Разработка урока по музыке Импрессионизм в живописи и музыке

Открытый урок по музыке.
6 класс.
Тема урока: Импрессионизм в музыке и живописи
Тип урока: Получение новых знаний.
Цель урока: познакомиться с проявлениями импрессионизма в музыке и живописи, научиться отличать музыку импрессионизма.
Задачи урока:
обучающие: знакомство с импрессионистическим стилем в искусстве, а также с произведениями известных композиторов и живописцев
развивающие: развитие эмоциональной отзывчивости, развитие воображения, умение анализировать, сравнивать, умение работать в коллективе;
воспитывающие: формирование эстетического восприятия мира.
Музыкальный материал: Клод Дебюсси прелюдия «Лунный свет», «Девушка с волосами цвета льна», триптих «Ноктюрны».
Для урока понадобится: проектор, ноутбук, музыкальный центр.(презентация, слушание)
Ход урока
Учитель: музыкальное приветствие (Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!)
Ребята, прежде чем мы перейдем к новой теме, хотелось бы повторить пройденный материал (деревянно-духовые инструменты, струнно-смычковые инструменты, И. С. Бах, Л. В. Бетховен, В. А. Моцарт). Предлагаю вам сыграть в игру под названием «музыкальный Брейн- ринг». Вы должны поделиться на две(три команды, по желанию команды придумывают себе название). Назначаются капитаны команд, которые будут звонить в колокольчик. Игра состоит из трех частей. 1 часть. Блиц -вопросы. Я задаю вопрос. Та команда, которая знает ответ, звонит в колокольчик. Всего 12 вопросов. 2 часть. музыкальная викторина.(колокольчики не участвуют). Каждой команде воспроизводится музыкальный фрагмент. (всего 12). 3 часть. Угадать изображение. Изображения в виде презентаций (сначала изображение, затем ответ),(композиторы, инструменты). Подведение итогов.
Учитель: Молодцы, ребята! Я вижу, вы замечательно усвоили пройденный материал.
а сегодня на уроке я хотела бы поговорить с вами о таком понятии, как импрессионизм. Но прежде чем, ответить на этот вопрос, я предлагаю вам отправиться в….слайд 1
Ученики: Париж!
Учитель: Абсолютно верно! Ребята, Париж-город искусства! В Париже очень много музеев. Самый известный музей-это Лувр. есть еще один интересный музей -это музей Мармоттан. Я бы хотела обратить ваше внимание на две экспозиции.Первая находится именно в музее Мармоттан. А другая- в Лувре. Слайд 2, слайд 3 Посмотрите на эти картины и подумайте, в чем их отличие? В какой картине более четко проработаны детали, а в какой все более размыто?
Ответы учеников:
Учитель: Эта репродукция картины выдающегося французского живописца Клода Моне, которая называется «Впечатление. Восход солнца». Все словно в призрачной дымке, все окутано туманом. Именно с этой картины зародился такой стиль, как импрессионизм, а художники, писавшие такие картины, стали называть себя импрессионистами.
Слайд 8
Импрессионизм зародился в 1860-х годах во Франции. Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression – впечатление) – художественный стиль в искусстве последней трети XIX – начала XX вв. Его представители его стремились передать непосредственное впечатление от окружающего мира, изменчивые состояния природы живописными средствами. Художники-импрессионисты вышли писать свои картины на открытый воздух, хотя раньше работа над картиной проходила в основном в мастерской.

Учитель: Давайте еще раз все вместе повторим это направление в искусстве.
Ученики: Импрессионизм.
Учитель: Молодцы, ребята! Помимо живописи, импрессионизм нашел свое воплощение в музыке. Эта музыка часто звучала на выставках художников-импрессионистов.
Ребята, а как вы предполагаете, какой должна быть музыка импрессионизма?
Ответы учеников:
— Музыка импрессионизма очень необычна. Сейчас мы с вами послушаем произведение. Это произведение о девушке. Я представлю вашему вниманию два портрета. Давайте с вами попробуем догадаться, какой портрет больше подходит этой музыке? А потом я вам скажу название. Слайд9 (звучит «Девушка с волосами цвета льна»)
— Скажите мне пожалуйста, как вы можете охарактеризовать эту музыку? Есть ли в ней что-то необычное? (утонченная, поэтичная, изысканная, звуки застывают в воздухе)
— Дети размышляют
— Это произведение написал французский композитор Клод Дебюсси.
Слайд 10. Он был основоположником и одним из самых ярких представителей музыкального импрессионизма. Очень удивительны названия его произведений: «Что видел западный ветер», «Феи-восхитительные танцовщицы», «Затонувший собор», «Девушка с волосами цвета льна», «Шаги на снегу», «Снег танцует», «Лунный свет». Эти названия очень необычны живописны.
Значение мелодии в музыке уходит на второй план. Вырастает роль гармонии, на первый план выступает её красочное значение. Нет ярких, широких мелодий, лишь мелькают короткие мелодические фразы. Она растворяется в гармоническом фоне. Вся музыка наполняется сочетанием сложной и «прозрачной» гармонии. Образы неуловимые, зыбкие, расплывчатые, ускользающие. Композиторов-импрессионистов тяготеют не к крупным формам, а к миниатюрам. В них легче передать мимолетные впечатления от различных явлений, смену настроений.
Сегодня мы с вами познакомимся с симфоническим произведением «Ноктюрны». Его еще называют “Триптих”. Триптих — это серия из трех пьес. «Облака» — это первая пьеса. «Празднества» — это вторая пьеса. «Сирены» — это третья пьеса. Слайд 11
Сам композитор в пояснении к триптиху «Ноктюрны» писал, что это название имеет чисто «декоративный» смысл: «Речь идёт не о привычной форме ноктюрна, но обо всём том, что это слово содержит, от впечатлений до особых световых ощущений».
Дебюсси однажды признал, что естественным толчком к созданию «Ноктюрнов» послужили его собственные впечатления от современного Парижа.В оркестровке нет тяжелой меди. Звучат только струнные и деревянно-духовые. Ребята, давайте послушаем первую часть, которая называется «Облака». В этой части на первый план выходит деревянно духовой инструмент. Давайте попробуем узнать его по звучанию.
Ответы детей:
Учитель: Верно, ребята. Этот инструмент ближе всего по звучанию с гобоем. Но это не он, это его старший брат-английский рожок. Слайд 12. В чем отличие у него от гобоя?
Ответы детей:
Он исполняет тему облаков. «Облака» — пояснял композитор — это картина неподвижного неба с медленно и меланхолически проходящими облаками, уплывающими в серой агонии, нежно оттенённой белым светом».
Вторая пьеса триптиха – «Празднества». В предисловии к ней композитор пишет: «Празднества» — это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия, проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним, но фон остаётся все время — это праздник, это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма».“Празднества” наполнены ослепительными оркестровыми красками. Яркое ритмическое вступление струнных рисует нам оживлённую картину праздника. В средней части будто слышится приближение парада, сопровождаемое медными и деревянными духовыми, затем звучание уже всего оркестра постепенно нарастает и выливается в кульминацию. Но вот это мгновение исчезает, волнение проходит, и мы слышим только лёгкий шёпот последних звуков мелодии.
Третья пьеса триптиха – «Сирены». Написана она для оркестра с женским хором. «Это море и его бесчисленные ритмы, раскрывал программу сам композитор, затем посреди волн, посеребрённых луной, возникает, рассыпается смехом и затихает таинственное пение Сирен».
Сирены – это птицы с головами девушек. Своими прекрасными голосами сирены заманивали к острову путешественников, и корабли их гибли на прибрежных рифах, и вот мы можем услышать их пение. Поёт женский хор – поёт с закрытыми ртами. Слов нет – одни звуки, будто рождённые игрой волн, парящие в воздухе, исчезающие, едва возникнув, и снова возрождающиеся. Даже не мелодии, а лишь намёк на них, как мазки на полотнах художников-импрессионистов.
Музыка композиторов-импрессионистов программная, то есть авторы поясняют ее содержание, давая своим произведениям названия.
— Подводя с вами итог, что же общего в музыке импрессионизма с художниками- импрессионистами?
Ответы детей:
В творчестве художников и композиторов много общего. Музыка может рисовать звуками, мы видим эти картины. Прежде всего – это родственная тематика. Ведущей темой становится пейзаж.Типичной темой стал и лирический портрет. Привлекает их и бытовой жанр. Разнообразие ладов у музыкантов-импрессионистов аналогично обогащению цветовой палитры художников-импрессионистов.
В произведениях не окружающий мир, а свое личное впечатление от этого мира.
Учитель: Ребята, сегодня мы познакомились с очень необычным направлением - импрессионизм. Музыка импрессионизма невероятна красива! Я надеюсь, что с годами, вы не раз будете возвращаться к этим прекрасным произведениям.
А закончим мы наш урок песней «На крыше дома твоего» Юрия Антонова. Родители могут нам подпевать.