучения в интересную игру, чтобы сформировать позитивное отношение к учебе, литературе, поэзии.
Следует добавить, что использование приведенных игр в работе с детьми, которые обучаются в МБОУС(К) ОШ «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья, позволило повысить степень запоминания стихов и выразительности при их чтении на 20%.